Влияние занятий музыкой на здоровье ребёнка (Социологическое исследование)
методическая разработка по музыке на тему

Наталия Алексеевна Соколова

В последнее десятилетие педагоги всех профилей системы образования детей обеспокоены далеко не лучшей картиной показателей состояния здоровья подрастающего поколения.

В связи с этим у меня как педагога - музыканта, имеющего большой профессиональный опыт, возникает следующий вопрос: «А насколько полно использованы нами, преподавателями музыкальных школ, все позитивные возможности такого средства психо - эмоционального воздействия на формирующуюся личность ребенка, как музыка, и можем ли мы, обоснованно беспокоясь за здоровое будущее своих воспитанников, внести достойный вклад в решение проблемы здоровьесбережения детей?».

Если обратиться к исследованиям ученых (В.М. Бехтерев, Б.М. Теплов, Л.П. Лазарев), то, по их словам, музыка воздействует не только на психическом уровне, но, при правильном ее «потреблении», может оказывать положительное влияние на всех уровнях состояния здоровья в целом (физическом, духовном, психическом, нравственном и т. д.).

Исходя из этого, я предполагаю, что в руках педагога – профессионала музыка должна являться своего рода «бальзамом», уникальным средством способным гармонично формировать не только душу, но и тело воспитанников.

В результате подобного размышления возникла идея провести небольшое социологическое  исследование, в котором бы на основании цифровых показателей появилась возможность более четко определить степень воздействия занятий музыкой на состояние психофизического состояния ребенка, и тем самым подтвердить значение обучения ребенка в музыкальной школе в укреплении его как духовного, так и физического здоровья.

Данное исследование  проводилось с детьми, в большинстве случаев  имеющих положительную мотивацию на обучение музыке и занимающихся в музыкальной школе по собственному желанию. При условии, когда ребенок обучается музыке под давлением родителей, картина несколько меняется и, помимо  перечисленных противоречий, появляется ряд весьма серьезных проблем психо - эмоционального  свойства, которые требуют отдельного исследования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsiologicheskoe_isledovanie.doc152.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №30»

Влияние занятий музыкой на здоровье ребёнка

(Социологическое исследование)

                                                             

                                       Автор:  Соколова Н.А.,

                                       преподаватель высшей квалификационной категории                                                                                                                                                      

                                                      2013 год

Введение

В последнее десятилетие педагоги всех профилей системы образования детей обеспокоены далеко не лучшей картиной показателей состояния здоровья подрастающего поколения.

В связи с этим у меня как педагога - музыканта, имеющего большой профессиональный опыт, возникает следующий вопрос: «А насколько полно использованы нами, преподавателями музыкальных школ, все позитивные возможности такого средства психо - эмоционального воздействия на формирующуюся личность ребенка, как музыка, и можем ли мы, обоснованно беспокоясь за здоровое будущее своих воспитанников, внести достойный вклад в решение проблемы здоровьесбережения детей?».

Если обратиться к исследованиям ученых (В.М. Бехтерев, Б.М. Теплов, Л.П. Лазарев), то, по их словам, музыка воздействует не только на психическом уровне, но, при правильном ее «потреблении», может оказывать положительное влияние на всех уровнях состояния здоровья в целом (физическом, духовном, психическом, нравственном и т. д.).

Исходя из этого, я предполагаю, что в руках педагога – профессионала музыка должна являться своего рода «бальзамом», уникальным средством способным гармонично формировать не только душу, но и тело воспитанников.

В результате подобного размышления возникла идея провести небольшое социологическое  исследование, в котором бы на основании цифровых показателей появилась возможность более четко определить степень воздействия занятий музыкой на состояние психофизического состояния ребенка, и тем самым подтвердить значение обучения ребенка в музыкальной школе в укреплении его как духовного, так и физического здоровья.

Данное исследование  проводилось с детьми, в большинстве случаев  имеющих положительную мотивацию на обучение музыке и занимающихся в музыкальной школе по собственному желанию. При условии, когда ребенок обучается музыке под давлением родителей, картина несколько меняется и, помимо  перечисленных противоречий, появляется ряд весьма серьезных проблем психо - эмоционального  свойства, которые требуют отдельного исследования.  

Исследование

В ходе исследования определены следующие противоречия:

  1. С одной стороны, ребенок хочет развивать свои творческие способности, занимаясь любимыми видами искусств, с другой стороны, из-за недостатка времени  перегрузки в общеобразовательной школе, не может заниматься этим  в полную силу.
  2. С одной стороны, занятия музыкой, как известно, благотворно влияют на состояние здоровья ребенка, с другой -  они требуют от него стабильного психофизического здоровья, которое трудно сохранить при интенсификации процесса обучения в общеобразовательной школе.
  3. Многие дети желают профессионально заниматься музыкой, но не делают этого, так как родители ориентируют их на более прагматический подход к выбору пути развития.

Перед проведением социологического исследования автором поставлена следующая цель:

  • Определить в какой мере занятия музыкой способствуют стабилизации психофизического здоровья детей.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

  1. Выявить причины (мотивацию), побуждающие детей заниматься музыкой.
  2. Определить влияние общей занятости детей в общеобразовательной школе на качество их успеваемости по музыкальным предметом.
  3. Определить, имеет ли место зависимость качество успеваемость учащихся в музыкальной школе от состояния их здоровья

Предметом исследования являются занятия музыкой как фактор, положительно влияющий на состояние здоровья детей, через отношения к ним учащихся, их родителей, преподавателей музыки ДШИ №30.

В ходе исследования выдвинута следующая гипотеза:

Если в учебном музыкальном заведении созданы все условия, отвечающие задачам здоровьсбережения детей, то занятия музыкальным искусством будут оказывать только положительное, стабилизирующее воздействие на состояние их здоровья.

Практическая значимость данного исследования – ознакомить членов педагогического коллектива с результатами исследования с целью использования их в дальнейшем в работе с учащимися.

Для проведения исследования выбраны следующие методы сбора информации:

  1. Опрос в форме интервью
  2. Сбор учебной информации (индивидуальные планы учащихся)
  3. Сбор научной информации (методические пособия, труды ученых исследователей в области педагогики, социологии, лекции профессора В.М. Никифоровой).

Вид социологического исследования - описательно- аналитический

Вид проблемы – предметная, долгосрочная, системная

При проведении опроса ставились вопросы – альтернативные, прямые, основные, общие.

Место проведения исследования: г. Новосибирск, ДШИ №30, ул. М. Горького, 93, инструментальное отделение, предмет фортепиано, класс преподавателя Соколовой Н.А.

Время проведения исследования: 2013 г.

Данные для исследования 2008 – 2013 учебные годы.

Объем выборки

География опроса

Доли по возрасту

Единицы наблюдения

20 человек учащихся ДШИ № 30

ДШИ № 30 инструментальное отделение, предмет фортепиано

Возраст опрошенных – учащиеся от 7 до 17 лет

Учащиеся с 1 –го по 7- ой классы инструментального отделения ДШИ №30, по 4-х, 5-и и 7-и летним программам обучения

20 человек родителей учащихся

Родители в

возрасте от 20 до 40 лет

20 человек преподавателей ДШИ №30

Учителя в возрасте

от 25 до 55 лет

Вопросы к  учащимся ДШИ №30

1. Занятия музыкой благотворно влияют на твое здоровье?                

 Количество опрошенных (чел.)

Количество опрошенных в %

Да. Это способствует моему гармоничному развитию

8

40%

Нет. Испытываю усталость от занятий  

3

15%

Влияет незначительно                

9

45%

2. Испытываешь ли ты отрицательные эмоции при словах «занятия музыкой»?

Количество опрошенных (чел.)

Количество опрошенных в %

Нет. Мне нравится заниматься музыкой

10

50%

Да. Постоянно испытываю отрицательные эмоции

4

20%

Иногда.  В зависимости от настроения

6

30%

3. Влияет ли твое физическое нездоровье на качество успеваемости в музыкальном классе?

 Количество опрошенных (чел.)

Количество опрошенных в %

Да. И очень значительно

6

30%

 Влияет в незначительной степени

8

40%

Нет. Наоборот, помогает мобилизовать свои внутренние ресурсы

6

30%

4. Причины выбора для обучения музыке  именно ДШИ № 30?

Из  числа опрошенных (чел.)                

Из числа опрошенных в %

Отличные условия для занятий

5

25%

Близкое расположение

3

15%

Хорошие преподаватели

10

50%Д

Другие причины

2

10%

5. Обучение музыке требует  большой затраты времени и физических сил?

 Количество опрошенных (чел.)

Количество опрошенных (%)

 Не столько времени, сколько физических сил

7

35%

 Не столько физических сил, сколько времени

7

35%

Требует большой траты времени и физических сил

Незначительные затраты времени и физических сил

4

2

20%

10%

 

6. Есть ли у тебя желание профессионально  играть на музыкальном инструменте?

Да. Я ориентируюсь на профессиональное обучение               3 человека (15%)

Нет. Я желаю научиться играть только « для себя», расширить свой кругозор

                                                                                                        17 человек (85%)

 7. Как ты считаешь, престижность профессии оказывает влияние на  твой  выбор?

Да. Для меня это один из критериев                                           8 человек (40%)

Нет. Меня интересует сама профессия, а не ее престиж          12 человек (60%)

8. Какую деятельность, предпочитаешь занятиям музыкой?

Количество опрошенных (чел.)

Количество опрошенных (%)

Чтение книг

4

20%

Компьютер

4

20%

Спорт

7

35%

Посещение мероприятий развлекательного характера

3

15%

Что - то другое

2

10%

   

Результаты опроса учащихся показали, что для большинства из них мотивацией к обучению музыке  является желание расширить свой кругозор, хотя это и требует определенных затрат физических сил и времени. При выборе музыкальной школы  основная масса учащихся  ориентируется на такие факторы, как:  наличие в ней высокопрофессионального преподавательского состава, отличных условий обучения, и лишь небольшая часть считает основным условием при выборе школы ее  местонахождение (близко от дома).

Вопросы к родителям учащихся

1. каковы условия обучения учащихся в ДШИ  № 30?

 Из количества опрошенных (чел.)

 Из количества опрошенных (%)

Созданы идеальные условия для  обучения

18

90%

Созданы хорошие условия для обучения

2

10%

Созданы удовлетворительные условия для обучения

_

_

2. Могут ли занятия музыкой стать причиной обострения хронических заболеваний?

Из числа опрошенных (чел.)

 Из числа опрошенных (%)

Да, если заниматься без отдыха

2

10%

Нет, так как музыка способна только лечить

18

90%

3. Влияет ли статус профессии педагога-музыканта на желание ребенка заниматься музыкой?

Из количества опрошенных (чел.)

 Из количества опрошенных (%)

 Да.  Влияет. Дети занимаются неохотно

4

20%

Совершенно не влияет, так как дети не имеют полного представления о статусе профессии педагога-музыканта

10

50%

Влияет, но незначительно, так как профессия  педагога-музыканта привлекает своей уникальностью

6

30%

                               

4. Как изменился интерес ребенка к занятиям музыкой при появлении новых музыкальных инструментов (компьютер, синтезатор)?

Из количества опрошенных (чел.)

Из количества опрошенных (%)

Усилился значительно

4

20%

Ослабел

2

10%

Остался неизменным

14

70%

4. Как Вы считаете, дополнительные нагрузки, помимо занятий в ДШИ, способствуют укреплению здоровья Вашего ребенка?                                      

Да. Это помогает ему быть дисциплинированным,  не попадать  «под влияние улицы»                                                                                      4 человека (20%)                                                         Нет. Ребенок не в силах выдержать большие нагрузки                 16 человек (80%)

6. Нравится ли Вашему ребенку заниматься музыкой?

 Из количества опрошенных (чел.)

Из количества опрошенных (%)

 Да. Он всегда испытывает положительные эмоции

9

45%

Нет.  Приходится постоянно напоминать о занятиях

5

25%

 Нравится, но не всегда, а больше по настроению

6

30%

7. Ваш ребенок отличается от сверстников по духовному развитию?

 Из количества опрошенных (чел.)

 Из количества опрошенных (%)

Да. Отличается существенно

14

70%

Нет. Совершенно не отличается        

_

_

Отличается незначительно

6

30%

8. Какова мотивация обучения при поступлении ваших детей в ДШИ?

Количество опрошенных (чел.)

Количество опрошенных (%)

Мода

1

5%

Развитие общего кругозора

16

80%

Перспектива профессионального обучения

3

15%

9. Вами созданы все необходимые условия  для обучения Вашего ребенка в ДШИ?

Количество опрошенных (чел.)

 Количество опрошенных (%)

Наличие инструмента

(фортепиано)

17

85%

Отдельная комната

8

40%

Рациональный режим труда и отдыха

9

45%

Созданы все необходимые условия

5

25%

10.Обучение музыке требует от Вашего ребенка  больших затрат времени и физических сил?

Количество опрошенных (чел.)

 Количество опрошенных (%)

Требует  не столько времени, сколько физических сил

5

25%

Требует не столько физических сил, сколько времени

8

40%

Требует большой траты времени и физических сил

5

25%

 Незначительные затраты

2

10%

11. Оказывают ли музыкальные занятия положительное влияние на состояние здоровья Вашего ребенка?

Из количества опрошенных (чел.)

 Из количества опрошенных   (%)

Да. Только положительное

12

60%

Нет. Не оказывает совсем

_

_

Оказывает незначительно

8

40%

12. Считаете ли Вы музыкальное развитие Вашего ребенка неотъемлемой частью его общего развития?

Да, считаю неотъемлемой частью                  20 человек (100%)                             Нет, не считаю                                                  0 человек (0%)                                Сомневаюсь                                                      0 человек (0%)    

При опросе родителей наблюдалась следующая тенденция. Большинство из них считают, что  перегрузки в общеобразовательной школе отрицательно влияют на состояние здоровья их детей, что не дает последним полностью раскрыть свой творческий потенциал; занятия же музыкой, по мнению абсолютного большинства, позитивно влияют  на их гармоничное развитие.

Вопросы к преподавателям ДШИ №30

1. Влияет ли перегруженность детей в о/о школе на качество их успеваемости в ДШИ?

 Из количества опрошенных (чел.)

 Из количества опрошенных  (%)

 Да. Перегрузка отрицательно сказывается на качестве знания

6

30%

 Нет, не влияет, если учебный процесс организован рационально

8

40%

 Влияет незначительно

6

30%2

2. Как влияют занятия музыкой на состояние здоровья Ваших учащихся?

 Из числа опрошенных (чел.)

Из числа опрошенных (%)

 Влияют благотворно

14

70%

 Влияют негативно

2

10%

Влияют незначительно в лучшую сторону

4

20%

3.Отмечаете ли Вы духовную эволюцию у Ваших учащихся?

Из количества опрошенных (чел.)

Из количества опрошенных (%)

Да. Очень четко

10

50%

Нет. Духовная эволюция отсутствует

0

0%

Процесс эволюции идет, но очень медленно

10

5О%

4. Изменился ли интерес к занятиям музыкой с появлением новых музыкальных инструментов (компьютера, синтезатора?

Из количества опрошенных (чел.)

Из количества опрошенных (%)

Изменился значительно

4

20%

Не изменился вообще

14

70%

Изменился незначительно

2

10%

5. Считаете ли Вы, что  профессия преподавателя музыки все меньше привлекает современное поколение детей?

Из количества опрошенных (чел.)

Из количества опрошенных (%)

Да, так как она малопрестижна и низкооплачиваема

                5

                       25%

Нет. Профессия педагога-музыканта уникальна

                  6

30%

Привлекает в зависимости от социального заказа, моды, спроса

                9

45%

6. Может ли современная поп-культура негативно повлиять на желание ребенка заниматься музыкой?

Из количества опрошенных (чел.)

Из количества опрошенных (%)

Да. Она формирует дурной вкус

10

50%

Нет, так как поп-музыка не является высоким Искусством

8

                    40%

Может оказать незначительное влияние

2

10%

7. Обучение музыке требует больших затрат времени и физических сил?

Из количества опрошенных (чел.)

Из количества опрошенных (%)

Не столько времени, сколько физических сил

5

25%

Не столько физических сил, сколько времени

10

50%

Требует большой траты времени и физических сил

5

25%

Незначительные затраты времени и физических сил

_

_

8. Музыкальные данные учащегося имеют решающее значение  в успешном обучении музыке?

Из количества опрошенных (чел.)

Из количества опрошенных (%)

Да. Именно от музыкальных данных зависит успешность обучения музыке

4

20%

В большей степени имеет значение правильная организация режима труда и отдыха ребенка

8

40%

Успешность обучения зависит от многих причин, в том числе от трудолюбия и заинтересованности ребенка

8

40%

9. Видите ли Вы основную причину малой наполняемости музыкальных школ в демографическом спаде?

Да. Это одна из основных причин   дефицита детского контингента в музыкальных школах                                                              10 человек (50%)        

Нет.  Есть множество других причин                                   10 человек (50%)        

Большинство преподавателей считают, что успешность обучения детей музыке в меньшей степени зависит от их музыкальных данных, в большей -  от трудолюбия.  

Результаты опроса показали, что мнения родителей и преподавателей совпали по следующим позициям:

а) перегрузки в общеобразовательной школе как помеха продуктивным занятиям музыкой;

б) занятия музыкой требуют больших затрат физических сил ребенка и времени;

в) занятия музыкой благотворно влияют на формирование личности ребенка.

Все три группы опрошенных совпадают в оценке положительного влияния занятий музыкой на состояние психофизического состояния ребенка.

Рекомендации

1. Родителям учащихся рационально организовать режим труда и отдыха  ребенка.

2. Преподавателям в полной мере  использовать оздоравливающий эффект от занятий музыкой, что будет способствовать повышению статуса музыкальной школы, статуса музыкального образования.

3. Педагогическому коллективу школы продолжать разрабатывать  концепцию  гармоничного развития духовных и физических сил  ребенка в балансе  с эмоционально-нравственным, интеллектуальным, социальным воспитанием личности.

4. Администрации школы повышать интерес  учащихся к занятиям музыкой путем введения новых  музыкально-творческих предметов.

5. Преподавателям провести подобные исследования  с учащимися своего класса, применяя такие формы социологического исследования, как: анкетирование, опрос,  лонгэтюдное исследование, собеседование и т. п.

         

Вывод

Занятия музыкой, как показали результаты данного социологического исследования, проведенного на базе ДШИ № 30, действительно, в подавляющем большинстве случаев оказывают благотворное,  стабилизирующее воздействие на психофизическое здоровье  ребенка.

Литература

  1. Каптерев П.Ф. «Антология гуманной педагогики»   Москва 2001
  2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии  в современной школе» Москва 2002 г.
  3. Курбатова Л. «Мозг, творчество, обучение, здоровье» Педагогическая пресса. Вып. 4 - 2003 г.
  4. Горшкова М. К. под ред. Ф. Э. Шереги «Основы прикладной социологии» Москва 1996 г.
  5. Тихонова Е. В. «Общественное мнение и управление социальными процессами в современном российском обществе». Монография  Москва 2000 г. Ст. 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Влияние классической музыки на здоровье человека"

Э то исследовательская работа учащейся 9 класса и учителя о влиянии классической музыки на здоровье человека, на состояние здоровья школьников....

Влияние классической музыки на здоровье человека.

Влияние классической музыки уже давно доказано учёными, существует огромное количество экспериментальных подтверждений, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека. При просл...

Влияние классической музыки на развитие ребёнка

В своей методической разработке я подчеркнула значение влияния классической музыки на эмоциональное, духовное и интеллектуальное развитие ребёнка....

Нестерук В.В. Влияние уроков музыки на здоровье школьников.

Нестерук В.В.Статья посвящена исследованию влияния уроков музыки на здоровье школьников. Автор приводит примеры использования методик, способствующих укреплению здоровья детей. например, выполнение ды...

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БЕГОМ НА ЗДОРОВЬЕ

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БЕГОМ НА ЗДОРОВЬЕ...

Конспект музыкального занятия "Музыка дарит здоровье!"

Коспект музыкального занятия "Музыка дарит здоровье!" для дошкольников....

Исследовательский проект на тему: "Влияние занятий хоккеем на здоровье."

Исследовательский проект по физической культуре...