История музыкальной культуры Тамбовского края
статья по музыке на тему
Статья, посвященная истории музыкальной культуры Тамбовщины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_muzykalnoy_kultury_tambovskogo_kraya.docx | 19.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная культура Тамбовского края
Автор: преподаватель ДМШ№1 г. Мичуринска МАКАРОВА Л.К.
История музыкальной культуры Тамбовского края весьма богата именами и событиями.
П.И.Чайковский неоднократно приезжал в Тамбовскую область к своему другу – художнику В.С.Шиловскому. Именно здесь композитор, вдохновленный красотой природы и раздольем Тамбовского края, написал несколько своих произведений. С Тамбовщиной связано творчество русского хорового дирижера Ю.Н. Голицына, композитора И.И. Дзержинского - автора оперы «Тихий Дон». Отсюда родом один из основоположников русского оперного искусства А.Н.Верстовский. В конце 40-х начале 50-х годов военный оркестр Тамбовского суворовского училища возглавлял И.А.Шатров - автор вальса «На сопках Манчжурии». Композитор похоронен в Тамбове на городском кладбище. Начальником Тамбовского гарнизона был знаменитый композитор В.И.Агапкин, автор марша «Прощание славянки», который является гимном Тамбовской области. В Тамбовскую землю уходят корни рода Рахманиновых - выдающегося русского композитора и пианиста С.В.Рахманинова. В Козловском уезде родились, жили прадед, дед (известный пианист А. А. Рахманинов), отец Сергея Васильевича. Очагами культуры являлись многочисленные дворянские усадьбы, разбросанные по всей Тамбовской губернии Музыкальными центрами края были поместья князей Голицыных в Усманском уезде, Чичериных в Кирсановском, графа Строганова в Тамбовском. «Дворянские гнёзда», являясь объектами музыкальной культуры, сохраняли присущие каждой губернии традиции. На Тамбовской земле это была традиция хорового пения.
О некоторых выдающихся людях музыкального искусства Тамбовщины продолжим наш рассказ.
Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский бывал в Тамбовской губернии и работал здесь над своими произведениями в период с 1871 по 1876 год. Его любимой «летней резиденцией» было село Усово Кирсановского уезда (теперь Бондарского района). Впервые (в 1871 г.) приехав в имение своего ученика и друга В.С. Шиловского, композитор провел в Усове конец летних каникул. В парке имения стоял большой двухэтажный дом с верандой и балконом. Вокруг были «пленительные» места для прогулок. Композитор до самозабвения любил русскую природу. Она приносила ему вдохновение. В ней он черпал силы для творческого труда. Хозяин хорошо знал своего учителя и предоставлял ему полную свободу. П.И. Чайковский мог наслаждаться «отрадным одиночеством».
В 1872 году Петр Ильич провел в Усове все лето, закончив здесь свою Вторую симфонию.
На долгие годы запомнились композитору счастливые дни, проведенные в захолустной тамбовской деревне летом 1873 года. «…Прямо из Парижа, в начале августа, я приехал в Тамбовскую губернию,— пишет Петр Ильич,— я очутился совершенно один в прелестном оазисе степной местности. Не могу вам передать, до чего я блаженствовал эти две недели. Я находился в каком-то блаженном состоянии духа, бродя днем по лесу, под вечер — по неизмеримой степи, а ночью, сидя у отворенного окна и прислушиваясь к торжественной тиши захолустья, изредка нарушаемой какими-то неопределенными ночными звуками. В эти две недели, без всякого усилия, как будто движимый какой-то сверхъестественной силой, я написал всю «Бурю». (Это одно из его произведений для оркестра).Оно успешно было исполнено и удостоено премии Глинки (500 Руб.)
В середине июля 1874 года Петр Ильич снова посетил Усово и здесь успешно закончил работу над своей новой оперой «Кузнец Вакула» по произведению Гоголя. Композитор, вернувшись в Москву, представил свою оперу на конкурс под девизом «Искусство вечно, жизнь коротка» и получил за оперу первую премию ( новых 1500 руб.). Сейчас в новой редакции опера называется «Черевички».
Тамбовщина для Чайковского была музой, вдохновляющей на создание великой музыки.
К 100-летию со дня первого приезда Чайковского в Усово на фасаде Усовской школы была установлена мемориальная доска П.И. Чайковскому. В 1975 году мемориальную доску заменили памятными знаком — мраморной стелой с надписью. Несколько лет в Усове проводился День Чайковского, на который приезжала внучатая племянница П.И. Чайковского К.Ю. Давыдова, научная сотрудница Дома-музея Чайковского в Клину.
Алексей Николаевич Верстовский
Талантливый русский музыкант, композитор и театральный деятель А. Верстовский был ровесником Пушкина и старшим современником Глинки. В 1862 г. после смерти композитора выдающийся музыкальный критик А. Серов писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку», имея в виду необычайно стойкий успех его лучшей оперы «Аскольдова могила».
Вступив на музыкальное поприще в конце 1810-х гг., Верстовский более 40 лет находился в центре музыкально-театральной жизни России, активно участвуя в ней и как плодовитый композитор, и как влиятельный театральный администратор. Композитор был близко знаком со многими выдающимися деятелями русской художественной культуры. Он был «на ты» с Пушкиным, Грибоедовым, Одоевским. Тесная дружба и совместное творчество связывали его со многими писателями и драматургами.
Верстовский родился в имении Селиверстово Тамбовской губернии. Отец композитора был сыном генерала А. Селиверстова и пленной турчанки, и потому фамилия его — Верстовский, а сам он был приписан к дворянскому сословию. Музыкальное развитие мальчика проходило в благоприятной обстановке. В семье много музицировали, у отца был собственный крепостной оркестр и большая по тем временам нотная библиотека. С 8 лет будущий композитор начал выступать в любительских концертах как пианист, а вскоре проявилась и его склонность к музыкальному сочинительству.
Со свойственной ему пылкостью и темпераментом Верстовский принимает участие в любительских спектаклях как актер, переводит на русский язык французские водевили, сочиняет музыку к театральным представлениям. Верстовский был знаком с видными представителями культуры - поэтами, музыкантами, артистами. Среди них маститый драматург А. Шаховской, критик П. Арапов, композитор А. Алябьев, великий поэт Пушкин. К двадцатилетнему композитору пришла слава. Воодушевленный успехом, Верстовский решает полностью посвятить себя служению любимому искусству, создавая новые оперы.
Современники высоко ценили Верстовского. Грибоедов писал композитору: «В красоте твоей музыки нисколько не сомневаюсь».
Не случайно длительный период его служения театру современники называли «эпохой Верстовского». По воспоминаниям разных людей, знавших его, Верстовский был личностью весьма незаурядной, сочетавшей высокую природную одаренность музыканта с энергичным умом организатора — практика театрального дела. Он был автором не только театральной музыки, но и разнообразных песен и романсов, с успехом исполнявшихся на сцене и прочно вошедших в городской быт.
Самая знаменитая опера Верстовского — «Аскольдова могила» (1835), действия которой происходят в Киевской Руси, когда христианство только-только было принято, во времена Великого князя Киевского - Владимира Первого.
Мария Николаевна Мордасова - "Королева частушек". Народная артистка России - она прославила частушку, народную песню, которая жила в ее сердце, была ее речью, ее даром общения с людьми. Ее любят и помнят не только на Тамбовщине и в Воронеже. "Вторая Мордасова" - так говорят о тех, кого хотят похвалить за выдающееся искусство петь частушки и песни, за красоту голоса. В этой поговорке существующей во всех уголках России, отразились и необыкновенная популярность, и всенародное восхищение ее манерой пения.
Из воспоминаний Людмилы Зыкиной – выдающейся певицы народных песен 20 века и подруги Мордасовой.
"Марию Николаевну Мордасову я знаю давно - со времен войны, когда услышала по радио ее звонкий, задорный, жизнеутверждающий голос. Как точно передавала тогда певица веру в победу, неиссякаемый оптимизм солдата, его преданность долгу! Опыт народа, его история, труд и мечты проходят через мордасовские частушки и припевки не случайно. Ведь артистка плоть от плоти народа. Но главная заслуга Мордасовой, на мой взгляд, состоит в том, что она не просто сделала народную частушку достоянием профессионального искусства, а показала ее многообразную красоту и жизненную силу. Необычайно мелодичное и интонационное богатство мордасовской частушки роднит ее с лирической песнью, выражающей думы и чувства людей труда, их радости и боли".
Родилась будущая знаменитость в 1915 году в деревне Нижняя Мазовка Чернянского уезда Тамбовской губернии. Из 14 детей самой голосистой считали Марию.
Вскоре Мария Мордасова переехала в Воронеж, где стала посещать самодеятельный хор, украсив его своим талантом. Хором руководил К.И. Массалитинов – композитор, будущий основатель Государственного Воронежского русского народного хора. Услышав Марию – он ахнул: «Какой голос!».
На сцене она творила чудо – ее голос, интонация, улыбка, пляска очаровывали. Слава М.Н. Мордасовой и Воронежского хора быстро росла. Тридцать лет она отдала хору, и здесь ее талант получил всенародное признание.
М.Н. Мордасова собирала фольклор и в любой гастрольной поездке находила время и силы, чтобы послушать местных мастеров народной песни. Она запоминала напевы на слух, а слова записывала в тетрадку. Способность импровизировать, обрабатывать тексты, сочинять новые поражала всех, кто знал Марию Николаевну.
В 2005 году в Воронеже открылся ее «Музей-квартира», где представлены многие вещи, сувениры, документы, находившиеся рядом с Марией Мордасовой изо дня в день, и красочно иллюстрирующие ее трудную, но яркую жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение истории и культуры родного края как средство нравственного воспитания личности.
Обобщение опыта работы....
Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики
Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками в школьном комплексно-краеведческом музее....
Творческий отчет по теме «Привитие любви к истории и культуре марийского края»
Проведенный анализ качества знаний, умений и навыков обучающихся школы обнаружил недостатки в усвоении обучающимися основополагающих понятий, формировании их умений и навыков, недостаточное понимание ...
Компилятивная программа по истории и культуре родного края для 11 класса профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы
Пояснительная записка по курсу «История и культура родного края» для 11 классов профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы.Данная компилятивная програм...
Презентация "Знаменитые деятели науки и культуры Тамбовского края"
Презентация о выдающихся деятелях науки и культуры Тамбовского края...
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ТАМБОВСКОГО РАЙОНА.
Урок - путешествие по Тамбовскому району Тамбовской области. Знакоство с природными объектами и памятниками истории и культуры....
“Образовательный квест как инновационная форма освоения музыкальной культуры Кольского края в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО”.
XXI век — век высоких компьютерных технологий и электронной культуры. Учителю необходимо владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками, для того...