Второе путешествие в музыкальный театр
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Гайсина Милана Махмутовна

Конспект урока: Второе путешествие в музыкальный театр (5 клю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoroe_puteshestvie_v_muzykalnyy_teatr.docx36.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гайсина Милана, 40 гр.

Класс: 5

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ  

Учитель музыки: Бабенко Н.П.

Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: сформировать представление учащихся о балете, как жанре музыкально-литературного искусства, на примере балета-сказки П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи:

Метапредметные: владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений;

формирование эмоционально – осознанного отношения к музыкальному искусству; саморегуляция в процессе работы над разучиванием песни; формирование умения взаимодействовать с учителем, с одноклассниками.

Предметные: способствовать формированию представлений о балете;

Личнотные: формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

воспитывать музыкальный вкус;

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник, фортепиано.

Музыкальный материал: Балет «Щелкунчик»: «Битва с мышами», «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов»,

«Дорога добра» Марк Минков.

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент(2 минуты)

         

Здравствуй, ребята! Меня зовут Милана Махмутовна. Сегодня я проведу у вас урок музыки.

Дети заходят в класс и садятся на места

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний (10 минуты)

 

 

гармонии. 

На прошлом уроке мы начали свое путешествие в мир театра и познакомились с новым жанром музыкального искусства. - Каким? (Опера)

Да, верно. Ребята, что такое опера? - …(ответы) (Опера- жанр муз. искусства, включающий: драм. действие, пение и танцы, оркестровую музыку и декорации).

Опера (с итал.) означает труд, сочинение.

Где и когда возникла опера? – (Опера возникла в начале 17 века в Италии (1607г)).

Кто же написал 1-ю оперу и как она называлась? – Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей и Эвридика» (по одноименному мифу Древней Греции о певце Орфее).

Очень хорошо. Ребята, скажите, пожалуйста, какие виды искусства включает в себя опера? (Музыка, театр, литература и ИЗО(декорации).

В опере все поют. Скажите, ребята, пожалуйста, как называется сольный номер в опере, исполняемый солистом? – (Ария).

Как называется литературный текст оперы (краткое изложение сюжета)? – (Либретто).

Молодцы, ребята. А сейчас приведите, пожалуйста, примеры известных Вам опер.

(М.И.Глинка: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», Н.А.Римский- Корсаков: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», П.И.Чайковский. «Евгений Онегин» и др.)

Сегодня мы в очередной раз отправляемся путешествовать в мир музыки, её многочисленных жанров и будем знакомиться еще с одним сложным и интересным жанром. Мы продолжим путешествовать в музыкальный театр.

Отгадаем загадку и узнаем, какой именно жанр музыки мы будем изучать. 

Все герои спектакля на сцене танцуют –

Не поют, не играют и не рисуют...

Прекраснее спектакля в театрах нет,

А называется он просто — ... 

Ответ: Балет

Дети формулируют тему урока

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

П - способность детей к рассуждению, принятию решений;

3. Открытие нового знания

Балет - музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца и пантомимы.

Французское слово «ballet» произошло от итальянского ballare-- танцую. Французское название и его итальянские корни не случайны. 

Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.

Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор. 5 октября 1581г считается Днем рождения балета. В этот день в Париже впервые был разыгран спектакль в танцах.

Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению.

Запишите эти балеты : 1.«Спящая красавица», 2.«Лебединое озеро». (Написать на доске)

А название 3-его балета мы сможем вспомнить, послушав фрагмент.

Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из «Щелкунчика»

Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (Сказка Гофмана). Кто может рассказать сюжет этой сказки?

(Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем. …)

«Битва с мышами»

4. Организация слушательской деятельности (10 минут)

Слушание «Битва с мышами»

Какие средства выразительности использовал П.Чайковский в музыке сцены битвы Щелкунчика с мышами? В чем заключается развитие образов Добра и Зла в этой сцене?

(Физминутка)

Великолепный балет-сказка «Щелкунчик» был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров 19 века – хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского. Запишем в тетрадь фамилию хореографа.

- Чем заканчивается балет Чайковского?

Ответы учащихся (Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где их встречает фея Драже…)

А сейчас мы сравним фрагменты из балета «Щелкунчик».

«Вальс снежных хлопьев» и «Вальс цветов» Что их роднит? Чем они отличаются друг от друга?

 

 

 

 

  

 

 

 

Ответы детей

Л -проявление эмоциональной отзывчивости;

Л -личностное отношение при восприятии музыки.

П - способность детей к рассуждению, принятию решений;

5. Организация исполнительской деятельности

(7  минут)

 

Ребята, а что такое добро? А добро делает мир каким? А как вы думаете, много песен про добро? И сегодня мы начнём учить новую песню Марка Минкова «Дорога добра»

ВХР

ВХТ

Методы и приёмы

Нисходящее движение

Графический показ

Скачки на ч5

Звуковысотный показ

Допевание гласных

Метод сравнения

Замыкание согласных

Дирижёрский жест

Дети исполняют песню.

Марк Минков «Дорога добра»

Л - Корректировать собственное исполнение;

К -Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия (5 минут)

Наш урок уже подходит к концу. Итак, подведём итоги нашего урока. Ответьте на несколько вопросов:

Как называется музыкально-драматическое произведение, действие которого сопровождается танцами? Что такое либретто?

С какой балетом мы сегодня знакомились?

Подводят итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

Конспект урока по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Конспект урока по музыке по программе "Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская"....

план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...

Тест по музыке для учащихся 5 класса "Второе путешествие в музыкальный театр"

Тест «Путешествие в музыкальный театр. Балет» поможет проверить уровень усвоения учащихся 5 классов темы "Балет": знание истории создания балета «Щелкунчик», понятий и определений, артистов балета и к...

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Театр - здесь искусства в едино сплелись.Театр - здесь мечта и реальность слились… (Владимир Миодушев...