Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Саппык Аида Кара-ооловна

Данный материал содержит разработку урока музыки для 5 класса (по программе Е.Д.Критская) в певой четверти. Цель урока является знакомство с особенностями оперного жанра; развивать интерес к классической музыке; воспитать эмоциональную отзывчивость учащихся. Урок состоися из 4 ч. В первой части происходит закрепление базовых знаний по пройденным темам. В второй части урока сообщение об истории возникновения театра. В третьей части беседа "Возникновение оперы". В четвертой части - закрепление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera20.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Цель урока:

1) познакомить с особенностями оперного жанра;

2) развивать интерес к классической музыке;

3) воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: компьютер, проектор, хрестоматия музыкального материала, учебник 5 класса, тетради, картинки.

                                           Ход урока:

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

II. Повторение пройденного материала.

- Что мы изучали на прошлом уроке?

- Тему: Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

- О чем писали поэты и писатели о музыке и музыкантах?

- О том, что литература и музыка могут быть вдохновением  для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности. Идеи люди творческих профессий черпают для своих произведений  из реальной жизни.

- Правильно, молодцы! А основная тема произведений вы помните?

- Основная тема  произведений  – тема Родины. Но с чего начинается любовь к стране? С малой родины – с любви к маме, к дому, друзьям.

- Молодцы, ребята.

III. История возникновения театра.

- Ребята, что такое театр?

- Театр - это место где показывают кино, спектакли.

- Да, правильно. Это место для зрелищ.

Театр - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературымузыкихореографиивокала, изобразительного искусства.

- А какие театры вы знаете?

- Театр кино, кукольный театр, драматический театр.

- Правильно. Есть оперный театр, музыкальный театр, кукольный, драматический и т.д.

   Годом рождения мирового театра принято считать 534 г. до н.э., когда была постановлена трагедия афинского поэта Феспида. Феспид - один из первых древних авторов, который ввёл в пьесу "главную роль". До него все трагедии и комедии исполнялись хором.

  Не только жители Эллады разыгрывали театральные спектакли. В Индии, Китае, Японии были созданы интересные и разнообразные формы зрелищ. Основой спектаклей стала музыка и пантомима.

   Эпоха Возрождения является особым в истории театра. Именно тогда творили драматурги Шекспир, Лопе де Вега и др. Долгое время женские роли играли мужчины. В Англии только в XVII веке женщинам разрешили выходить на театральные сцены. Одной из первых актрис стала Маргарет Хьюз, сыгравшая Дездемону в трагедии Шекспира "Отелло". В России театр стал развиваться при Екатерине II . По её приказу театр был организован сначала в Ярославле, затем в Петербурге и Москве. Первым старейшим театром стал театр при Университете. Это современный студенческий театр МГУ, где в разное время проявили свои актёрские способности известные  артисты В. Пельш, А.Кортнев, М.Галкин.

 - У нас есть театры, ребята?

- Да. Драматический театр имени В.Кок-оола, театр кино.

- Правильно.  

   В России очень много театров их не перечислишь. Известные театры: Большой театр, Государственный академический Малый театр России, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н. И. Сац, Московский государственный музыкальный театр пластического балета «Новый балет» и многие другие.

  IV. Возникновение оперы.

- Ребята, что такое опера?

- Это музыкальный спектакль.

- Правильно. Опера - синтетический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой.

  Оперное искусство возникло в Италии в конце XVI века. Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа (итал. seria- серьёзная) - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и

исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.

   

Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

- А кто такой композитор, ребята?

- Композитор - человек который сочиняет музыку.

- Правильно. Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст оперного либретто, певцы её исполняют.

Увертюра - инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — театрального спектакля, оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке. 

Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра.

Ариетта - маленькая ария, которая будет характеризовать героиню.

Ариозо - в духе, в характере, в манере оперной арии.

Ансамбль (франц. ensemble- вместе)- группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём.

Речитатив - полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.

Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.

Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.

Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами.

Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.

Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы,осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.

Антракт - перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают.

 

V. Физминутка.

Движения под музыку.

VI. Слушание музыки.

Слушание оперы Римского-Корсакова "Садко"

- В этом отрывке есть ария?

- Да.

- Правильно. Ария Садко и Любавы.

- Что вы еще услышали?

- Опера начинается с увертюры.

- Правильно, молодцы.

VII. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни.

VIII. Закрепление.

Ответьте на следующие вопросы:

- Что такое опера?

- Опера - это синтетический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой.

- Либретто?

- Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история.

- Кто такой либреттист?

- Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

- Какие еще жанры включает в себя опера?

- Вокал, хоровую музыку, танцы, изобразительное искусство.

- Когда и где возникла опера?

- Опера возникла в Италии в конце XVI века.

- Правильно, молодцы.

IX. Домашнее задание.

Повторить историю возникновения театра и оперного искусства.

Повторить песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Открытый урок "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера."...

Первое путешествие в музыкальный театр - Опера

конспект урока для 5 класса "первое путешествие в музыкальный театр -опера"...

План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".

Данный урок предназначен для уч-ся 5 класса по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Цель данного урока познакомить уч-ся с особенностями оперного жанра , с разновидностями вокальных и инструмента...

Презентация к уроку музыки в 5 классе: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н.А. Римского- Корсакова."

Презентация к уроку музыки в 5 классе: " Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н. А. Римского- Корсакова."...

Урок музыки для учащихся 5 класса "Первое путешествие в музыкальный театр . Опера."

Урок музыки для учащихся 5 класса по программе "Музыка"( Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)                        ...