Развитие познавательной активности учащихся средствами Интегральной образовательной технологии В. В. Гузеева
опыты и эксперименты по английскому языку (7 класс) по теме
В настоящее время развитие общества привело к тому, что была осознана необходимость реформировать систему образования в сторону её гуманизации и гуманитаризации. современная Национальная доктрина в сфере образования предусматривает реализацию личностно-ориентированного подхода, предполагающего гибкость в определении целей, учитывая индивидуальные особенности интеллектуального развития и личностные интересы обучаемых, построение для каждого ученика собственной траектории «продвижения» по материалу, отвечающей его потребностям, возможностям и психологическим особенностям. В новых условиях, когда в связи с появлением и распространением глобальных информационных сетей картина информационных предпочтений молодёжи изменилась, информационное влияние школы и её атрибутов на молодёжь только уменьшается. Учитывая сложившуюся реальность, общество обращается к такой организации образовательного процесса, которая соответствовала бы естественному пути культурного самоопределения и врастания молодого поколения в систему общественных отношений и ценностей. Один из наиболее эффективных путей такой организации – обеспечить ученикам достаточно высокую степень познавательной самостоятельности. Понятие познавательной самостоятельности стоит в одном ряду с понятиями познавательной деятельности, познавательной активности и познавательной инициативы, так как они являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.
По мнению целого ряда исследователей данной проблематики (И. Э. Унт, И. А. Архипова, С. Ф. Шатилов, Г. М. Бурденюк, Н. Ф. Коряковцева, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова) предоставление ученику познавательной самостоятельности приводит к познавательной активности автоматически. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип “активности и самостоятельности учащихся в обучении”.
Более того, в этом случае деятельность осуществляется на основе мотивации достижений, а потому всегда сопровождается положительным эмоциональным фоном. На мой взгляд, обучение, построенное на основе Интегральной технологии В.В. Гузеева, позволяет учителю наиболее полно реализовывать личностно-ориентированный подход и предоставлять ученикам познавательную самостоятельность в учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности учащихся средствами Интегральной образовательной технологии В. В. Гузеева.
О. Ю. Тесленко,
учитель английского языка,
МОУ «СОШ № 8»
В настоящее время развитие общества привело к тому, что была осознана необходимость реформировать систему образования в сторону её гуманизации и гуманитаризации. «Умение учителя пользоваться психотерапевтическим подходом в преподавании повышает его «личностную значимость» в жизни учеников, содействует их устойчивой идентификации с ним и тем самым служит важным фактором внутренней мотивации к учению. Благодаря такой гуманизации преподавательской деятельности возникает продуктивный механизм педагогического общения с учащимися; это снимает многие проблемы, в частности такую «вечную» проблему в педагогике, как нежелание учиться, особенно в старших классах школы».¹ Гуманитаризацию образовательного процесса понимают как его ориентацию на интересы и возможности личности, развитие индивида как социально значимой цели. Таким образом, современная Национальная доктрина в сфере образования предусматривает реализацию личностно-ориентированного подхода, предполагающего гибкость в определении целей, учитывая индивидуальные особенности интеллектуального развития и личностные интересы обучаемых, построение для каждого ученика собственной траектории «продвижения» по материалу, отвечающей его потребностям, возможностям и психологическим особенностям. В новых условиях, когда в связи с появлением и распространением глобальных информационных сетей картина информационных предпочтений молодёжи изменилась, информационное влияние школы и её атрибутов на молодёжь только уменьшается. Учитывая сложившуюся реальность, общество обращается к такой организации образовательного процесса, которая соответствовала бы естественному пути культурного самоопределения и врастания молодого поколения в систему общественных отношений и ценностей. Один из наиболее эффективных путей такой организации – обеспечить ученикам достаточно высокую степень познавательной самостоятельности. Понятие познавательной самостоятельности стоит в одном ряду с понятиями познавательной деятельности, познавательной активности и познавательной инициативы, так как они являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Чтобы понять их взаимоотношения, обратимся к толковому словарю русского языка:
«Активность – активная, энергичная деятельность.
Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям.
______________
¹ Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования Пособие для студентов и учителей. – М., Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 288с.
Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.».
Отсюда видно, что инициатива – часть самостоятельности, а активность – её возможное следствие. При этом, по мнению В. В. Гузеева, познавательная инициатива является проявлением высокой мотивации познания и вне познавательной самостоятельности неизбежно угасает. Познавательная активность возможна и без познавательной самостоятельности, вследствие стимулирования деятельности (как положительного, так и отрицательного). Однако, по мнению целого ряда исследователей данной проблематики (И. Э. Унт, И. А. Архипова, С. Ф. Шатилов, Г. М. Бурденюк, Н. Ф. Коряковцева, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова) предоставление ученику познавательной самостоятельности приводит к познавательной активности автоматически. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип “активности и самостоятельности учащихся в обучении”.
Более того, в этом случае деятельность осуществляется на основе мотивации достижений, а потому всегда сопровождается положительным эмоциональным фоном. На мой взгляд, обучение, построенное на основе Интегральной технологии В.В. Гузеева, позволяет учителю наиболее полно реализовывать личностно-ориентированный подход и предоставлять ученикам познавательную самостоятельность в учебной деятельности.
Познавательная самостоятельность может проявляться в выборе элементов познавательного содержания или их последовательности, отборе способов познания, определении темпа своего продвижения, кооперировании с другими субъектами познавательной деятельности (выборе партнёров), решениях о времени и о месте реализации познавательной деятельности.
Познавательная самостоятельность и её проявления
Свободный выбор
содержание время способы познания партнёры место скорость
Самостоятельность ученика при изучении иностранного языка, например, в поиске необходимой информации, общении, обсуждении, превращает учение в источник качественных преобразований личности, умственного развития, формирования волевых качеств, психологической готовности к преодолению трудностей, творческому труду. Увеличение удельного веса самостоятельной работы всячески стимулирует мыслительную деятельность школьников: они учатся осуществлять выбор средств, выделять существенное, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности – сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В первом случае речь идёт о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а во втором – о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников. В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. Эффект деятельности для формирования познавательной активности подростков зависит от педагогически правильной её организации, использование её объективных условий и внутренних возможностей личности ученика. Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:
* Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
* Поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
* Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
- естественное стремление школьников к познанию;
- положительное отношение к учебе;
- активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;
- проявление воли в процессе овладения знаниями.
Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии.
Интегральная технология, разработанная доктором педагогических наук Вячеславом Валерьяновичем Гузеевым, сочетает личностно-деятельностный подход с дидактоцентрическим, и является технологией развивающего дифференцированного обучения. Изначально Интегральная технология проектировалась для работы с подростками, в фундаменте большинства технологических процедур лежат феномены и закономерности психологии именно этой возрастной группы школьников. Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 5 классе школьники переходят к систематическому изучению наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. Ученик начинает играть значительно, большую роль в школе, семье, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.
Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.
Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом.
Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.
Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.
В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 5-6 учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает учащегося скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами, и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения.
Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно – положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро переживает эти неудачи: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования Берулавы, играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.
Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.
Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на оном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.
Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением учителем как - либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Все учебные предметы, изучаемые подростком, прежде всего, стимулируют развитие у него абстрактного мышления. Естественно, что основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу абстрактного мышления. Конечно, не должна иметь места упрощенная трактовка возрастных изменений в мышлении, согласно которой младший школьник мыслит конкретно, а в подростковом возрасте он переходит к абстрактному мышлению. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях). Но общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).
Постепенно, под влиянием школьного обучения развивается аналитико-синтетическая деятельность, подростки начинают интересоваться не только конкретными фактами, но и их анализом, укрепляется тенденция к причинному объяснению, учащиеся стремятся выделить главное, существенное в материале, овладевают умением обосновывать, доказывать определенные положения, делать широкие обобщения.
В подростковом и юношеством возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя.
Подростки могут уже мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Важнейшее, интеллектуальное приобретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами.
Особенно заметным в этом возрасте становится рост сознания и самосознание детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в измерении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.
В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность по многим видам обучение, причем как в практическом плане, так и в теоретическом. Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостоверится в истинности.
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростка, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что - то новое, чему - либо научится, причем делать все по - настоящему, профессионально как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всём, что для этого необходимо подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом.
Нередко отношение подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет. Подросткам обычно нравятся те предметы, которые преподают их любимые учителя. Успеваемость многих детей средних классов в школе временно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирующие с учением интересы. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и поддержания им.
Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.
Интегральная технология В. В. Гузеева базируется на идеологии укрупнённых дидактических единиц, трёхуровневого планирования результатов обучения в виде систем задач, проектировании образовательного процесса на основе психологических и кибернетических закономерностей и использования целостного комплекса средств обучения с особой ролью компьютеров, и позволяет обеспечивать развитие учащихся на базе хорошо усвоенного предметного содержания.
Укрупнение дидактических единиц происходит за счёт применения модульно-блочного обучения. По мнению учёного, краеугольным камнем технологии является планирование результатов обучения как диагностично и операционально выраженных целей и непрерывная диагностика результатов образовательного процесса. Оптимальность данной технологии состоит в возможности проектирования обучения по принципу «сверху вниз», от целей к стартовым условиям. По сравнению с традиционной методикой данная технология позволяет расширить набор методов обучения, значительно укрупнить структуру изучаемого материала. Опираясь на психофизические особенности учащихся, Интегральная технология способствует возможности индивидуального темпа продвижения ученика при изучении материала, что позволяет ему самостоятельно регулировать скорость изучения материала в зависимости от своих возможностей и желаний.
В своей профессиональной деятельности я опираюсь на концепцию В.В. Гузеева, в соответствии с которой организую учебный процесс.
Система организации учебного процесса на основе технологии Интегрального обучения, на мой взгляд, может состоять из следующих шагов:
Шаг 1. Определение целей, задач блока уроков.
Шаг 2. Определение средств и приёмов организации учебной деятельности учащихся.
Шаг 3. Анализ содержания материала учебника, методического пособия, книги для чтения, наглядных пособий, компьютерных программ, раздаточного материала.
Шаг 4. Отбор содержания материала по теме блока для каждого урока по уровням: базовый, общий, продвинутый.
Шаг 5. Планирование блока уроков.
5.1. Определение целей, задач конкретного урока блока.
5.2. Определение средств и приёмов организации учебной деятельности
учащихся на каждом уроке.
5.3. Разработка хода урока (по технологическому алгоритму В.В. Гузеева).
5.4. Разработка контрольно-измерительных материалов для мониторинга качества усвоения темы по трём уровням (промежуточный, итоговый контроль).
При разработке хода урока учитель исходит из того, что автор технологии делит уроки блока на постоянную и переменную части.
Постоянная часть блока уроков предполагает коллективную форму работы и включает в себя:
- вводное повторение (учитель акцентирует внимание учащихся на ранее изученной информации, которая необходима для усвоения нового учебного материала, посредством интерактивного информационного режима; форма, удовлетворяющая этим условиям, - беседа);
- изучение нового материала обязательного минимума (предпочтительная форма – лекция, позволяющая компактно передать ученикам укрупнённую дидактическую единицу, однако возможно использование более традиционных форм – беседа, рассказ);
- тренинг-минимум (доведение до автоматизма умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения, сначала задаются эти шаблоны посредством бесед. Постепенно они переходят в самостоятельную работу учеников. Промежуточным шагом является использование практикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через общение учеников между собой в ходе решения задач.). В первом закреплении может использоваться компьютер как обучающая машина. Успешность тренинга во многом определяется возможностью обеспечить каждому ученику
- индивидуальный набор задач (упражнений),
- индивидуальный темп работы,
- полную самостоятельность выполнения работы и при этом
- непрерывный контроль и управление.
- изучение нового материала дополнительного объёма, предусматривающего активную познавательную деятельность школьников, в значительной мере самостоятельную (учащиеся могут овладеть материалом на уровне ознакомления, понимания или же применения; адекватной формой такого изучения является семинар);
- первичный срез знаний. Система заданий дифференцируется на минимальные или базовые (решение заданий обязательного набора по образцу (шаблону), общие (решение заданий, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями), продвинутые (решение заданий, являющихся комбинациями подзаданий минимального и общего уровней, связанных явными и латентными ассоциативными связями).
Переменная часть блока уроков характеризуется групповой формой работы. Состав групп определяется учителем в зависимости от психофизических характеристик и результатов первичного среза и степени усвоения содержания минимального уровня. Группы динамичны, всё зависит от скорости продвижения конкретного ученика по материалу.
Переменная часть уроков включает в себя:
- развивающее дифференцированное закрепление (каждый учащийся достигает соответствующего уровня планируемых результатов; форма урока – семинар-практикум). В этом элементе блока уроков осуществляется активное использование групповой работы. Так как задачи, предлагаемые группам, относительно независимы, то вполне можно в рамках таких уроков реализовать обучение не только на разных уровнях планируемых результатов обучения (уровневая дифференциация), но и в разных профилях, то есть с разным содержанием (профильная дифференциация). Работая в группе, школьник имеет возможность реализоваться в том, что у него лучше получается. Это способствует усилению мотивации учения, созданию комфортной среды для каждого. Ответственность за выполнение задания группы способствует воспитанию самостоятельности учащихся. Работая совместно, школьники, с одной стороны, учатся работать без прямого контроля со стороны учителя, а с другой стороны, сообща стремятся к достижению выбранной цели. На данном этапе компьютер применяется как средство усиления интеллекта для групп, работающих над задачами общего и особенно продвинутого уровней. При работе в таких группах ученики выполняют содержательную часть задач (нахождение идеи решения, различных вариантов, взаимосвязей с другими задачами и так далее), а техническую (расчёты, построения, преобразования и прочее) делают машины.
- обобщающее повторение (позволяет учащимся увидеть всю тему целиком, скорректировать её системное знание; форма урока - консультация);
- тематический контроль (трёхуровневый письменный зачёт). Общие правила таковы:
- Ученик получает на срезе задания того уровня, над достижением которого он уже работал.
- Показав в одном из срезов результат того или иного уровня, ученик до конца этого блока уроков уже не получит задания более низкого уровня на уроках, а на срезе – только следующего, более высокого уровня. В частности, ученик, показавший на срезе выход на продвинутый уровень, больше до конца блока в срезах не участвует.
- Срезовым проверкам подвергается не весь класс, а только та его часть, информация о которой нужна в данный момент учителю.
- домашнее задание предлагается учащимся на границе изучения нового материала (основной объём) и первого закрепления (тренинг-минимум) сразу после того, как изложено основное содержание материала и даны образцы решения задач минимального уровня. Само задание представляет собой множество задач, состоящее из трёх частей: Минимум, Уровень 1, Уровень 2 (слова общий и продвинутый до сведения учащихся не доводятся и в общении с ними учителем не употребляются). Все эти задачи одновременно служат двум целям: составляют домашнее задание и знакомят учеников с планируемыми результатами обучения. Одновременно с заданием сообщается дата урока обобщающего повторения, чтобы ученики знали, каким временем они располагают, поскольку за этим уроком последует контрольный, а за ним – урок коррекции, и изучение темы закончится.
Каждый ученик имеет право
- самостоятельно планировать свою домашнюю работу и во времени, и в объёме;
- выполнять любую часть, любую часть любой части, не выполнять ничего;
- расширять и дополнять задание задачами из других источников в расчёте на помощь учителя как эксперта.
- На уроке обобщающего повторения ученики могут задать любые вопросы в связи со своей домашней работой.
- контрольный урок представляет собой обычно трёхуровневый письменный зачёт, причём структура контрольного задания повторяет структуру задания домашнего: два-три задания минимального уровня, одно-два задания уровня 1, одно задание уровня 2. Все уровни явно выделены.
- На уроке коррекции по оценке ученик локализует свою ошибку с точностью до уровня. Ученики могут объединиться в группы и сообща анализировать свои работы. Ученики, которые получили высший балл, могут на этом уроке работать с учителем, или решать нестандартные задачи, или помогать товарищам. Многие дети выполняют задания медленно в силу сложившихся психотипов. На этом уроке каждый ученик получает право пересдать с целью повышения оценки любую из ранее сданных тем в физических границах учебного года. Количество попыток ограниченно – обычно ученик имеет право на одну такую попытку.
Наиболее наглядно применение данной технологии можно увидеть на примере изучения блока уроков «Семья».
Шаг 1. Цель изучения блока уроков: познакомить учащихся с названиями основных родственников, с мнениями британских подростков и их родителей об их отношениях и домашних обязанностях.
Учебные задачи
базовый уровень:
учащиеся должны:
1. знать названия основных родственников и другие слова, относящиеся к данной теме.
2. знать правило образования притяжательного падежа имён существительных, правило образования кратких ответов в настоящем совершённом времени.
3. уметь употреблять лексические единицы минимального объёма по теме «Семья» в модельных фразах.
4. уметь поставить вопросы к наглядному пособию с помощью опорной карточки.
5. умнеть ответить на типовой вопрос к наглядному пособию с помощью опорной карточки.
общий уровень:
учащиеся должны:
1. уметь понять текст, поставить вопросы по содержанию прочитанного, кратко пересказать текст.
2. уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и услышанного текста. Уметь кратко пересказать, о чём идёт речь.
3. составить и произнести короткий рассказ (в 5-6 предложений) из лексических единиц минимального объёма данной темы.
продвинутый уровень:
учащиеся должны:
1. уметь пересказать услышанный или прочитанный текст в деталях, выражая своё отношение к содержанию, впечатление, аргументы в поддержку или оппозицию к тексту;
2. уметь задавать вопросы по теме «Что такое семья» в заданной ситуации без опорных материалов;
3. составить и произнести рассказ (10 – 12 предложений) по заданной ситуации в рамках изучаемой темы (рассказ носит оценочный характер);
4) уметь взять интервью у английского гостя, узнав у него об отношениях и обязанностях членов семьи;
5. написать письмо другу по переписке, задав вопросы об отношениях и обязанностях членов семьи;
Развивающие задачи:
базовый уровень:
развивать речевые способности учащихся с опорой на образец (шаблон);
общий уровень:
развивать коммуникативные умения учащихся посредством построения кратких
речевых высказываний;
продвинутый уровень:
развивать коммуникативные умения на уровне оппонирования.
Воспитательная задача[1]:
воспитывать уважительное и бережное отношение к родственникам, ответственное отношение к своим домашним обязанностям;
воспитание коммуникативной культуры учащихся посредством диалоговой формы, обогащение их жизненного опыта в новом контексте общения.
Шаг 2. Группа средств обучения представлена следующими дидактическими материалами: учебник «Английский язык. 6 класс», автор М. З. Биболетова, О. А. Денисенко и др.; постеры и картинки с изображениями членов семьи; магнитофон; аудиозаписи с заданиями для прослушивания; компьютер; компьютерные программы: «Витаминный курс английского языка. 7 класс», «Talk now plus», «English Vocabulary in Use».
Объём и характер задач обязательного минимума, а также качественные характеристики класса (психофизические и интеллектуальные) позволяют использовать для работы в постоянной части блока уроков следующие приёмы: технология «Кластери», приём «Три формы – три цвета», «Шапка вопросов», «Да-Нет-ка», «Найди ошибку».
Приём «Кластери» используется в данном блоке на этапе изучения нового материала обязательного минимума с целью введения и закрепления лексических знаний. Работа на уроке строится следующим образом:
- Каждому ученику посередине верхней строки листа предлагается написать слово «семья» (по-русски);
- Теперь необходимо добавить слова, связанных с этим основным словом, затем слова, связанные с этими словами, и так далее. В этот кластер попадут все те слова, которые ученики индивидуально смогут вспомнить и написать примерно за 8 минут. Все слова сначала пишутся по-русски, так как смысл этой части урока – очертить поле явлений, которые составят предмет изучения. (См. приложение 1).
Затем дальнейшая работа строится вокруг кластера:
- Словарная работа: перевод со словарём всех написанных слов. Английские слова и выражения пишутся под их русскими эквивалентами. На это отводится 20 минут;
- Учитель демонстрирует свой вариант кластера, например, при помощи проектора. Он дополняется словами, которые предложили дети, если необходимо. Работа должна занять 5 минут;
- Дети дополняют свои кластеры словами, которые они не внесли или не успели внести на предыдущем этапе. Это занимает 3 минуты;
- Учитель выделяет в кластере, демонстрируемом на доске, слова и выражения обязательной лексики, дети делают это в своих тетрадях. Обязательная лексика соответствует минимуму планируемых результатов обучения. Эта часть работы занимает 2 минуты;
- Домашнее задание: следующему уроку сделать красивый кластер на отдельном листе, двуязычный минимум выделить другим цветом.
Приём «Три цвета – три формы» используется на этапе тренинга-минимума с целью отработки лексико-грамматических навыков. Работа учащихся строится следующим образом: на учительском столе выкладываются девять стопок карточек. На каждой карточке – три написанных по-русски слова или словосочетания. Наполняемость карточек выглядит так:
- верхний ряд, зелёные карточки: минимальный уровень – слова и выражения обязательной лексики;
- средний ряд, жёлтые карточки: общий уровень – слова и выражения за пределами обязательного минимума, но нужные для общения. Имеют точный эквивалент в английском языке;
- нижний ряд, красные карточки: продвинутый уровень – случаи отсутствия точного эквивалента, когда перевод основывается на предварительном построении синонимичного выражения.
Ученик должен подойти к столу, взять карточку из любой стопки и вернутся с ней на место. Задание состоит в том, чтобы с помощью кластера или словаря перевести содержащиеся в карточке слова и выражения на английский язык, а затем с каждым из них составить предложение. Выполнив задание, ученик должен подойти к учителю: они шёпотом обсуждают задание, после чего ученик может взять любую другую карточке.
В уроках переменной части для групповой работы используются приёмы групповой работы: «мозговой штурм», приём ассоциации, а также упражнение Д. Ричардс, игры (например, игра «Half a crossword»).
Упражнение Д. Ричардс состоит в следующем: каждый ученик должен написать по три слова, относящиеся к одному определённому празднику, затем показать свои слова соседу и подготовить с ним согласованную тройку слов, чтобы предложить её для обсуждения всей группы. Через три минуты каждая пара предлагает свои слова для общего обсуждения, в ходе которого (7 минут) могут быть отобраны три слова, удовлетворяющих условию. Целью данного упражнения является комплексное повторение лексики и обсуждение многозначности слов (общий уровень).
Игра «Half a crossword» проводится следующим образом: (приложение 2).
Класс делится на 2 группы (А и В). Составляется кроссворд с использованием слов по теме, затем все слова кроссворда делятся поровну, делается 2 пустых бланка, один из них заполняется одной частью слов, другой – второй, так чтобы они дополняли друг друга. Один бланк дается группе А, другой – группе В. Для заполнения кроссворда необходимо участие обеих групп: группа А поясняет группе В значение тех слов, которые имеются в ее бланке, затем группы меняются. Инструкция: Работа в группах A и B. Вы группа А. Некоторые из слов в этом кроссворде отсутствуют. Группа B знает, каковы они. Группа B также имеет некоторые слова, которые отсутствуют в их кроссворде. Используйте это по очереди, чтобы спросить друг у друга значение недостающего слова.
Шаги 3, 4. Проанализировав содержание материала учебника, методического пособия, книги для чтения, наглядных пособий, компьютерных программ, раздаточного материала, было отобрано содержание материала по теме блока «Что такое семья» для каждого урока по уровням: базовый, общий, продвинутый.
Шаг 5. Планирование уроков блока.
На изучаемую тему рекомендовано 12 часов. Разбиваем это количество часов на два этапа: уроки постоянной части (6 часов) и переменной части блока (6 часов). Акцент в постоянной части ставится на базовый уровень обучения.
Постоянная часть уроков предполагает коллективную форму работы и включает в себя 1) вводное повторение, а также 2) введение в новый материал на основе принципа опережения, 3)изучение нового материала (обязательный минимум), 4) тренинг-минимум (компьютерный лексический тренажёр), 5) срез 1.
Содержание повторения:
- Лексические единицы, ранее пройденные в других темах, на более раннем этапе изучения английского языка, но относящиеся к теме «Что такое семья»,
- Грамматические явления: притяжательный падеж имён существительных, настоящее совершённое время(Present Perfect), простое прошедшее время(Past Simple), их отличия, типы вопросительных предложений, порядок слов в предложениях.
Учитель задаёт ученикам целесообразно подобранные вопросы. Ученики, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в оперативной памяти всё необходимое для дальнейшей работы.
Переменная часть характеризуется групповой формой работы. Состав групп определяется учителем в зависимости от психофизических характеристик и результатов среза 1 степени усвоения содержания минимального уровня. Переменная часть уроков включает в себя развивающее дифференцированное закрепление (работа в группах по индивидуальным заданиям, подготовленными учителем), обобщающее повторение (урок – пресс-конференция и консультация), тематический контроль (в форме компьютерного теста) и индивидуальная коррекция знаний.
2) До проведения уроков, построенных на принципах Интегральной технологии В. В. Гузеева, я определила уровень познавательной активности учащихся. 1) Для определения уровня познавательной учащихся на уроках английского языка я использовала метод наблюдения. Выявляя такие критерии и параметры: , , Сравнит. анализ Сравнит. Анализ рез-тов исслед-я показал,
Понятие «активность познавательной деятельности» комплексное, многогранное, охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов активность познавательной деятельности выявляет её основные критерии и параметры:
- Отличается прилежанием к учению.
- Проявляет интерес к предмету.
- На уроках эмоционально активен.
- Умеет вычленять проблему и искать пути её решения, критически анализировать получаемые знания.
- Интерес направлен на объект изучения.
- Проявляет любознательность.
- Самостоятельно выполняет задание учителя.
- Проявляет устойчивость волевых устремлений
Низкий уровень – 0–2 балла – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств, накапливает опыт деятельности через опыт другого.
Средний уровень – 3–5 баллов – ребенок стремиться ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира, находить и использовать эти обобщения, в деятельности имеет место большая степень самостоятельности. Ребёнок умеет находить нужную информацию, понимает проблему(задачу) и может отыскать средства ее выполнения.
Высокий уровень6–8 баллов – явно выраженное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности: присутствует желание использовать эти знания в своих действиях, умеет критически анализировать получаемые знания, умеет находить нужную информацию, вычленять проблему и искать пути её решения, задача может ставиться самим школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
В ходе наблюдения получены следующие данные: (+ – проявляется, – не проявляется или проявляется слабо).
Ф. И. О. учащихся | основные критерии и параметры познавательной активности | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. Агафонов Саша | - | - | + | - | - | + | - | - |
2. Астраханцева Лина | + | + | + | + | - | + | - | - |
3. Гейдаров Руслан | - | + | + | - | - | + | - | - |
4. Давыдова Настя | + | + | + | - | - | + | + | - |
5. Дериглазов Даниил | - | - | + | - | - | - | - | - |
6. Калинина Даша | - | - | + | + | + | + | + | - |
7. Коренева Катя | - | - | - | - | + | + | - | - |
8. Кочук Яна | - | + | + | - | + | + | + | - |
9. Лисичкина Марина | + | - | - | + | + | - | + | + |
10. Нестерович Ваня | + | - | - | - | - | + | - | - |
11. Нефедьева Валя | - | - | - | + | + | - | - | - |
12. Овчинников Слава | - | - | + | - | - | + | - | - |
13. Подшивалова Даша | - | - | + | + | + | + | - | + |
14. Потёмкина Лера | - | - | - | - | - | + | - | + |
15. Сакун Максим | - | + | - | + | + | + | + | + |
16. Швидко Саша | - | - | + | + | - | + | - | - |
Изучив полученные данные можно сделать следующий вывод: в классе 1 человек имеют высокий уровень познавательной активности, 7 человек имеют средний уровень, 7 человек показали низкий уровень. В процентах это выглядит следующим образом:
Высокий уровень - 6% учащихся
Средний уровень – 43,7 % учащихся
Низкий уровень – 43,7% учащихся.
В конце проведения блока уроков по теме «Что такое семья» также было продолжено наблюдение за активизацией познавательной деятельностью учащихся, эти данные занесены в таблицу.
Ф. И. О. учащихся | основные критерии и параметры познавательной активности | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. Агафонов Саша | - | - | + | - | + | + | - | - |
2. Астраханцева Лина | + | + | + | + | + | + | + | + |
3. Гейдаров Руслан | - | + | - | - | + | + | - | |
4. Давыдова Настя | - | + | + | + | + | + | + | + |
5. Дериглазов Даниил | - | - | + | - | - | + | - | - |
6. Калинина Даша | + | + | + | + | + | + | + | - |
7. Коренева Катя | + | + | - | - | + | + | - | - |
8. Кочук Яна | + | + | + | + | + | + | + | - |
9. Лисичкина Марина | + | + | + | + | + | - | + | - |
10. Нестерович Ваня | - | + | + | - | + | + | + | - |
11. Нефедьева Валя | - | + | - | + | + | - | + | - |
12. Овчинников Слава | - | + | + | + | + | + | - | + |
13. Подшивалова Даша | - | - | + | + | + | + | - | - |
14. Потёмкина Лера | - | - | - | - | - | + | - | + |
15. Сакун Максим | + | + | + | + | + | + | + | + |
16. Швидко Саша | - | - | + | + | + | + | - | + |
Изучив полученные данные можно сделать следующий вывод: в классе 7 человек имеют высокий уровень познавательной активности, 7 человек имеют средний уровень, 2 человек показали низкий уровень. В процентах это выглядит следующим образом:
Высокий уровень – 43,7% учащихся
Средний уровень – 43,7% учащихся
Низкий уровень – 12,5% учащихся.
Из общей картины наблюдения можно выделить отдельные стороны: после обработки данных выявлено, что высокий уровень познавательной активности теперь у 43,7% учащихся, средний уровень у 43,7%, а низкий уровень имеют 12,5 % младших школьников. Как мы видим, в ходе эксперимента показатели улучшились.
В ходе целенаправленной работы по формированию у подростков активной познавательной позиции через организацию учебной деятельности учащихся с учётом их психологических особенностей, адаптируя задания и формы деятельности к индивидуальным познавательным стилям учащихся, предоставляя свободы выбора, творческого использования на уроках дифференцированной групповой работы, создавая индивидуальную траекторию движения ученика по материалу, предусмотренными Интегральной технологией В.В. Гузеева, у большинства учащихся отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желания и способности учиться.
Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
Список литературы
1) Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 1989.
2) Бершадский М. Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии № 1, 2006
3) «Возрастная и педагогическая психология» // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984.
4) Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 208 с.
5) Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004. 128 с.
6) Гузеев В. В., Бершадский М. Е., Нестеренко А. А. и др. Эффективные образовательные технологии. Электронное периодическое издание. Выпуск 1. 2008 г. М.: ООО «Дистанционные технологии и обучение».
7) Гузеев В. В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009ю 288 с.
8) Копылова В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 96с.
9) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.
10) Клименко Л. Н. Развитие познавательной активности студентов туристского вуза в процессе проектной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2004 144 c. РГБ ОД, 61:05-13/182
11) Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 1980.
12) Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М., Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 288с.
13) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
14) Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
15) Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике, М.: Педагогика, 1971, с.13, 104.
16) Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., Педагогика, 1983.
17) http://www.dslib.ru/prof-obrazovanie/klimenko3.html
Приложение 2.
Half a crossword: Adjectives to describe people
Group A
Working in groups A and B. You are A.
Some of the words in the following crossword are missing. Group B know what they are. Group B also have some words that are missing from their crossword. They are the words at the bottom of the page.
Take it in turns to ask each other for a missing word. You can ask: What’s (3) Across? What’s (2) Down? etc.
J | |||||||||||||||||||
C | E | ||||||||||||||||||
R | A | ||||||||||||||||||
B | U | S | E | L | F | I | S | H | |||||||||||
O | E | O | |||||||||||||||||
S | L | U | W | ||||||||||||||||
S | S | I | |||||||||||||||||
Y | M | T | |||||||||||||||||
E | T | ||||||||||||||||||
A | L | A | Z | Y | |||||||||||||||
H | A | N | D | S | O | M | E | N | |||||||||||
S | |||||||||||||||||||
E | |||||||||||||||||||
P | U | N | C | T | U | A | L | N | |||||||||||
S | |||||||||||||||||||
I | R | R | E | S | P | O | N | S | I | B | L | E | |||||||
R | E | L | I | A | B | L | E | T | |||||||||||
P | I | ||||||||||||||||||
O | V | ||||||||||||||||||
L | E | ||||||||||||||||||
I | |||||||||||||||||||
T | |||||||||||||||||||
F | R | I | E | N | D | L | Y | ||||||||||||
M | O | D | E | S | T | ||||||||||||||
Here are the words you will have to explain for Group B.
bossy handsome lazy polite selfish
cruel irresponsible mean punctual sensitive
friendly jealous modest reliable witty
Half a crossword: Adjectives to describe people
Group B
Working in groups A and B. You are B.
Some of the words in the following crossword are missing. Group A know what they are. Group A also have some words that are missing from their crossword. They are the words at the bottom of the page.
Take it in turns to ask each other for a missing word. You can ask: What’s (7) Across? What’s (1) Down? etc.
S | |||||||||||||||||||
A | F | F | E | C | T | I | O | N | A | T | E | P | |||||||
O | C | ||||||||||||||||||
S | I | H | |||||||||||||||||
H | O | N | E | S | T | E | L | E | |||||||||||
N | T | E | |||||||||||||||||
S | R | ||||||||||||||||||
I | F | ||||||||||||||||||
I | B | R | A | V | E | U | |||||||||||||
M | L | L | |||||||||||||||||
A | E | ||||||||||||||||||
G | |||||||||||||||||||
I | S | P | S | Y | M | P | A | T | H | E | T | I | C | ||||||
N | T | A | |||||||||||||||||
A | U | T | |||||||||||||||||
G | T | B | I | ||||||||||||||||
E | I | B | E | ||||||||||||||||
N | V | O | N | P | R | E | J | U | D | I | C | E | D | ||||||
E | E | R | T | ||||||||||||||||
R | N | ||||||||||||||||||
M | O | O | D | Y | S | O | C | I | A | B | L | E | |||||||
U | |||||||||||||||||||
S | R | ||||||||||||||||||
U | |||||||||||||||||||
D | |||||||||||||||||||
E |
Here are the words you will have to explain for Group A.
affectionate generous moody rude spoilt
brave honest patient sensible stubborn
cheerful imaginative prejudiced sociable sympathetic
[1] Общие для каждого уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии
Идея разработки возникла в связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к акти...
Использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса
Материал поможет адаптировать данную технологию к урокам химии...
Развитие познавательной активности учащихся: теория и технология
Развитие познавательной активности учащихся:теория итехнология...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...
Развитие познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий.
Методологической основой Образовательного Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологичес...
«Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как средства развития познавательной активности учащихся и создания условий для их самореализации»
Программа по самообразованию...
Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"
Статья в научно-методическом журнале "Образовательный альманах", г. Екатеринбург выпуск № 4 от 14 апреля 2021г....