Первое путешествие в музыкальный театр опера
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pervoe_puteshestvie_v_muzykalnyy_teatr._opera.docx26.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5 классе.  

Тема:   Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Цели и задачи: 1. Познакомить с жанром оперы, историей создания.

        2. Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки – опере, как виду искусства.

        3. Формировать познавательный интерес к составляющим оперы.

Учитель: Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

« Но уж темнеет вечер синий,

Пора нам в оперу скорей:

Там упоительный Россини,

Европы баловень -  Орфей.

Не внемля критике суровой,

Он вечно тот же, вечно новый,

Он звуки льёт – они кипят,

Они текут, они горят».

                                   А.С.Пушкин

Ход урока.

История создания оперы. (Рассказ учителя об истории создания оперы).

Рождение оперы.

Шёл 1600 год. Празднично разукрашенная Флоренция, принимала всё новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди.

Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха 4 и дочери правителя Флоренции герцога Медичи – Марии.

Медичи – одна из богатейших семей Италии. Торжества продлятся несколько дней, но всех влекут не столько роскошные угощения, сколько – зрелища!

Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно – любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе могут увидеть и услышать нечто совершенно необычное.

Дворец уже полон гостей…  Здесь собрался весь цвет итальянского искусства: поэты, музыканты, певцы, композиторы. Актёры.

Граф Барди, ведавший всей художественной жизнью дворца Медичи, представляет всем прибывшего из Мантуи музыканта – Клаудио Монтеверди.

Столы ломились от всевозможных явств, вино лилось рекой, звучали песни, застольные стихи. Гимны в честь молодых.

Но основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыграна певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее.

( В день свадьбы умерла его юная супруга Эвридика и он спустился за ней  в подземное царство мёртвых. Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Сжалились они над ним и отдали Эвридику с одним лишь условием: Орфей не должен смотреть на Эвридику, как бы ни умоляла она его, пока не выйдут они из подземного царства. Но не сдержал обещания Орфей, оглянулся на молившую сжалиться Эвридику и, лишь взглянув на неё, снова потерял её, теперь уже навсегда…)

Грустная история юных влюблённых была разыграна в назидание молодым. Но всех поразил не сюжет – миф этот был уже давно известен, а то, как актёры исполнили его.

-  Необычным было то, что музыка звучала всё время, пока шло представление;

- действующие лица произносили монолог, реплики в какой то особой манере;

- казалось, что они просто говорят под аккомпанемент музыки.

- Ещё более странным было то, что мелодия исполнялась одним певцом и как бы главенствовала над оркестром.

- До сих пор так пелись песни крестьянами, простолюдинами.

Новое произведение очень понравилось, но и вызвало пересуды.

- Как можно! Так поют только мои крестьяне, - говорили одни.

- Но зато это так понятно, так просто и захватывающе – отвечали другие.

Положил конец спорам граф Барди:

- Мы хотели . древнегреческий миф прозвучал так, как исполнялись в Античной Греции трагедии – на распев. Вспомнили мы, что в народе поются песни-баллады всегда одним певцом. Это тоже похоже на исполнение древних греков. Мы стали прислушиваться, , к такому пению, а потом и к нашей речи… И люди говорят так выразительно, так разнообразно… мы услышали музыку речи! И, о радость! Оказалось, что музыка нашей речи прекрасна! Композитор переложил на музыку то, что создал поэт. Получилась речевая мелодия – речитатив.

- Удачная находка! – воскликнул, до сих пор молчавший и внимательно слушавший Клаудио Монтеверди.

Да это была действительно находка. Она положила начало созданию прекраснейших произведений, которые стали называть операми, что означало по-итальянски -  «труд», «сочинение».

И первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди, тот самый придворный музыкант герцога Гонзаго, а впоследствии – величайший итальянский композитор. Это произошло спустя семь лет после рассказанного мною события.

Так возникла опера – самый сложный из всех видов музыки жанр. Опера – это чудодейственный сплав всей видов искусств. И музыка играет в нём ведущую роль.

Учитель.  Одна из задач нашего урока – разобраться из чего состоит опера. Мы с вами разделимся на группы, которые профессионально занимаются в разных оперных отделах.  Я раздам вам некоторую информацию, ознакомьтесь, пожалуйста. (Учащимся раздаются печатные тексты).

Итак, начнём… Для того, чтобы опера состоялась – нужен литературный сюжет, лежащий в основе сочинения любой оперы, который называется либретто. Что же это такое? Мы узнаем в «Отделе оперного либретто».

1 ученик.  Либретто в переводе с итальянского означает – книжечка.

2 ученик.  Либреттист – тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе. Можно сказать – оперный поэт, оперный писатель.

3 ученик.  Разрешите почитать!

4 ученик.   Не для чтения пишу.

3 ученик.  Тогда сами прочитайте вслух.

4 ученик.  И декламировать не буду.  Если хотите знать – я специально пересочиняю пьесы, романсы, сказки и собственные истории придумываю, чтобы их не читали ни вслух, ни про себя.

3 ученик.   Для чего же это делают?

4 ученик.    Для пения. Композитор сочиняет музыку на текст оперного либретто, а певцы его распевают.

Учитель.    Понятно, ребята? Идём дальше…  «Отдел оперной арии».  Что же делает этот отдел? И что такое aria?  Пожалуйста вам слово.

1 ученик.  В ариях герой или героиня душу свою обнажают.

2 ученик.  Да так, будто сил нет больше таить, что на душе твориться. Пусть все замрут и слушают.

Учитель.  Ария – это законченный по построению эпизод в опере.  

Aria  по итальянски означает: дух, дыхание, песня, воздух, ветер. (ведь, чтобы спеть мелодию, надо набрать в лёгкие побольше воздуха).  Выразительность арии – необыкновенна. Она раскрывает нам характер героев, рассказывает о всех его мыслях, рисует его портрет.  

Сейчас мы послушаем арию из оперы – былины «Садко», написанную великим русским композитором Н.А.Римским-Корсаковым.  Главный герой оперы - певец и музыкант Садко. Молодецкие и сердечные, грустные и весёлые песни Садко покорили силы природы и всё подводное царство и принесли славу и богатство великому русскому городу – Новгороду.

Учитель.   Каким предстаёт перед нами Садко в этой песне?

Звучит песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

(Ответы детей)

Учитель.    Идём дальше… «Отдел оперного ансамбля»

1 ученик.  Слово ансамбль – значит вместе. Бывает, что несколько героев оперной истории собираются вместе.

2 ученик.  О чём они поют? Попробуй-ка понять людей, когда все говорят разом и каждый о своём. Слушать такое невозможно!....в жизни. А в опере – одно удовольствие!

Учитель.   Хорошо, дальше у нас:   «Отдел оперного речитатива». О чём нам расскажут здесь?

1 ученик.  Герои оперы тоже собрались вместе, только поют уже не одновременно, а по очереди, как в жизни принято разговаривать.

2 ученик.  Речитатив в переводе – декламация, чтение вслух. Герои оперы разговаривают по оперному – на распев .

Учитель    Следующий отдел: «Отдел оперного хора».

1 ученик.  Арии, ансамбли, речитативы – это для главных героев. Часто по имени главных героев называют оперы:  «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Иван Сусанин» и т.д.

2 ученик.    И есть действующие лица без собственных имён. Имена у ни собирательные: войско, крестьяне, народ  и т.д.  Вот они и поют хором.

Учитель.  Сейчас мы послушаем хор Новгородских купцов из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.

Задание:  Какими предстают купцы перед нами?

Звучит хор Новгородских купцов из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.

Ответы детей.

Учитель.   Опускаемся в оркестровую яму – это площадка перед оперной сценой. Это самый многочисленный отдел.

1 ученик.  Внизу в оркестровой яме сидят музыканты. Один дирижёр возвышается.

2 ученик.  Дирижёр держит в своих руках все невидимые оперные нити.

3 ученик.   Оперный оркестр пению помогает, за красоту и выразительность музыки отвечает.  А ещё оперный оркестр звуками картины рисует: битву, бурю у моря или, что-нибудь другое. Они называются – симфоническими картинами. А ещё оркестр выполняет особое задание: он играет увертюру к опере, чтобы заранее настроить всех на нужный лад.  

Учитель.  Увертюра, в переводе с французского, означает открытие. В ней кратко проходит весь сюжет оперы, звучат все главные темы героев и событий.  Мы сейчас послушаем увертюру к опере «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки. Это сказочно – эпическая опера, написанная по мотивам поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Учитель.   На какой сюжет может нас настроить такая стремительная и ликующая музыка?  (Захватывающий, интересный, сказочный, волшебный, полный событий и приключений).

Учитель.   Дальше идёт:  «Отдел балета и оперной постановки».

1 ученик.  Если по ходу действия оперы требуются танцы, чтобы украсить оперу,  я всегда приду на помощь.

Учитель.   Да часто в оперу включаются балетные сцены.

2 ученик.   А я представляю  «Отдел оперной постановки»  Здесь, как в любом театре: художник рисует декорации, режиссёр ставит спектакли, гримёр – гримирует артистов, костюмер – готовит костюмы, осветитель – распоряжается светом, машинист сцены – орудует механизмами,  а пожарный следит за противопожарной безопасностью.

Учитель.  И, конечно, главное лицо в оперном деле – композитор.

Ученик-композитор.   Я сочиняю музыку, а музыка в музыкальном деле – всему начало и всему – конец.  Недаром имя композитора стоит первым, рядом с названием оперы.  

Итог урока.

Учитель.   Каждая опера, ребята, это целый мир сюжетов, действий, персонажей, музыки, гармонии, оркестровки, декораций и актёрской игры.  И конечно прав был Н.А.Римский-Корсаков, сказав о том, что: «Каждая опера неповторима, ка неповторим вдохновивший её литературный сюжет».

Итак, мы сегодня познакомились с оперой, узнали, что необходимо, чтобы она была создана, из чего она состоит. Сейчас мы обобщим наши знания, подведём итог.

- Что из себя представляет жанр оперы?

(Сложный синтетический, все виды искусств).

-  Что означает слово опера?

(труд, сочинение)

- Что лежит в основе написания оперы?

(либретто – литературный сюжет)  

- Что означает слово либретто?

(книжечка)

- Как называется оркестровое вступление перед оперой?

(увертюра – открытие)

- Как называется сольная песня героя оперы?

(ария – дух, ветер, дыхание, пение).

- Когда 2 или 3 героя поют одновременно, как это называется?

(ансамбль)

- Что такое хор?

(все вместе, много героев, собирательные образы).

- С какими операми и кто их авторы мы сегодня познакомились? Из каких опер звучали номера?

(«Садко» Н.А. Римский-Корсаков, «Руслан и Людмила» М.И. Глинка).

Учитель.   Молодцы хорошо!  На последующих наших уроках мы с вами более близко будем знакомиться с этими операми. А сейчас переходим к вокально – хоровой работе.

Вокально – хоровая работа.

Учитель.  Мы с вами работаем над песней «Всё мы делим пополам» В. Шаинского и «Мир похож на цветной луг» этого же композитора.  О чём эти песни? (о дружбе).  Что для вас заключает в себе понятие дружба, что значит дружить? (ответы детей).

Исполнение песен.

 

 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Открытый урок "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера."...

Первое путешествие в музыкальный театр - Опера

конспект урока для 5 класса "первое путешествие в музыкальный театр -опера"...

План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".

Данный урок предназначен для уч-ся 5 класса по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Цель данного урока познакомить уч-ся с особенностями оперного жанра , с разновидностями вокальных и инструмента...

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Данный материал содержит разработку урока музыки для 5 класса (по программе Е.Д.Критская) в певой четверти. Цель урока является знакомство с особенностями оперного жанра; развивать интерес к классичес...

Презентация к уроку музыки в 5 классе: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н.А. Римского- Корсакова."

Презентация к уроку музыки в 5 классе: " Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н. А. Римского- Корсакова."...