разработки уроков
план-конспект урока по музыке (5 класс)
разработки уроков
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Владимирская средняя школа
Конспект урока музыки, посвящённый году культуры
«Самый русский композитор» –
Сергей Рахманинов»
Выполнила: учитель музыки
МОУ Владимирская СШ
Киселёва Татьяна Васильевна
Цель урока: привлечь внимание учащихся к личности крупнейшего русского композитора и величайшего пианиста XX века, дирижёра-новатора Сергея Васильевича Рахманинова, познакомить учащихся с его творчеством.
Задачи:
- Обучающие: закрепить знания учащихся по биографии С.Рахманинова, познакомить с творчеством композитора, его знаменитой прелюдией.
- Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с книжным и нотным материалом; музыкальное мышление.
- Воспитательные: прививать любовь к русской классической музыке.
Оборудование урока: портрет С.Рахманинова, фортепиано, видео и аудио-аппаратура, ПК, иллюстрации, нотный материал. Произведения С.Рахманинова: "Литургия св. Иоанна Златоуста" (видео), романс "Сон", "Вокализ", Прелюдия до-диез минор ор.3 №2 из фортепианного цикла "Пьесы-фантазии", Второй концерт для фортепиано с оркестром, I часть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект урока музыки в 5классе Тема: «Искусства различны, тема едина» Автор программы: В.В.Алеев, Т.И.Науменко.
Цель: Раскрытие взаимосвязи между различными видами искусства: музыкой, живописью, литературой . Задачи: 1.Образовательные: Учить понимать смысл произведений различных видов искусств. Учить понимать особенности музыкального языка. Осуществлять межпредметные связи. 2. Воспитательные : Воспитывать в детях чувство прекрасного через соприкосновение с миром искусства. Воспитывать интерес к музыкальной культуре. 3. Развивающие : Развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление. Развивать творческое воображение и речь учащихся путём словесного рисования по прослушанной мелодии.
Тип урока : Изучение нового материала. Методы работы : 1.Словесные: беседа, объяснение учителя. 2.Наглядные: компьютерные слайды. Формы работы : 1.Фронтальная. 2.Работа в парах. Оборудование урока : 1.Компьютер 2.Мультимедийный проектор 3.Фонохрестоматия 5 класс 4.Аудиомагнитофон Межпредметные связи: литература, изобразительная деятельность.
Структура урока: 1. Оргмомент. Вход детей в класс под музыку Чайковского. (1мин) 2. Сообщение темы и цели урока. (3 мин) 3.Изучение нового материала. Анализ художественного ряда, состоящего из произведений различных видов искусства : (20 мин) а) Слушание П.И.Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года».(аудиозапись) Характеристика (характер, средства музыкальной выразительности) б) Слушание Р.Бойко «Осенний пейзаж».(аудиозапись) Словесное рисование. в) Сравнение картин художников.(И.И.Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», И.И.Бродский «Опавшие листья»). г) Работа с отрывком из стихотворения А.С.Пушкина «Осень». д) Обобщение. 4.Физкультминутка. (2 мин) 5.Работа над развитием вокально-певческих навыков : (15 мин) а) Работа с загадкой. б) Повторение правил пения. в) Упражнение на дыхание. г) Работа с попевкой. д) Хоровое и индивидуальное исполнение песни «Маленький принц»(фонограмма) (муз. М.Таривердиева, сл. Н. Добронравова.) 6.Этап рефлексии. (2мин) 7.Итог урока . Выход детей под музыку Чайковского. ( 2 мин )
Ход урока Этапы урока Дидактическая задача Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организационный момент 2.Сообщение темы и цели урока Эмоционально настроить детей на урок Подготовить учащихся к изучению новой темы Положительно настраиваю детей на урок Вступительное слово учителя
«Осень, осыпается весь наш бедный сад…» (А.Толстой) Тема: Искусства различны, тема едина.
3.Изучение нового материала. Анализ художественного ряда, состоящего из произведений различных видов искусства. Раскрыть взаимосвязь между различными видами искусства а)слушание произведения П.И.Чайковского «ОСЕНЬ» из цикла «Времена года» Задаю вопросы: -понравилось ли вам произведение? -какое настроение оно у вас вызывает?почему? выберите эпитеты,характеризующие мелодию. -назовите средства музыкальной выразительности Отвечают на вопросы. Записывают эпитеты в тетрадь, сравнивают, обмениваются. называют средства музыкальной выразительности
Весёлая, тревожная, спокойная, плавная, грустная, медленная, бодрая, быстрая, торжественная, взволнованная, энергичная, нежная, поэтичная.
б) слушание произведения Р.Бойко «Осенний пейзаж» в) сравнение картин художников (слайд) - похожи ли прослушанные поизведения по характеру? Попробуйте доказать. -какие картины вы представляете, слушая эту музыку? В чём сходство данных картин? -какое они вызывают настроение? -как художникам удалось передать грусть, вызванную наступлением осени? Учащиеся обосновывают свою точку зрения. Делают словесное рисование прослушанной музыки. Отвечают на вопросы. Анализируют.
г) работа со стихотворением А.С.Пушкина «ОСЕНЬ» - какое словосочетание использует автор, чтобы показать, что осень-грустное время года? -как относится Пушкин к осени? Подтвердите примерами из текста Стих читает подготовленный ученик Учащиеся отвечают на вопросы. д) обобщение - что общего между всеми этими произведениями искусства? Сделайте вывод. (комментарии учителя) Делают выводы
5.физкультминутка Снять эмоциональное напряжение. Провожу игру «Аплодисменты» Дети играют в парах 6.Работа над развитием вокально-певческих навыков а) загадка (слайд) Развивать вокально-певческие навыки. Отгадывают загадку
Я – ваша подруга, Я – ваша попутчица, В пути без меня ничего не получится. Со мною, друзья, всегда интересно. Узнали , кто я? Ну конечно же …
б) повторение правил пения (слайд ) Читают правила пения в) упражнение на дыхание Провожу упражнение на дыхание(считаем Егорок)
Правила пения: Во время пения сиди прямо. Лучше петь стоя. Перед началом пения спокойно бери дыхание. Не поднимай плечи. Не прерывай слово дыханием. При пении правильно произноси гласные и четко согласные, чтобы были понятны все слова. Тяни звук. Пой выразительно.
г) работа с попевкой (слайд) Дети поют на одном дыхании, на одной ноте , растягивая гласные и чётко произнеся согласные. д ) хоровое и индивидуальное исполнение песни «Маленький принц» О чём эта песня? Можно ли её поставить в один ряд с изученными произведениями искусства? Отвечают на вопросы.
попевка Тропинкою осеннею Шагаем мы с тобой. Тропинкою осеннею, Тропинкою лесной.
7) Этап рефлексии Выявить степень усвоения учебного материала. - какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства? -назовите несколько произведений различных видов искусства, объединённых общей темой? Учащиеся отвечают на вопросы . 8) Итог урока. Дать оценку работы учащихся на уроке Оцениваю работу учащихся, выставляю отметки .
Спасибо за урок
Предварительный просмотр:
УРОК МУЗЫКИ (5 КЛАСС)
Разработчик: учитель музыки Т. В. Киселёва
Тема урока: живописность искусства.
Место урока в разделе: первый урок раздела «Музыка и изобразительное искусство».
Цель урока: раскрытие взаимосвязи между музыкой и живописью.
Задачи урока:
образовательные:
- показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства, как они способны рождать живописные образы и музыкальные звучания;
- научить находить общее и различное между музыкой и живописью;
- учить понимать особенности музыкального языка;
- обучать приёмам вслушивания в музыкальную ткань произведения;
развивающие:
- развивать вокально-певческие навыки и умения;
- развивать музыкальный слух, память, речь учащихся;
- развивать воображение учащихся путём создания зрительного образа по прослушанной мелодии;
воспитательные:
- воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
- воспитывать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке;
- формировать положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы, приёмы: мозговой штурм; метод соучастия, метод фонопедических упражнений.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, фрагменты музыкальных произведений (А. Бородин «Богатырская симфония»; Н. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» – «Три чуда»; песня «Вечерний звон», слова И. Козлова; С. Прокофьев «Вариация Феи Зимы» из балета «Золушка»), репродукции картин (А. Васнецов «Богатыри»; М. Врубель «Лебедь»; И. Левитан «Вечерний звон»), видеоматериал «Времена года» П. И. Чайковского с картинами живой природы.
Этапы | Подэтапы | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Обоснование |
Мотивационно-организационный | Организация начала урока (подготовка учащихся к работе на уроке). | Музыкальное приветствие. Песня Попляновой «Начинается урок». (Приложение 1) - Ребята, у вас на столах лежат кружки разного цвета. Поднимите, пожалуйста, кружок того цвета, который соответствует вашему настроению на данный момент. (Учитель комментирует). | (Входят в класс под музыку). | Вхождение в контакт, эмоциональный настрой.
|
Проверка домашнего задания (установление правильности выполнения домашнего задания всеми учащимися). | - На предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы: - Что роднит музыку с литературой? - Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? И, придя к единому мнению о том, что сюжеты, темы, образы этих двух видов искусств имеют общий источник – это окружающая нас реальная жизнь, мы нашли различия в средствах выражения, в их формах. Для лучшего усвоения темы предлагаю выполнить тест. (Приложение 2) Учитель собирает выполненные работы и вместе с учениками заполняет кластер названиями музыкальных жанров, в которых «дружат» музыка и литература (опера, песня, былина, романс, балет, мюзикл). (Приложение 3) | (Выполняют тестовые задания по предыдущей теме). | Учитель проверяет степень усвоения изученного материала. На данном этапе у учащихся развивается мышление, память, актуализируются опорные знания. | |
Подготовка к изучению нового материала, создание проблемной ситуации (обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности). | - Сегодня мы продолжим постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдёте, прочитав эпиграф к уроку автора Г. Гессе: Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! - Что помогло вам правильно определить вид искусства? - Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя? - Разрешима ли эта проблема? - Предположите, как, с помощью чего можно постичь азы такой науки? (Учитель систематизирует ответы учащихся, совместно с учащимися формулируется тема урока, ставится цель). - Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения изобразительного искусства, будем пытаться ответить на вопрос: можно ли «услышать» живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, попробуем выяснить, можно ли «увидеть музыку». Тема нашего урока «Живописность искусства». | (Читают эпиграф к уроку, высказывают свои предположения). (Отвечают на вопрос). - Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. (Отвечают на вопрос). - «О, как хотелось мне азы науки такой постичь». Соотношение звука и цвета, переложение оттенков цвета в звуки. (Высказывают свои предположения). | Формирование положительной мотивации. Поиск ответа на вопрос помогает развивать не только мышление, но и память. Создание проблемной ситуации. Формирование умения высказывать свои предположения. Формирование умения ставить цель. | |
Операционно-исполнительский | Усвоение новых знаний и способов действий (обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения). | - Путь к неизвестному можно начать, определив, а может быть в том, что мы уже знаем, есть «клубочек», который приведёт нас к заветной цели? С чего вы предлагаете начать? (Учитель предлагает собрать всю информацию в таблицу, ориентируясь на предыдущую тему «Музыка и литература».) (Приложение 4) - Ребята, а какая музыка звучит в вашем сознании, когда вы рассматриваете эти картины? (Учитель предлагает прослушать фрагменты музыкальных произведений и проверить правильность своих предположений). - Давайте вспомним произведение Б. Окуджавы «Музыкант», песню «Музыка» Г. Струве, сл. Иры Исаковой. (Приложение 5) (Перед исполнением песни учитель предлагает выполнить упражнения для развития певческо-исполнительских навыков) (Приложение 6) - Какой вывод о взаимоотношении музыки и живописи нам помогут сделать прослушанные музыкальные произведения, рассмотренные произведения живописи и песня, которую мы исполнили? - Молодцы. Вы очень хорошо сегодня работаете. А сейчас мы с вами немного поиграем. (Физкультминутка «Повторяй за мной». Учитель простукивает ритмический рисунок, дети повторяют). - Как союз музыки с литературой, так и союз музыки с живописью является одним из древнейших. Этому есть вполне объяснимые причины. Эти причины нам известны, каковы они? - На основе слияния музыки и живописи появились в XX веке новые виды искусств – это анимация (мультипликация), новые жанры (видеоклипы), соответственно и новые профессии – мультипликатор, клипмейкер. Дружба звука и цвета дала новые плоды. | (Дети предлагают собрать всю информацию об этих искусствах. Следуют свободные высказывания, и появляется новая проблема: как упорядочить эту информацию?) (К предложенным музыкальным произведениям учащиеся подбирают соответствующие произведения живописи, заполняют другие колонки в таблице). (Учащиеся высказывают свои предположения). (Прослушивают фрагменты музыкальных произведений, убеждаются в правильности своих предположений). (Дети выполняют упражнения, совместно с учителем исполняют песню «Музыка», затем прослушивают произведение Б. Окуджавы «Музыкант».) (Делают вывод). - Несмотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства несколько различаются, темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными. Так как музыка и живопись изображают «мир человека», а собственно изобразительные и выразительные моменты играют при этом подчинённую роль. (Играют в игру «Повторяй за мной»). (Отвечают на вопрос). - Давным-давно, когда только появилась жизнь на земле, все искусства жили одной большой семьёй, так как служили для того, чтобы запечатлеть жизнь человека на земле. Шли годы, сохраняя большую дружбу между собой, каждое из искусств – музыка, живопись, литература пытались приобрести свои, отличные от других особенности. Эти особенности привносились людьми, которых позже стали называть композиторы, художники, писатели. Но темы и образы, к которым они обращались, оставались едины. Существуют такие жанры искусств, в которых встречаются музыка, литература, живопись. | Поиск путей решения проблемы. На данном этапе учащиеся учатся систематизировать имеющиеся знания. Формирование умения доказывать свою точку зрения. Формирование оценочных суждений. Формирование вокально-певческих навыков. На данном этапе формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Профилактика переутомления. Поиск ответа на вопрос помогает развивать мышление, память. Учащиеся учатся грамотно, чётко отвечать на поставленный вопрос, развивается устная речь. Мотивация, связь предмета музыка с жизнью. |
Закрепление знаний и способов действий (обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации). | - Предлагаю познакомиться с одной такой работой, в которой нашлось удивительное слияние музыки и живой природы. Выделите эти связи, которые объединили музыку и предлагаемый авторами зрительный ряд. (Видеоматериал «Времена года» П. И. Чайковского с картинами живой природы). - Но союз музыки и изобразительного искусства, как показывает история, не всегда признавался равным. Так, в эпоху Возрождения приоритет в художественной культуре отводился изобразительным видам искусства. По мнению художника этой эпохи Леонардо да Винчи, самым важным органом для человека является зрение. Поэтому роль живописи в жизни человека гораздо важнее, чем роль литературы или музыки. Вместе с тем именно в эпоху Возрождения музыка освобождается от литературной зависимости, рождаются первые жанры инструментальной музыки. А в то время, когда создавали свои произведения Ф. Шопен, Ф. Шуберт, музыка провозглашается главным видом искусства. - Сторонниками какой точки зрения являетесь вы? Докажите. - А сейчас загадка. Мы прослушаем музыкальный фрагмент, и каждый из вас мысленно нарисует себе образ. (Звучит «Вариация Феи Зимы» из балета «Золушка» С. Прокофьева). - А теперь свои образные фантазии запишите в форме «Синквейна» и сделайте вывод. (Повторное прослушивание фрагмента). - Сегодня на уроке мы с вами начнём разучивать песню Г. Струве «Весёлое эхо». (Приложение 7). - Давайте её послушаем. (Звучит песня в исполнении учителя). - О чём поётся в песне? - Каков её характер? - Какие чувства вызывает она? - Какая картина возникает в вашем сознании? | (Учащиеся находят эти связи в теме, образах, средствах воплощения, делают вывод). - Музыка многому научилась у живописи в передаче облика, видения природы. Благодаря такой музыке наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее. (Доказывают свою точку зрения). (Прослушивают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами, рисуют себе образ). (Дети зачитывают свои работы, делают вывод). - Какие снежинки порой можно «увидеть» в музыке. Мы почти видим, как волшебница-зима плетёт узорное снежное кружево. Музыка очаровывает нас плавным движением – лёгкая метель исполняет свой сказочный танец. (Прослушивают песню). (Отвечают на вопросы, разучивают песню). | На данном этапе учащиеся учатся анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. На данном этапе учащиеся знакомятся с информацией из истории музыки. Учащиеся учатся обосновывать свой ответ. Применение новых знаний в изменённой ситуации. На данном этапе развивается внимание, воображение учащихся. Дети учатся вслушиваться в музыкальную ткань произведения, выделять главное, делать выводы. Формирование вокально-певческих навыков. | |
Рефлексивно-оценочный | Обобщение знаний, подведение итогов (анализ и оценка успешности достижения цели). | - Союз музыки и изобразительного искусства вызывает больший интерес, по сравнению с союзом музыки и литературы. Попробуем определить, почему? Давайте посмотрим, как «живут» эти искусства. Я выделила особенности «жизни» изобразительного искусства, а вам предлагаю сделать то же применительно к музыке. (Работа с таблицей). (Приложение 8) - Вспомните всё содержание урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и изобразительного искусства? - Смогли ли мы с вами «увидеть» музыку и «услышать» живопись? - Друзья или соперники музыка и живопись? - Можно ли провести чёткую грань между искусствами? - Молодцы. Сегодня вы очень хорошо поработали. Мы с вами достигли поставленной цели. Поэтому вы заслуженно получаете хорошие отметки. | (Дети, работая с таблицей, рассуждают, доказывают свои суждения). (Отвечают на вопрос). - Да: тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека. (Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения). | На данном этапе учащиеся учатся обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Учащиеся соотносят полученный результат с ранее поставленной целью и убеждаются, что цель достигнута. Учитель оценивает работу учащихся на уроке, повышается самооценка учащихся. |
Домашнее задание (обеспечение понимания цели и способов выполнения домашнего задания). | - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Дома вы попробуете создать зрительный образ к песне «Весёлое эхо» и нарисовать к ней рисунок, т.е. создать живописный образ. | (Записывают домашнее задание). | Учащиеся получают задание на применение новых знаний в изменённой ситуации. | |
Рефлексия учебной деятельности | - А сейчас поднимите кружок такого цвета, который соответствует вашему настроению на данный момент. (Учитель комментирует). | (Поднимают кружки). | Учитель организует рефлексию учебной деятельности |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Владимирская средняя школа
Урок музыки
5 класс
«Песня – верный спутник человека»
Автор: учитель музыки
Т. В. Киселёва
с. Владимирское 2019г.
«Песня – верный спутник человека».
Цель: формирование представления о том, как песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Задачи:
- показать, как песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни;
- познакомить с историей возникновения песни;
- познакомить с особенностями исполнения колыбельных песен;
- учить понимать особенности музыкального языка;
- развивать вокально-певческие навыки и умения;
- развивать музыкальный слух, память, речь учащихся;
- воспитывать уважение к матери как к самому родному человеку;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Дети входят в класс под музыку, садятся.
- Ребята, какое настроение вызвала у вас эта музыка? (весёлое, радостное)
- Очень хорошо, с таким позитивным настроением мы начинаем урок.
Актуализация знаний:
- Ребята, сегодня у нас заключительный урок музыки в этой четверти, давайте повторим изученный материал. Прослушайте, пожалуйста, произведение и постарайтесь вспомнить его название и автора (финал Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского).
- Верно, и дома вы готовили небольшое сообщение о жизни и творчестве композитора (слайд 1 портрет и годы жизни П. Чайковского)
(Заслушиваются несколько учеников, самооценка.)
- Ребята, а что же такое музыка? (это искусство звуков)
- С какими искусствами «дружит» музыка? (с литературой и изобразительным искусством)
- В каких музыкальных жанрах встречаются музыка и литература? (песня, романс, опера)
Изучение нового материала:
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о песне. Тема урока «Песня – верный спутник человека» (слайд 2 тема урока). Давайте запишем тему урока в тетради.
- Ребята, а кого называют спутником? (…)
- Верно, это человек, который всегда находится рядом. У планеты Земля тоже есть естественный спутник. Это Луна, она постоянно вращается вокруг Земли. Спутник жизни – так называют супругов, которые идут по жизни вместе. Почему же песню называют спутником человека? Есть у вас какие-то предположения. (высказывают). Сегодня мы с вами попробуем проследить, как же песня идёт рядом с человеком в течение жизни.
- Песня – самый главный, первый музыкальный жанр, который родился почти одновременно с первыми музыкальными звуками. Как же появилась песня? Есть предположения? (слайд 3)
- Десятки тысяч лет назад первобытные мамы, укачивая своих младенцев, напевали тихим, нежным голосом следующее: «А-а-а! А-а-а!», такое мы слышим и в наш компьютерный век. А ведь этот незатейливый напев – самая настоящая колыбельная с её размеренным ритмом и убаюкивающими интонациями. Так вот, колыбельная – это начало песни.
- Колыбельная – первая представительница вокального жанра, да и музыкальных жанров вообще. И самая первая песня была без слов. Догадайтесь, почему? (потому что люди тогда ещё не умели разговаривать).
- Видите, как интересно получается. Человек ещё и человеком то не стал, а первый музыкальный жанр уже появился. Сейчас мы с вами прослушаем две песни и определим характер их звучания (слайд 4 картинка и песни, слушают песни).
- Ребята, скажите пожалуйста, эти песни похожи по характеру исполнения? (Дети высказывают свои предположения, доказывают).
- Что вы можете сказать о характере их звучания? (музыка плавная, напевная, с размеренным ритмом и убаюкивающими интонациями)
- А как выдумаете, почему у этих песен такие особенности звучания? (потому, что это колыбельные песни, их задача – убаюкать ребёнка, поэтому песни имеют такие особенности исполнения).
- Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду. Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача: (портрет и слова на слайд 5)
«Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг и зовёт, и ведёт.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт».
- Годы учёбы, труда, будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет свои песни. И если попытаться собрать воедино все когда-либо рождённые песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества.
- Почему же так велика роль песни в жизни человека? Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» стр.54 учебника (слайд 6)
- Скажите пожалуйста, о ком мы прочитали? (о маме)
- А кем является в вашей жизни мама? (главный человек, родной человек, друг)
- Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка?
(слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии).
- Да, человек, даже совсем юный, под воздействием песни впервые ощущает в себе неизведанные ещё силы, способность к полёту, к возвышенному состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ.
- А сейчас мы с вами послушаем одну из самых лучших и трогательных песен, которая называется «С чего начинается Родина?». Музыку к этой песне написал Вениамин Ефимович Баснер, слова Михаил Львович Матусовский (слайд 7)
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «С чего начинается Родина?» в исполнении учителя (слайд 8)
- Какие чувства вызвала у вас эта песня?
(Очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости, любви).
- А что для вас Родина?
(Для меня мамины руки, голос, для меня родной двор, дом, родители и т.д.)
- Определите характер музыки. Запишите в тетрадь слова, которые характеризуют мелодию (записывают слова, проверка).
- Сегодня мы с вами начнём разучивать песню. И как всегда начинаем с вокально-хоровых упражнений.
РАСПЕВКА
(текст песни выдать)
Итог урока:
- Что вы узнали о песне? (песня появилась ещё тогда, когда люди не умели говорить, песня сопровождает человека всю его жизнь, особенно хороши песни, когда они исполняются кем-то из родных, такие песни остаются с человеком на всю жизнь)
(слайд 9)
- Д.З. привести примеры колыбельных песен, которые ещё не звучали на уроке, расскажите о своей любимой песне (слайд 10)
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Упражнения на дыхание
а) - Тянем на одном дыхании звук А
б) На горе, на горке
Стояли 33 Егорки:
Раз Егорка, два Егорка…
- Чистоговорка
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа
- Скороговорка
У Саши в каше
Сыворотка из-под простокваши
- Попевка
Ходит дед по горе,
Носит сон в рукаве.
Всем девчонкам раздаёт,
А Маринке не даёт
(Пение на одном дыхании, пение с нарастанием громкости, пение со стиханием громкости, пение каноном)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...