планирование работы ученика
методическая разработка по музыке на тему

   Планирование работы учащегося должно исходить из глубокого знания педагогом своего ученика и постоянного анализа его развития.    В начале каждого учебного года преподаватель составляет на учащихся индивидуальные планы, в которых необходимо учитывать задачи комплексного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл планирование работы ученика. 22.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО «ДШИ Всеволожского района пос.им. Морозова»

Методическое сообщение на тему:

«Планирование работы ученика.

Составление индивидуального плана».

Преподаватель: Никольская О.К.

2018г.

   Планирование работы учащегося должно исходить из глубокого знания педагогом своего ученика и постоянного анализа его развития. Характеристики, которые преподаватели составляют  в конце каждого учебного года, необходимо убрать.

   В начале каждого учебного года преподаватель составляет на учащихся индивидуальные планы, в которых необходимо учитывать задачи комплексного воспитания. Обязательно в план должен быть включен, помимо основных произведений программы – полифонии, крупной формы, этюдов, пьес, пьесы для самостоятельного изучения, чтения нот с листа и транспозиции, ансамбль, аккомпанемент, упражнения на развитие техники, гаммы. Выпускник ко времени окончания музыкальной школы, наряду с навыками владения инструментом, должен иметь представление о характерных чертах важнейших жанров, узнавать особенности стиля композиторов различных творческих направлений. При выборе произведений крупной формы хорошо чередовать разные виды – вариации, рондо, сонатное аллегро.

   Выбирая полифонию необходимо брать для исполнения прелюдии, инвенции, фуги, образцы подголосочной полифонии. При изучении пьес необходимо включать в план произведения кантиленного характера, виртуозного характера, сочинения классиков прошлого времени и произведения современных композиторов.

   Широкий охват произведений возможен при постоянном вдумчивом планировании всей работы ученика.

   Важно с каждым ребенком последовательно проводить определенные намеченные выше репертуарные линии, учитывать ближайшие задачи и перспективные цели.

   В индивидуальном плане на конец учебного года характеристика ученика должна освещать следующие стороны его индивидуальности:

  • Уровень музыкальных данных (слух, ритм, память), характеристика исполнительского аппарата, владение им.
  • Общее развитие, эмоциональность.
  • Отношение к музыкальным занятиям.
  • Умение заниматься самостоятельно, как быстро ученик осваивает музыкальные произведения.
  • Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.
  • Отмечать успехи ученика к концу учебного года.

Если в развитии ученика происходят какие-либо неожиданные изменения, то, учитывая новые обстоятельства, намеченный план следует заменить. Необходимо продвигать ученика планомерно, поэтому произведения подбирать нужно с учетом постоянного возрастания их трудностей и исходить из индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

   В репертуар учеников с высоким уровнем способностей  и возможной его дальнейшей профориентации следует включать более сложные этюды на различные виды техники и также уделять большое внимание изучению произведений крупной формы, так как работа над ними, особенно над сонатами, способствует развитию многих качеств, необходимых музыканту.

   В индивидуальных планах учеников, не склонных заниматься музыкой профессионально, можно уделить большее внимание пьесам и ансамблям, сократить количество произведений крупной формы и полифонии.

   В стремлении добиться органичного развития ученика педагог зачастую работает над устранением тех или иных недостатков. В результате, наиболее яркие черты музыкальных способностей ребенка не получают должного развития. Репертуарный план необходимо составлять таким образом, чтобы избежать подобной ситуации.

   Необходимо продумать выбор сочинений, изучаемых в порядке ознакомления. Работу по воспитанию более широкого кругозора целесообразно строить путем ознакомления ученика одновременно с пьесами разных эпох, стилей и жанров. Если же в программе ученика есть произведения из авторского сборника (например, Р.Шумана, Г.Свиридова), то полезно ознакомление с двумя-тремя пьесами из этого же опуса. Произведения, изучаемые в порядке ознакомления, а тем более в виде самостоятельной работы, целесообразно, выбирая вместе  с учеником, учитывать интересы ученика.

   Серьезное внимание необходимо уделять знакомству детей с современной музыкой. Не секрет, что основная масса слушателей не подготовлена к восприятию современной музыки. Понимание и тонкое слышание современной музыки требует весьма основательной подготовки, так как в программах музыкантов все большее место занимают современные произведения. Ведь ученики музыкальной школы – это слушатели недалекого будущего, и педагогам следует активнее воспитывать их в этом направлении.

   Индивидуальные планы – это важный документ, характеризующий процесс развития ученика. Планы следует приносить на все прослушивания, академические концерты, экзамены, в них необходимо фиксировать не только полученные оценки, но также делать краткие заметки о качестве исполнения, о достигнутых успехах ученика и о недостатках, на устранение которых следует обратить внимание.

   Воспитательные задачи, стоящие перед педагогом, также как и методы его работы с учащимися, реализуются в основном на уроке. В практике малоопытных педагогов проблема сочетания задач, связанных с текущей работой и с последовательным развитием ученика, часто оказывается нерешенной. Не умея планировать работу с учеником на длительный период времени, они вынуждены тратить свои усилия преимущественно на то, что «горит» - на срочную «доделку» произведений к открытому выступлению, на ликвидацию «прорыва» по гаммам ввиду приближающегося контрольного урока. В результате главное – решение художественно-воспитательных задач – остается упущенным.

   Для избегания этого педагогу необходимо составить себе достаточно ясное представление об основных задачах на длительный период времени, а затем на каждом уроке их решать.  Нужно воспитывать в себе «чувство времени», умение на уроке сделать все важнейшее – проверить выполнение домашнего задания, в разучиваемых произведениях поработать над самым необходимым, дать новое задание  к следующему уроку. Время, отведенное на уроках работе по чтению с листа, транспозиции, подбору по слуху, гаммам, будет постепенно сокращаться ввиду необходимости большего внимания на прохождение репертуара. Но эту работу надо вести систематично и активно на протяжении всего периода обучения.

   Необходимо также быстрее воспитать в ученике самостоятельность. Для этого нужно помочь учащимся ясно представить стоящую перед ними задачу, заинтересовать их предстоящей работой и дать нужные ориентиры, а затем проявить должную требовательность в оценке достигнутых результатов.

    Работа над музыкальными произведениями занимает особенно значительное место в решении задач воспитания и обучения учащихся. В процессе этой работы развиваются такие важнейшие качества исполнителя как способность проникать в содержание изучаемых произведений, а затем художественно доносить их до слушателя. Увлечь ребенка важно с самого начала работы над произведением. Для этого можно вкратце рассказать об особенностях пьесы, исполнить ее, рассказать, как надо ее учить. С учениками младших классов необходимо в основном разбирать произведения в классе, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтению нотного текста. А вот исправление небрежностей, допущенных при разборе, особенно исправление фальшивых нот, требует в дальнейшем много усилий и затрат времени. Постепенно, уже в старших классах, ученикам следует давать задания по самостоятельному разбору нотного текста, чтобы к окончанию школы ученики накопили достаточный опыт в этом отношении. С первых лет обучения надо приучать детей осмысливать исполняемую музыку. В старших классах учащиеся должны уметь охарактеризовать форму и жанровые особенности произведения, используемые в нем выразительные средства, тему и ее развитие, определить кульминацию, пояснить встречающиеся термины. Хорошо, когда ученик может рассказать о композиторе, о том, когда было написано и к какому стилю принадлежит.

   Произведения, изучаемые в порядке ознакомления, не выучиваются наизусть. Их можно исполнять медленнее указанного темпа, но обязательно внимание к нотному тексту и выявление характера произведения.

   По тому, как ученик самостоятельно разбирается в тексте, исполняя самостоятельно выученное произведение, видно, чему он научился за данный период времени, как воплощает художественный образ, как себя слушает во время исполнения. Становится ясно, на что педагогу необходимо обратить больше внимания.

   Различные формы изучения произведений позволяют расширить репертуар учеников, что и должно быть отражено в индивидуальных планах учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученика "Предлог"

Цель исследования:Изучение морфологии русского языкаОбласть исследования:Служебные части речиЗадачи исследования: 1. Выяснить популярность употребления предлогов 2. Попытаться создать...

Работа ученика 9 класса Маркова Дмитрия, оцененная на международном конкурсе "Мой любимый учитель"

Данное сочинение моего воспитанника заняло первое место на районном конкурсе "Мой учитель"...

Работы учеников.

Практическая часть урока. На уроках дети должны выражать свои чувства с помощью изобразительных средств. Живопись и крафика прекрасно показывают отношение ребёнка к природе, мпредметам и друг к другу....

Проектная работа учеников 11 класса по теме "21st century worker"

Презентация проектной работы по английскому языку в цикле уроков по теме "Профессия"...

Методическое сообщение по теме:«Планирование процесса обучения,методика преподавания урока фортепиано и организация домашней работы ученика» .

Методическое сообщение по данной теме включает в себя следующие разделы: планирование процесса обучения, задачи и содержание урока, подготовка педагога к уроку фортепиан...

Самоанализ учебной деятельности и планирование результатов работы ученика

Лист  для самоанализа учебной деятельности и планирования результатов работы   на четверть для учеников....

Лучшие работы учеников. Рецензия на спектакль "Отцы и сыновья" ученика 11-б класса Персиянова Николая

Спектакль"Отцы и сыновья" театра "На Литейном" никого  из учащихся 11 класса не оставил равнодушным На уроке, посвященном написанию рецензии на спектакль, ребята прочитали сво...