Закономерности и формы работы над фортепианной динамикой.
план-конспект урока по музыке на тему

СПб ГОУ ДО ГДМШ им. С. С. Ляховицкой

Составитель: Вотинцева Наталья Анатольевна

преподаватель по классу фортепиано

 

 

Тема: Закономерности и формы работы над фортепианной динамикой.

 

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

 

Форма урока: Индивидуальная

 

Цель урока: освоить динамику или динамические оттенки в музыкальном произведении (уметь применять полученные знания на практике), усвоить градации в звучании музыкального материала.

 

Задачи урока:

 

Образовательные

 

–продолжить формирование практических навыков (работа с динамическими оттенками, игра штрихами non legato, legato, staccato;, тембрами, исполнение произведений в различных темпах)

 

-закрепить изученные теоретические знания (динамика средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, , темп, ритм, тембр, мелодия);

 

Развивающие

 

– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;

–развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях.

 

Воспитывающие

 

–воспитывать эстетический вкус;

–воспитывать любовь к музыке;

–воспитывать усидчивость и трудолюбие.

 

Структура урока:

 

Орг. момент

Повторение пройденного материала

Работа над музыкальным материалом

Итог урока

Домашнее задание

 

Методы обучения:

 

-словесные (беседа, рассказ);

 

-наглядные (показ)

 

-практические (упражнения, пьесы)

 

Средства обучения: фортепиано, стул, стол.

 

Оснащение урока: нотный материал, инструмент

 

Ход урока:

 

I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент, сообщение цели и задачи.

 

II. Повторение пройденного материала.

 

Игра упражнения «змейка»

 

Акцентировать первую ноту в триолях.

 

Выдерживание первой ноты и быстрые перебежки к следующей первой триолях.

 

- Гамма «до мажор» игра октавами в 2 октавы.

 

В гамме необходимо слышать постепенное усиление и ослабление звучания.

 

. Играя гамму "звуковысотной динамикой": вверх, сгеscendo вниз diminuendo. Можно придумать разные образы: мы забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши, и при спуске вниз - катимся с горы, что ведет к расслаблению мышц.

 

- повторение нотного текста,

 

III. Работа над музыкальным материалом.

 

Работа над пьесами:

 

-Краткая биография композитора,

 

-история создания произведения,

 

-рассмотрение динамических оттенков во всем произведение Л.Бетховен «К Элизе»

 

-раскрытие музыкальной линии внутри фразы– определить наивысшую точку интонационного тяготения, для распределения силы звука ( в 1.2,3 частях «К Элизе»)

 

-В 4 части работа над аккордами и терциями выделение верхних звуков т.е. ведение мелодии.

 

- беседа о динамических закономерностях исполнения при движении мелодии вверх и вниз.

 

2. Разбор нового произведения «Вальс» Е.Дога:

 

-История создания произведения

 

-Произведение предполагает в себе 2 части:

 

Определение тональности, рассмотрение ритмического рисунка.

 

Сравнение левой руки в частях, приходим к выводу, что в 1 части аккомпанемент написан разложенными звуками аккорда играющиеся по отдельности, а 2 часть аккомпанемента разложенный аккорд по терциям.

 

Проигрывание правой руки, соединение двумя руками 1 часть.

 

-рассмотрение динамики, определение кульминации.

 

Вместе с ученицей определяем сложные моменты:

 

синкопированный ритм в партии правой руки.

 

проведение мелодии в терциями (2часть).

 

аппликатурные трудности.

 

IV.Приобретение знаний и навыков.

 

В наших произведениях есть знаки, определяющие динамику или динамические оттенки, которые отвечают за громкость звука.

 

Что такое mf и mp? (ответ ученика: mf – меццо форте, переводится не очень громко, mp – меццо пиано, переводится не очень тихо.

 

Хочу обратить твое внимание на те места, где в наших произведениях не стоят динамические оттенки, наблюдается во всех частях. Даже, если их там нет, в этих местах они подразумеваются. В зависимости от мелодической линии в таких местах может использоваться либо сгеscendo или diminuendo.

 

Очень важно услышать различную громкость звука в музыке, которую исполняешь. А эту громкость надо умело извлечь из нашего инструмента, Для этого так же важно запомнить, как правильно их играть.

 

1.Cгеscendo – начиная с самого тихого звука и постепенно добавляя силу привести к громкому звучанию.

 

2.Diminuendo – тоже самое только наоборот, только при этом расслаблять мышцы.

 

Рефлексия.

 

1.Ты поняла, что нужно делать, чтобы получилось mf, mp, крещендо, диминуэндо?

 

2. А скажи, трудности у тебя были?

 

3.Как ты считаешь, ты достиг цели, произведение зазвучало интереснее?

 

4.А ты довольна результатом?

 

Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя или нет. Я тебе дам это задание на дом для закрепления. А ты обязательно повторяй эти действия дома. Если будешь регулярно заниматься, то будешь слышать громкость звучания, и произведения в твоем исполнении будут ярче и выразительнее.

 

IV. Итог урока.

 

Динамические оттенки - самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.

 

V. Домашнее задание.

 

Закрепление пройденного материала. Работа над 1 частью вальса.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx0 байтов
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический показ учащихся класса преподавателя Мельничук Елены Иосифовны «Работа над фортепианной миниатюрой и пьесами из циклических форм»

Цель урока - показа: привить учащимся интерес к жанру фортепианной миниатюры. Развить мышление, ассоциативные связи, воображение, фантазию, формировать находчивость, сообразительность, изобретат...

Методическая работа "Роль фортепианного ансамбля в развитии ученика ДШИ"

Цель работы: Обобщение методических рекомендаций, направленныхна совершенствование учебно-воспитательной работы и формирование уучащихся художественной индивидуальности в классе фортепианногоансамбля....

Открытый урок "Работа над фортепианным ансамблем"

Открытый урок в классе фортепианного ансамбля....

Методическая работа "Развитие фортепианной техники на примере сборника «Фортепианная техника в удовольствие»"

Методическая работа"Развитие фортепианной техники на примере сборника «Фортепианная техника в удовольствие»"...

средства, формы и методы ЛФК,динамика нагрузок при работе с детьми спецмедгруппы.

Подробно описываются средства, формы, методы лечебно-физической культуры,динамика нагрузок призанятиях с обучающимися специално-медицинских групп....

ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС, КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА НЕСТАНДАРТНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Игровой комплекс, как нестандартная форма работы направленнаякак на учащихся, так и на привлечение родителей центром дополнительного образования отобразил высокий процент положительной дина...

Фортепианная динамика

Фортепианная динамика...