Исккусство 8 - 9 класс (ГОС)
рабочая программа по музыке (8 класс) на тему
Рабочая программа разработана с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью по предмету «Искусство» на уровне основного общего образования. Данная программа реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования и составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный компонент государственных образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004 года № 1089).
- Образовательная программа основного и среднего общего образования МБОУ СОШ №143;
- Учебный план МАОУ СОШ № 143;
- Примерная образовательная программа по предмету;
- Программа «Искусство 8-9 классы», Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.
Цели основного общего образования:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Сроки реализации программы: 2 года.
- уровень: базовый
- классы: 8-9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_iskusstvo_8-_9_kl_1.docx | 80.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
основного и среднего общего образования МБОУ СОШ №143,
изменения (дополнения) (приказ № 104-О от 01.09.2017 г.)
Рабочая программа по учебному предмету
«Искусство»
уровень: основное общее образование
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью по предмету «Искусство» на уровне основного общего образования. Данная программа реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования и составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный компонент государственных образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004 года № 1089).
- Образовательная программа основного и среднего общего образования МБОУ СОШ №143;
- Учебный план МАОУ СОШ № 143;
- Примерная образовательная программа по предмету;
- Программа «Искусство 8-9 классы», Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.
Цели основного общего образования:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Сроки реализации программы: 2 года.
- уровень: базовый
- классы: 8-9
Приоритетными на этапе общего образования являются:
- познавательная деятельность
- информационно-коммуникативная деятельность
- рефлексивная деятельность.
Результаты изучения предмета изложены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся». Для оценки достижений обучающихся используется 5-балльная система оценивания.
Общая характеристика учебного предмета
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Содержание программы дает возможность реализовать основныецели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально – ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
- воспитание и развитие художественного вкуса и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
- освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
- овладение практическими умениями и навыками художественно – творческой деятельности;
- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
При реализации рабочей программы предусматривается применение следующих технологий обучения:
- личностно-ориентированные технологии
- проблемное обучение
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
- игровые технологии
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Программа предусматривает проведение следующих типов уроков:
I. Урок изучения нового материала
II. Урок совершенствования знаний, умений и навыков
III. Урок обобщения и систематизации знаний
IV. Урок контроля
V. Комбинированный урок
Необходимые средства обучения:
- слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и т.п.;
- раздаточные и дидактические материалы;
- музыкальные инструменты.
Средства обучения размещаются в учебном кабинете.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Искусство» составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане МАОУ СОШ №143. Предмет «Искусство» изучается в 8-9 классах в объеме 70 часов (1 учебный час в неделю, по 35 часов в каждом классе).
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса:
Обучающиеся должны знать:
- значение искусства в жизни человека;
- специфику музыки как вида искусства;
- возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
- историческое многообразие художественных культур, место отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;
- многообразие видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;
- роль пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
- виды пространственных искусств и деление их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная, особенности образного языка каждой группы искусств;
- значение искусства в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
- характер связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т. д.), специфику их образного языка;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;
- основные проблемы современного искусства,
- выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества;
уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать произведения различных видов искусств;
- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии работ в синтетических искусствах;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса:
Обучающиеся должны знать:
- роль пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
- историческое многообразие художественных культур, место отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;
- основные направления и стили в искусстве, стилевую и временную принадлежность характерных примеров из наследия мирового искусства;
- виды пространственных искусств и деление их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная, особенности образного языка каждой группы искусств;
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;основные жанры народной и профессиональной музыки;
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- характер связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т. д.), специфику их образного языка;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;
- основные проблемы современного искусства,выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.
уметь: - эмоционально-образно воспринимать и характеризовать произведения различных видов искусств;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, музыкального искусства, литературы и определять средства выразительности);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии работ в синтетических искусствах;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- восприятия и оценки произведений искусства;
- слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Содержание программы «Искусство»
Музыка в формировании духовной культуры личности
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, взаимодополнениевыразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы Вольфганга Амадея Моцарта, Д.Верди, Б.Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве Иоганна Себастьяна Баха), любви и ненависти («Ромео и Джульетта»У.Шекспира в трактовках Г. Берлиоза, П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева), войны и мира (творчество Д.Д.Шостаковича, Г.Малера, Д.Б.Кабалевского), личности и общества (творчество Людвига ван Бетховена, А.И. Хачатуряна, А.Г.Шнитке), внутренних противоречий в душе человека (творчество М.П.Мусоргского, Р.Шумана, Ж.Бизе) и др.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.
Синтез искусств
Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетическихвидах творчества.
Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура и цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.
Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф.Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).
Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.).
Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин», С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.). Мастера кино (С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М.Козинцев, А.А.Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник - творец - гражданин - выразитель ценностей эпохи.
В рабочей программе учтен и национально-региональный компонент, на реализацию которого отводится 10% учебного времени, что составляет – 4 часа в год.
8 класс
№ урока | Тема, содержание урока | Количество часов |
Урок 8 | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. НРК: Картинная галерея г. Екатеринбурга | 1 |
Урок 11 | Мир в зеркале искусства. НРК: Памятники г. Екатеринбурга | 1 |
Урок 15 | Художественные послания предков. Разговор с современником. НРК: Народное творчество коренных жителей Урала | 1 |
Урок 25 | Великий дар творчества: радость и красота созидания. НРК: Художники и писатели города Екатеринбурга | 1 |
9 класс
№ урока | Тема, содержание урока | Количество часов |
Урок 5 | Храмовый синтез искусств. НРК: Храмы Екатеринбурга | 1 |
Урок 8 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. НРК: Театральное искусство Екатеринбурга | 1 |
Урок 18 | Архитектура исторического города. НРК: Каменная летопись Екатеринбурга | 1 |
Урок 22 | Декоративно-прикладное искусство. НРК: Народные промыслы Урала | 1 |
Тематическое планирование по предмету «Искусство» 8 класс
Раздел учебного курса, кол-во часов, в том числе контрольных уроков | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел I. Искусство в жизни современного человека (3 ч.) | |
Тема 1. Искусство вокруг нас. (1 ч.) | Знать/понимать смысл употребляемых терминов. Воспринимать художественное произведение разных видов искусства. Сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их. |
Тема 2. Художественный образ-стиль–язык (1 ч.) | Знать/понимать смысл употребляемых терминов; основные закономерности искусства; особенности средств художественной выразительности, языка разных видов искусства. Различать виды, стили и жанры искусства. |
Тема 3. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. (1 ч.) | Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино. Разбираться в соотношении научного и художественного творчества. |
Раздел II. Искусство открывает новые грани мира (7 ч.) | |
Тема 1. Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись(художественные произведенияИ. Билибина, Т. Маврина, А. Саврасова, И. Левитана; музыкальные произведения М.Мусоргского, А. Бородина)(1 ч.) | Различать виды, стили и жанры искусства. Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства. Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам; художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира. |
Тема 2. Зримая музыка. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Музыка в театре и кино. (1 ч.) | Уметь рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историко-культурной ретроспективе; аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений; задавать вопросы; отвечать на вопросы.видеть общность тем, взаимодополнение выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). |
Тема 3. Человек в зеркале искусства: жанр портрета (1 ч.) | Уметь сопоставлять язык различных направлений портретной живописи; соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки. |
Тема 4. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. НРК: Картинная галерея г. Екатеринбурга(художественные произведения художников И. Вишнякова, В. Серова, И. Репина,К. Петрова-Водкина, Г. Климта, Х. Бидструпа )(2 ч.) | Знать основные виды и жанры изобразительных искусств. Уметь определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции; устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями; анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. |
Тема 5. Музыкальный портрет. Александр Невский (кантата С. Прокофьева «Александр Невский», триптих П. Корина «Александр Невский») (1 ч.) | Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства. |
Тема 6. Портрет композитора в литературе и кино (1 ч.) | Уметь устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями; анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей; подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам. |
Раздел Ш. Искусство как универсальный способ общения (7 ч.) | |
Тема 1. Мир в зеркале искусства. НРК: Памятники г. Екатеринбурга (1 ч.) | Уметь понимать роль искусства в жизни человека и общества; использовать коммуникативные свойства искусства; воспринимать произведения различных видов искусства, анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой; прочитывать информацию заключенную в памятниках искусства;раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения. |
Тема 2. Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве (2 ч.) | Знать/понимать смысл употребляемых терминов. Уметь владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности. |
Тема 3. Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства (1 ч.) | Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы); раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов: дороги, солнца, огня и др. |
Тема 4. Художественные послания предков. Разговор с современником. НРК: Народное творчество коренных жителей Урала (1 ч.) | Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности. Уметь сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же произведения, поэтического текста и др.); выявлять стилистические особенности художественного перевода. |
Тема 5.Вечные проблемы жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти, вечности духа и кратковременности земной жизни, любви и ненависти, войны и мира, личности и общества, внутренних противоречий в душе человека. . (1 ч.) | Уметь понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии. Своеобразие раскрытия вечных проблем (реквиемы Вольфганга Амадея Моцарта, Д.Верди, Б.Бриттена), (в творчестве Иоганна Себастьяна Баха), ("Ромео и Джульетта" У.Шекспира в трактовках Г.Берлиоза, П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева), (творчество Д.Д.Шостаковича, Г.Малера, Д.Б.Кабалевского), (творчество Людвига ван Бетховена, А.И.Хачатуряна, А.Г.Шнитке), (творчество М.П.Мусоргского, Р.Шумана, Ж.Бизе) и др. |
Тема 6. Музыкально-поэтическая символика огня. символы в жизни и искусстве 9солярные знаки6А Саврасов, И. Шишкин, И.Леаитан, Г.Шнитке) (1 ч.) | Уметьраскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов – огня. |
Раздел IV. Красота в искусстве и жизни (10 ч.) | |
Тема 1. Что есть красота (портрет Нифертити, А.Милосская и др.) (1 ч.) | Уметь различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, объяснять их отличие друг от друга. Понимать общее и особенное в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства; выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. |
Тема 2. Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка | Уметь устанавливать образно- ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы; создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). |
Тема 3. Есть ли у красоты свои законы (2 ч.) | Уметь различать жанры искусства и их роль в жизни человека; анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведения; различать истинные и ложные ценности; анализировать и оценивать произведения различных видов искусства. Понимать значение символов культуры; самоценность различных явлений. |
Тема 4. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. (2 ч.) | Уметь выявлять особенности представлений человека о красоте, различные эпохи, в разных слоях общества, в различных культурах |
Тема 5. Великий дар творчества: радость и красота созидания. НРК: Художники и писатели города Екатеринбурга (1 ч.) | Уметь выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества; подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени; сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений. |
Тема 6. Как соотноситься красота и польза (1 ч.) | Уметь различать истинные и ложные ценности; наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения). |
Тема 7. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве (1 ч.) | Уметь раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения; размышлять о произведениях искусства; выявлять важные, значимые жизненные проблем; создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы. |
Раздел V.Прекрасное пробуждает доброе (5 ч.) | |
Тема 1. Преобразующая сила искусства (5 ч.) | Знать наиболее крупные художественные музеи России и мира; - выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения. Уметь размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы; создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция); ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. |
Раздел VI. Исследовательский проект (3 ч.) | |
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» (3 ч.) | Уметь разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта; определять свою роль в проекте; намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности. |
Итого: 35 ч. |
Тематическое планирование по предмету «Искусство» 9 класс
Раздел учебного курса, кол-во часов, в том числе контрольных уроков | Характеристика деятельности учащихся | |
Раздел I. Воздействующая сила искусства (8 ч.) | ||
Тема 1. Художник - творец - гражданин - выразитель ценностей эпохи. Искусство и власть (2 ч.) | Понимать роль Художника, специфику восприятия художественного образа в разных видах искусства. Уметь сопоставлять художественные образы, символизирующие власть; выявлять сходство и различия этих образов; называть общие черты; высказывать свое отношение к различным художественным образам; приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением; подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств; пользоваться справочной литературой. | |
Тема 2. Какими средствами воздействует искусство. Коммуникативная, этическая, эстетическая и познавательно-просветительская направленность музыкального искусства, его возможности в духовном совершенствовании личности. (2 ч.) | Уметьпонимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма»; выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох; выявлять особенности построения (формы) музыки, понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства. Понимать роль музыкального искусства в преобразовании духовного мира человека, достижении комфортности его душевного состояния.(К.Петров-Водкин, П.Сезанн, Саврасов, С.Боттичелли, А. Веницианов, И.Билибин и др.) | |
Тема 3. Храмовый синтез искусств (архитектура, духовная музыка, монументальная скульптура, живопись) НРК: Храмы Екатеринбурга (2 ч.) | Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии. | |
Тема 4. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. | Уметьпонимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении; понимать какую роль играют совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля.Готовить сообщения о художниках театра (В.М.Васнецов, .Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф.Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу; создавать эскизы для граффити, сценария клипа. | |
Раздел II. Искусство предвосхищает будущее (8 ч.) | ||
Тема 1. Дар предвосхищения | Знать называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. | |
Тема 2. Какие знания дает искусство (2 ч.) | Уметь давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека; размышлять о соотношении науки и искусства; составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства. | |
Тема 3. Предсказание в искусстве (1 ч.) | Уметьвыявлять жизненные ассоциации музыки; интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня; размышлять о соотношении науки и искусства. | |
Тема 4. Художественное мышление в авангарде науки | Уметьприводить примеры научного значения художественного знания; пользоваться справочной литературой. | |
Тема 5. Художник и ученый | Уметьсоздавать цветовую палитру музыкального фрагмента; участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира; пользоваться справочной литературой. | |
Раздел III. Дар созидания (11 ч.) | ||
Тема 1.Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (1 ч.) | Словарная работа (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура и цвет материалов). Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы. | |
Тема 2. Архитектура исторического города (старинные карты городов, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге) НРК. Каменная летопись Екатеринбурга.(1 ч.) | Уметь соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.; приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах. | |
Тема 3. Архитектура современного города. НРК: Каменная летопись Екатеринбурга (1 ч.) | Изучать облик своего города, района и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства. Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. | |
Тема 4. Специфика изображений в полиграфии. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. (1 ч.) | Знать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное) Уметь понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала; анализировать средства выразительности художника-графика. Художники книги (Г.Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.). Массовость и общедоступность полиграфического изображения. | |
Тема 5. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества (1 ч.) | Знать термины и понятия: промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн. Понимать возможности компьютерной графики и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. | |
Тема 6. Декоративно-прикладное искусство. НРК: Народные промыслы Урала (1 ч.) | Уметь анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно – прикладного искусства; соотносить народные песни с произведениями декоративно- прикладного искусства. | |
Тема 7. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. (1ч) | Определять особенности художественной фотографии. Создать свой художественного образа в фотоискусстве. Знать выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Выступать с сообщениями о фотохудожниках - мастерах российской и зарубежной школ. | |
Тема 8. Массовые, общедоступные искусства (1 ч.) | Знать жанры киноискусства и приводить примеры. Уметь анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма. | |
Тема 9. Изобразительная природа экранных искусств Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).Телевизионное изображение, его особенности и возможности. (2 ч.) | Знать специфику киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Просмотр и анализ фрагментов фильмов (С.М.Эйзенштейн "Броненосец Потемкин", С.П.Урусевский "Летят журавли" и др.). Выступление с сообщениями о мастерах кино (С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М.Козинцев, А.А.Тарковский и др.). | |
Тема 10. Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов (1 ч.) | Знать жанры киноискусства и приводить примеры. | |
Раздел IV. Искусство и открытие мира для себя (3 ч.) | ||
Тема 1. Вопрос себе как первый шаг к творчеству (2 ч.) | Знать символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства; иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др. | |
Тема 2. Литературные страницы | Уметьвысказывать суждения о произведениях различных видов искусства, об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). | |
Раздел V. Исследовательский проект (6 ч.) | ||
Исследовательский проект «Пушкин – наше все» (6 ч.) | Уметь разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта; определять свою роль в проекте; намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности. | |
Итого: 35 ч. |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечания | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Музыкальные инструменты | |||||
1. | Фортепиано | Д | имеется | ||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||||
2. | Программа «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» «Искусство 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных организаций/Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.-6-е изд, перераб.-М.: Просвещение, 2011г. Книги о музыке и музыкантах Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» (электронная версия) | Д Д Д Д Д | имеется имеется имеется имеются частично имеется | ||
Печатные пособия | |||||
3. | Портреты русских и зарубежных композиторов | Д | имеется | ||
Информационно-коммуникационные средства | |||||
4. | Сайты музеев:
| Д | |||
Технические средства обучения (ТСО) | |||||
5. | Музыкальный центр Телевизор Экспозиционный экран(навесной) Мультимедийный проектор Принтер лазерный | Д Д Д Д Д | имеется имеется имеется имеется имеется | ||
Экранно-звуковые пособия | |||||
6. | Презентации к урокам | Д | |||
Учебно-практическое оборудование | |||||
7. | Специализированная учебная мебель Стол учительский с тумбой Шкафы для наглядных пособий, нот, учебников и др. | Д Д Д | имеется имеется имеется |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....