Организация праздничных мероприятий как средство развития творческих способностей на уроках ОРКСЭ в 4 классе.
статья на тему
Данная работа представляет собой 1часть ( теретическую) научно - исследовательской работы по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnichnye_meropriyatiya.docx | 151.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация праздничных мероприятий как средство развития творческих способностей учащихся на уроках ОРКСЭ в 4 классе.
Введение
Данная тема является актуальной, так как на современном этапе развития общества происходят серьёзные экономические и социально – духовные изменения. Научно – технический прогресс, господство рыночной и смешанной экономических систем накладывают свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности человека.
В связи с этим выдвигаются повышенные требования к развитию творческих способностей личности, способствующих её всестороннему развитию и преобразованию окружающего мира. Развитие школьного образования – важная составляющая всего социально – экономического развития государства. С 2010 – 2011 учебного года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты ( ФГОС ) второго поколения.
Обращение к Стандартам второго поколения подтверждает актуальность данной проблемы.
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включают в себя конкретные учебные предметы, в том числе «Основы духовно- нравственной культуры народов России».[1]
Проблему развития творческих способностей исследовали А. Маслоу, Г. Айзенк, Торренс Э. Г., Теплов Б. М., Пономарёв Я. А. и другие. Существует достаточное количество исследовательских работ, посвящённых творческой психологии, особенно творческой личности, выявлению творческой одарённости.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства. Но, такой предмет, как ОРКСЭ, имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся. ОРКСЭ способствует развитию познавательной мотивации учащихся через творческую, поисковую, исследовательскую деятельность и формирует этика важные ценности на начальных этапах.
Одним из важных средств развития творческих способностей выступает организация праздничных мероприятий в рамках курса ОРКСЭ.
Праздник, так же, не раз являлся объектом изучения искусствоведения, философии, социологии, этнографии, фольклористики. В исследованиях философов и теоретиков культуры праздник рассматривался по следующим проблемам: праздник и культура (М. М. Бахтин, А. Я. Гуревич, В. В. Иванов); праздник и игра (Й. Хейзинга); праздник и смеховая культура (М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, А. М. Панченко, В. Я. Пропп, Б. А. Успенский). Помимо исследуемых проблем данные работы содержат ряд методологических выводов и обобщений, с позиций которых ведется изучение праздника.
Однако, в связи с введением курса ОРКСЭ в 4 классе в рамках начального общего образования, полных и исчерпывающих ответов на такие вопросы, каковы сущность праздника, его место и роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках ОРКСЭ в 4 классе, его связь с другими сторонами общественной жизни - пока нет. Это обстоятельство и определило выбор темы моей научно – исследовательской работы.
Теоретические аспекты организации праздничных мероприятий как средство развития творческих способностей учащихся 4 класса на уроках ОРКСЭ
Понятие и основные особенности творческих способностей учащихся начальных классов
Творчество - комплексная проблема. Она имеет общенаучный интерес и находится в поле зрения многих наук: философии, психологии, педагогики и др. В современной науке существуют различные подходы к определению терминов «творчество», «творческие способности», «одаренность», «креативность». Разнообразие это обусловлено тем, что подходы к освоению реальности вытекают их объекта отдельно взятой отрасли науки. В последние десятилетия встал вопрос о выделении особой науки — эвристики, которая исследовала бы творческую деятельность человека.
Нижеследующую трактовку творчества и его места в структуре современного общества дает философия.
Творчество - высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия: способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур.
Под творчеством мы будем понимать деятельность человека, целью которой является создание в соответствии с потребностями человека и человечества материальных и духовных объектов, обладающих новизной и полезностью.[2]
Также необходимо определиться с таким основополагающим понятием, как «творческие способности».
В психологической и философской литературе под способностями понимают индивидуально психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимых к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности.
Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.
Помимо этого в психологии есть разделение или условная иерархия способностей. Есть способности общие, специальные, специфические.
На наш взгляд, творческие способности должны быть отнесены к специальным. Специальные способности - свойства отдельных психических функциональных систем, детерминирующие продуктивность отдельных видов активности (математические, музыкальные, лингвистические и т.д.).
Наиболее близким понятием к понятию творческие способности в психологии является понятие «креативность». Креативность (от ант. - creativity) обозначающий способности индивида творчески осмысливать события жизни и собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое.[3]
Некоторые авторы отождествляют либо считают близкими понятия «творческие способности», «креативность», «творческость». Так же, как и способности, креативность не является единым и ёмким понятием.
Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богаявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Исследователь проблемы Д.Б. Богоявленская вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, является ситуативно - нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности; летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям[4].
2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев).
Наиболее развитой концепцией рассматриваемого научного вопроса, является «теория интеллектуального порога» Э.Л. Торренса: если коэффициент интеллекта ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при показателях интеллекта выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.[5]
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.
Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер. Р. Уайсберг, Г Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).
В психологии творческие способности все время пересекаются с интеллектом (либо сливаются с ним). Да, в какой-то мере это правомерно, но исходя из второй точки зрения, в идеальном случае мы получаем такой вариант, что от интеллекта отделяется некая структура, которая и называется творческие способности.
Творческие способности (креативность, творческость) в психолого-педагогической литературе рассматриваются как универсальная познавательная способность, как чувствительность к проблемам, независимость в сложных ситуациях, как компонент общей умственной одаренности, как качество, не сводимое к интеллекту, как способность обнаруживать новые способы решения задач и проблем, порождать новое.
Следуя за Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флериной, мы признаем своеобразие творчества ребенка. Его педагогическая интерпретация предполагает создание не только объективно нового, но и субъективно нового, то есть неизвестного для конкретного ребенка. В педагогике Германии даже используют особый термин «годегетика» - «открытие нового только для обучаемого».
Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта.[6]
В.В. Богословский пишет, что творчество - психологически сложный процесс. Он осуществляется как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания.
Творчество связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.), обеспечено работой всех психических процессов, в особенности творческого воображения и мышления, подкреплено творческими способностями, знаниями, умениями, навыками, общественно и личностно значимыми мотивами, сопровождается эмоциональным тоном, приводит к открытиям, изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах деятельности.
Младший школьный возраст, приходящийся на временной отрезок онтогенетического развития от 6-7 до 10-11 лет, (Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, В. Квинн) характеризуется определенной социальной ситуацией развития - формированием учебной деятельности.
Интенсивное развитие на её основе когнитивной, мотивационно-личностной, эмоциональной сфер младшего школьника, таких новообразований как произвольность психических процессов, внутренний план действий, социальная и психологическая компетентность, овладение обобщенными способами действий и перестройка отношений с окружающим миром, наиболее благоприятный период для развития творческих способностей[7].
Согласно положениям психологической теории развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман, С.А. Смирнов), детей младшего школьного возраста отличает особая чувствительность к миру, любознательность, образное мышление, интуиция, способность к экспериментированию в уме, живость и цельность воображения и представления, богатый чувственный опыт.
Дети не только успешно пользуются системой эталонов, но и проявляют умения комбинировать и синтезировать. Всё перечисленное создает необходимость изучения и формирования творческих способностей в учебном процессе.
В педагогике Вульфова Б.З. говорится, что творчество на уроке - это процесс создания оригинального продукта, изделия, способа решения, в результате работы над которым применены самостоятельно усвоенные знания, умения, навыки с осуществлением их переноса на другой предмет или процесс.
Творчество на уроке, по мнению А.Н. Леонтьева, есть всегда самостоятельный поиск и создание нового продукта (в индивидуальном опыте ученика), не известного для него научного знания, метода и т. п., но известного в общественном опыте.
Л.С. Выготский пишет: «...мы называем творчеством такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».[8]
Жизнь ребенка в учебном процессе, по Л.С. Выготскому, «раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому», а это и есть творчество.
Что же является основной движущей силой творчества? Как и многие авторы, мы считаем главной движущей силой творческого развития -стремление ребенка к самоактуализации, к раскрытию своего потенциала, «...побуждение расширяться, расти, развиваться, созревать - стремление выражать и активизировать способности своего организма и Я в целом» (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс).[9]
Это стремление к развитию, по мнению Л.С. Выготского , связано с природным и культурным, естественным и историческим, биологическим и социальным. Признав влияние общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей ребенка на его развитие, необходимо подчеркнуть, что эти особенности представляют лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики.
Л.С. Выготский утверждал, что ни одно из специфических человеческих психических качеств, таких как мышление, творческое воображение не могут возникнуть лишь в результате вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств необходимы определенные социальные условия жизни и воспитания. По нашему мнению, главным условием развития творческих способностей является собственная творческая деятельность ребенка.
Современное общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигает новые требования к человеку. По мнению М.В. Межиевой, современный человек должен обладать следующими качествами:[10]
- должен быть интеллектуально развит;
- способность к постоянному саморазвитию;
- креативность (мыслить и действовать творчески).
У каждого человека есть потребность к творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. Как мы уже говорили, творческие способности состоят из следующих компонентов: творческое мышление; творческое воображение; применение методов организации творческой деятельности[11].
Для развития творческих способностей учащихся четвертых классов необходимо развить следующие умения:
- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
- делать предположения прогнозирующего характера;
- выделять противоположные признаки объекта;
- выявлять и формулировать противоречия;
- представлять пространственные объекты;
- представлять объект на основании выделенных признаков.
Задатки способностей – некоторые генетические детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. Задатки способностей многозначны, т. е. на их основе могут быть сформированы различные способности.
В качестве задатков общих и специальных способностей могут выступать:
1) типологические свойства нервной системы (в первую очередь парциальные свойства, характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависит скорость образования временных нервных связей, их прочность, лёгкость дифференцировок, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и т. д.;
2) индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т. п.
Школа для ребенка – микромодель общества. Здесь он расширяет свой кругозор, получает новые знания и познает законы социального взаимодействия[12].
Рисунок 1. Школа для ребенка – микромодель общества
Социальная среда играет важную роль в формировании творческих способностей, раскрытии индивидуальности ребенка. Требования социальной среды, традиции и установки в обучении могут стимулировать, а могут, наоборот, подавлять творческие способности детей.
Необходимо отметить, что все познавательные способности человека включают в себя эмоциональный и волевой компоненты. Погружение в творчество, получение положительных эмоций, поддержка педагогами и одноклассниками действий учащихся способствует комфортной эмоционально-положительной атмосфере в классе. Развивая творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие его личности.
Главным фактором, определяющим развитие творческих способностей младших школьников, является содержание его взаимоотношений со взрослым. Отношение педагога к ребенку, его высказывания, пожелания и требования в большей степени определяют и самочувствие младшего школьника и формирование его самооценки. Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях.
Для накопления творческого опыта ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Под рефлексивными действиями вслед за С.С. Сейтеновой, Т.Е. Кожаберген будем понимать следующее:[13]
- готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
- умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
- умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.
На основе изучения психолого-педагогической литературы мы выделили следующие критерии развития творческих способностей младших школьников, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Критерии развития творческих способностей младших школьников
Критерии | Показатели критерии |
Творческое мышление |
|
Творческое воображение |
|
Применение методов творчества |
|
В основе формирования творческого мышления и воображения, составляющих предпосылку развития творческой активности, лежит механизм анализа и содержательного обобщения отношений в соответствующей области деятельности[14].
Направленное формирование этого механизма возможно при наличии четырех условий:
- организации системы предметно-преобразовательных действий, вскрывающих необходимые отношения, и действия по их моделированию;
- определения не частных способов указанных действий, а общих принципов их построения (переход от абстрактных и общих к особенным и частным способам);
- организации системы занятии желательно в форме коллективно-распределительной деятельности, обеспечивающей возможность рефлексивного контроля усваиваемых способов, и тем самым превращения их в форму субъективной активности ребенка;
- усвоение способов действий, а не частных результатов должно выступать в качестве оценки, приобретать для учащихся личностный смысл, форму реализации их собственного преобразовательного, познавательного отношения к деятельности.
Если эти условия отсутствуют, то развитие творческих способностей приобретает характер стихийности, невозможно спрогнозировать результат.
Важным компонентом формирования творческой направленности является самостоятельность деятельности. Ее воспитание выступает условием формирования творческого мышления ребенка. Самостоятельность находит свое выражение в готовности, потребностях и умении осуществить разного рода деятельность с опорой на собственные возможности.
Целесообразно выделить условия формирования самостоятельности выполнения школьниками деятельности:
1) создание у учащихся необходимой мотивации;
2) обеспечение их системой условий правильного выполнения деятельности;
3) организация усвоения деятельности с заранее запланированными характеристиками.
Только соблюдение указанных условий может обеспечить самостоятельность деятельности, открыть путь к творчеству.
Учебный курс ОРКСЭ, введенный с 1 сентября 2012 года по всей России для учащихся четвертых классов, предусматривает изучение на выбор основ православной, исламской, буддистской или иудейской культур. Кроме того, по желанию преподаются основы всех мировых религиозных культур или основы светской этики[15].
По словам Костылева, зачастую о той или иной религиозной культуре школьникам рассказывают "учителя, далекие от религиоведения и воспринимающие этот предмет как дополнительную нагрузку". "Они вынуждены его преподавать, хотя мало что в нем понимают.
Конечно, имело бы смысл пригласить преподавать этот предмет религиоведов, но позиция школ такова, что учить в средних учебных заведениях могут только люди с педагогическим образованием, которого, к сожалению, у религиоведов нет", — сказал собеседник агентства.
На вопрос о том, не проще ли вместо разных модулей ОРКСЭ ввести в школах один общий для всех курс религиоведения, Костылев напомнил, что указанные предметы преподаются ученикам 4-5 классов.
"Я не уверен, что 11-12 летним детям необходимо рассказывать про богатство мировых религиозных традиций. Дети сразу начнут спрашивать, а почему мы верим в это, а не в это, а во что надо или правильно верить? Тут нет посыла. Мы можем объяснить, зачем нужна математика, зачем нужна культурология. Но мы не сможем объяснить ребенку, зачем нужно религиоведение", — отметил эксперт[16].
"Конечно, можно сказать: для того, чтобы понимать своего неверующего или инаковерующего соседа по парте, но это довольно сложно выстраиваемый смысл для 11-12 летних детей", — добавил он.
Специфика праздничных мероприятий в рамках преподавания ОРКСЭ.
Теоретики образования относят праздник к старейшим образовательным технологиям. В области психолого-педагогических прикладных знаний появляется все больше рекомендаций, готовых сценариев и образцов организации школьных праздников.[17] Праздники с легкостью эксплуатируются в школьной практике.
Большое количество праздничных мероприятий приводит к эмоциональной перегрузке педагогов и учащихся, создает впечатление эклектики образовательного процесса. И возникают вопросы: нужны ли праздники в школе? И если нужны, то в какой мере, и какую роль они играют в развитии учащихся?
Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:
1. Ценностное отношение человека к миру, другим людям, самому себе.
2. Культурологический подход, способствующий формированию у учащихся четвертых классов первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.
3. Толерантное, уважительное отношение к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя.
4. Умение жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях.
При подготовке и проведении урока учитель должен понимать следующее:
∙ зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в школе;
∙ что является содержанием данного предмета;
∙ как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения. При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.
Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения.
При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности:
- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;
- понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;
- потребность в общении с представителем иной религиозно- культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;
- мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
- стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;
- развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей этих традиций;
- определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества; - осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде;
- существенные изменения в сознании самого учителя, которые могут стать факторами его профессионального и личностного совершенствования.
Направленность внимания обучающихся на самокоррекцию является важным фактором повышения качества обучения навыкам межкультурного и межконфессионального диалога.
Преподавание данного курса предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и популяризаторских задач:
- точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся многообразие религий, существующих в мире;
- рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках;
- освещение особенностей учений различных религий (в первую очередь нравственной составляющей этих учений);
- описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства (если оно существует).
Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.
На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей различных конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.
На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.
На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания.
Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала. Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях.
Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма (экскурсией). В ходе такой мини–экскурсии следует заострить внимание учащихся на внешнем и внутреннем виде осматриваемого объекта.
При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно- познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной. Некоторые уроки по курсу могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию.
Преподаватель должен позаботиться о комфортной среде обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, их свободного перемещения в аудитории.
Учёт возрастных и психологических особенностей той возрастной группы учащихся (учащимися 4-5 классов). Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.
На наш взгляд ведущую роль в образовательной практике играют три типа праздников.
Первый тип можно назвать как «праздники-инициации». Как и в традиционных культурах, в школьной жизни праздники-инициации играют роль «посвящения в…», создают условия для обретения нового социального статуса, позволяют реализовать имеющиеся ресурсы и доказать свою способность «быть…первоклассником, гимназистом, выпускником первой ступени» или еще кем-то очень значимым на определенном этапе школьной жизни. Поэтому праздники - инициации всегда связаны с испытаниями, преодолениями и переживанием собственного могущества.
Например, на празднике «Торжественная встреча первоклассников» дети проходят через игровые испытания. Для преодоления проблемных ситуаций, они вынуждены обращаться к собственным ресурсам.
Первоклашки предъявляют умение выполнять инструкции взрослого, переживают возможность остаться одному без родителей среди других ребят, удержать букет цветов до момента его вручения учителю, а также читают, считают, представляются, слушают первый школьный звонок. Все это создает условия для актуализации, предъявления на суд родителей и учителей их готовности к школьной жизни и обнаружения (присвоения) статуса школьника[18].
Важно отметить, что праздник-инициация заранее готовится взрослыми, а также более старшими школьниками.
Дети-участники (инициируемые) активны только внутри праздника и пассивны при его подготовке. (Мы не рассматриваем активное ожидание праздника, например, выбор формы и атрибутов школьной жизни и подготовку букета будущими первоклассниками т.п.). Активность ребенка во время праздника провоцируется взрослыми, удерживающими сценарий и всю линию организации.
Очень важно, чтобы ребенок мог справиться с теми испытаниями, которые ему предъявляются. Это способствует повышению его самооценки, уверенности в собственных возможностях, снижению тревожности в период адаптации к школе, развитию позитивного образа «Я в школе». Каждый из праздников-инициаций уникален по своей сути, и возникает (переживается как значимый) по поводу нового социального статуса в жизни ребенка только один раз.
Второй тип праздников, имеющий значение в контексте обсуждения движущих сил и практик развития мы назвали «праздники-детерминации». Они возникают в школьной жизни ребенка несколько раз в соответствии с определенным интервалом, циклом (природным, жизненным, социальным). Примером праздника-детерминации для нас является «Праздник Рождество».
Особенностью учащихся четвертых классов является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость детей на все яркое, красочное, таинственное. Поэтому, несмотря на повторяемость основной сюжетной линии праздник-детерминация обязательно содержит сюрприз, неожиданное действие[19].
Проведение праздников-детерминаций год от года в одно и то же время, по одному и тому же (в общих чертах) сценарию обеспечивает цикличность (повторяемость в) жизни ребенка-школьника, создает условия для сравнения одного события с другим. При этом основная цель праздников-детерминаций - создание условий, провоцирующих ребенка самому заметить происходящие в нем самом изменения. В празднике-детерминации ребенок пассивен относительно подготовки и проведения, но внешняя (физическая) пассивность позволяет ему обнаружить приращения в собственном развитии и встретиться с самим собой изменившимся.
Нетрудно заметить, что одной из содержательных основ нашей типологии является степень активности ребенка во время организации и проведения праздника. Данное основание позволяет выделять третий не менее важный для образовательной практики тип праздника - праздники-акции. Этот тип праздников является самым распространенным в школьной жизни и самым ценным в образовательной практике.
В праздниках-акциях, по определению, дети активны и при подготовке и проведении мероприятия. И ценность праздников-акций увеличивается, в той мере, в какой они создаются одними детьми для других. При этом, если школьники вместе со взрослыми участвуют в организации и проведении для других праздников-инициаций, то они получают возможность подтвердить наличие у себя определенных ресурсов.[20] Участие в подготовке и проведении праздников-детерминаций позволяет детям подтверждать (переживать как значимый) свой собственный социальный статус.
Праздник-инициация направлен на обнаружение ребенком своего нового социального статуса. Школьная жизнь, начинаясь праздником-инициацией, обязательно должна включать в себя праздники-детерминации и праздники-акции. Грамотное чередование данных типов на практике позволяет избежать эмоциональной перегрузки и эклектики, способствует созданию оптимальных условий для развития у учащихся представлений о собственных ресурсах, «приращениях в развитии», изменениях социальной позиции.
Это открывает дополнительные возможности позитивной динамики образа Я, обнаружения тех институциональных условий, в которых младший школьный возраст проживается (переживается) как самоценный.
В рамках преподавания ОРКСЭ праздничные мероприятия можно рассматривать через призму старинных русских календарных праздников, отмечаемых уже более X веков в соответствии с народным месяцесловом и церковным православным календарем[21].
Мир русской традиционной праздничной культуры раскрывается в праздничных мероприятиях во взаимосвязях со многими другими гранями и пластами русской культуры, ее истории и живых традиций; традициям празднований Рождества, Пасхи, Троицы и других христианских праздников включают:
- фрагменты Библии как текста культуры;
- изображения икон праздников, репродукции картин русских художников (Б. Кустодиева и др.);
- вопросы учащимся о воплощенных в этих праздниках духовно-нравственных ценностях русского народа (любовь к России и своей малой родине, к русскому народу, к своей семье, родне и родному дому, к природе; уважение других народов, дружелюбие, трудолюбие, доброта, гостеприимство, народная мудрость, взаимопомощь, милосердие и др.,);
- задания по прослушиванию записей праздничных церковных песнопений, народных календарных песен и произведений русской классической музыки; задания по чтению книг о русской традиционной культуре и народных праздниках, разучиванию народных игр, песен и танцев, посещению учреждений культуры и праздничных мероприятий, участию в проектах по подготовке и проведению школьных русских календарных праздников вместе с учащимися 1-4 классов[22].
Праздники в рамках преподавания ОРКСЭ можно организовать по следующим направлениям. Рассмотрим кратко программное содержание каждого из них.
Образовательное направление «Зимние праздники».
Структура образовательного маршрута:
- Пришла Коляда;
- «Рождество идет, радость нам несет»;
- Новый год;
- «Раз в крещенский вечерок»[23].
Основное содержание образовательного маршрута:
Зимние Святки. Период празднования: от Рождества до Крешения. Происхождение, древнеславянский и христианский смыслы праздника. Древний культ солнечных божеств (Коляды и др.). Библейские предания о Рождестве и Крещении Христа, иконы и церковные песнопения этих праздников.
Элементы театрализации древнеславянских мифов и библейских сюжетов в праздновании народом Зимних Святок. Новогодняя обрядность в Зимних Святках. Художественные элементы Зимних Святок:
а) музыкальные элементы праздника - народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, шедровки, подблюдные песни); рождественские церковные песнопения, духовные стихи:
б) танцевальные элементы праздника - святковские хороводы, круговые пляски и др.;
в) изобразительные элементы праздника - изготовление «вифлеемских звезд», вертепов, масок («личин») ряженых; художественное оформление рождественских поздравительных посланий и подарков, изготовление елочных украшений и т. д.;
г) театрально-игровые элементы праздника - шествия ко.лядовшиков и ряженых, представления народных драм.
Русская народная кухня: обрядовые печенья и пряники («козули», «колядки», «коровки»).
Образы зимних святок в русском классическом искусстве: в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», в цикле пьес «Времена года» П.И. Чайковского (« Декабрь. Святки»), в операх П.И. Чайковского «Черевички» и Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», в картине К.П. Брюллова «Гадающая Светлана» и др.
Отражение зимних русских календарных праздников в современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах. Празднования Зимних Святок в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в зимних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни[24].
Образовательное направление «Весенние праздники».
Структура образовательного маршрута:
- Масленица;
- Вербное воскресенье;
- Пасха;
- Красная горка.
Основное содержание, образовательного маршрута:
Масленица - старинный праздник проводов зимы и встречи весны. Период празднования: последняя неделя перед Великим Постом. Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней масленичной недели: встреча
Вербное воскресенье. Традиции празднования. Вербные базары, подарки для детей - русские народные игрушки.
Пасха. Определение даты праздника по Пасхалиям. Икона праздника, пасхальные церковные песнопения и колокольные звоны. Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Пасхальные яйца - крашенки и писанки. Детские игры с пасхальными яйцами. Ювелирные изделия в виде пасхальных яиц.
Отражение праздника Пасхи в русском классическом искусстве (в повести И. Шмелева «Лето Господне», в увертюре СВ. Рахманинова «Светлый праздник» и др.), в современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах.
Красная горка - первое воскресенье после Пасхи. Хороводы, сватовство и другие народные традиции празднования.
Русская народная праздничная кухня: обрядовые печенья - «жаворонушки», каравай, пироги, блины, куличи.
Празднования русских весенних календарных праздников в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в весенних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.
Образовательное направление «Летние праздники».
Структура образовательного маршрута:
- Семик;
- Троица;
– Русальная неделя;
– Иван Купала.
Основное содержание образовательного маршрута:
Летние Святки как череда народных летних календарных праздников. Период празднования. Семик. Происхождение названия праздника. Дата и традиции празднования. Семицкие хороводы и песни[25].
Тропа (пятидесятница). Определение даты празднования. Происхождение праздника. Икона праздника (А. Рублев «Троица»), тропарь праздника Троицы. Народные гуляния на Троицу. Художественные элементы в обрядах встречи и проводов березки, завивания березок, кумления и раскумления, в девичьих гаданиях, в играх:
а) музыкальные элементы праздника - троицкие народные песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных музыкальных инструментах;
б) изобразительные элементы праздника - изготовление костюмов березки, колоска, ряженых, соломенной куклы;
в) танцевальные элементы праздника - девичьи хороводы вокруг березок, уличные хороводы-шествия с березкой, театрализованные игры «Березка», «Колосок» и др.
Русальная неделя в троицком праздничном цикле, ее художественные элементы (песни, хороводные игры в русалку, жениха и невесту и др., игры-сценки при праздничном обходе домов, игры-хороводы в день проводов русалок)[26].
Иван Купала. Период празднования. Мифологический образ Купаты. Древние обычаи и обряды праздника. Художественные элементы праздника (народные купальские песни и др.). Сбор целебных трав.
Отражение летних русских календарных праздников в русском классическом и современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах. Празднования русских летних календарных праздников в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в летних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.
Образовательное направление «Осенние праздники».
Структура образовательного маршрута:
- Осенины и другие народные праздники;
- Праздничная осенняя ярмарка.
Основное содержание образовательного маршрута:
Праздник Рождества Богородицы (Осенины), Покров и другие осенние народные православные праздники. «Капустки», помочи, покровские посиделки.
Осенние праздничные ярмарки и их «торговые ряды»: русские народные игрушки, изделия народных художественных промыслов, народные ремесла, народные, гузыкальные инструменты. Русские матрешки, Хохлома. Дымковские, Филимоновские, Каргапольские глиняные игрушки. Богородские деревянные игрушки.
Лаковые миниатюры: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера. Гжельская керамика. Жостовские подносы. Тульские самовары и гармони. Саратовские гармошки. Оренбургские пуховые платки. Народная вышивка, ткачество, гончарное искусство, расписные павлово-посадские платки и другие произведения народного декоративно-прикладного искусства. Русский народный костюм.
Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, трещотка, кугиклы, рожок, гусли крыловидные и шлемовидные, и др.[27]
Народные ярмарочные увеселения: балаганы, скоморохи, театр Петрушки, раек, паноптикум, медвежья потеха.
Отражение осенних русских календарных праздников в русском классическом и современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах. Празднования традиционных русских осенних календарных праздников в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в осенних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.
Осваивая данные образовательные маршруты на уроках и в процессе внеурочной деятельности в рамках преподавания ОРКСЭ младшие школьники не только приобретают знания о русских традиционных народных календарных праздниках, участвуют в исследовательской и творческой проектной деятельности, но также, что особенно важно, получают первоначальные представления о важнейших традиционных духовно-нравственных ценностях русского народа и об их значении в современной жизни. А также развивают свои творческие способности. Рассмотрим данный вопрос более подробно.
Педагогические условия организации праздничных мероприятий в рамках преподавания ОРКСЭ с целью развития творческих способностей учащихся
Праздничные мероприятий в рамках преподавания ОРКСЭ праздничные мероприятия является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания и творческих способностей.
Праздничные мероприятия являются творческим организмом, системой творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями.[28]
Праздничные мероприятия - важное условие развитие творческих способностей ребенка, его творческая природа настолько велика, что для каждого, даже самого маленького ребенка она дает стимул к его развитию.
Это обосновывается следующими факторами:
- природа праздничных мероприятий очень близка музыкальной культуре ребенка;
- праздничные мероприятия включают в себя все виды искусства, а также обряды, приметы, традиции и др.
- для них характерна импровизационность и вариативность;
- основные жанры праздничных мероприятий в рамках изучения курса ОРКСЭ пронизывает игра, которая психологически близка ребенку;
Рассмотрим эти факторы более подробно:
Природа праздничных мероприятий в рамках изучения курса ОРКСЭ действительно очень близка природе ребенка тем, что в нем ничего не записывают, поскольку ценится не точность воспроизведения того, что было создано ранее, а фантазия и память, составляющие основу творчества.
В свою очередь ребенок подобен первобытному человеку, который находится в единстве с миром, он - певец традиционной культуры, который поет о том, что видят его глаза и каждый раз песня новая, непохожая на предыдущую.[29]
В традиционной культуре России нет отдельно понятия «музыка». Есть только слова, включающие движение и песню, ритм и инструмент, его производящий, или праздник, объединяющий все это вместе. С этой точки зрения текст, который невозможно спеть, не имеет смысла. Действие и песня неразрывны и не имеют отдельных слов. Именно так поступают дети во всем мире, когда играя без взрослых, распевают, а не говорят, реплики героев своей игры.
В праздничных мероприятий в рамках изучения курса ОРКСЭ песня не выделяется отдельно, а является частью различных видов деятельности, гармонично вплетаясь в них ритмом и структурой. В русской народной культуре личность не расчленяется видами деятельности. Ребенок слышит музыку еще до рождения, поскольку песня сопровождает любой этап работы его матери во время беременности.
Праздничным мероприятиям в рамках изучения курса ОРКСЭ свойственны несколько видов композиций. Первая называется фрагментарной. Это нанизывание отдельных мотивов, образов без внутренне мотивированной связи. Рисунок ребенка построен по этому же принципу, когда малыш берется за карандаш не для того, чтобы нарисовать что – то для кого – то, а когда он творит сам для себя, последовательно размещая на бумаге все новых и новых героев своей фантазии.
Многие праздники выполнены в вопросно-ответной форме. Так может быть построена вся композиция.
Еще одно свойство праздничных мероприятий в рамках изучения курса ОРКСЭ - их художественная условность. Здесь есть игра категориями пространства, времени, объекта и субъекта. Такое свободное комбинирование позволяет ребенку почувствовать себя свободным творцом там, где все преобразуется согласно его желанию, в отличие от реального мира, где он может так мало[30].
Праздничные мероприятия в рамках изучения курса ОРКСЭ чрезвычайно богаты и разнообразны по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения, что дает ребенку больше пространства для творчества.
Исполняя песню, ребенок фантазирует над передачей образа; принимая участие в танце, старается своими движениями подчеркнуть колорит древней эпохи. Песенки – миниатюры дают возможность ребенку одновременно петь и проговаривать слова речитативом, ходить в хороводе, в сопровождении народных инструментов. Все это способствует развитию творческий способностей, потому что ребенок сам выбирает средства выражения своих эмоций через фольклор, значит он становится творцом.
Яркая образность музыкальных праздничных мероприятий, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения, что является основополагающим фактором развития творческих способностей.
Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально – игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе младшего школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие творческих способностей происходит как бы само собою, в увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.[31]
Импровизационная основа праздничных мероприятий в рамках изучения курса ОРКСЭ дает педагогу исключительные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей. Воображение развивается только в творческой деятельности.
Импровизация как первотворчество, истоки которого берут свое начало в природе человеческого мышления, доступнее и ближе ребенку из всего многообразия творческих действий. Начинаясь с эмоций, чувств и фантазии, она включает в создание художественно – творческого продукта силу ума, работа которого мгновенно выбирает нужную форму реализации художественного замысла.
Сложность и привлекательность ее, как особого вида творческой деятельности в том, что продукт создается непосредственно в процессе исполнения, формируя, при этом, зрелое художественно – творческое мышление.
Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «Скачущую лошадку», «Летящего жука», «Птичку» и многое другое, «Тающую Снегурочку» и многое другое. Уроки, где включен элементы ОРКСЭ поддерживают творческую атмосферу обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание праздника «Рождество Христово», а дети сами переносят сказочные образы и игровые ситуации на бумагу.
В процессе праздничных мероприятий в рамках изучения курса ОРКСЭ возникает атмосфера коллективного эстетического переживания, что еще более усиливает глубину восприятия.
Способы выражения творчества в разных жанрах праздничных мероприятий в рамках изучения курса ОРКСЭ различны. Можно выделить его словом, звуком, смыслом, жестом, пластикой, драматургическим движением.
Дети по традиции удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося жизненного строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически и эмоционально притягательным для малышей[32].
В праздничных мероприятиях в рамках изучения курса ОРКСЭ ребенок учится соотносить интонацию, ритмику, координировать пластику, внешнее действие и заключенные в нем идеальный, внутренний смысл.
Праздничные мероприятия в рамках изучения курса ОРКСЭ несут в себе различную функциональную нагрузку:
- познавательную;
- организационно-деятельную;
- импровизационно-творческую;
- физического развития.
Праздничные мероприятия, без сомнения, развивают творческие способности, фантазию ребенка тем, что подключает его к миру театра – в процесс создания сценария и самого спектакля. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощается в образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует; потом свои эмоции переносит на бумагу и в полной мере развивает свою творческую фантазию.
Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой песни. Например: «А я по лугу»; а также путем соединения 2-3 песен. Педагог способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.
Особенность таких мероприятий состоит в том, что они предоставляют ребенку возможность самостоятельно войти в роль в условиях полной свободы, установить необходимый взаимоотношения с друзьями по игре, стать режиссером и одновременно сценаристом.
Праздничное мероприятие оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе[33].
Главная цель праздничных мероприятий в начальной школе в рамках преподавания ОРКСЭ с целью развития творческих способностей учащихся - восстановление физических и духовных сил. Осуществляется на вечерах отдыха, карнавалах, забавах, играх, потребление духовных ценностей в процессе посещения учреждений культуры, экскурсий, путешествий, способствует развитию творческих способностей, потребности общения со сверстниками. Объясняется это тем, что присутствуют сказочные элементы, театрализованные шествия, представления, яркие игровые зрелища.
Любой праздник несёт в себе элементы отдыха. Есть праздники, в которых рекреационно-развлекательный элемент преобладает. К ним относятся: новогодние ёлки, проводы зимы, праздники цветов, лета. Активное участие детей и подростков в праздниках способствует воспитанию навыков и привычек культуры поведения, чувств коллективности и товарищества.
Праздник организуется на научной основе, с учётом их психофизиологических особенностей. Лучшим методом является – переход от одного вида занятий к другому, что способствует чередованию возбуждения и торможения процессов нервной деятельности и восстанавливает работоспособность.
Важным условием эффективности организации праздника является учёт интересов и запросов детей и подростков. У детей повышен интерес к игровым программам и элементам сказки, через которые они познают мир. Также необходимо учитывать время года, разрабатывать сценарии праздников согласно погодным условиям. Необходимо финансово-материальная база, культинвентарь, спортинвентарь, реквизиты[34].
Реализация данного вопроса касается господдержки, помощь спонсоров и меценатов. Для проведения праздника необходима большая организационная работы, серьёзная подготовка, требующая у организаторов творческих усилий, коммуникативных навыков и высокой профессиональной подготовки.
В процессе организации и проведения праздничных мероприятий целесообразно учитывать следующие принципы:
- Максимальное вовлечение детей в творческую деятельность на мероприятии.
- Основой детского эмоционального настроя является "занимательность", а не "развлекательность".
- Развитие коммуникативного поведения детей, обеспечение взаимопонимания между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями и зрителями.
- Постоянная позитивная оценка проявленных результатов детского творчества.
Таким, образом творчество входит в обучение праздничные мероприятия в рамках изучения курса ОРКСЭ, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению психологов и педагогов, сможет проявить свои творческие способности в жизни - в любой сфере практической и художественной деятельности.
Подобные праздники – это то необходимое условие, которые способствуют введению ребенка в мир творчества и фантазии с помощью сказки, игры, песни, а, главное, это важный компонент образовательного процесса, позволяющий развить творческие способности детей.
Наукой доказано, что ребенок может развиваться в комфортных условиях. Страх, неуверенность, боязнь ошибки тормозят протекание психических процессов. Добрые доверительные отношения наоборот ускоряют процессы развития и являются стимулом к творчеству. В своей книге «Творческая связь» К. Роджерс пишет о необходимости создать безопасное для ребенка окружение, помогающее ощутить прилив творческих сил.
Среда, обеспечивающая принятие ребенка таким, каков он есть, в его безусловной ценности, эмпатия (способность понимать чувства другого, настроение произведения) и неосуждающая помощь ведут к формированию личностного (субъект-субъектного) стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом.[35]
Ребенок должен знать, что быть самим собой безопасно. При этом оценивание и элементы соревнования необходимо свести до минимума, а способность развивать собственные внутренние критерии оценки довести до максимума, что даст толчок к саморазвитию и самораскрытию творческого потенциала.
Таким образом, создание психологически благоприятной среды это одно из важнейших условий детского творчества.
Как отмечает А.А. Мелик-Пашаев, подчас у истоков выдающихся достижений и открытий, лежат целостные эмоционально-образные переживания в детском возрасте. Вызвать через эмоциональные, этические и эстетические переживания интерес к познанию и созиданию и разжечь его в неугасимый огонь творческого горения задача творчески работающего учителя. Интеллектуальные эмоции удивления, догадки, ожидания и неожиданности, уверенности и неуверенности, успеха и неудачи являются средствами выражения и регуляторами творческого процесса.
Интерес к творческой деятельности зависит не от внешних наград, которые раздаются в виде отметок и других средств, их заменяющих, а от внутренних наград, которыми ученик награждает себя сам, открывая новое и стремясь повторить успех[36].
Постепенно интерес переходит в увлеченность, а увлеченность в наслаждение. Значит, развивая творческие способности ребенка, необходимо постоянно обращаться к его эмоциональным реакциям и состояниям и учить проявлению этих реакций в своем творчестве, в частности и в процессе подготовки, реализации праздничного мероприятия.
А релаксация, приемы самовнушения, музыкотерапия, природотерапия, высказывания мудрых людей и факты, описывающие достижения человека в разных областях жизнедеятельности создадут дополнительные условия для трансформации всего накопленного в творчество.
Стимулировать различного рода реакции (удивление, недоумение, интерес, затруднение, недовольство) может как раз та самая ситуация интеллектуального или нравственного затруднения[37] - проблема, ведущая к активизации мыслительной деятельности обучаемых. В основе творчества, по Л.С. Выготскому, всегда лежит момент плохой приспособляемости к окружающей среде, из чего возникают потребности, стремления и желания.
Стремление изменить ситуацию, решить возникшую проблему заставляет человека напрягать умственные усилия на улучшение положения. Отсюда возникает творческий акт. Таким образом, проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами и которая инициирует исследовательскую активность ребенка - это четвертое условие развития творческих способностей в учебном процессе.
При этом оригинальный продукт деятельности получается в результате непривычного взгляда на вещи и явления, формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов, конструирования, комбинирования и моделирования и т.п. Предпосылками творчества являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др.
Но желание думать, чувствовать и открывать самое сокровенное, возможно лишь при соблюдении пятого условия психологической и деятельной свободы в творчестве.
Свобода в творчестве невозможна без свободы выбора, без предложения стимулирующего и несущего в себе вызов опыта. Например, выбрать задание в зависимости от степени сложности, условий, целей деятельности и личного интереса, попробовать свои силы в различных исследованиях, экспериментах с разнообразными, нетрадиционными материалами на уроках технологии: линиями, точками, пятнами, брызгами в рисовании; лепка на основе синтеза несовместимых деталей, сочинительство для выражения самых сокровенных чувств - всё это приносит огромное удовольствие, открывает новые перспективы творчества.[38]
Задания «Оживи предмет», «На что похоже», «Найди пару», «Новое качество», «Какими бывают», «Что было бы, если...», «Скульптор», «Музыка навеяла», «Литературное лего», «Я - артист», «Наш театр», «Изобретатель», Я - исследователь», «Шифровальщик» и многие другие помогают ребенку проявить себя и создать новое, оригинальное и неповторимое.
Таким образом, внедрение в процесс создания праздничного мероприятия в рамках преподавания ОРСЭО системы творческих заданий и задач с постепенным усложнением и большей долей активности и самостоятельности со стороны ребенка - также одно из важнейших условий, которое в большей степени, чем какое-либо другое, зависит от способностей самого учителя.
Чтобы ученик развивался как творческая личность, педагог сам должен быть творцом и уметь активизировать творческую поисковую, познавательную деятельность учащихся на основе глубокого знания инновационных технологий по развитию творческих способностей.[39]
Говоря о психолого-педагогических условиях развития творчества во время проведения праздничных мероприятий, важно подчеркнуть, что отсутствие поддержки или игнорирование творческих проявлений ребенка со стороны родителей, неприятие ими творческой модели обучения и творческих форм мыслительной деятельности могут «перевесить» положительное влияние специально организованного обучения в школе. Поэтому просвещение родителей, приобщение их к работе по созданию креативной среды в семье и творческой модели воспитания, совместном участию в праздничных мероприятиях - это еще одно важное условие развития детского творчества.
[1] Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования, М- Просвещение, 2013. – 136 с.
[2] Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. -Мн.: Харвест, 2013. С. 432.
[3] Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования: дисс. …д-ра наук. - Рязань, 2009. С. 383.
[4] Epiphany DB Psychology of creativity. M.: «The Academy», 2012
[5] Любард Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности: пер.с фр. – М.: «Когито-Центр», 2009. С. 215.
[6] Выготский Л.С. Психология Текст Л.С. Выготский.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. С. 286.
[7] Сараева Т.П. Развитие творческих способностей при системно-деятельностном подходе в обучении Психология образования в политкультурном пространстве. Елец: ЕГУ им И.А. Бунина, 2012. - № 20. С. 60-68.
[8] Выготский Л.С. Психология .- М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. С. 286.
[9] Rogers C. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 2011. C.351.
[10] Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002.- 128 с.
[11] Kudryavtsev VT Diagnosis of creativity and intellectual readiness of children to develop schooling. M. 2010
[12] Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. – М., 2010
[13] Сейтенова С.С., Кожаберген Т.Е. Развитие творческих способностей учащихся на основе технологии проблемного обучения // Педагогика и современность. - 2013. - № 2.
[14] Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1. – М.: Сов. Россия, 2010. – С. 67-76. – (Библиотечка «В помощь клубному работнику»).
[15] Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1. – М.: Сов. Россия, 2010. – С. 67-76. – (Библиотечка «В помощь клубному работнику»).
[16] Статья. Религиовед предложил отдать преподавание ОРКСЭ в школах коллегам
http://www.orkce.org/node
[17] Аникина М.А. Праздник в младшей школе: рассуждения в психологическом контексте. - Ежегодник Российского Психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2013 года. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2013.
[18] Epiphany DB Psychology of creativity. M.: «The Academy», 2012
[19] Сокольникова Н.М. ОРКСЭ и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010, 368с.
[20] Аникина М.А. Праздник в младшей школе: рассуждения в психологическом контексте. - Ежегодник Российского Психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2013 года. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2013.
[21] Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1. – М.: Сов. Россия, 2010. – С. 67-76. – (Библиотечка «В помощь клубному работнику»).
[22] http://s_148.kup.edu54.ru/DswMedia/osobennostiprepodavaniyaorksye.doc
[23] Kudryavtsev VT Diagnosis of creativity and intellectual readiness of children to develop schooling. M. 2010
[24] Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1. – М.: Сов. Россия, 2010. – С. 67-76. – (Библиотечка «В помощь клубному работнику»).
[25] Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1. – М.: Сов. Россия, 2010. – С. 67-76. – (Библиотечка «В помощь клубному работнику»).
[26] Kudryavtsev VT Diagnosis of creativity and intellectual readiness of children to develop schooling. M. 2010
[27] Бакланова Т.И. Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры // Фундаментальные исследования. 2014. - № 12. С. 2212–2215.
[28] Бакланова Т.И. Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры // Фундаментальные исследования. 2014. - № 12. С. 2212–2215.
[29] Бакланова Т.И. Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры // Фундаментальные исследования. 2014. - № 12. С. 2212–2215.
[30] Kudryavtsev VT Diagnosis of creativity and intellectual readiness of children to develop schooling. M. 2010
[31] Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В. Национальный и этнокультурный компонент в дизайне // Этнокультурная деятельность в современных социокультурных условиях. -М.:Коллаж, 2014. С.114–124.
[32] Kudryavtsev VT Diagnosis of creativity and intellectual readiness of children to develop schooling. M. 2010
[33] Kudryavtsev VT Diagnosis of creativity and intellectual readiness of children to develop schooling. M. 2010
[34] Kudryavtsev VT Diagnosis of creativity and intellectual readiness of children to develop schooling. M. 2010
[35] Rogers C. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 2011. C.351
[36] Kudryavtsev VT Diagnosis of creativity and intellectual readiness of children to develop schooling. M. 2010
[37] Крыжановская Е.И., Лутошина О.А., Молчанова Т.К. Языковая школа как центр развития творческого мышления учащихся (из опыта работы школы №1272 г. Москвы). М.: Ритм, 2013.
[38] Ященкова С.А. Фасилитация творчества // Вопросы психологии. - 2013 - № 6. С. 68.
[39] Там же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»
В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...
Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии
Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...
ПРИКАЗ от 2 июня 2015 г. № 386 "О результатах проведения районного дистанционного семинара для педагогов технологии образовательных организаций Шурышкарского района по теме «Развитие творческих способностей учащихся средствами этнокультурной педагогики»
В работе Семинара приняли участие 14 педагогов из 7 общеобразовательных организаций: МКОУ «Азовская средняя общеобразовательная школа «Образовательно-воспитательный центр», МБОУ «Горковская сред...
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...
Организация рабочего пространства на занятиях в студии песочной анимации как средство развития творческих способностей
Образовательное пространство дополнительного образования ориентированно на личные интересы каждого ребенка, а организация работы в студии песочной анимации может в значительной степени не только помоч...
Пути и средства развития творческий способностей на уроках русского языка и литературы
Данная презентация содержит материал, который можно использовать на уроках русского языка и литературы...