"Активизация познавательной активности учащихся средствами информационных технологий."
статья по музыке на тему
Материал, представленный на муниципальных педагогических чтениях. Раскрывает возможности и необходимость использования в работе педагога информационных технологий. Приводятся примеры того, как и чем продуктивен этот метод работы на уроке музыки.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной активности учащихся средствами информационных технологий.
«К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества».
(К.Э. Циолковский)
Активная познавательная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности – это не только решение вопроса о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от этого зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активными для достояния школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «учение, все взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только при максимальной активизации познавательной деятельности учащихся. Поэтому большое значение имеет умение учителя активизировать, побуждать, стимулировать, направлять своих учеников.
Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности способствует созданию обстановки психологического комфорта, позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями, дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением».
Педагогические цели использования информационных технологий:
1. Развитие личности
- формирование информационной культуры (так называемой «компьютерной грамотности»)
- развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности
- общая информационная подготовка пользователя
2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса
- активизация познавательной активности учащихся
- повышение эффективности и качества обучения
- углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенного поля. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. И потому учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Научить ребенка ориентироваться в «электронной среде», приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее – это и есть одна из важнейших задач современной школы.
Применение ИКТ в образовательно-воспитательном процессе на данный момент осуществляю в сведующих направлениях:
- Учебная деятельность
- Внеучебная и внеурочная деятельность для проведения занятий кружков;
- для проведения внеклассных мероприятий;
- при подготовке учащимися творческих и исследовательских работ;
- в ходе дистанционного обучения (этим вид деятельности занимаюсь первый год, для меня он пока на стадии освоения).
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Они обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. В этом случае нам, учителям предметов «Искусство» (музыка, МХК) необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством художественно-творческого развития учащихся.
При проведении уроков я в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:
- видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.
- анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
- синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства, материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии.
- дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса;
- звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
- литературный ряд: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь
- творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации. В этом мне помогают программно- методический комплекс «Мир музыки», содержание которой направлено на формирование музыкальной культуры школьников посредством примеров русского искусства ( музыка. живопись, литература) и наглядное пособие с тестовыми заданиями, что даёт возможность развивать умения учащихся активно использовать средства ИКТ.
В своей работе я также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. А звук это тоже технология. В отличие от грамзаписи и аудио кассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократное прослушивание для запоминания лейтмотива или анализа интонаций.
Информационно-коммуникационные технологии я использую на уроках музыки, начиная с начальной школы.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
При составлении презентаций в качестве «сырья» я использую содержимое CD и Интернет ресурсы (модули), а также возможности компьютера.
Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте.
При изучении темы «Импрессионизм в музыке», «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», «Авторская песня» и другие заранее готовится иллюстративный и звуковой материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.
При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.
Проектная деятельность учащихся тоже предполагает создание мультимедиа презентаций. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.
^ 2.Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.
В связи с модернизацией российского образования и существованием национального проекта в области образования, практически в каждой школе есть возможность использования Интернет-ресурсов как учащимися так и педагогами. Не стала исключением и школа, в которой я работаю.
Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных музеев, которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.
При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах.
Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки и во внеклассной работе. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике.
В проектной деятельности учащиеся также активно пользуются Интернет-ресурсами, что выводит обучение на качественно новый уровень.
Как известно, одна из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса – наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников. В моей деятельности, как учителя музыки, внеурочная работа занимает важное место.
Заключение
Таким образом, использование ИКТ помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам эстетического цикла и приводит к целому ряду положительных следствий:
- Обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- Психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
- Возбуждает живой интерес к предмету познания;
- Расширяет кругозор детей;
- Возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- Повышает производительность труда учителя на уроке
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-25706-1479496983.jpg)
Активизация познавательной активности учащихся при изучении химии в современной школе
Статья посвящена актуальным проблемам развития познавательной активности школьников при изучении химии...
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230389-1364416851.jpg)
Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-243470-1366968463.jpg)
Групповая работа как средство активизации познавательной активности учащихся
ПланВведение.1. Классификация групповой технологии.2. Особенности организации групповых технологий.3. Реализация педагогического опыта.4. Распространение педагогического опыта5. Заключение....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/02/picture-384110-1433248749.jpg)
Развитие познавательной активности учащихся средствами Интегральной образовательной технологии В. В. Гузеева
В настоящее время развитие общества привело к тому, что была осознана необходимость реформировать систему образования в сторону её гуманизации и гуманитаризации. современная Национальная доктрин...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-378539-1389373065.jpg)
Тема самообразования "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства с использованием новых информационных технологий"
Программа профессионального самообразования учителя технологии. План работы над темой...