Открытый урок по музыке. "Второе путешествие в музыкальный театр."
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Саранска»
Урок музыки в 5 классе
Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Составитель:
учитель
МОУ СОШ № 1
г.Саранска
Кулаева Светлана Михайловна
2012 г
Урок музыки в 5 классе
Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Цель – познакомить учащихся с музыкальным жанром – балет.
Задачи:
1.Формирование видения взаимосвязи музыки и литературы.
2. Привитие интереса к классической музыке.
3. Развитие способности анализировать и сравнивать через закрепление полученных
на уроке знаний.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: урок-беседа
Меж предметные: музыка, литература, изобразительное искусство.
Методы:
Общенаучные: обобщения, сравнительный.
Педагогические: объяснительно -иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе.
Музыкальный материал:
Танец из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.
Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
Вальс из балета «Золушка» С. Прокофьева.
Танцы из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Наглядный материал:
Мультимедийная презентация;
Видеофрагменты балетов;
Карточки с эмблемами профессий;
Ход урока
l. Организационный момент.
Вход в класс под песню «Балет» (музыка Николаева, слова И. Резника,
исполняет А. Пугачева).
Учитель: - Какое настроение подарила нам эта песня?
Учитель: - Какие чувства у вас вызвала?
Дети: - Радость, торжественность, величие, красоту, гордость.
Учитель:- Какой вид театрального искусства представлен в песне, которую исполнил
А.Б. Пугачева?
Дети: - Балет.
Учитель: -Что для авторов песни балет?
Дети: - Кумир, мой Бог, яркий мир, несбыточный мой сон, сказочный мир
Учитель: И мы сегодня с вами отправляемся в этот яркий мир,
чтобы найти ответы на вопросы:
1) Что такое балет?
2) Кто создает балет, поистине создавая чудо – сказочное, незабываемое,
яркое, неповторимое?
3) Какие виды искусства соединены в одно целое в балете?
4) Какую роль играет литература и музыка в балете?
5)Поговорим о лучших танцорах и балетмейстерах.
ll. Давайте запишем тему урока.
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Учитель: Ребята, а что мы с вами знаем о балете?
Ответы детей.
Учитель: Какие ассоциации возникают, когда мы слышим знакомое слово балет?
Дети: БАЛЕТ: спектакль, музыка, танцор, балерины, театр, сказка, оркестр,
дирижёр, Чайковский, композитор.
Учитель: БАЛЕТ – это таинство.
Балет— вид сценического искусства в котором неразрывно связанны между собой музыка и танец. Запись в тетрадь.
***
…Блистательны, полувоздушны,
Смычку волшебному послушны,
То стан совьют, то разовьют,
И быстрой ножкой ножку бьют…
«Александр Пушкин»
Учитель: Послушаем музыкальный фрагмент из балета. Знаком ли он вам. Кто является композитором. ( Звучит музыкальный фрагмент из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского)
«Танец маленьких лебедей»
Дети: П. И. Чайковского «Танец маленьких лебедей»
Учитель: Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть. Он имеет душу, сердце, он
способен заставить нас смеяться и плакать. Встретить его нельзя на улице. Он живет в театре, сотканный из музыки, танца, живописи.
lll. Интересно, когда и где возник балет? Стр-58 читают дети.
Учитель : Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы.
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были
придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них
не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам.
П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально
для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка
стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор
русский балет получил мировую известность и славу.
После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица».
Первоосновой балетного спектакля (также как и оперного) является либретто.
“Либретто” - это сценарий или сюжет балета. Без либретто не может существовать и состояться балет.
lV. Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере.
Учитель: Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля?
- Кто создает балет? Ответы детей. Либреттист, композитор, дирижёр, художник, танцоры балета, работники сцены, хореограф.
Учитель: В создании балетного спектакля участвуют.
- Танцоры-солисты
- Кордебалет (массовые сцены)
- Симфонический оркестр
- Балетмейстер
- Режиссер
- Дирижер
- Художники по костюмам
- Художники-декораторы
V. Всему миру известны лучшие отечественные танцоры и хореографы.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА УЛАНОВА
(1910–1998), русская балерина
Майя Михайловна Плисецкая,
выдающаяся танцовщица второй половины ХХ века, родилась 20 ноября 1925 года в Москве
Екатерина Максимова
русская балерина и хореограф. Народная артистка СССР
1939 — 2009.
Учитель: Человек, который ставит танцы, языком жестов и движений – БАЛЕТМЕЙСТЕР.
Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (родился-1927) — артист балета, балетмейстер.
Vl.Учитель: Вспомните знакомые вам балеты?
Ответы детей: (Золушка, Лебединое озеро, Спящая красавица.)
Работа Стр59,60,61учебника.
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности приобретают в балетной музыке особое значение: мелодия, ритм, тембры инструментов, темп, динамика? Дети: мелодия, ритм, темп, динамика.
Итог: Что вы узнали о балете? Ответы детей. - Балет - спектакль, объединяющий разные виды искусства: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство. Классический балет развёртывается (раскрывается) как чередование танцев и пантомимных сцен.
V. Сегодня мы послушаем удивительную музыку балета. А какого отгадайте.
Вопрос-загадка.
Учитель предлагает отгадать учащимся стихотворную загадку, в которой говорится об основных моментах сюжета “Щелкунчика”.
Сначала жил я в сказке,
Что Гофман написал.
Затем стал музыкальным –
Уже в балет попал.
Придумал же Чайковский –
И я затанцевал!!!
И с дядей Дроссель Меиром
Был приглашён на бал.
Среди других игрушек.
Я был не слишком мил:
Уродлив, непригляден,
Огромный рот, мундир…
И для забавы ради
Колол орехи я,
Врагами были мыши -
Солдатики – друзья.
Лишь сердце трепетало:
“Когда же, наконец,
Исчезнут злые чары,
Придёт мышам конец?”
И победить проклятье
Поможет только та,
Чьё сердце отзовётся
На зов любви, добра...
Учитель:- Назовите имя этой игрушки. Дети: (Щелкунчик)
Учитель: В основу балета положен сюжет сказки Эрнст Теодора Вильгельма Амадейя Гофмана « Щелкунчик и мышиный король.»
Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года.
А 25 февраля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над балетом «изо всей мочи». А в январе-феврале 1892 года балет был уже готов и полностью инструментован.
Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года в одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО). По свидетельству брата композитора, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики».
Краткое содержание балета читает ученик стр 62 учебника.
Учитель: Послушаем и посмотрим фрагменты из балета «Щелкунчик». Какие из них тебе знакомы? В балете Чайковского Мари Щелкунчик по дороге в волшебное кондитерское царство попадают в заснеженный лес и видят там прекрасный Танец снежинок. В сказке Гофмана этой сцены нет. Но Петру Ильичу очень хотелось, чтобы в спектакле участвовали маленькие балерины – ученицы хореографического училища. Для них он написал отдельный номер и назвал «Вальсом снежных хлопьев».
Мы вместе с героями тоже, совершили путешествие в сказочный ночной зимний лес. Слушанье.
Учитель: - Какой была музыка по характеру? Пожалуйста, кто может поделиться своими впечатлениями?
Д.:- Музыка вальсовая, мягкая, лёгкая, кружащаяся, прозрачная, сказочная. Музыка была лёгкой, полётной, нежной, мечтательной, таинственной.
Цель: Обратить внимание учащихся на то, что “Танец Снежинок” не иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты, хрупкости, трепетности.
Учитель: - По вашему мнению, что придавало музыке сказочность?
Д.:- Звон колокольчиков придавал танцу таинственность и сказочность.
Учитель: Вам понравился фрагмент? Что именно вам понравилось?
Учитель: .А теперь послушаем «Вальс цветов» П. И. Чайковского
-Какой характер музыки?
Дети: торжественный, открытый, праздничный.
Учитель: Что роднит эти два музыкальных отрывка
Дети: Танец
Учитель: Чем отличаются?
Дети: Характером музыки.
Vll.Учитель: В стране сладостей и игрушек Мари и принца встречают гости разных национальностей. Шоколад: Испанский танец. Кофе: Арабский танец. Чай: Китайский танец. Трепак: русский танец.
Учитель: “ТРЕПАК” - это старинный русский танец в быстром темпе. Поскольку П. И. Чайковский был воспитан на народной музыке, в своих сочинениях он использовал народные темы. Балет “Щелкунчик” вобрал в себя движения народного танца. Прослушивание.
- Какой был танец по характеру?
Д.:- Задорный, жизнерадостный, ритмический, чёткий, танцевальный, с лихим притопыванием.
У.: -Что хотел показать в этом танце композитор?
Д.:- Ловкость, силу, удаль танцоров.
Учитель: Послушаем танцы гостей и ответим на 3 вопрос в учебнике.
-Как композитор подчеркивает национальные особенности танцев.
Дети: ритм, мелодия.
Учитель: До П. И. Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. При этом танцы могли переставляться как угодно и не очень-то отражали единую линию развития сюжета. В “Щелкунчике” композитор блестяще и поистине виртуозно объединил сочетание танцев с симфонизацией балета. Иначе говоря, им были сформированы разнообразные выразительные сцены, где музыка правдиво отражает все детали сценического действия. Это было великое достижение в истории балета.
Vlll.Итог урока:
Куда мы совершили путешествие?
Что нового узнали на уроке?
С какими музыкальными понятиями познакомились?
Что больше всего вам запомнилось?
Домашнее задание:
1.Напишите в тетрадь название знакомых вам балетов.
Выход из класса под песню «Балет» (музыка Николаева, слова И. Резника,
исполняет А. Пугачева).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
Урок музыки - 5 класс, II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...
план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...
Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."
Интегрированный урок (взаимосвязь урока литературы и музыки).Учащиеся не только получают новые знания, но и учатся самостоятельно находить новое для себя, работать в группе со сверстниками, раскрывать...
Открытый урок по музыке 5 класс Тема: «Путешествие в музыкальный театр» «Балет»
Цель: создать для ознакомления с жанром «Балет» на примере балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Песня Менуэта» Е. Адлера.Планируемые результаты:Предметные: нау...
Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, ...
Открытый урок по литературному чтению «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»
Тип урока: Открытие нового знанияЦель: Сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с героями оперы М.И. Глинки « Руслан и Люд...
Проектирование урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр"
Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, продолжить знакомство с жанром балета и его истоками, либретто балетного спектак...