Первое путешествие в музыкальный театр - Опера
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Малова Жанетта Александровна

конспект урока для 5 класса "первое путешествие в музыкальный театр -опера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervoe_muzykalnoe_puteshestvie_-_opera.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Первое  путешествие в музыкальный театр.  Опера

2 урока - 5 класс

Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности  опере.

Задачи урока.

  • Дать представление о жанре  оперного  искусства;
  • Знакомство   с оперным искусством, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
  • укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
  • совершенствовать навыки  вокально–хорового  исполнения.

Воспитательные:

  • приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики;
  • создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы  на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных сцен;
  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • расширить кругозор учащихся через  знакомство с новым репертуаром

 Тип урока: комбинированный

Методы:

  • повторение пройденного методом устного опроса;
  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
  • хоровое исполнение песни …………………..

Оборудование:

Мультимедийный  проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка» для 5 класса, раздаточный материал - музыкальные словари, таблицы «Характеристика  героев  оперы  средствами музыкальной выразительности».

МАТЕРИАЛЫ:

  • Слайдовая презентация;
  • Видеофрагмент  из балета: «Орфей и Эвридика»; ………………………………………………………………………………..
  • музыкальные фонограммы.

 

План урока:

  • Организационный момент.
  • Работа по теме урока
  • Музыкальная физ. минутка
  • Беседа по теме  урока
  • Просмотр видеофрагментов оперы
  • Закрепление нового материала.
  • Домашнее задание
  • Рефлексия

                                                 Конспект урока

I. Организационный момент

                                                            Слайд №1

Музыкальное приветствие ребят и учителя.

 Слайд №2

II. Я приглашаю вас в театр. Путешествие в музыкальный театр. Опера.

Что вы знаете о театре?  на ваших столах лежат пригласительные билеты, и мы с вами поиграем в игру «Я знаю…», я говорю слово «театр», а вы пишите, с чем ассоциируется это слово, например, театр- сцена… и так работаем (ответы детей).

Спасибо, мне очень приятно, что вы знаете так много, но сегодня мы поговорим об истории рождения  музыкального театра – опера .

Театр зародился очень,  давно, его истоки ведут нас в далёкое прошлое, Древнюю Греция                                               Слайд № №3

В Древней Греции был любим и почитаем  бог Дионис- бог виноделия, веселья, покровитель театра.                                Слайд  №  4

 Его называли разными именами Вакх, Бахус              Слайд №5, 

свиту называли вакханалией, что означает с древнегреческого языка «веселящиеся и поющие».

Домом Диониса являлся театр,               Слайд № 6

                                                                    Слайд № 7

 где ставили театрализованные представления на знаменитые литературные произведения «драма», так назывались первые спектакли. Отсюда и произошло название театра - драматический.

ЗНАЧЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА  - Слайд №  8

 В  Древней Греции в театрах актерами были мужчины,   Слайд  № 9

главным атрибутом костюма являлась маска, которая выражала характер героя.

Слайд № 10

III. Музыкальная физ.  Минутка   Слайд № 11

   Цель разминки: снятие утомление мышц, пропедевтика правильной осанки, дыхательная гимнастика.

IV. Шло время, и искусство развивалось вместе  с людьми.      

                                                             Слайд № 12

Мы с вами попали в цветущий город- Флоренцию, колыбель Италии.

                                                             Слайд № 13

                                                             Слайд № 14

В кон.XVIв., король Генрих IX и Мария Медичи в 1600г. Поженились.

 Герцог Медичи решил сделать необычный подарок для молодых и всех приглашенных. Он   задолго до торжеств,  приказал музыкантам написать нечто, новое, и музыкантам это удалось!

В день свадьбы, когда собрались все гости, на их суд было вынесено произведение, которое поразило всех. На сцене находилось несколько актёров, одетых в костюмы, рядом располагался большой оркестр. Музыка не смолкала ни на минуту, а актёры  не проговаривали свои тексты, а  пели! Как раз это  и поразило слушателей. Дело в том, что до сего момента такие песни исполняли только простолюдины, в высшем обществе было не принято слушать такую музыку.

В произведении, представленную на свадьбе, каждое слово было подчеркнуто и аккомпанементом и необычной манерой пения актёров.  Произведение, показанное гостям короля и герцога Медичи, называлось «Орфей и Эвридика».

                                                             Слайд № 15

Прочитывание  древнегреческий миф «Орфей и Эвридика» под музыкальный  фрагмент из  одноименной оперы Глюка.

МИФ ОБ ОРФЕЕ И ЭВРИДИКЕ

  Слайд № 16

Орфей, великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, жил во Фракии.                                                   Слайд № 17

Его женой была нежная и красивая нимфа Эвридика. Прекрасное пение Орфея, его игра на кифаре не только увлекали людей, но зачаровывали растения и животных. Орфей и Эвридика были счастливы, пока на них не обрушилась страшная беда. Однажды, когда Эвридика со своими подругами нимфами собирала цветы в зеленой долине, их подстерегла спрятавшаяся в густой траве змея и ужалила жену Орфея в ногу. Яд быстро распространился и оборвал ее жизнь. Услышав скорбный плач подруг Эвридики, .                                             Слайд № 18

Орфей поспешил в долину и, увидев хладное тело Эвридики, нежно любимой жены, пришел в отчаяние и горько стонал. Природа глубоко сострадала ему в его горе. Тогда Орфей решился отправиться в царство мертвых, чтобы увидеть там Эвридику.

                                                             

   Слайд № 19

Для этого он спускается к священной реке Стикс, где скопились души умерших, которых перевозчик Харон на ладье отправляет во владения Аида. Сначала Харон отказал Орфею в просьбе переправить его. Но тогда Орфей заиграл на своей золотой кифаре и чудной музыкой очаровал мрачного Харона. И тот перевез его к трону бога смерти Аида. Посреди холода и тишины подземного царства зазвучала страстная песня Орфея о его горе, о муках разбитой любви к Эвридике.

Слайд № 20

 Все, кто были рядом, поразились красотой музыки и силой его чувства: и Аид, и его жена Персефона, и Тантал, забывший о терзавшем его голоде, и Сизиф, прекративший свою тяжкую и бесплодную работу. Тогда Орфей изложил свою просьбу Аиду вернуть на землю жену Эвридику.

 Аид согласился ее выполнить, но при этом изложил свое условие: Орфей должен следовать за богом Гермесом, а за ним пойдет Эвридика. Во время же пути по подземному царству Орфею нельзя оглядываться: в противном случае Эвридика покинет его уже навсегда.

Слайд № 21

 Когда появилась тень Эвридики, Орфей пожелал её обнять, но Гермес велел ему этого не делать, так как перед ним лишь тень, а впереди долгий и трудный путь.

Слайд № 22

Быстро миновав царство Аида, путники достигли реки Стикс, где Харон переправил их на своей ладье к тропинке, круто ведущей вверх к поверхности земли. Тропинка была загромождена камнями, вокруг царил мрак, а впереди, ждал  Гермес, и едва брезжил свет, что говорило о близости выхода. В этот момент Орфея охватила глубокая тревога за Эвридику: поспевает ли она за ним, не отстала ли, не потерялась ли в сумраке. Прислушавшись, он не различил позади никакого звука, что обострило тревожное чувство.

Слайд № 23

Наконец не выдержав и нарушив запрет, он обернулся: почти рядом с ним он увидел тень Эвридики, протянул к ней руки, но в то же мгновение тень растаяла во мраке. Так ему пришлось вторично пережить смерть Эвридики. И на этот раз по собственной вине.

Охваченный ужасом, Орфей решает вернуться к берегам Стикса, вновь проникнуть в царство Аида и молить бога вернуть любимую жену. Но на этот раз мольбы Орфея уже не тронули старого Харона.

Слайд № 24

Семь дней провел на берегу Стикса Орфей, но так и не смягчил суровое сердце Харона, а на восьмой вернулся к себе во Фракию.

Как же переводится с итальянского языка «опера»?

Слайд № 25

это слово означает «труд», «творение», «сочинение», «музыкальная повесть», «труд композитора»  -  это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором  действующие лица поют. 

Слайд № 26

Основа оперы – солист, оркестр, хор, ансамбль

                                                                Слайд № 27

Музыкальный театр – содержит синтетические виды искусства.

Слайд № 28

 В этом театре присутствуют музыка, живопись, танец, драматургия, песня.

Какие виды искусств относятся к опере?

Музыка, драматургия, живопись (костюмы, декорация)

Слайд № 29

Итак, мне бы хотелось, что бы вы вернулись к своим пригласительным билетам и дописали,  что нового вы узнали о музыкальном театре, какие новые слова вы можете добавить. (Проверочная работа), выставление оценок за урок с комментированием.

Слайд № 30

Домашнее задание:

К следующему уроку я предлагаю  вам нарисовать и  продемонстрировать древнегреческие  оперные маски.

Слайд № 31

Рефлексия:

Нарисуйте на своих пригласительных билетах  смайлик настроения, которое соответствует вашему настроению сейчас.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Открытый урок "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера."...

План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".

Данный урок предназначен для уч-ся 5 класса по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Цель данного урока познакомить уч-ся с особенностями оперного жанра , с разновидностями вокальных и инструмента...

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Данный материал содержит разработку урока музыки для 5 класса (по программе Е.Д.Критская) в певой четверти. Цель урока является знакомство с особенностями оперного жанра; развивать интерес к классичес...

Презентация к уроку музыки в 5 классе: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н.А. Римского- Корсакова."

Презентация к уроку музыки в 5 классе: " Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н. А. Римского- Корсакова."...

Урок музыки для учащихся 5 класса "Первое путешествие в музыкальный театр . Опера."

Урок музыки для учащихся 5 класса по программе "Музыка"( Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)                        ...