Закономерности и формы работы над фортепианной динамикой.
план-конспект урока по музыке на тему
СПб ГОУ ДО ГДМШ им. С. С. Ляховицкой
Составитель: Вотинцева Наталья Анатольевна
преподаватель по классу фортепиано
Тема: Закономерности и формы работы над фортепианной динамикой.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Форма урока: Индивидуальная
Цель урока: освоить динамику или динамические оттенки в музыкальном произведении (уметь применять полученные знания на практике), усвоить градации в звучании музыкального материала.
Задачи урока:
Образовательные
–продолжить формирование практических навыков (работа с динамическими оттенками, игра штрихами non legato, legato, staccato;, тембрами, исполнение произведений в различных темпах)
-закрепить изученные теоретические знания (динамика средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, , темп, ритм, тембр, мелодия);
Развивающие
– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
–развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях.
Воспитывающие
–воспитывать эстетический вкус;
–воспитывать любовь к музыке;
–воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Структура урока:
Орг. момент
Повторение пройденного материала
Работа над музыкальным материалом
Итог урока
Домашнее задание
Методы обучения:
-словесные (беседа, рассказ);
-наглядные (показ)
-практические (упражнения, пьесы)
Средства обучения: фортепиано, стул, стол.
Оснащение урока: нотный материал, инструмент
Ход урока:
I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент, сообщение цели и задачи.
II. Повторение пройденного материала.
Игра упражнения «змейка»
Акцентировать первую ноту в триолях.
Выдерживание первой ноты и быстрые перебежки к следующей первой триолях.
- Гамма «до мажор» игра октавами в 2 октавы.
В гамме необходимо слышать постепенное усиление и ослабление звучания.
. Играя гамму "звуковысотной динамикой": вверх, сгеscendo вниз diminuendo. Можно придумать разные образы: мы забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши, и при спуске вниз - катимся с горы, что ведет к расслаблению мышц.
- повторение нотного текста,
III. Работа над музыкальным материалом.
Работа над пьесами:
-Краткая биография композитора,
-история создания произведения,
-рассмотрение динамических оттенков во всем произведение Л.Бетховен «К Элизе»
-раскрытие музыкальной линии внутри фразы– определить наивысшую точку интонационного тяготения, для распределения силы звука ( в 1.2,3 частях «К Элизе»)
-В 4 части работа над аккордами и терциями выделение верхних звуков т.е. ведение мелодии.
- беседа о динамических закономерностях исполнения при движении мелодии вверх и вниз.
2. Разбор нового произведения «Вальс» Е.Дога:
-История создания произведения
-Произведение предполагает в себе 2 части:
Определение тональности, рассмотрение ритмического рисунка.
Сравнение левой руки в частях, приходим к выводу, что в 1 части аккомпанемент написан разложенными звуками аккорда играющиеся по отдельности, а 2 часть аккомпанемента разложенный аккорд по терциям.
Проигрывание правой руки, соединение двумя руками 1 часть.
-рассмотрение динамики, определение кульминации.
Вместе с ученицей определяем сложные моменты:
синкопированный ритм в партии правой руки.
проведение мелодии в терциями (2часть).
аппликатурные трудности.
IV.Приобретение знаний и навыков.
В наших произведениях есть знаки, определяющие динамику или динамические оттенки, которые отвечают за громкость звука.
Что такое mf и mp? (ответ ученика: mf – меццо форте, переводится не очень громко, mp – меццо пиано, переводится не очень тихо.
Хочу обратить твое внимание на те места, где в наших произведениях не стоят динамические оттенки, наблюдается во всех частях. Даже, если их там нет, в этих местах они подразумеваются. В зависимости от мелодической линии в таких местах может использоваться либо сгеscendo или diminuendo.
Очень важно услышать различную громкость звука в музыке, которую исполняешь. А эту громкость надо умело извлечь из нашего инструмента, Для этого так же важно запомнить, как правильно их играть.
1.Cгеscendo – начиная с самого тихого звука и постепенно добавляя силу привести к громкому звучанию.
2.Diminuendo – тоже самое только наоборот, только при этом расслаблять мышцы.
Рефлексия.
1.Ты поняла, что нужно делать, чтобы получилось mf, mp, крещендо, диминуэндо?
2. А скажи, трудности у тебя были?
3.Как ты считаешь, ты достиг цели, произведение зазвучало интереснее?
4.А ты довольна результатом?
Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя или нет. Я тебе дам это задание на дом для закрепления. А ты обязательно повторяй эти действия дома. Если будешь регулярно заниматься, то будешь слышать громкость звучания, и произведения в твоем исполнении будут ярче и выразительнее.
IV. Итог урока.
Динамические оттенки - самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.
V. Домашнее задание.
Закрепление пройденного материала. Работа над 1 частью вальса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 0 байтов |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический показ учащихся класса преподавателя Мельничук Елены Иосифовны «Работа над фортепианной миниатюрой и пьесами из циклических форм»
Цель урока - показа: привить учащимся интерес к жанру фортепианной миниатюры. Развить мышление, ассоциативные связи, воображение, фантазию, формировать находчивость, сообразительность, изобретат...
Методическая работа "Роль фортепианного ансамбля в развитии ученика ДШИ"
Цель работы: Обобщение методических рекомендаций, направленныхна совершенствование учебно-воспитательной работы и формирование уучащихся художественной индивидуальности в классе фортепианногоансамбля....
Открытый урок "Работа над фортепианным ансамблем"
Открытый урок в классе фортепианного ансамбля....
Методическая работа "Развитие фортепианной техники на примере сборника «Фортепианная техника в удовольствие»"
Методическая работа"Развитие фортепианной техники на примере сборника «Фортепианная техника в удовольствие»"...
средства, формы и методы ЛФК,динамика нагрузок при работе с детьми спецмедгруппы.
Подробно описываются средства, формы, методы лечебно-физической культуры,динамика нагрузок призанятиях с обучающимися специално-медицинских групп....
ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС, КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА НЕСТАНДАРТНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. Игровой комплекс, как нестандартная форма работы направленнаякак на учащихся, так и на привлечение родителей центром дополнительного образования отобразил высокий процент положительной дина...
Фортепианная динамика
Фортепианная динамика...