Русский сарафан в музыке и живописи
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Русский сарафан в музыке и живописи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_sarafan_v_muzyke_i_zhivopisi.doc | 50.5 КБ |
russkiy_sarafan_v_muzyke_i_zhivopisi2.ppt | 2.41 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок преподавателя музыки и ИЗО в 5 классе.
От 05.04.2017 г.
Тема: «Русский сарафан в музыке и живописи»
Цель урока: приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- Познакомить учеников в историей возникновения сарафана, особенности покроя, основные элементы орнаментов.
- Обсудить с учениками, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедеврах.
- Формирование навыков работы в области художественной росписи.
Изобразительный ряд:
- Видеофрагмент хоровода
- презентация «Виды сарафанов»
- вырезанные силуэты сарафана по количеству учащихся
- девичий хоровод на листе ватмана
- картины художников
Музыкальный материал: Варламов «Красный сарафан»; р.н.п. «Во кузнице», «Ах, вы сени», «Вдоль по улице метелица», «Барыня», «Во поле берёза стояла»
Для инсценировки: два мальчика – скомороха и девочка в русском сарафане (Царевна – лягушка)
Ход урока
(фонограмма «Во поле берёза стояла»)
Беседа.
Учитель: Мы начинаем наш урок, а урок у нас сегодня необыкновенный. Сегодня на уроке мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждём с минуты на минуту. Да вот и они!
(Выход скоморохов под музыку «Ах, вы сени»)
1-й скоморох: Представление начинается
Сюда, сюда все приглашаются.
Билетик купите, к нам заходите.
2-скоморох: Кто к нам зайдёт, тот в рай попадёт.
А кто не зайдёт, тот со скуки помрёт.
1-й скоморох: Давай, давай, налетай
Места занимай!
2-й скоморох : Такое узрите, что в Америку не захотите.
1-й скоморох: У нас гуляний немало, а такого шуму и гаму ещё не бывало.
А посему пора урок начинать…
2-й скоморох: А кто ж будет начинать?
1-й скоморох: Надо выбрать хозяйку, самую красивую!
2-й скоморох: Да вот же она (выводит лягушку-царевну с головой накрытую шубой наизнанку)
1-й скоморох: Ой, что это за страсти?! Это ты у нас хозяйкой будешь?
Царевна – лягушка: Я! (сбрасывает шубу)
Нам не время скучать,
пора урок начинать.
2-скоморох Ой, царевна, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется? (показывает на сарафан)
Царевна – лягушка: Сарафан.
Учитель:
- Верно. А что представляет собой сарафан? (Длинное, прямое платье без рукавов)
- Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина. Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут- величают красавиц? (Василиса Прекрасная, Марья Моревна).
- А ещё лебёдушка, утушка – голубушка – так ласково в народе называют русских женщин.
Давайте посмотрим фрагмент хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как плавно и неторопливо движутся они в танце.
(Видеофрагмент хоровода)
- Не зря А.С.Пушкин в своей сказке «О царе Салтане» написал следующие строки:
«А сама-то величава,
Выступает, словно пава»
- Вы, наверное, заметили, что и музыка у хоровода особенная.
Попробуйте описать эти особенности (Плавность, непрерывность мелодической линии, чёткие границы фраз, многократные повторы.)
- Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьётся по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.
(Под музыку демонстрируются картины с объяснениями)
- Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству? (на праздничные и повседневные)
- Найдите общие черты для обеих групп. (одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов)
- Теперь отличия. (Цвет, материал, количество и богатство украшений)
- Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет? (одеждой для крестьян?)
- Нет, Сначала сарафан был одеждой женщин царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шёлка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах, в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты – обереги.
В конце XVII века сарафан всё ещё не был крестьянской одеждой. Но вот наступает петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижёт боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают выписывать материю из – за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?
«Нет» - решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! - носить «старо – боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.
- Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого? (Красный)
- Действительно, «красна девица», «красно солнышко» - так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни. Например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (красный)
- верно. А о каком событии речь, если первая строчка песни звучит так:
« Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан»
- О свадьбе.
- Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем дальше и убедимся в этом.
(Фрагмент песни «Красный сарафан»)
- Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль. А теперь попробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц.
(На доске написаны столбиком : Царевна – лягушка, Снегурочка, старикова дочь из сказки «Морозко»)
1. «Под большою елью сидит его дочь, весёлая, румяная , в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками»
2. «Как снежинка белая, глазки – что голубые бусины; русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет да в губах ни кровиночки».
3. «Уж она плясала – плясала, вертелась – вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди».
- А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых вы выполнили на предыдущем уроке. Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.
(под музыку выполняют задание)
- О сарафане говорили не только всерьёз, но и в шутку.
Давайте споём шуточную песню «Во кузнице»
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ВО КУЗНИЦЕ»
- Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной? (У неё задорная мелодия, быстрый темп и смешные слова)
- Вспомните из чего Дуне сшили сарафан? (из лопуха)
Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите, что вас вдохновляло на работу? (картины, музыка и загадки)
- А что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы?
(сарафан)
Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, то предлагаю разместить нашу картину в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина.
Творчество А.Г. Венецианова «Жнецы»
Творчество В.М. Васнецова «Алёнушка»
К.А. Коровин «Северная идиллия»
М. Шибанов «Празднество свадебного договора»
А.П. Рябушкин «Затесался парень в хоровод»
Сюжеты вышивки для сарафана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки "Времена года в музыке, живописи, искусстве"
Презентация к уроку музыки в 6 классе...
Времена года в музыке, живописи, искусстве
Конспект урока музыки...
интегрированный урок по литературе"Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно... "(Тема весны в лирике,музыке,живописи)
интегрированный урок "Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно" (тема весны в лирике,музыки,живописи)...
Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Времена года в музыке,живописи,литературе".
Данный урок проходит 2 четверти ....
Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи
Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...
Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина
Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина (урок для 11 класса)...
Открытый урок. Русская культура Серебряного века. Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Разработка урока по литературе в 11 классе...