Конспект урока «Вокальная музыка»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Афанасьева Кристина Васильевна

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»         

Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературы

Задачи:

Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.

Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.

Тип урока: обобщение пройденного материала

Вид урока: урок-путешествие

Проблема урока: Нужна ли музыке литература?

Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.

Оборудование:  фортепиано, компьютер, диапроектор, экран, СД- записи, портреты композиторов, презентация, видео фрагменты выступлений.

 

Ход урока

Слайд№1

- Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с приветствия:

Учитель: - Добрый день, добрый день!

         Говорим мы каждый день.

         Этими словами здороваюсь я с вами.

Ученики: Мы пришли сегодня в класс

         Здравствуйте учитель!

         Много песен есть у вас!

         Здравствуйте учитель!

 Учитель: Здравствуйте ребята!

 Ученики: Здравствуйте учитель!

                   Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

 

Мы продолжаем тему предыдущего урока: «Жанры вокальной музыки»       

- Дайте определение, что такое вокальная музыка?

Выслушиваю ответы детей

 

Слайд№2

- Вокальная музыка - произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), связанные со словом, поэтическим текстом.

 

-А ещё какая существует музыка? (инструментальная)

 

Слайд№3

Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.

 

Слайд№4

- Давайте обратим внимание на экран и назовём группы музыкальных инструментов и как они называются:

I группа струнные: скрипка, домбра, арфа, гусли, контрабас, виолончель, гитара,банджо, балалайка.

II группа ударные: там-там, бубен, металлофон, ударная установка;

III группа клавишные: синтезатор, аккордеон, орган, рояль.

IV группа: саксофон, труба, свирель, фагот, губная гармошка, флейте, гобой, кларнет, тромбон.

Существует очень много жанров вокальной музыки.  Послушайте стихотворение Екатерины Растопчиной и  подумайте, о каком жанре пойдет речь.

 

Слайд №5

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся …Блаженство,

радость, муки,

Любовь, вражду - все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

                               

Конечно же,  это песня, ведь именно в песне соединяется в одно целое литература и музыка.  Происходит синтез искусств.

Давайте  послушаем (вспомним) песню, в которых есть слова:

«Ах школа, школа ты всегда со мной…» Это песня «Школа»

 

Мне бы хотелось, чтобы вы послушали песню «Школа», если кто из вас знает её, подпевайте.

 

Слайд 6

Слушание и исполнение песни «Школа».

«Школа»

1. Вот и пролетело весёлое лето,
Наступила осени теплой пора.
Знаю я, что мне не уснуть до рассвета - 
Я спешу в любимую школу с утра.
            Припев: Ах, школа, школа, ты всегда со мной.
                        Ах, школа, школа, ты мой дом родной.
                        Любимые уроки и переменок сроки
                        И песни, что всегда со мной.
2. Здесь меня встречают знакомые лица
И учителей дорогие сердца
И мой класс, в котором с друзьями мне учиться
И дорогой знаний идти до конца.
            Припев – 2 раза.

            Проигрыш.
3.
Первый мой учебник и первый учитель,
Первый мой звонок и дорога домой.
Для меня ты, школа, мой друг и ценитель,
И всегда останешься в сердце со мной.
            Припев – 2 раза.

 

- Если в песне убрать слова, её можно будет исполнить? А как ?

- Как будет называться такое произведение? (вокализ)

- Дайте определение вокализа. Что такое вокализ?

 

Слайд №7

Вокализ – это пение без слов, так же пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков.

 

Сегодня я вас хочу познакомить с вокализом Сергея Васильевича Рахманинова. Послушав его, скажите, исполняют ли вокализы в наше время?

  - А как вы думаете, сейчас вокализы исполняют?

 

Слушание «Вокализ» Сергея Васильевича Рахманинова исполняет Детский хор телевидения и радиовещания под управлением Попова.

 

Слайд №8 «Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту» - так писал поэт 19 века Иван Суриков.

Существует очень много различных песен: веселых и грустных, радостных и печальных, напевных и энергичных. Исполняя и слушая, мы понимаем, как много можно высказать в одном произведении.

 

Послушайте «Песню о России», её исполняют две девочки Юля и Лера. Как вы считаете, это песня народная или композиторская?

 

Слушание «Песня о России» исполняет Юляша и Лерочка

 1. Песни русские в березах,

 Песни русские в хлебах

 На покосах, на морозах,

 На санях и на лугах…

 На ветру шумят рябины,

 Каждый слушать их готов.

            Припев: Столько песен у России –

                              Сколько во поле цветов!

2. Кто сложил её, не знаем,

Только песня та добра,

 Песня с детства мне родная

 И подруга, и сестра!

 А слова ее простые

 Душу трогают до слез,

Припев: Столько песен у России,

                              Сколько в рощицах берёз.

 3. Словно музыка степная

 Золотая рожь встает

 В полный голос слышен колос –

 Это Родина поет!

 Песни русские такие,

 Всем охота подпевать…

            Припев: Столько песен у России, -

                              Никому не сосчитать            С. Есенин

 

И для сравнения послушайте ещё одну «Песню о России». Эта песня  композиторская или народная?

 

Слушание «Песни о России» муз. В. Локтева сл. О. Высотской.

 

- Эта песня композиторская или народная?

- Чем отличается народная песня от композиторской?

У народных песен нет автора, их сочинял народ, а в композиторской песни мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текста.

1 народная, 2 композиторская.

 

Слайд №9

 А сейчас для вас игра  «Собери слоги – назови жанр народной песни»

1. е ис ри то чес  ки                исторические

2. лы ко ны е бель                  колыбельные

3. датс ки  сол е                      солдатские

4. до тру вы е                          трудовые

5.  со вы пля  е                        плясовые

6. ри чес ли ки е                     лирические

7. е точ ны шу                         шуточные

8. е деб сва ны                        свадебные

9. туш час ки                          частушки 

10. хо вод е ны ро                  хороводные

 

Слайд №10

- К какому жанру народной песни относятся следующие песни:

«Солдатушки, бравы ребятушки..» - солдатская

«А я по лугу» плясовая

«Во поле береза стояла» хороводная

- А как бы вы дали определение  частушке?

 

Слайд №11

Частушка — это фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

 

Слайд №12

Предлагаю выполнить творческое задание :Собери частушку». Перед вами 4 частушки, необходимо подобрать по рифме и смыслу.

*                            Творческое задание «Собери частушку».

*                            Не смотрите так, девчонки,

*                             Мы не заволнуемся,                                Все контрольные работы

*                                                                                               На пятерочки сдала.

*                                                                                              

*                            Мы, как видите, красавцы,

*                             И сердца у нас горят

*                                                                                             Ни один мальчишка в классе

*                                                                                             Не угонится за мной

*                            Я читаю очень быстро,

*                            В школе все гордятся мной

*                                                                                              Да к тому же мастера мы

*                                                                                              Петь частушки для девчат

*                            .

*                            Ах, как мне не погордиться

*                            Хороши мои дела,

*                                                                                              Мы поучимся на славу

*                                                                                              И посоревнуемся

 

Слайд №13

А сейчас мы немного попутешествуем. И из России мы отправляемся в Италию.  Родиной какого вокального жанра является Италия? (баркаролы)

- Что такое баркарола.

 

Слайд №14

Баркаро́ла — народная песня венецианских гондольеров.

Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8, напоминая плавное покачивание на волнах.

 

Слушание   Ф. Шуберт «Баркарола»

 

-Что необычного мы услышали в этом произведении? (в аккомпанементе движение, покачивание волн).

 

Слайд № 15

Это произведение написал Франц Шуберт. (портрет)

(1797 – 1828г.г.) - австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций.

 

Слайд № 16

Теперь мы отправимся в следующую страну - в Испанию. Родиной какого вокального жанра является Испания? (романса и серенады)

Давайте сейчас послушаем произведение и  определим, что сейчас прозвучит:  романс или серенада. 

 

Слайд № 17

Серенада – это музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь.

 

Слушание « Серенады» в исполнении О. Анофриева из мультфильма

«Бременские музыканты»… Луч солнца золотого

 

- А что такое шлягер? Определение.

 

Слайд № 18

Шлягер – это популярная на какой-то период времени, модная песня с запоминающейся мелодией (обычно эстрадной), любое произведение различных жанров, пользующиеся особой популярностью.

 

Слайд № 19

Слушание песни «Маленький принц» в исполнении Кати Рябовой участница детского Евровидения 2009 года

 

Итог урока:

Давайте перечислим жанры вокальной музыки, которые прозвучали на нашем уроке.

(перечисление)

Существуют ещё кантаты, оперы, оратории, мюзиклы. Но это уже более масштабные вокальные произведения. О них мы будем говорить на последующих уроках.

-Как вы думаете, нужны ли музыка и литература друг другу?

(да)

Конечно же! Ведь без них не существовало бы почти всех вокальных произведений, остались бы вокализы и инструментальная музыка

И закончить урок мне хотелось бы песней «Земля полна чудес»

 

Слушание или исполнение песни «Земля полна чудес»

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приветствие Учитель: - Добрый день, добрый день! Говорим мы каждый день. Этими словами здороваюсь я с вами. Ученики: Мы пришли сегодня в класс Здравствуйте учитель! Много песен есть у вас! Здравствуйте учитель! Учитель: Здравствуйте ребята! Ученики: Здравствуйте учитель! Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Слайд 2

Вокальная музыка - произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), связанные со словом, поэтическим текстом.

Слайд 3

Инструментальная музыка - это музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.

Слайд 5

Екатерина Растопчина Какая власть сравниться с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся …Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду - все облекаем в них… В словах и звуках вечный ключ сердец!

Слайд 6

1. Вот и пролетело весёлое лето, Наступила осени теплой пора. Знаю я, что мне не уснуть до рассвета - Я спешу в любимую школу с утра. Припев: Ах, школа, школа, ты всегда со мной. Ах, школа, школа, ты мой дом родной. Любимые уроки и переменок сроки И песни, что всегда со мной. 2. Здесь меня встречают знакомые лица И учителей дорогие сердца И мой класс, в котором с друзьями мне учиться И дорогой знаний идти до конца. Припев – 2 раза. Проигрыш. 3. Первый мой учебник и первый учитель, Первый мой звонок и дорога домой. Для меня ты, школа, мой друг и ценитель, И всегда останешься в сердце со мной. Припев – 2 раза. «Школа»

Слайд 7

Вокализ – это пение без слов, так же пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков.

Слайд 8

«Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту…» Иван Суриков.

Слайд 9

«Собери слоги – назови жанр народной песни» 1. е ис ри то чес ки 2. лы ко ны е бель 3. датс ки сол е 4. до тру вы е 5. со вы пля е 6. ри чес ли ки е 7. е точ ны шу 8. е деб сва ны 9. туш час ки 10. хо вод е ны ро

Слайд 10

К какому жанру народной песни относятся следующие песни - «Солдатушки, бравы ребятушки..» - «А я по лугу» - «Во поле береза стояла»

Слайд 11

Частушка — это фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Слайд 12

Творческое задание «Собери частушку» Не смотрите так, девчонки, Мы не заволнуемся, Все контрольные работы На пятерочки сдала. Мы, как видите, красавцы, И сердца у нас горят Ни один мальчишка в классе Не угонится за мной Я читаю очень быстро, В школе все гордятся мной Да к тому же мастера мы Петь частушки для девчат Ах, как мне не погордиться Хороши мои дела, Мы поучимся на славу И посоревнуемся

Слайд 13

Италия

Слайд 14

Баркарола — народная песня венецианских гондольеров, она характеризуется умеренным темпом и метром 6/8, напоминая плавное покачивание на волнах.

Слайд 15

Франц Петер Шуберт (1797 - 1828) - австрийский композитор.

Слайд 16

Испания

Слайд 17

Серенада – это музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь.

Слайд 18

Шлягер – это популярная на какой-то период времени, модная песня с запоминающейся мелодией (обычно эстрадной), любое произведение различных жанров, пользующиеся особой популярностью.

Слайд 19

Катя Рябова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Музыка в кино и на телевидении"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Конспект урока. Вокальная музыка.

Урок музыки в 7 классе в форме путешествия....