Проект Симфоническая катрина А.Лядова "Кикимора"
творческая работа учащихся по музыке (7 класс) на тему
Над проектом работали учащиеся 7 кассов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lyadov_kikimora.docx | 162.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11п. Дружба
Раменского муниципального района
Московской области
симфоническая картина А.К. Лядова «Кикимора»
Цель: развитие умений находить связь между образами, созданными между музыкой и литературой; развитие целостного восприятия произведений искусства.
Задачи:
- раскрыть значение слова кикимора и его роль в произведениях;
- познакомить с симфонической картиной А.К. Лядова «Кикимора»;
- сделать сравнение музыкального произведения и народного сказания;
- проследить единство и связь литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Гипотеза: предполагаем, что музыкальное произведение и произведение литературы связано между собой.
Методика поисковой информации; описание и анализ материала; сопоставление, систематизация и обобщение.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Планируемые результаты:
- повысить познавательную активность;
- углубить знания о музыке и литературе;
- воспитать любовь к устному народному творчеству;
- развить умение раскрывать художественный образ с помощью музыки
Актуальность. Музыка является частью жизни, а литература описывает события жизни и без музыки обойтись не может. Наше современное общество , пребывающее в таких условиях , характеризующихся резкими изменениями в жизни, переоценкой художественных ценностей и идеалов. Мы все чаще сталкиваемся с дефицитом м особых сведений, выявляющих связь с культурным наследием.
Содержание.
- Вступление
- Сведения о композиторе.
- Термин «Кикимора».
- Сказание И.Сахарова.
- Музыкальный анализ произведения.
- Заключение.
1. Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех людей, которые жили много лет назад. Художественные образы разных искусств – литературы, музыки, живописи, кино – помогают нам познать разнообразные явления жизни. Общение с искусством волнует, будит фантазию и воображение у людей, дает возможность испытывать чувства радости, восторга, грусти, любви, силы для творческих поисков и открытий. Среди всего многообразия можно выделить два вида: музыку и литературу, с которыми особо часто приходиться сталкиваться в жизни. Похожи ли эти два вида искусства? Литература – это искусство слова, а слова состоят из звуков и, конечно же, из звуков создается музыка. Именно о взаимодействии музыки и литературы пойдет речь на страницах нашего проекта.
2.Большую любовь к народному творчеству и тонкое понимание его унаследовал от своего учителя Н.А.Рмского-Корсакого замечательный русский композитор А.К.Лядов. Анатолий Константинович Лядов – русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился 11 мая 1855 года в Петербурге в семье дирижера Мариинского театра К.Н. Лядова и пианистки В.А.Антиповой.
А. Лядов – выходец из семьи профессиональных музыкантов (не только отец, но дядя, и дед композитора были известными дирижерами, каждый в свое время). Он с ранних лет воспитывался в музыкальном мире. Одаренность А. Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные стихотворения и рисунки. В 1867-1878 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова (фортепиано), а с 1874 года – в классе композиции у Н.А.Римского-Корсакова.
До начала 1900-х годов основу творчества А. Лядова составляли фортепианные произведения, преимущественно пьесы малых форм – прелюдии, мазурки, вальсы, интермеццо, арабески, экспромты, этюды. Среди немногочисленных вокальных произведений А. Лядова выделяются «Детские песни» для голоса с фортепиано (1887-1890 годы). В их основу легли подлинно народные тексты древних жанров -заклинаний, прибауток, присказок.
В последнее десятилетие жизни кроме сюиты «Восемь русских народных
песен» были созданы и другие миниатюры для оркестра. Это программные
оркестровые «картины » сказочного содержания: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».
3. А кто она такая? В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «Кикимора» многозначно. 1. Маленькая невидимка, живущая за печкой, в лесу, в болоте. 2.О человеке, имеющем смешной, нелепый вид.
В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля значение слова «Кикимора» - это обычно род домового , который по ночам прядет; он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам, с ветереном, прялкою, воробами и вьюшкою. «Спи, девушка, кикимора за тебя спрядет, а мать вытчет!» В Сибире есть и лесная кикимора, лешачиха, лопаста. Укорительное значение: домосед, нелюдим, невидимка, кто вечно сидит дома за работаю. «От кикиморы не дождешься рубахи, хотя он и прядет. Примета: « Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отшибенное горло кувшина, либо камень с природною сквозною дырою».
4. В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова.
Сахаров Иван Петрович (29.08.1807-24.08.1863), русский фольклорист, этнограф и палеограф. Собирал произведения русского народного творчества, описывал архивы и архитектурные памятники, издавал старинные документы, описания произведений культуры и искусства.
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме
держит Кикимора на весь люд честной».
В «Сказании Русского народа» в пересказе И.П.Сахарова сказано, что живет Кикимора у кудесника (то есть волшебника) в горах, то есть за каменной стеной. Кот-баюн (добрейшее сказочное существо) говорит Кикиморе сказки заморские, да качает ее в хрустальной колыбели. То есть оберегает ее от всех невзгод. Колыбельная песня – сама по себе уже оберег, как принято в фольклорной традиции. А почему же это она, спрашивается, тогда выросла такая злая? Да и не выросла толком за семь лет. Маленькая осталась. Да и головка мала, а значит, ума-то и нет, все прыгает, да скачет... Жалкое существо.
Фольклорист И. Сахаров пересказал только одну версию народного поверья, а их, как обычно, несколько. В каждой области России – свой вариант сказания. Оказывается, бывает и добрая Кикимора, которая не мешает хозяйке прясть и ткать, а, наоборот, помогает. И посуду помоет, и дитя успокоит. Пугает она только ленивых хозяек и капризных детей. К тому же, ее можно приручить.
Считалось, что кикимора невидима и обнаруживает себя своими проделками – трещит, пищит, бьет посуду, рвет нитки, путает клубки, проказничает, как только может, но настоящего вреда причинить не в состоянии, пугает только, да с толку сбивает. Она, как и многие другие персонажи нечистой силы, обладает способностью стремительно передвигаться с места на место, исчезать и снова появляться. Кроме того, она «далеко видит, не стареет, все знает...»
И. Сахаров рисует нам Кикимору злобную («зло держит Кикимора на весь люд честной»).
У А. Лядова симфоническая картина «Кикимора» является программным произведением. Программной музыкой называется музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ. В основе «Кикиморы» - народное сказание. Когда у произведения есть программа, то, казалось бы, все ясно. Слушай себе, да сопоставляй. Вот, в «Кикиморе» сразу понятно, где царство кудесника, где колыбельная кота-баюна, а где прыжки и свист самой кикиморы. Это, действительно, сразу слышно. А в музыке не все так однозначно и прямо. А какое настроение мы слышим в музыке? Это страх, зло, или шаловливая проказница? Какой характер кикиморы нарисовал А.Лядов?
5. Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки. Челеста (по-итальянски небесная, прозрачная) похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.
Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Заканчивается пьеса мгновенным уходом – исчезновением сказочного образа.
И в России и в Европе к началу ХХ века была масса музыкальных
средств, чтобы создать нечто фантастическое, таинственное и страшноватое:
А. Лядов мастерски пользуется ползучими и завывающими гаммами, стонущими колыбельными припевками, уколами и прыжками, шуршанием и присвистом, чтобы нарисовать свою кикимору – существо одновременно жалкое и пугающее. Его музыка – торжество музыкально-декоративной фантазии в духе стиля модерн, где многочисленные штрихи и детали, прорисованные внимательной и тонкой музыкальной «кистью», напоминают изразцы русских теремов, палехскую лаковую миниатюру или хохломские росписи.
6. Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств». Доказательством этого служит то, что слушая музыкальное произведение, человек представляет себе картины и образы. Музыка , так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение высоких чувств и тонких душевных переживаний. Литература помогает познать мир. Создавая произведение писатель передает свои чувства, переживания, ставя перед собой задачу повлиять на читателя такова и основная цель композитора. Именно русскими композиторами созданы шедевры во всех жанрах музыкального искусства. Их произведения известны и любимы во всем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок музыки в 4 классе "Симфонический оркестр"
«Своя игра-симфонический оркестр»Итоговый урок музыки в 4 классе IIIчетверть по программеВ.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Цели и задачи: Закрепить и обобщить знания учащихся о симфонич...
Учебно- методическое пособие " Симфонический оркестр"
Данное пособие пригодится учителю музыки по теме оркестры...
Тест по музыке во 2 классе по теме:"Симфонический оркестр. Оркестр русских народных инструментов".
Данный тест по музыке во 2 классе предназначен для проверки уровня усвоения материала о симфоническом оркестре, и оркестре русских народных инструментов....
Итоговый исследовательский проект «Создание мультимедийного пособия для уроков музыки по теме «Инструменты симфонического оркестра» (с использованием компьютерных музыкальных программ)
Итоговый исследовательский проект «Создание мультимедийного пособия для уроков музыки по теме «Инструменты симфонического оркестра» (с использованием компьютерных музыкальных программ)Цель...
Технологическая карта урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.
Технологическая карта. Урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Раздел: «В концертном зале»...
Тема урока: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Симфоническая музыка.
Задачей данного урока является: знакомство с шедеврами симфонической музыки, понятие формы сонатного allegro, раскрыть способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрас...
Проект «Сказка рассказанная инструментами симфонического оркестра» - С.С.Прокофьев «Петя и волк»
Тема: Симфоническая сказка «Петя и волк».Цель: Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева и симфонической сказкой «Петя и волк»,Задачи:- Учить детей слушать м...