Программы Элективных курсов
рабочая программа по музыке по теме
Современные музыкальные жанры
Математика и музыка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_sovremennye_muzykalnye_zhanry.doc | 88.5 КБ |
elektivnyy_kurs_matematika_i_muzyka.doc | 131 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Яблоновый Гай»
Ивантеевского района Саратовской области
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей естественно-исторического цикла протокол №------ от--------- ------------ / / | «Принято» решением Педагогического совета протокол № « »-----------------20----- Г. | «Утверждаю» Директор МОУ « СОШ с.Яблоновый Гай» -------------- Р.С.Бушма. Приказ № ---- от -------------- |
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Современные музыкальные жанры
Срок реализации 20 часов
Автор программы:
Сахарова Елена Валерьевна,
учитель музыки
С.Яблоновый Гай
2016 г.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Современные музыкальные жанры» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса к обучению по специальному художественному направлению гуманитарного профиля и является продолжением и логическим завершением предмета «Музыка» (1-8 кл., под научным руководством Д. Б. Кабалевского).
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Концепции художественно-эстетического образования и Государственного образовательного стандарта области «Искусство».
Цель курса:
- формирование системы музыкально-эстетических ценностей учащихся в условиях массовой культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его современных стилей и жанров;
- формирование интереса и положительной мотивации школьников к музыкальной специализации в гуманитарном профиле.
Элективный курс «Современные музыкальные жанры» является предметно-ориентированным и решает следующие задачи:
- дать ученику возможность реализовать свой интерес специальному художественному направлению и создать условия для осознанного выбора профиля в образовательной области «Искусство»;
- познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами современной массовой музыкальной культуры, приобщить к лучшим образцам современной музыки;
- показать взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и массовой музыкальной культуры;
- развить навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с точки зрения на основе знаний истории и теории музыки;
- научить понимать и оценивать современную музыку с духовно-нравственных позиций, помочь выработать собственный обоснованный взгляд на явления современной массовой музыкальной культуры, способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей и музыкальных вкусов.
Содержание элективного курса реализуется на основе принципов последовательности, системности, обобщения, а также при помощи следующих методов:
- метод художественно-педагогической драматургии, который способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном предмете,
- проблемно-поисковый метод, метод обобщения, метод проектов, которые оптимизируют процесс вхождения учащихся в профессию, т. к. помогают формированию самостоятельного взгляда на неё;
- метод монологически- диалогического изложения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
- метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации;
- метод взаимосвязи различных видов искусств;
- метод взаимосвязи с жизнью (опора на жизненные ситуации);
- метод самостоятельной работы с источником.
Основной формой работы является учебное занятие (урок), проводимое 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Занятия носят теоретический и практический характер.
Формы учебных занятий: «круглый стол», практикум, конференция, дискуссия, ток-шоу, семинар.
Программа реализуется в различных видах деятельности:
- исполнительская (пение, музицирование);
- слушание аудиозаписей, просмотр видеозаписей;
- диагностическая (анкетирование, тестирование);
- проектно-исследовательская;
- просветительская (посещение концертов, спектаклей).
Проведение курса предусмотрено в течение полугодия в 9 классе общеобразовательной школы. Курс расчитан на 20 часов.
Критериями успешного освоения элективного курса и готовности к освоению специализации художественного направления гуманитарного профиля можно считать:
- степень развития интереса к данному профилю;
- степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и художественно-профессиональную деятельность;
- степень проявления способностей к музыкально-творческой деятельности и интереса к данному направлению музыки;
- степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве, проявления художественного вкуса.
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, собеседований с ними, а также с использованием форм входного, текущего и итогового контроля (викторины, опрос, тесты, концертная деятельность).
Итоговый контроль заключается в обобщении результатов текущих опросов и выполнении итоговых практических зачётных работ. В результате изучения данного курса учащиеся должны:
- ориентироваться в разнообразии современных музыкальных стилей и направлений;
- знать основные особенности творчества изучаемых авторов и исполнителей;
- узнавать на слух изучаемые музыкальные произведения;
- уметь высказывать свою точку зрения на музыкальные явления современности;
- иметь представление о выбранном профессиональном направлении;
- сдать зачётную работу.
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Введение в курс | 1 | 1 | |
2. | Джаз | 2 |
| 2 |
3. | Рок-музыка | 2 |
| 2 |
4. | Мюзикл | 2 |
| 2 |
5. | Кино-музыка | 2 |
| 2 |
6. | Поп-музыка | 2 |
| 2 |
7. | Авторская (бардовская) песня, гитара | 1 | 2 | 3 |
8. | Электронная музыка, синтезатор | 1 | 2 | 3 |
9. | Профи-дайджест | 1 | 1 | |
10. | Зачётное занятие | 2 | 2 | |
| Всего: | 14 | 6 | 20 |
Содержание.
1. Введение в курс (1 час).
Задачи курса (краткое ознакомление, анкетирование, профтестирование, беседа).
Понятие «современная музыка», «современный жанр». Смена эпох: античность, возрождение, барокко, классицизм, романтизм, современная музыка. Музыка «серьёзная» и «лёгкая». Феномен эстрады, понятие «эстрады». Основные жанры эстрадной музыки. Эстрадный оркестр, инструменты. Значение легкожанровой музыки в наши дни.
Термины: эстрада, сцена, концерт, оркестр, дирижёр, поэт, композитор, эстрадно-симфонический оркестр, аранжировка, песня, шлягер.
Материал для слушания (на выбор):
- И.С. Бах. «Шутка» из сюиты для струнных и флейты.
- В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».
- Л.Бетховен. «Экосезы».
- Ф.Шуберт. Баллады, песни.
- И.Штраус. Вальсы.
- П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
- Р.Паулс. «Вернисаж».
Эстрадные песни по выбору учителя и учащихся.
Требования к знаниям, умениям, навыкам (ЗУН):
- иметь представление о задачах курса;
- ориентироваться в смене эпох, обусловивших появление и развитие музыкальных стилей;
- знать особенности и основные жанры современной музыки;
- уметь отличать музыку современную от других музыкальных жанров.
2. Джаз (2 часа).
Негритянские корни джаза. Жанры джаза – спиричуэлс, госпел, соул. Регтайм. История блюза, его специфика. Классический джаз, биг-бенд. Многообразие жанровых направлений и стилей джаза (кулл, фри, би-боп, свинг и др.) Особенности музыкального языка джаза ( ритмика, интонации, гармония). Джазовые музыкальные инструменты. Представители зарубежного и русского джаза. Стилевые сплавы (хард-боп, модерн-боп, соул, фри-джаз, барокко-джаз, симфоджаз…).
Термины: джаз, спиричуэлс, госпел, ритм-группа, скэт, синкопа, полиритмия, диссонанс.
Материал для слушания:
- «Молитва» (негритянский спиричуэлс).
- «Роллем Пит», «Блюз Западной окраины».
- Д. Вашингтон. «Блюз».
- Дж. Гершвин. «Колыбельная».
- А. Варум. «Осенний джаз».
- Л. Утёсов. «Диксиленд».
- Композиции Л. Армстронга, О. Лундстрема.
Требования к ЗУН:
- оперировать терминами и понятиями, характеризующими джазовую музыку;
- знать историю джаза, уметь охарактеризовать основные направления, уметь отличить на слух джазовую музыку;
- знать музыкальные инструменты, используемые в джазе, знать корифеев и современных исполнителей джаза.
3. Рок-музыка (2 часа).
История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-музыка – явление современности. Основополагающие стили рок-музыки: ритм-энд-блюз и рок-н-ролл, их особенности, представители (Билл Хейли, Элвис Пресли, Алан Фрид и др.). Электрогитара, виды, её значение в рок-н-ролле, манеры исполнения.
Классический рок. Британский рок. «Битлз»-творческий портрет, история успеха. «Роллинг Стоунз», «Энималз» и др. Стили рок-музыки: панк, фолк, хард, хэви-металл, «новая волна» и др. Представители стилей.
Русский рок. История появления, особенности, представители.
Термины: ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рокэбилли, кантри, хилли-билли, скиффл, биг-бит, хард-рок, прогрессивный, альтернативный, психоделический рок, андеграунд, фолк-рок, джаз-рок, латин-рок, фьюжн, афро-рок.
Материал для слушания: музыкальные произведения рок-групп «Биттлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», «Ди Перпл», «Блек Саббат», «Пинк Флойд», «Куин», «Скорпионс», «Кино», «Машина времени», «ДДТ», «Чайф», «Аквариум», «Браво», «Ария», «Алиса», репертуар Э. Джона, Э. Пресли, В. Кузьмина и др.
Требования к ЗУН:
- знать об истоках рока, его роли в жизни молодёжи;
- уметь отличать стили рок-музыки от других стилей;
- знать музыкальные инструменты, используемые в рок-музыке;
- знать «пионеров» и современных исполнителей рока.
4. Мюзикл (2 часа).
Истоки возникновения жанра, классические предшественники (опера, балет, оперетта). Водевиль, шоу, мюзик-холл, ревю (музыкально-выразительные средства, особенности, элементы). Синтез академической и эстрадной музыки. Взаимодействие драматургии и структуры оперы и музыкального языка рок-музыки. Первые образцы западной рок-оперы («Волосы», «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббера). Продолжение традиций рок-оперы в отечественной музыке (А. Рыбников, А.Журбин…).
Термины: опера, балет, оперетта, водевиль, варьете, шоу, канкан, ревю, мюзик-холл, рок-опера.
Материал для слушания:
- И.Штраус. «Летучая мышь».
- Л. Бернстайн. «Вестсайдская история».
- П.Херманн. «Хэлло, Долли».
- Э.Уэббер. Фрагменты оперы «Иисус Христос – суперзвезда».
- А.Рыбников. «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
- К.Меладзе. «Золушка».
- Г.Гладков. «Бременские музыканты».
- Р.Кочанте. «Нотр дам де Пари».
Требования к ЗУН:
- знать историю зарождения жанра;
- знать разновидности жанра, их отличительные особенности;
- знать первых и современных зарубежных и отечественных авторов данного жанра;
5. Киномузыка (2 часа).
Значение музыки в кино как средства раскрытия художественного образа. Специфика музыки в кино и в мультипликации. Песня в кинофрагменте – средство для характеристики героев. Музыка в «кадре» и за «кадром». Представители киномузыки (Н. Рота, Э. Марриконе, Р. Роджерс, А. Рыбников, Ген.Гладков, И. Дунаевский, А.Петров, М.Таривердиев и др.)
Материал для слушания: музыкальные фрагменты к кинофильмам «Титаник», «Ирония судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию», «Гардемарины, вперёд!», «Берегись автомобиля», «Крёстный отец», «Семнадцать мгновений весны» и др.
Требования к ЗУН:
- знать о роли музыки в кино и мультипликации;
- знать о специфике жанра;
- знать имена современных композиторов, работающих в данном жанре.
6. Поп-музыка (2 часа).
Понятие о поп-музыке как субкультуре современной молодёжи. Тенденции возникновения. Актуальность поп-музыки в современных условиях, её положительные и отрицательные черты, влияние на подрастающее поколение. Роль СМИ в распространении поп-культуры. Стили и направления поп-музыки, музыкальный язык и особенности. Представители зарубежной и отечественной поп-музыки. Фестивали, конкурсы, шоу-проекты («Евровидение», «Фабрика звёзд», «Новая волна», «Народный артист», «Пять звёзд» и др.)
Термины: поп-музыка, поп-культура, шоу-бизнес, шоу-проект, продюсер, бренд, ротация, имидж.
Материал для слушания выбирается по усмотрению учителя и желанию учащихся, используются видеозаписи шоу-программ.
Требования к ЗУН:
- иметь понятие о поп-музыке;
- знать стили и особенности, отличительные черты поп-музыки;
- уметь отличать лучшие образцы поп-культуры от низкосортных, примитивных песен.
7. Авторская (бардовская) песня. Гитара (3 часа).
История зарождения жанра в нашей стране. Черты авторской песни, её актуальность. Жанры авторской песни, яркие представители (Окуджава, Высоцкий, Галич, Визбор, Дольский, Никитин, Розенбаум). Клубы самодеятельной песни (КСП), фестивали авторской песни. Акустическая гитара и её роль в формировании доверительного характера жанра, приёмы игры на гитаре. Элементарное музицирование . Аккорды. Работа над песнями.
Термины: авторская песня, барды, тема, образ, мотив, аккорд, гитара, аппликатура, баррэ.
Материал для слушания:
- Б.Окуджава. «Пожелание друзьям», «Грузинская песня».
- Ю.Визбор. «Милая моя».
- О.Митяев. «Как здорово…».
- В.Высоцкий. «Кони привередливые».
- А.Дольский. «Баллада о звезде».
- А. Розенбаум.»Вальс-бостон» и др.
Требования к ЗУН:
- уметь отличать бардовскую песню от других стилей современной музыки;
- знать особенности бардовской песни;
- знать представителей жанра;
- иметь элементарный навык музицирования на гитаре (простейшие аккорды, приёмы игры на инструменте, уметь передавать в исполнении бардовских песен их смысл и доверительный характер).
8. Электронная музыка. Синтезатор (3 часа).
Понятие об электронной музыке. Терменвокс. Роль электронной музыки в формировании эстетики мега-концертов, шоу-программ. Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, техника, светомузыка и светотехника в оформлении шоу-программ. Студия звукозаписи. Представители электронной музыки (Ж.-М.Жаррэ, Э.Артемьев, А.Рыбников и др.)
Синтезатор как представитель современных электронных инструментов. Знакомство с техническими параметрами и возможностями инструмента. Элементарное освоение синтезатора (гаммы, мелодическая линия, аккорды), элементарное музицирование.
Термины: электронная музыка, терменвокс, шоу-программа, лазер, синтезатор, аккомпанемент, аккорд.
Материал для слушания: инструментальные композиции Ж.-М.Жаррэ, Э.Артемьева, группа «Спейс» и др.
Требования к ЗУН:
- иметь представление об электронной музыке;
- иметь общее представление о синтезаторе;
- иметь навык элементарного музицирования (игра гамм, мелодий, простейших последовательностей).
9. Профи-дайджест (1 час).
Занятие носит информационный характер, цель которого – расширение музыкально-информационного поля, кругозора, профессиональная ориентация в области музыкального образования. Знакомство с музыкально-просветительскими учреждениями, мировыми музыкальными центрами, музыкальными учебными заведениями ( специфика музыкальных профессий, условия приёма, требования при поступлении, реклама музыкальных учебных заведений).
10. Зачётное занятие (2 часа).
Формы зачётных работ (по выбору):
- представление любимой рок (поп)-группы или исполнителя (мультимедийная презентация, буклет, коллаж, газета);
- рецензия на песенный репертуар рок (поп)-группы или исполнителя;
- статья (репортаж) в школьную или районную газету о музыкальном событии (мероприятии) школы, села;
- проект программы для фестиваля современной музыки (продумать название мероприятия, его цель, определить круг приглашённых представителей разных стилей современной музыки, разработать сценарный ход и логическую программу фестиваля);
- разработать и провести ток-шоу на тему «Современная музыка: «за» и «против» (определить цель, круг вопросов, приглашённых участников шоу);
- подготовка доклада или реферата по пройденным темам;
- разработать музыкальную викторину «Всё о современной музыке» (творческий мини-проект);
- концертное выступление (сольное исполнение песни по выбранному жанру) на школьном вечере, в шоу-программе, на фестивале, конкурсе (в зависимости от уровня исполнения);
- разработать и провести «Вечер бардовской песни» (с собственным исполнением бардовской песни);
- провести собственное исследование по изучению творчества представителей современной музыки (рок-группы, исполнителей, поп-группы, джаза, авторской песни …).
Во время итогового контроля проводится анкетирование с целью выявления динамики интереса к элективному курсу, его целесообразности.
Литература для учащихся:
- Кастальский С. Рок-энциклопедия.- М., Ровесник, 1997.
- Мильто И.П. Поговорим о музыке. – М., Беларусь, 1989.
- Рок-музыка в СССР, опыт популярной энциклопедии./сост. А.К.Троицкий. / М., Книга, 1990.
- Музыкальный энциклопедический словарь. – М., Советская энциклопедия, 1990.
- Багиров А., Любовь моя – «Биттлз», - Минск., Парус, 1993.
- БЭС. – М., Большая Российская Энциклопедия, 1998.
- Васина-Гроссман В., Первая книга о музыке. 1999.
- Энциклопедия советского джаза, - М., 1985.
- Краткий музыкальный словарь для учащихся. Булучевский Ю.. –Л. Музыка, 1990.
Литература для учителя:
- Программа средней общеобразовательной школы. – М., Просвещение.1990.
- Березовчук Л. Методическая аннотация по курсу «Мировая музыкальная культура», С-П., 1990.
- Периодические журналы: «Музыка в школе», «Искусство в школе», «Yes Все звёзды», «Радуга», «Твоя параллель».
- Компакт-диски, видео-, аудиокассеты, видеофильмы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Яблоновый Гай»
Ивантеевского района Саратовской области
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей естественно-исторического цикла протокол №------ от--------- ------------ / / | «Принято» решением Педагогического совета протокол № « »-----------------20----- Г. | «Утверждаю» Директор МОУ « СОШ с.Яблоновый Гай» -------------- Р.С.Бушма. Приказ № ---- от -------------- |
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«МАТЕМАТИКА И МУЗЫКА»
для 10-11 классов
Срок реализации программы — 17 (34) часов
Автор программы:
Сахарова Елена Валерьевна,
учитель музыки
с.Яблоновый Гай
2017 г.
Пояснительная записка
Роль искусства, в том числе музыкального, в процессе духовного роста в годы юности огромна, общеизвестна и не подвергается сомнению. Однако обязательные уроки музыки в старших классах общеобразовательной школы в настоящее время не предусмотрены. Полученные ранее музыкальные знания и умения без дальнейшего углубления, обогащения и развития частично утрачиваются либо растворяются в потоке музыкального суррогата. Добавим к сказанному, что в этот же период традиционно завершается процесс дополнительного музыкального образования в детских музыкальных школах и школах искусств. Таким образом, и основное, и дополнительное музыкальное образование заканчивается именно тогда, когда в нем остро нуждается формирующаяся личность старшеклассника.
Перспективы оптимизации музыкального образования старшеклассников в настоящее время связывают с деятельностью профильных классов. Учебный план в подобных классах отличается достаточной гибкостью и подвижностью и позволяет ввести музыкально-образовательные дисциплины. Однако при этом речь идет, прежде всего, о классах гуманитарного профиля, где музыкально-образовательные дисциплины органично вливаются в общий содержательный контекст. К сожалению, с деятельностью профильных гуманитарных классов нередко отождествляется процесс музыкального образования старшеклассников в целом. Между тем, содержание образовательного процесса классов негуманитарного профиля (физико-математических, естественнонаучных и т.п.) не предусматривает введения дисциплин музыкально-образовательной направленности. Учащиеся, избравшие негуманитарные профили, фактически исключаются из процесса музыкального образования.
Аномальная ситуация в области музыкального образования старшеклассников настоятельно требует своего разрешения. В сложившихся условиях необходимо изыскивать любые возможности включения элементов музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей. Одним из вариантов может стать задействование потенциала элективных курсов (они же – курсы по выбору), позволяющих осуществлять музыкальное образование в контексте профильной направленности обучения. В частности, нами разработана и реализуется программа элективного курса «Математика и музыка» для учащихся профильных негуманитарных классов общеобразовательной школы. Данный курс, рассчитанный на 34 часа, в первую очередь адресован учащимся физико-математического цикла. Однако он является достаточно универсальным и может быть включен в учебный план различных профилей.
Не претендуя на решение разносторонних задач музыкального образования, курс «Математика и музыка» призван расширить знания старшеклассников о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, а именно – сосредоточить внимание учащихся на осмыслении различных точек соприкосновения искусства (музыка) и науки (математика).
Целью курса «Математика и музыка» является развитие музыкальных потребностей старшеклассников, как части их духовных потребностей.
Основными задачами курса является получение учащимися знаний о музыкальном искусстве в локальной области, ограниченной заявленной тематикой курса; расширение спектра музыкальных впечатлений учащихся; углубление знаний учащихся в области теории музыки; обогащение знаний учащихся о музыкальных стилях, жанрах, направлениях, о композиторах, исполнителях, музыкантах-исследователях; реализация полученных знаний и умений в самостоятельных творческих проектах, дальнейшее формирование умений слушать, исполнять, сочинять музыку. В конечном счете, решение поставленных задач способствует расширению музыкального кругозора старшеклассников, побуждает их к музыкальному самообразованию.
Как и любой дисциплине музыкально-образовательного цикла, курсу «Математика и музыка» свойственна диалектика эмоционального и рационального. В сравнении с базовым уроком музыки рациональное начало курса «Математика и музыка» проявляется более ярко, о чем свидетельствует само содержание курса и его тематизм. Однако это не означает утраты эмоционального начала, проявляющегося на уровне осмысления содержания курса и на уровне восприятия музыкальных произведений.
Основными дидактическими принципами, в соответствии с которыми строится программа курса и осуществляется образовательный процесс, являются:
Принцип интеграции.
Интеграция лежит в основе курса и является принципом построения его программы. В курсе параллельно изучается история развития математической мысли и музыкального искусства. Каждая область (в смысле музыка и математика) «живет» по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития искусства, науки и философской жизни.
Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития музыки и математики, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений научных.
Принцип непрерывности и преемственности. Материал раскрывается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Защита творческих проектов, подготовка сообщений и докладов, участие в дискуссиях, рассуждениях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а так же подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Структура и содержание курса определяют формы и организации занятий: лекции (обзорные и тематические), семинары, консультации, беседы-размышления, сообщения и доклады учащихся, практикумы и самостоятельные исследования.
На уроках предусмотрены следующие виды учебной и музыкальной деятельности: составление тезисов лекции, решение задач, составление опорного конспекта, ответы на вопросы, слушание музыки, анализ музыкальных произведений, сочинение музыки, творческие работы, презентация творческих проектов по темам курса.
Способы проверки уровня подготовленности учащихся.
Высказывания учеников на уроке представляет собой ценностно-эстетическое, то есть личное мнение, собственное отношение ученика, которое пронесено сквозь ум и сердце ученика. На этапе первоначального восприятия предлагается школьникам сделать в своих тетрадях краткие записи-наброски по поводу услышанного, сделать словесную зарисовку своего внутреннего состояния после восприятия определенной темы. На этапе осмысления восприятия – развернутые высказывания учащихся, содержащие их собственную позицию относительно изученного. Ответы-размышления могут быть как устными, так и письменными.
Формы отчетности: опрос, семинары-обсуждения, доклады и сообщения, творческие работы, защита практических работ, решение задач.
В программе элективного курса дается примерное распределение количества часов, которое учитель может изменять, исходя из конкретных условий работы с профильными классами или из своих собственных соображений.
Учебно-тематический план программы включает 2 раздела - «Искусство, наука, красота» и «Математика и музыка», 19 учебных тем.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел. Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
Раздел I. Искусство, наука, красота. | 3 (2) | |||
1. | Введение. Наука и искусство – грани творчества | 1 (1) | Лекция. Беседа-размышление | Составление тезисов лекции. Решение задач, связанных с искусством. |
2. | Гармония, симметрия, пропорция, ритм – слагаемые прекрасного | 2 (1) | Лекция. Сообщение и доклады учащихся. | Составление тезисов, вопросов по теме, решение ритмических задач. |
Раздел II. Математика и музыка. | 31 (15) | |||
3. | Пифагор и пифагорейское учение о числе. | 1 (0,5) | Лекция | Конспект |
4. | «Космическая музыка» Пифагора и Платона | 2 (0,5) | Слово учителя, сообщения учащихся | Сравнение различных концепций и точек зрения на проблему. |
5. | Пифагорова гамма | 3 (1) | Лекция. Доклады учащихся. | Составление опорного конспекта по теме, решение задач. |
6. | Математический строй музыки | 2 (1) | Лекция. Практическая работа. | Конспект. Решение задач. |
7. | Музыка – искусство, не похожее на другие искусства. «Проблемы» Аристотеля. | 1 (-) | Беседа.Составление кроссвордов, ребусов по теме: «Музыкальная и математическая эстетика древних ученых» | Работа с таблицей, с первоисточником. |
8. | Теория музыкального ритма Аврелия Августина | 1 (1) | Лекция. Комментированное чтение фрагментов первоисточника. | Работа с текстом, ответы на вопросы. |
9. 10. | Общая характеристика музыкальной эстетики Средневековья. «Космическая музыка» Кеплера. Музыкальная эстетика Возрождения. | 1 (0,5) 1 (0,5) | Лекция. Беседа. Слушание музыки. | Работа с таблицей, устный опрос, опорный конспект. |
11. | Алгебра гармонии – темперация. | 3 (1) | Лекция. Доклады учащихся, слушание музыки, практическая работа. | Составление тезисов лекции, математический анализ музыкальных произведений. |
12. | «Музыкальная математика» эпохи Барокко | 2 (1) | Лекция. Слушание музыки. | Сопоставительный анализ |
13. | А. Лосев «Музыка как предмет логики». | 2 (1) | Лекция. Сообщения учащихся, составление вопросов к теме. | Конспект, устный опрос. |
14. | Математический анализ музыки | 3 (1) | Лекция. Сообщение учащихся, практическая работа. | Анализ музыкальных произведений, письмен. ответы . |
15. | Музыка и конструктивизм. | 3 (2) | Лекция. Слушание музыки. | Конспект. |
16. | Эстетика парадокса и музыкальный авангард | 2 (1) | Лекция. Слушание музыки. Практическая работа, составление кроссвордов. Работа в группах. | Конспект. Сочинение музыки с помощью «серийной техники». |
17. | Стиль совершенных пропорций А Пануфника. | 1 (1) | Лекция – беседа. Слушание музыки. | Конспект. Устные ответы на вопросы. |
18. | Творчество и кибернетика. | 2 (1) | Урок-размышление. Слушание музыки. Сочинение. | Обсуждение. Творческая работа учащихся. |
19. | Урок-состязание. | 1 (1) | Работа учащихся в группах. | Презентация творческих проектов по темам курса. |
Всего: | 34 (17) |
Содержание программы.
Раздел I. Искусство, наука, красота.
1.Введение. Наука и искусство – грани творчества.
Знакомство учащихся с содержанием элективного курса, задачами, стоящими перед ними, списком литературы для самостоятельного чтения.
Искусство и наука – великие сферы человеческой деятельности. Эстетика – наука о прекрасном. Воздействие искусства на человека. Прекрасное в истории эстетики. Парадигмы теоретического постижения красоты. Эстетика искусства.
Математика – прекрасное в науке. Красота науки – красота, постигаемая разумом. Признаки красоты науки. Эстетическая ценность математической науки.
Отличия и сходства науки и искусства.
2. Гармония, симметрия, пропорция, ритм – слагаемые прекрасного.
Понятие г а р м о н и я в истории эстетики. Три аспекта современных воззрений на гармонию. Математическое понимание гармонии – соразмерность, пропорциональность отдельных частей, а также частей целого. Эстетическое понимание гармонии - не просто количественное, а качественное, выражающее внутреннюю природу объекта. Художественное понимание – единство противоположных эстетических категорий.
С и м м е т р и я – эффективный инструмент познания природы. Многообразие симметрии. Эстетическая ценность симметрии – наведение порядка во множестве фигур, а порядок – одно из проявлений гармонии.
П р о п о р ц и я - соотношение симметричного и асимметричного. Золотое сечение – основа многих природных явлений, связано с глубокими естественнонаучными закономерностями. Золотая пропорция – общепризнанный канон искусства.
Р и т м . Природная основа ритма. Ритм – один из фундаментальных принципов формы, которые в естествознании называются физическими законами, а в эстетике – законами красоты. Музыкальный ритм. Ритмическое деление музыки. Длительности.
Раздел II. Математика и музыка.
3. Пифагор и пифагорейское учение о числе.
Роль Пифагора в современной науке. Математика пифагорейцев – одна из составных частей религии. Музыка – отправной пункт в пифагорейском учении о числе. Тетрактис. Математическая и музыкальная стороны пифагорейского учения о числе. «Музыка небесных сфер».
4. «Космическая музыка» Пифагора и Платона.
Учение о музыке сфер – самый туманный и вместе с тем поэтичный мотив пифагорейской эстетики. Система мира по Филолаю. Система мира по Платону. Учение Платона о четырех стихиях – основных компонентах мира и их атомах – Платоновых телах.
5. Пифагорова гамма.
Гамма. Звукоряд. Консонанс. Диссонанс. Интервал. Устойчивые и неустойчивые звуки в музыкальной системе. Наклонение: мажорное и минорное. Лад. Музыкальный строй. «Законы Пифагора – Архита». Логарифмическое исчисление музыкальных интервалов. Тетрахорд. Основные виды гармонии (дорийская, фригийская, лидийская). Этико-эстетическое содержание ладов.
6. Математический строй музыки.
Пропорциональность музыкальной гаммы. Пифагорова комма. «Волчья квинта». «Волчья кварта». Энгармонизм. Дидимова комма.
7. Музыка – искусство, не похожее на другие искусства. «Проблемы» Аристотеля.
Учение о музыке теоретическое и практическое. Два подхода к музыке пифагорейцев: математико-акустический и этический.
Теория музыки по Аристотелю.
8. Теория музыкального ритма Авреля Августина.
Трактат «О музыке» А. Августина – оригинальная теория музыкально-поэтического ритма и метра. Суть теории – все ритмические элементы последовательно выводятся из свойств первых четырех чисел и их отношений. Уникальная августиновская систематика стоп.
9. Общая характеристика музыкальной эстетики средневековья. «Космическая музыка» Кеплера.
Проблема унификации музыки в Средние века. Грегорианская музыка. «Семь свободных искусств».Числовая символика средневековой эстетики и аллегорическое истолкование музыки.
«Гармония мира» по Кеплеру.
10. Музыкальная эстетика Возрождения.
Три вида музыки Франсиско Салинаса. Учение Джозеффо Царлино. Квинтово-терцовый (чистый) строй.
11. Алгебра гармонии – темперация.
Два противоборствующих лагеря музыкантов в XVII веке: теоретики, опиравшиеся в построении музыкальных систем на математику («разум»), и практики, предпочитавшие полагаться на собственный слух («ухо»). Равномерно-темперированный строй Андреаса Веркмейстера. «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха.
12. Музыкальная математика эпохи Барокко.
Учение очислах и пропорциях. Число управляет гармонией мира, оно же главный регулятор музыки. Систематика чисел Веркмейстера. Числовая символика – необходимая часть барочной теории и практики. Символика чисел произведений И.С. Баха. «Порядок» - центральная категория немецкой музыкальной эстетики в эпоху Барокко. Единство, число, пропорция – носители рационального начала в композиции. Заметки о музыке Лейбница. Трактат Леонардо Эйлера «Опыт новой теории музыки».
13. А. Лосев «Музыка как предмет логики».
Эйдос. Меональная сущность. Апейрон. Конструкция музыкального и математического предмета в сознании. Основоположения гилетической (в частности, музыкальной) логики. Музыкальная форма. Выведение категорий ритма, метра, мелодии, гармонии, темпа, высоты, тональности (гаммы), полного тона, тембра, каденции, светлоты, цветности, объемности, плотности и веса звука.
14. Математический анализ музыки.
Закон золотого сечения в музыке. Экспериментальная эстетика Вильгельма Фукса.
15. Музыка и конструктивизм.
Конструктивизм – «геометризация» и «атомизация» в музыке. Опера «Победа над солнцем» Михаила Матюшина. Внешняя аналогия конструктивистской архитектуры и музыки С.С. Прокофьева. «Музыка машин» («эпизод нашествия» из Седьмой симфонии Д. Шостаковича, музыка Г. Свиридова к кинофильму «Время, вперед!», сцена гибели Анны в балете Р. Щедрина «Анна Каренина»). Компьютерные «проекции» в современной музыке (Игорь Кефалиди «tetris-game»).
16. Эстетика парадокса и музыкальный авангард.
«Прометеевское шестизвучие» А .Скрябина. Создание Шёнбергом додекафонии и музыка нововенской школы. Серийная техника композиции. Стохастическая музыка Я. Ксенакиса. Алеаторика. Сонорика. Авангардистское творчество – рождение и уничтожение искусства в целом.
17. Стиль совершенных пропорций А. Пануфника.
Равновесие эмоционального и рационального в творчестве композитора.
18. Творчество и кибернетика. Сочинение музыки немузыкальными средствами. Машины – композиторы.
Общие качества художественного и научного творчества – интуиция и опыт. Задача науки – познать закономерности творчества и интуиции. Моделирование различных видов интеллектуальной деятельности (которые принято называть творческими) – одна из задач кибернетики.
Способы «сочинения» музыки немузыкальными средствами от Уильяма Хейса (XVIII в) до наших дней.
Электронная вычислительная техника – новое музыкальное средство для сочинения музыки. Эксперименты «машинного сочинения музыки».
Задания для учащихся
Доклады и сообщения, творческие задания.
- Ритм. Ритмическое деление музыки.
- Гармония звуков и гармония космоса в эстетике пифагорейцев.
- Гармония как эстетическая категория.
- Симметричные лады.
- Модель космоса Платона.
- Теоретическое и практическое учение о музыке в работах древнегреческих ученых.
- Логарифмическое исчисление музыкальных интервалов.
- Пропорции музыкальной гаммы.
- Иррациональные числа в устройстве равномерно темперированного строя музыкальной гаммы.
- Геометрический анализ «Хроматической фантазии и фуги ре минор» И.С. Баха.
- Символика музыки И.С. Баха.
- Математика колебаний звучащей струны.
- Математика и законы построения музыкальных форм.
- Составление кроссвордов, ребусов.
- Решение задач.
- Используя математические значения, соответствующие указанным музыкальным интервалам, подтвердите справедливость следующих равенств:
а) октава = квинта х кварта;
б) октава = кварта
квинта осн. тон
Рекомендуемый музыкальный материал к урокам:
- Бах И.С. «Страсти по Матфею, №73, №15.
- Бах И.С. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (по выбору).
- Бах И.С. Хроматическая фантазия и фуга ре минор.
- Инструментальная композиция «Мне нужен ритм» гр.ППК (альбом «Русский транс»).
- Кефалиди И. «Tetris-game».
- Композиция «Таинственная галактика» гр. «Зодиак» (альбом «Музыка во вселенной»).
- Лючано Берно. Композиция «Лицо» для низкого голоса, электронных инструментов и магнитофонной ленты.
- Матюшин М. Фрагменты оперы «Победа над солнцем».
- Мосолов А. Симфонический «Завод».
- Музыка А.Шёнберга, Я.Ксенакиса, Веберна (по желанию).
- Образцы грегорианского пения.
- Пануфник А. Sinfonia sacra (фрагм.).
- Песня «Бах творит» группы «Цветы».
- Песня «Бах» группы «Круиз» (альбом «Крутится волчок»).
- Песня «Бесконечное творчество» исп. Sir-J (альбом «Вниз по Ординате»).
- Песня «Гармония» из вокальной сюиты «Сатиры» (исп. А. Градский).
- Песня «Гармония» из репертуара И. Талькова (альбом «Призвание»).
- Песня «Гармония», в исп. Натали или Л.Сенчиной.
- Песня «Звуки космоса» группы «Черный кофе» (альбом «Светлый металл»).
- Песня «Моцарт и Сальери» группы «Ариэль» (альбом «Человек-оркестр»).
- Песня «Музыка» ВИА «Музыка».
- Песня «Музыка» группы «Белая гвардия» (альбом «Белая гвардия»).
- Песня «Ноты души» гр. Tandem Foudation.
- Песня «Ноты» В.С. Высоцкого (альбом «Банька по-белому»).
- Песня «Ритм», группа «Центр» (альбом «Цветок и мотылек»).
- Песня «Творец и музыкант» гр. «Союз» (альбом «Учитель успеха»).
- Песня «Творчество» гр. «Маленькие трагедии» (альбом «Фарфоровый павильон»).
- Прокофьев С.С. Мазурка ор. 12
- Прокофьев С.С. Фрагменты из Второй симфонии.
- Прокофьев С.С. Эпизоды «Фабрика» и «Молоты» из балета «Стальной скок».
- Свиридов Г. Музыка к кинофильму «Время, вперед!».
- Скрябин А.Н. Фрагменты поэмы «К пламени».
- Скрябин А.Н. Фрагменты пьес ор.57 – «Желание» «Танец ласки».
- Сюита «Иллиак», сочиненная машиной ИЛЛИАК Иллинойского университета (США) (фрагменты частей).
- Шостакович Д. Эпизод нашествия из Седьмой симфонии.
- Штокхаузен К. Электорнно-коллажная композизия «Гимны».
- Щедрин Р. Сцена гибели Анны из балета «Анна Каренина».
Методическое обеспечение программы
Материалы для проведения диагностики
Для того, чтобы выявить степень развития музыкальных потребностей старшеклассников, нами были определены уровни данных потребностей, их показатели и критерии.
Уровни были разделены на высокий («творческий»), средний («преобразующий») и низкий («пассивный»). Для выявления уровней развития музыкальных потребностей старшеклассников были использованы следующие критерии и показатели.
Направленность учащихся на музыкально-творческую деятельность: 1) создание творческого продукта в различных видах деятельности.
Вовлеченность в музыкальную деятельность: 1) включенность в различные виды музыкальной деятельности; 2) самореализация в музыкальной деятельности как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях.
Диапазон музыкальных интересов: 1) отношение к музыке; 2) спектр музыкальных предпочтений.
К группе с высоким уровнем музыкальных потребностей мы отнесли старшеклассников, которые активно участвуют в групповых и индивидуальных творческих проектах, активно включаются в различные виды музыкальной деятельности, обладают устойчивой сформированной готовностью ориентироваться на широкий спектр музыкальных предпочтений, относятся к музыке как к средству, с помощью которого можно удовлетворить свои познавательные потребности, имеющие широкий диапазон музыкальных интересов, считают, что музыка является самостоятельной сферой деятельности, творческой самореализацией, выходящей за пределы уроков.
В группу среднего уровня входили учащиеся, которые участвуют в групповых творческих проектах, выборочно включаются в виды музыкальной деятельности, обладают случайно-ситуативным характером ориентировки в музыкальном искусстве, относятся к музыке только как к средству отдыха, имеют небольшой диапазон музыкальных интересов, творчески самореализуются не выходя за рамки урока.
К группе с низким уровнем мы отнесли учащихся старших классов, которые пассивны при выполнении индивидуальных и групповых заданий, выборочно включаются в виды музыкальный деятельности, обладают узкопрагматичной направленностью лишь на развлекательные стороны музыки и искусства в целом, относятся к музыке лишь как к зрелищу, имеют ограниченный диапазон музыкальных интересов, не желают самореализовываться в музыкальной деятельности.
Рекомендации для реализации программы
Процесс работы должен быть подразделен на четыре этапа.
Первый этап «Подготовительный» включает демонстрацию презентации курса, обзор тем, творческих заданий, определение видов музыкальной и учебной деятельности для каждого учащегося. По времени, как правило, этот этап занимает первый вводный урок курса.
Второй этап «Погружение» подразумевает пробу себя. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей, музыкальных способностей и интересов обучающихся. Разнообразие видов учебной и музыкальной деятельности позволяют каждому учащемуся себя реализовать в той или иной степени; музыкальный материал для слушания и пения включает различные стили и направления музыки (классическая инструментально-симфоническая, классическая вокально-инструментальная, авангардная академическая, эстрадная вокально-инструментальная музыка, реп, рок, авторская песня); сочетаются групповые и индивидуальные формы работы. Создание творческой атмосферы побуждает школьников к самовыражению, активности, поощрение творческого начала способствует развитию индивидуальных способностей. Длительность данного этапа - сентябрь-октябрь.
Третий этап «Презентационный» предполагает демонстрацию учащимися результатов своей деятельности: создание творческого продукта, поиск информации, её оформление в виде презентаций, докладов, рефератов, исполнительская деятельность и др. Сочетание классной и внеурочной деятельности позволяет учащимся в полной мере самореализоваться. Старшеклассники принимают участие в олимпиадах по родственным предметам (искусство, МХК), конкурсах авторской, патриотической песни, выступают на школьных, городских, областных, международных мероприятиях, на научно-практических конференциях, участвуют в школьных творческих вечерах, музыкально-литературных композициях, посещают филармонические концерты, выставки, театры. Традиционной стала творческая встреча с местным бардом. Во время этого мероприятия учащиеся могут познакомиться с творчеством автора, задать ему интересующие вопросы, исполнить песни собственного сочинения.
Четвертый этап «Итоговый» совпадает с завершающими уроками курса. Обычно он проходит в форме творческого концерта, на который приглашаются учащиеся 9-11 классов, педагоги школы. На заключительном уроке происходит обсуждение проделанной индивидуальной и групповой работы, подводятся итоги.
Ресурсное обеспечение
Список литературы для учителя
- Азевич А. И. Двадцать уроков гармонии. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 160 с.
- Анфилов Г. Додекафония. Техника и музыка. –М.: Знание – сила, 1963. - № 5, сс.4-7.
- Ахматова О.В. Музыка и конструктивизм // «Музыка в школе», 2001 № 1.
- Банин А. Наука – музыке // Советская музыка. – 1965. - № 2.
- Бломквист Е. Музыкальный напор века // Советская музыка. – 1980.- № 2. – сс.24-32.
- Бореев Ю.Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. – 496 с.
- Васютинский Н.А. Золотая пропорция. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 238 с.
- Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992. – 335 с.
- Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 1. – М.: Музыка, 1985. – 352 с.
- Гарднер М. Путешествие во времени . – М.: Мир, 1990. – 341 с.
- Гачев Г.Д. Умозрение о музыке // Сб. ст. «Музыка – культура – человек» под ред. М. Мугинштейна. – Свердл., 1991.
- Гейнберг И.А. Естествознание и математика в классической древности. – М., 1936.
- Глядешкина З. Взаимодействие религии, науки и теории музыки (Декарт-Мерсенн) // Музыка и время, 2001, №7.
- Голубев А. Музыка как художественная математика // Музыкальная академия, 1997 № 2.
- Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.
- Двоскина Е.М. Шесть книг о музыке Святого Аврелия Августина // Музыкальная академия, 1995 № 1.
- Дельсон В. Закономерности универсальной гармонии // Советская музыка. – 1969. - № 2. – сс.70-78.
- Детловс В. Еще раз о концепции М. Марутаева // Советская музыка, 1970 № 8.
- Дивненко О.В. Эстетика: Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. – М.: Издательский центр «Аз», 1995. – 276 с.
- Зайдель Е. Эстетика парадокса и музыкальный авангард // Советская музыка, 1991/7.
- Зарипов Р. Х. Кибернетика и музыка. – М.: издательство «Знание», 1963. – 52 с.
- Зенкин К. Музыка и наука в философском творчестве А.Ф. Лосева // Музыкальная академия, 1994 № 5.
- Зильберквит М.А. Мир музыки: Очерк. – М.: Детская литература, 1988. – 335 с.
- Ивлев С. А. Художественная культура Нового времени. – М.: Международный союз книголюбов, 2001. – 246 с.
- Лифшиц Д.О. Музыка и математика. Алма-Ата, «Казахстан», 1976. – 80 с.
- Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. – М.: Музыка, 1994. – 320 с.
- Лосев А. Основной вопрос философии музыки // Советская музыка, 1990 № 11.
- Лосев А.Ф. Самое само: Сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 1024 с. (Серия «Антология мысли»).
- Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. –М.: «Искусство», 1964. – 376 с.
- Мазель Л. Опыт исследования золотого сечения в музыкальных построениях // Музыкальное образование. – 1930. - № 2. – сс.24-33.
- Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и испр. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 333 с.
- Марутаев М. Приблизительная симмтрия в музыке // Проблемы музыкальной науки: сб. ст. 1979. – сс. 306 – 343.
- Методическое пособие по курсу «Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток». – М.: ООО «Фирма МХК», 2001. – 144 с.
- Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. – М., 1975.
- Музык. энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
- Никольская И. Стиль совершенных пропорций // Советская музыка, 1991/7.
- Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. – 56 с.
- Орлов Г. Проблемы музыкальной науки. – М., 1972, вып. 1.
- Письмен Л.М. От чуда к числу. – М.: «Педагогика», 1973. – 207 с.
- Позднякова И. Музыка и математика // Тезисы докладов к научно- теоретической конференции «Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании». – Горький, 1986. – 167 с.
- Радунская И. Скрябин и кибернетика // Смена. – 1968. - № 3. – сс.20-21.
- Риман Г. Акустика с точки зрения музыкальной науки. – 1989. – 445 с.
- Розенов Э.К. Статьи о музыке. – М.: Музыка, 1982. – 271 с.
- Саранцев Г.И. Красота - в математике, математика – в красоте // Педагогика, 2004 № 3.
- Скребков С.С. Анализ музыкальных произведений. – М., 1977.
- Татаркевич В. Античная эстетика. – М.:»Искусство», 1977. – 327 с.
- Тростников В.И. Алгебра гармонии. – М., 1968.
- Харьковский А. Стохастические перекрестки Яниса Ксенакиса // Советская музыка, 1991/7.
- Чинаев В. Время – Пространство – Мгновение // Советская музыка, 1991/7.
- Шаймухаметова Л. Н. Математический анализ музыки. – М., 1975.
- Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. – М.: Стройиздат, 1990, - 343 с.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. Исследование. – М.: «Музыка», 1975. – 351 с.
- Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. – М.: Мысль, 1979. – 372 с.
- Шилов Г.Е. Простая гамма (устройство музыкальной шкалы). – М. : Физматгиз, 1963. – 20 с.
- Шмид М. Г. Идеи прогресса и времени в музыке // Советская музыка, 1991/7.
Литература для учащихся
- Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992. – 335 с.
- Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 1. – М.: Музыка, 1985. – 352 с.
- Гарднер М. Путешествие во времени . – М.: Мир, 1990. – 341 с.
- Гейнберг И.А. Естествознание и математика в классической древности. – М., 1936.
- Дельсон В. Закономерности универсальной гармонии // Советская музыка. – 1969. - № 2. – сс.70-78.
- Зильберквит М.А. Мир музыки: Очерк. – М.: Детская литература, 1988. – 335 с.
- Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.:
- Мазель Л. Опыт исследования золотого сечения в музыкальных построениях // Музыкальное образование. – 1930. - № 2. – сс.24-33.
- Медушевский В. Интонационная форма музыки. – М.: Музыка, 1993.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: «Искусство», 1964. – 376 с.
- Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. – М.: Музыка,1982.
- Райс М. О природе звуковых колебаний // Музыкальная академия. -1993. - № 4.
- Риман Г. Акустика с точки зрения музыкальной науки. – 1989. – 445 с.
- Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.
- Тростников В.И. Алгебра гармонии. – М., 1968.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. Исследование. – М.: «Музыка», 1975. – 351 с.
- Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. – М.: Мысль, 1979. – 372 с.
- Шилов Г.Е. Простая гамма (устройство музыкальной шкалы). – М. : Физматгиз, 1963. – 20 с.
- Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В.
- Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: «Педагогика», 1985.
Учебно-материальное обеспечение программы:
- компьютер или ноутбук;
- мультимедийная установка;
- компьютерные программы CUBASE, FINAL-5;
- набор детских музыкальных инструментов;
- доска для нот;
- музыкальный центр.
Электронные образовательные ресурсы:
- Музыкальная студия NOTEPAGE. - http://www.notepage.ru/elementarnaya-teoriya-muzyki-v.-a.-vahromeev/16.-ritm.-osnovnoe-i-proizvolnoe-delenie-dlitelnostey.html
- Классическая музыка. - http://www.classic-music.ru/.
- Классическая музыка. - http://classic.chubrik.ru/.
- Погружение в классику. - http://www.loversclassic.ru/dir/gde_skachat_audio/pogruzhenie_v_klassiku/1-1-0-14.
- Интермеццо. - http://www.aveclassics.net/.
- Classic music. - http://www.aveclassics.net/.
- Мир классической музыки. - http://cl.mmv.ru/.
- Форум «Классика». - http://www.forumklassika.ru/forum.php.
- Аудио архив ««Открытый архив классической музыки». - http://www.classic-online.ru
- Музыкальный портал «Классическая музыка mp3». - http://www.mp3complete.net
- Ноты, справочная, учебная литература «Нотомания». - http://www.notomania.ru
- Ноты, справочная, учебная литература «Нотный архив Бориса Тараканова». - http://notes.tarakanov.net
- Ноты, справочная, учебная литература «Сайт музыкальных педагогов». -http://musicteachers.at.ua
Реализуется программа с 2007-2008 учебного года по настоящее время в МБОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов» города Верхней Пышмы, Свердловской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...