открытый урок "Моя Ярославия"
учебно-методическое пособие по музыке (8 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель музыки средней школы № 68 Калугина А.В.
Номинация: Методическая разработка моноурока на основе регионального содержания по предмету «искусство» (музыка).
Тема урока: Уникальный музей Джона Мостославского «Музыка и время» (второе полугодие, краеведческий модуль).
Цель урока: активизация интереса к музыкальной культуре родного края.
Задачи:
- способствовать формированию представления о городе Ярославле как важном историко-культурном центре страны;
- познакомить с экспозицией музея Джона Григорьевича Мостославского «Музыка и время»;
- расширить творческие возможности работы с мобильными устройствами на уроках музыки.
Форма урока: беседа с элементами урока-викторины и урока-поиска.
Принципы отбора материала:
- актуальность;
- достоверность;
- доступность;
- соответствие уровню развития и возрасту обучающихся;
- комплексность и системность;
- практическая значимость.
Технологии, используемые на уроке:
- технология активных методов обучения;
- проектная технология;
- ИКТ-технология.
Форма оценивания: На своих уроках я использую такую форму оценивания как «Работа рецензента». Обучающиеся внимательно слушают ответ своего товарища, отмечают в тетрадях сильные стороны ответа, слабые стороны, а так же добавляют ту информацию, которая, по их мнению, в ответе была бы уместна. По разработанным совместно с учениками критериям рецензенты выставляют отметку отвечающему. Работа рецензента также оценивается учителем (объективность, полнота и ценность замечаний, целесообразность дополнительной информации). Рецензенты выбираются путём жеребьёвки. Образец формы оценивания «Работа рецензента» в Приложении.
Личностные результаты урока:
- аксиологическая ориентированность в мире современных культурно-социальных тенденций;
- эмоциональное присвоение традиций и явлений культурной жизни родного края;
- умение анализировать, систематизировать и сопоставлять.
Метапредметные результаты урока:
- осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов Интернета;
- умение давать определение понятиям;
- формулирование собственного мнения и позиции;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты урока:
- формирование представления о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
- воспитание устойчивого интереса к музыкальной культуре своего края.
Данный урок разработан с учётом индивидуальных особенностей определённого класса. Обучающиеся в данном коллективе охотно вступают в дискуссии, обсуждения, размышляют, спорят, доказывают. Лаконичность приводимых в качестве примеров ученических ответов носит чисто формальный характер, так как вариантов реакций на поставленный вопрос в этом классе огромное количество. Однако эти дети не любят петь. Совсем.
Конспект урока «Уникальный музей Джона Мостославского «Музыка и время»
Перед началом урока обучающие, проходя мимо стола учителя, тянут жребий, кому на этом уроке выступать в качестве рецензента.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы живём в необыкновенном городе, чьи центральные улицы, площади, храмы находятся под защитой всемирной организации ЮНЕСКО. История города как прошлое человека. Без него теряется индивидуальность, распадается личность. Мы должны хранить историю нашего города. Какие вы знаете способы так называемого «хранения» городской истории?
Ученики: Чтение книг по краеведению, знакомство с материалами городского архива, посещение музеев.
Учитель: Верно. Давайте перечислим, какие городские музеи вы знаете?
Ученики: Музей-заповедник.
Учитель: Где он расположен, что в нём находилось прежде, чем он стал музеем?
Ученики: Это бывший Спасо-Преображенский монастырь. Находится он на Богоявленской площади.
Учитель: Верно. (На слайде — Музей-заповедник).
Ученики: Музей истории города. Расположен на набережной Волги.
(На слайде — Музей истории города), Художественный музей, бывший губернаторский дом, расположен на набережной Волги (На слайде — Художественный музей), дом-музей Л.В. Собинова. Находится на улице, названной в его честь (На слайде — дом-музей Л. В. Собинова). Музей «Музыка и время» (На слайде — музей «Музыка и время»).
Учитель: Скажите, а чем отличается музей «Музыка и время» от остальных?
Ученики: Его экспозиция в первую очередь рассказывает о музыкальной культуре городского жителя, о музыкальных инструментах, которые сопровождали его на протяжении всей его жизни.
Учитель: Верно. Не случайно основатель и первый директор музея назвал его «Музыка и время». Давайте поразмышляем, чем же схожи два этих понятия - «музыка» и «время»?
Ученики: Музыкальные инструменты во все времена были неотъемлемой частью человеческой культуры, по их звучанию и внешнему облику можно определить время, когда их использовали. Сама музыка является временным видом искусства.
Учитель: Давайте попробуем сопоставить звучание музыкального инструмента, его внешний облик и время его активного использования, а так же попытаемся доказать, почему данный инструмент не мог быть использован в другие означенные временные периоды. Рецензенты начинают свою работу.
(В классе звучит клавесин. На слайде 1 в первой строке изображение клавесина, флейты Пана и электро-гитары, во второй строке — приблизительная временная цепочка: античность, 18 век, 20-21 век. Обучающиеся определяют, сопоставляют, доказывают. Звучит ударная установка. На слайде 2 в первой строке изображение авлоса, органа и ударной установки, во второй строке — 17 век, 20-21 век, античность. Обучающиеся определяют, сопоставляют, доказывают).
Учитель: Слово рецензентам.
Проверка работы рецензентов.
Учитель: Таким образом, музыкальные инструменты мы можем считать некими проводниками в прошлое. Давайте познакомимся с экспозицией музея «Музыка и время». (На слайде — коллекция музейных колокольчиков). В музее Джона Григорьевича Мостославского почти две тысячи колокольчиков. На первый взгляд они кажутся одинаковыми, но это не так. Давайте запишем их названия. Поддужные, подпружные, ботало, бубенцы. Посмотрите на ваших мобильных устройствах, выйдя в Интернет, что обозначают эти названия, и сделайте в тетрадях запись, состоящую из трёх глаголов, которая могла бы помочь определению назначения этих колокольчиков.
Ученики работают. Проверка задания.
Учитель: (меняется слайд — изображения граммофонов, шарманок, музыкальных шкатулок). В музее очень много старинных приспособлений для слушания музыки. Они были не всем по карману. Вот, например, граммофон сто лет назад стоил столько, сколько стоили три коровы. Дорогое удовольствие! (На следующем слайде — коллекция часов). А вот явное подтверждение, что музыка и время неразделимы. Все часы в музее работают, но показывают разное время. Так задумано, чтобы на протяжении всей экскурсии посетителей сопровождал бой старинных часов. Вот так они отмеряют каждый шаг жизни. (На слайде — фасад музея «Музыка и время»). Когда-то, в 1993 году, Джон Мостославский создал маленький музей, который стал одной из достопримечательностей нашего города. Кто знает, может быть и среди вас найдётся тот, кто решиться создать свой музей, связывающий воедино два понятия - «музыку» и «время». Конечно, и обстановка этого музея будет особенной и экспозиция. Поработайте дома над проектом электронного макета музея «Музыка и время», созданного лично вами, который мог действовать на территории нашего города, определите ему место на карте Ярославля. Он может располагаться где угодно, даже в вашей комнате. А также составьте текст небольшой экскурсии. Кстати, название музея вы можете изменить. Главное, чтобы осталась неизменной суть экспозиции, связывающей музыку, время а так же музыкальные традиции нашего края. Спасибо за урок.
Приложение
Образец формы оценивания
Работа рецензента
1. Объективность информации: ____________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Форма изложение (культура речи, доказательность, примеры и т. д.) ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Информация, которую можно добавить к ответу__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________(отметка) __________(число) _________________(ФИО рецензента)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол"
Конспект урока, презентация....
Разработка открытого урока в 6 классе на тему "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Данный материал будет полезен для подготовки к уроку в 6 классе...
Открытый урок в 10 классе "Правление Ярослава Мудрого"
Открытый урок для учителей Республика Мордовия в рамках семинара по теме "Подготовка к ГИА на уроках истории и обществознания"...
"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром" - Открытый урок по Сингапурской методике
Открытый урок по Сингапурской методике, который был дан мною в рамках конкурса "Учитель года" в феврале 2014 года. На данном уроке большая роль уделялась групповой работе учеников, где они сами ...
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
Открытый урок по истории "Правление Ярослава Мудрого"
Открытый урок по истории "Правление Ярослава Мудрого"...
открытый урок по истории для 6 "А" класса на тему "Древнерусское государство при Ярославе Мудром"
Открытый урок по истории...