Русский сарафан в музыке и живописи
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Факанова Наталья Дмитриевна

Русский сарафан в музыке и живописи

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок преподавателя музыки и ИЗО в 5 классе.

                              От 05.04.2017 г.

Тема: «Русский сарафан в музыке и живописи»

Цель урока: приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • Познакомить учеников в историей  возникновения сарафана, особенности покроя, основные элементы орнаментов.
  • Обсудить с учениками, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедеврах.
  • Формирование  навыков  работы в области художественной росписи.

Изобразительный ряд:

  • Видеофрагмент хоровода
  • презентация «Виды сарафанов»
  • вырезанные силуэты сарафана по количеству учащихся
  • девичий хоровод на листе ватмана
  • картины художников

Музыкальный материал: Варламов «Красный сарафан»; р.н.п. «Во кузнице», «Ах, вы сени», «Вдоль по улице метелица», «Барыня», «Во поле берёза стояла»

Для инсценировки: два мальчика – скомороха и девочка в русском сарафане (Царевна – лягушка)

Ход урока

(фонограмма «Во поле берёза стояла»)

Беседа.

Учитель: Мы начинаем наш урок, а урок у нас сегодня необыкновенный. Сегодня на уроке мы узнаем, как появился сарафан и какой след он  оставил  в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждём с минуты на минуту. Да вот и они!

(Выход скоморохов под музыку «Ах, вы сени»)

1-й скоморох: Представление начинается

                         Сюда, сюда все приглашаются.

                         Билетик купите, к нам заходите.

2-скоморох:    Кто к нам зайдёт, тот в рай попадёт.

                         А кто не зайдёт, тот со скуки помрёт.

1-й скоморох: Давай, давай, налетай

                         Места занимай!

 2-й скоморох :     Такое узрите, что в Америку не захотите.

1-й скоморох:   У нас гуляний немало, а такого шуму и гаму ещё не бывало.

                           А посему пора урок начинать…

2-й скоморох:     А кто ж будет начинать?

1-й скоморох:      Надо выбрать хозяйку, самую красивую!

2-й скоморох: Да вот же она (выводит лягушку-царевну с головой накрытую шубой наизнанку)

  1-й скоморох: Ой, что это за страсти?! Это ты у нас хозяйкой будешь?

Царевна – лягушка: Я! (сбрасывает шубу)

                                Нам не время скучать,

                                пора урок начинать.

2-скоморох Ой, царевна, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется?    (показывает на сарафан)

Царевна – лягушка: Сарафан.

Учитель:

- Верно. А что представляет собой сарафан? (Длинное, прямое платье без рукавов)

- Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина. Теперь вспомните и назовите, как в русских народных  сказках зовут- величают красавиц? (Василиса Прекрасная, Марья Моревна).

- А ещё лебёдушка, утушка – голубушка – так ласково в народе называют русских женщин.

        Давайте посмотрим фрагмент хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как плавно и неторопливо движутся они в танце.

(Видеофрагмент хоровода)

- Не зря А.С.Пушкин в своей сказке «О царе Салтане» написал следующие строки:

«А сама-то величава,

Выступает, словно пава»

- Вы, наверное, заметили, что и музыка у хоровода особенная.

 Попробуйте описать эти особенности (Плавность, непрерывность мелодической линии, чёткие границы фраз, многократные повторы.)

- Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьётся по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.

                  (Под музыку демонстрируются картины с объяснениями)

- Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству? (на праздничные и повседневные)

- Найдите общие черты для обеих групп. (одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов)

- Теперь отличия.  (Цвет, материал, количество и богатство украшений)

- Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет? (одеждой для крестьян?)

- Нет, Сначала сарафан был одеждой женщин царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шёлка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах, в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты – обереги.

        В конце XVII века сарафан всё ещё не был крестьянской одеждой. Но вот наступает петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижёт боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают выписывать материю из – за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?

«Нет» - решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! -  носить «старо – боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.

- Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого? (Красный)

- Действительно, «красна девица», «красно солнышко» - так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться  о сюжете песни. Например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (красный)

- верно. А о каком событии речь, если первая строчка песни звучит так:

« Не шей ты мне, матушка,

Красный сарафан»

- О свадьбе.

- Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем дальше и убедимся в этом.

(Фрагмент песни «Красный сарафан»)

- Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль. А теперь попробуйте по литературным  описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц.

(На доске написаны столбиком : Царевна – лягушка, Снегурочка, старикова дочь из сказки «Морозко»)

1. «Под большою елью сидит его дочь, весёлая, румяная , в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками»

2. «Как снежинка белая, глазки – что голубые бусины; русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет да в губах ни кровиночки».

3. «Уж она плясала – плясала, вертелась – вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди».

- А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых вы выполнили на предыдущем уроке. Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.

(под музыку выполняют задание)

- О сарафане говорили не только всерьёз, но и в шутку.

 Давайте споём   шуточную песню «Во кузнице»

ИСПОЛНЕНИЕ  ПЕСНИ  «ВО КУЗНИЦЕ»

- Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной? (У неё задорная мелодия, быстрый темп и смешные слова)

- Вспомните из чего Дуне сшили сарафан? (из лопуха)

Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите, что вас вдохновляло на работу? (картины, музыка и загадки)

- А что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы?

(сарафан)

Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы иногда вспоминали  о нашем  уроке, то предлагаю разместить нашу картину в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.

 Подведение итогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский сарафан в музыке и живописи

Слайд 2

Образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина.

Слайд 3

Творчество А.Г. Венецианова «Жнецы»

Слайд 6

Творчество В.М. Васнецова «Алёнушка»

Слайд 8

К.А. Коровин «Северная идиллия»

Слайд 11

М. Шибанов «Празднество свадебного договора»

Слайд 16

А.П. Рябушкин «Затесался парень в хоровод»

Слайд 31

Сюжеты вышивки для сарафана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по литературе"Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно... "(Тема весны в лирике,музыке,живописи)

интегрированный урок "Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно" (тема весны в лирике,музыки,живописи)...

Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...

Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина

Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина (урок для 11 класса)...