Урок "Дорога к Пушкину"
методическая разработка по музыке (7 класс) на тему
Цель урока: услышать, как воплотились чувства поэта, выраженные словом в произведениях русских композиторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass_doroga_k_pushkinu.doc | 820.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
7 класс II полугодие тема «Музыкальный образ»
Тема урока: «Дорога к А.С. Пушкину»
Вид деятельности | Задачи | Методы | Ход урока |
Введение в тему урока | Настроить ребят на восприятие содержания урока. Создать соответствующий эмоциональный настрой | рассказ | Дети вошли в класс, встали. - Добрый день, ребята! Сегодня в продолжение темы «Музыкальный образ» мы урок посвящаем памяти А.С. Пушкина и назовем его «Дорога к А.С. Пушкину». Эпиграфом будут слова поэта: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал». /А.С. Пушкин/ Цель нашего урока: услышать, как воплотились чувства поэта, выраженные словом в произведениях русских композиторов. Сегодня мы пройдем дорогами поэта в период его ссылки в с. Михайловское в 1824 – 1826 годах 19 века. Ну что же, в добрый путь! Садитесь! 3 сентября 1826 года внезапно прибыл курьер и передал Пушкину приказ царя немедленно покинуть с. Михайловское и вернуться в столицу. Обратный путь поэта был проникнут тревогой о предстоящей встрече с царем, но воспоминания возвращали его в старый дом, запущенную усадьбу, где прожил он одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры 2 года. Обратный путь… Дорога… Но мысли поэта возвращали его в Михайловское…, где в один из долгих вечеров он создает строки… Учитель: «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя…» |
Чтение вслух хором | Усилить эмоциональное восприятие произведения Усилить эмоциональное восприятие материала | Художественный анализ Наглядный иллюстративный | Дети (заканчивают стих вместе с учителем): «То как зверь она завоет, То заплачет как дитя».
Дети:
Учитель:
Слушание романса «Зимний вечер» музыка Яковлева
Исполняем романс «Зимний вечер» Поработать над интервалами /кроет, вихри – снежные, То по кровле…/ Поработать над акцентами в каждой фразе. «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя и т.д.
Слушаем романс «Зимний вечер» Г.В. Свиридова
(ответы детей)
«Наша ветхая лачужка И печальна, и темна Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?...»
Поэт писал: «… вечером слушаю сказки моей няни. Она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно». Слайд «Флигирек няни. Ее комната в с . Михайловское». |
Инсценирование фрагмента урока | демонстрации | /стол, свеча, чернильница, перо, книга/ На фортепиано портрет А.С. Керн, свеча. Выходит няня, зажигает свечу, пишет письмо Пушкину «Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо, которое Вы мне писали. За все Ваши милости я все сердцем вам благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Целую. Арина Родионовна. /потом няня берет вязание/
Няня поет русскую народную песню «В низенькой светелке». Ребята, какой образ навевает нам эта песня? /образ добра, красоты/ С окончанием песни звучит лейтмотив урока «Однозвучно звенит колокольчик…» | |
Рассказ | Расширить знания детей о жизни Пушкина | словесный | Годы Михайловской ссылки окрашены светлыми воспоминаниями о встрече с Анной Петровной Керн! /у ее портрета зажигается свеча/ На заднем плане слайд «Аллея Керн в селе Тригорское». Здесь, по этой аллее они любили гулять. Теперь она называется Аллеей Керн. Здесь же Пушкин дарит Анне Петровне рукопись стихотворения «Я помню чудное мгновенье», в котором поэт раскрывает свои чувства к ней. Читаю стихотворение. «Я помню чудное мгновенье»
/начало и окончание – возвышенное, счастливое, середина – мрачная/. Через несколько лет после создания это стихотворения А.П. Керн встречается с М.И. Глинкой и, отдав ему рукопись Пушкина, просит, используя новые средства музыкальной выразительности, написать романс. В 1840 году Глинка создает известный романс, но посвящает его старшей дочери А.П. Керн, Екатерине Ермолаевне, в которую был нежно влюблен. |
Слушание музыки | Закрепить понятие в музыке «Романс» | Проблемно - поисковый | Слушаем роман «Я помню чудное мгновенье»
Мы часто используем слово «романс»
Звучит лейтмотив урока «Однозвучно, гремит колокольчик…»
Прошло много лет, но места, связанные с именем поэта, остаются для нас священными.
Исполнение песни «В пушкинском парке» музыка Леви.
Вывод: Пушкина называют певцом великих чувств дружбы и любви. Зная об этом, композитор Г.В. Свиридов работал над музыкой к фильму «Метель», созданному по одноименной повести Пушкина, соединил эти чувства, а, следовательно, и образы нашего урока воедино. Звучит вальс из к/ф «Метель». |
Слушание музыки | Формировать способность ориентироваться в категориях прекрасное и безобразное | Метод эмпатии | Не зря эпиграфом нашего урока стали слова поэта: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Учитель благодарит ребят за работу. Выставляет оценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....
Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)
Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....
Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова
Цель Научно-исследовательского проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...
Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.
Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату...
Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)
Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов. Для его проведения ...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...