разработки уроков
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Владимирская средняя школа

Конспект урока музыки, посвящённый году культуры

«Самый русский композитор» –

Сергей Рахманинов»

                                                                                       Выполнила: учитель музыки

                                                                                 МОУ Владимирская СШ

                                                                                          Киселёва Татьяна Васильевна

Цель урока: привлечь внимание учащихся к личности крупнейшего русского композитора и величайшего пианиста XX века, дирижёра-новатора Сергея Васильевича Рахманинова, познакомить учащихся с его творчеством.

Задачи:

  • Обучающие: закрепить знания учащихся по биографии С.Рахманинова, познакомить с творчеством композитора, его знаменитой прелюдией.
  • Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с книжным и нотным материалом; музыкальное мышление.
  • Воспитательные: прививать любовь к русской классической музыке.

Оборудование урока: портрет С.Рахманинова, фортепиано, видео и аудио-аппаратура, ПК, иллюстрации, нотный материал. Произведения С.Рахманинова: "Литургия св. Иоанна Златоуста" (видео), романс "Сон", "Вокализ", Прелюдия до-диез минор ор.3 №2 из фортепианного цикла "Пьесы-фантазии", Второй концерт для фортепиано с оркестром, I часть.

        


Смысловые блоки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-операционный

(Фоном звучит музыкальный фрагмент фортепианного концерта № 3, слайд – Портрет С. В. Рахманинова). 

-  «Загадочный ты человек, Серёжа»  – сказал как-то Фёдор Шаляпин Рахманинову. «И музыка у тебя загадочная. То Русью в ней пахнёт, то восточной негой повеет. И так всё гордо, а в то же время задушевно и человечно. Объясни ты мне, бога ради, откуда ты всё это берешь? И вообще, что такое музыка?»

Рахманинов с улыбкой глядит на друга. «Ты спрашиваешь у меня, что такое музыка? Неужели сам не знаешь?

Музыка это – …

- Что мог ответить Сергей Васильевич Рахманинов Шаляпину, как русский человек, как русский композитор?

- «Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка»  – ответил ему Сергей Рахманинов.

- Сергея Рахманинова часто называют «самым русским композитором». В этой краткой характеристике выражен как стиль произведений С.Рахманинова, так и место его наследия в мировой музыке. Творческий путь Рахманинова охватывает большой исторический период. Начало XX века - смутная пора революций и войн. Исторические события не могли не повлиять на формирование взглядов и творчество композитора. Он воспитывался на музыке русских композиторов Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова и др. Он жил в эпоху колоссальных перемен. И в музыкальном мире появлялись новые направления и стили, новые имена. Но Рахманинов всегда сохранял свою ярко выраженную творческую индивидуальность, свой неповторимый «колокольный» голос. Это был голос России, глубоко и нежно любимой Родины. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми сочинениями композитора, и вы, ребята, сами поймете, в чём же причина популярности музыки Рахманинова.

Высказывают свои предположения.

Исполнительский

- Дома вы должны были познакомиться с биографией С. В. Рахманинова. Давайте вспомним самые важные и яркие моменты из биографии композитора.

Вопросы для учащихся (курсивом обозначены предполагаемые ответы учеников)

1. Назовите годы жизни композитора. (1873-1943)

2. Где прошло детство композитора? (в имении Онег Новгородской губернии).

3. Известно, что композитор был верующим человеком. Колокольность, пронизывающая всё его творчество уходит своими корнями в далекое детство. Кто в семье Рахманинова привил будущему композитору любовь к церковной музыке? (бабушка Софья Александровна Бутакова).

4. Где и какое образование получил Рахманинов? (С 9 лет учится в младшей группе Петербургской консерватории, в 1885-1892гг в Московской консерватории и окончил её по двум специальностям: сначала как пианист, а через год как композитор с Большой золотой медалью (1891г и 1892г).

5. У каких преподавателей он обучался в Московской консерватории?  (Жил и воспитывался у выдающегося педагога и пианиста Н. Зверева. На старшем отделении учился в классе свободного сочинения у Аренского, в классе контрапункта у Танеева, фортепиано у Зилоти)

6. Назовите ранние сочинения и дипломную работу композитора?

(Для фортепиано: прелюдия до-диез минор, 1 фортепианный концерт, опера  «Алеко»  на сюжет поэмы А.Пушкина «Цыганы» – дипломная работа, написана за 17 дней).

Симфоническая музыка: Оркестровая фантазия «Утёс», 1 симфония (провал на концерте, дирижёр И. Глазунов)).

7. После 3-хлетней депрессии, наступает расцвет творчества композитора, душевный подъём. С какими событиями это было связано? (Женитьба по любви на Наталье Сатиной, концертные поездки за границу, успех, пребывание в имении Ивановка).

8. Какие произведения сочинены в этот период (перечислить по жанрам)

(Для фортепиано: фортепианные концерты 2-ой и 3-ий, Прелюдии и «Этюды-картины»;

Оперы: «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини»;

Симфоническая музыка: симфоническую поэму «Остров мёртвых», «Элегическое трио»  (памяти Чайковского);

Вокальная музыка: кантата «Весна», многие романсы (всего свыше 80) «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» для хора а капелла, вокально-симфоническая поэма «Колокола»).

9. Рахманинов был известен только как композитор? Музыкальные критики его называли «свечей, зажегшейся с трех сторон».

(Он был известен как пианист-исполнитель, композитор и дирижёр).

10. В каких театрах России довелось работать Рахманинову в качестве дирижёра?

(Сначала по приглашению мецената С. Мамонтова работал в его частном театре (1897- 1898гг) и в Большом театре (1904-1906гг)).

11. Какие новшества ввёл Рахманинов, работая в должности дирижёра Большого театра?

(До Рахманинова дирижёр сидел спиною к оркестру возле суфлерской будки, т.е. между сценой и оркестровой ямой, а Рахманинов настоял, чтобы дирижёр находился между зрительным залом и оркестром, чтобы оркестр видел дирижера; добивался строгой дисциплины в оркестре).

12. Чем занимался Рахманинов, находясь в эмиграции: «Уехав из России, я потерял желание сочинять...»

(10 лет ничего не пишет. Концертирует в Америке, затем по всей Европе (страны Скандинавии). Завоевывает огромную известность как пианист,  исполнитель и дирижёр).

13. Рахманинов много трудился, концертировал, не щадил себя. Известно, что он был очень богат. Он получал сначала 300, потом 500 долларов за концерт. Как он поступал со своими гонорарами?

  • занимался благотворительностью: материально поддерживал соотечественников как за рубежом, так и на родине;
  • осенью 1941 г он передал в фонд Красной Армии более 4х тысяч долларов;
  • купил и привёз в Ивановку автомобиль;
  • приобретает участок на берегу озера в Швейцарии для строительства виллы;
  • купил яхту

14. Как проводит последние годы жизни композитор?

(Продолжает концертную деятельность по Европе, а в1930 г, строит свою виллу в Швейцарии, которую назвал Сена, облагораживает окрестности, вновь сочиняет).

15. Где похоронен композитор? (В Беверли-Хилс (Калифорния)).

16. Назовите его последние сочинения.

(Для фортепиано 4-ый фортепианный концерт, «Вариации на тему Корелли» для фортепиано, «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром.

Симфоническая музыка: 3-ю симфонию, «симфонические танцы» (в которой композитор в последний раз воплощает образ Родины)

Вокальное творчество: «Три русские песни для хора и оркестра»)

Задание. Решить тест-минутку «Известные люди в жизни Сергея Рахманинова» (ученики работают, фоном звучит фрагмент этюд-картина ля минор ор.39)

- Из биографии ребята, вы узнали, что Cергей Рахманинов много концертировал, имел огромный успех. Он был настолько популярен, что за ним буквально гонялись и не оставляли в покое репортёры и фотографы. Рахманинов привлекал внимание и известных художников-современников. С некоторыми он был знаком лично: это такие известные имена как Васнецов, Поленов, Серов, Врубель, Коровин. Они в нём видели личность и многие качества его характера запечатлели на своих полотнах.

- Ребята, мы на прошлом уроке видели много фотографий композитора. Каким же всё-таки был Рахманинов: его внешность, черты характера?

- После такой яркой характеристики вам легче будет увидеть и понять внутренний мир Рахманинова, состояние души этого великого мастера, вглядываясь в работы художников и скульпторов. Обратите внимание на портреты. Перед вами работы Бориса Григорьева, Константина Сомова, Бориса Шаляпина, карандашный набросок А. Авинова, портреты работы Б. Шаляпина, Б. Пастернака, одна из работ известного скульптора С. Т. Коненкова, памятник в Ивановке, бывшее имение Рахманиновых.

- На протяжении многих лет любимым местом отдыха Сергея Рахманинова было имение Ивановка Тамбовской губернии. Здесь он и женился. Сейчас эта усадьба стала музеем, где регулярно проводятся музыкальные вечера, концерты и встречи.

1. Могила Рахманинова в США (в Кенсико под Нью-Йорком);

2. Памятник возле виллы в Сенаре (Швейцария);

3. Памятник в Тамбове. В августе 2006 г. состоялось открытие памятника;

4. Памятник в Москве на Страстном (Тверском) бульваре. Был установлен в 1999г. Скульпторы: О. Комов и А. Ковальчук

5. В этом году, 14 июня, в Великом Новгороде состоялось открытие памятника композитору. Бронзовый монумент высотой около 3,5 метров и весом более 3-х тонн работы московского скульптора Александра Рукавишникова был привезён из Москвы и установлен в Кремлевском парке Великого Новгорода. Этот памятник поистине всенародный. Он изготовлен на средства, собранные новгородцами, жителями других городов страны и иностранцами.

- Открытие памятника стало знаменательным событием в культурной жизни города. В этот же день состоялся праздничный вечер, в котором принимали участие известные музыканты, заслуженные артисты России, лауреаты международных конкурсов, солисты Санкт-Петербургского Мариинского театра оперы и балета под управлением дирижёра Валерия Гергиева. Вёл концерт народный артист России, академик Святослав Белза. Празднику предшествовала панихида по всемирно известному музыканту в Софийском соборе, на церемонию приглашены были известные политики, родственники Рахманинова. Из Коста-Рики приезжала его правнучка Натали Хавьер вместе с сыном Сергеем, который назван в честь известного прапрадеда.

- Сергей Васильевич был глубоко верующим человеком. С детства ему запомнились перезвоны колоколов и церковное хоровое пение. Рахманинов создает духовную музыку. Это два значимых произведения «Литургия св. Иоанна Златоуста и «Всенощное бдение» для хора а капелла.

- В 1910 году Рахманинов пишет «Литургию св. Иоанна Златоуста». Литургия – это православная самая главная служба, она начинается Благодарственной молитвой, написанной на канонический церковный текст. По словам одного известного священнослужителя Александра Меня, «Благодарственная молитва самая прекрасная и чистая. Она не ищет своего, не просит, а переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека за всё: за глаза, которые видят красоту мира, за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие, за разум, постигающий тайны, за сердце, способное любить, - за всё это благодарит человек».

- Сейчас у вас есть возможность послушать и увидеть фрагмент исполнения. Вы услышите хор и солиста. Тема песнопения звучит спокойно и уравновешенно. Для партии хора характерен подголосочный полифонический склад, свойственный русскому народному многоголосию  (показ фрагмента видеозаписи исполнения Литургии в русском храме).

На фоне затихающей музыки:

- Православный храм считается вместилищем красоты: убранство храма, одеяние священнослужителей, лики росписей и икон, звучащие человеческие голоса, и особенно хоровое пение. Музыку на оригинальные тексты создавали М. Глинка, П. Чайковский, М. Мусоргский и наши современники композиторы Г. Свиридов и В. Гаврилин.

- Говоря о вокальном творчестве композитора, невозможно обойти стороной его замечательные романсы (написано более 80). Они занимают особое место. Рахманинов следует русским традициям этого жанра. Он отражает чувства и настроение эпохи. Русскому романсу всегда были свойственны особая доверительность и искренность. Он очень любил весну, природу. Об этом говорят его замечательные романсы «Весна», «Сирень». А я сейчас вам исполню удивительный по красоте романс «Сон». Рахманинов, уехав из России, своими чувствами и мыслями находился на Родине. Об этом и его романс (исполнение романса преподавателем в сопровождении фортепиано).

- В 1915 году Рахманинов создал шедевр и назвал его «Вокализ». Он посвящён русской певице Антонине Васильевне Неждановой, его первой исполнительнице.

- Ребята, вы знаете что такое «Вокализ?» «Вокализ» – это песня без слов. Давайте послушаем (звучит фрагмент)

На фоне затихающей музыки:

- Вы заметили, что мелодия как бы вырастает из небольшой интонации и начинает свое развитие, постоянно изменяясь, варьируясь, обретая новые краски и оттенки чувств и переживаний.

- Интересно, что вы представили себе, слушая эту музыку?

- Великая русская певица А.Н.Нежданова, исполнявшая знаменитый «Вокализ», вспоминала: «Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он сказал: «Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».

- «Вокализ», ребята, можно считать соединяющим звеном между вокальной и фортепианной музыкой. Отсутствие текста придаёт музыке ту обобщённость, которая характерна для инструментальных жанров. Ребята, как вы считаете, какой жанр доминирует, т.е. занимает главное место в творчестве Рахманинова? Почему?

- Фортепианные произведения Рахманинова, впервые в истории русской музыки, заняли центральное место в творчестве композитора. В каждом из жанров, будь то небольшая прелюдия, развёрнутые этюды-картины или масштабные фортепианные концерты, автор в полной мере проявил неповторимость стиля. В музыке органично сочетаются певучие лирические и экспрессивная, ярко эмоциональная мелодика, властные ритмы и гулкие колокольные звучания и вместе с тем строгая продуманность музыкальной формы. Мы остановим своё внимание на его знаменитой Прелюдии до-диез минор, которая стала для Рахманинова неким талисманом и познакомимся «с большой судьбой одной небольшой пьесы».

- Рахманинов сочинил эту пьесу в 19 лет, в 1892 году и посвятил её своему педагогу по классу свободного сочинения Н. Аренскому. Сразу же появилась статья в газете «Новости дня», где автор называл композитора «всеобещающим». «А вы, Серёжа, уже шедевры пишите»,  – сказал при встрече великий Чайковский. 

- Послушайте эту знаменитую прелюдию. (Звучит прелюдия до-диез минор, ор.3 №2)

- «Однажды прелюдия просто пришла, и я записал её. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от неё, если бы даже попытался», – писал Рахманинов.

- Ребята, давайте подробно разберём это технически сложное и виртуозное произведение. Сколько частей в прелюдии?

- Прелюдия начинается с лаконичного треёзвучного мотива-тезиса: ля - соль?- до? в темпе Lento (исполнение фрагмента).

- На что похож мотив, с чем он у вас ассоциируется?

- Верно, этот краткий мотив ассоциируется с темами рока. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Вначале мы слышим приглушённый диалог. Несколько раз звучит этот мотив в виде тяжёлого октавного баса в низком регистре (в левой руке). Ему отвечают аккорды скорбного характера, звучащие на ppp, которые выстраиваются в нисходящую мелодическую линию и своим звучанием создают гармоническую напряжённость (исполнение фрагмента).

- В среднем разделе прелюдии происходит смена темпа (Agitato).Это смелый порыв надежды, прерываемый грозной катастрофой. Середина построена на развитии короткого четырёхзвучного хроматического мотива ми-ре?-ре-до?  Мелодия преобразуется в мятежно порывистую тему, стремящуюся вверх. Здесь мы наблюдаем четыре волны развития, которые приводят сначала к первой кульминации-лавине нисходящих аккордов. Создаётся общее напряжение на ffff , приводящее к репризе прелюдии (проигрываются фрагменты развития).

- В репризе драматизм достигает высшей точки. Рояль звучит как целый оркестр, охвачен весь диапазон. Грозно звучит многократно усиленный октавами мотив-тезис ffff , происходит укрупнение фактуры, главная тема изложена восьмизвучными аккордами. Это яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой (исполнение фрагмента).

- Кто же победит в этой схватке? Показав бесстрашную непокорённость человеческой надежды, композитор предоставляет слушателю решить это самому. Он заканчивает пьесу задумчиво стихающими аккордами, напоминающими удары колокола (исполнение фрагмента).

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с тестом.

Высказывают свои предположения.

- «Это был человек громадного роста, с крупными чертами аскетически сухого, гладко выбритого, всегда бледного лица, суровым взглядом, коротко подстриженными на большой голове волосами, длинными руками и пальцами, грубым, низким голосом».

- «Всегда безукоризненно опрятно одет. Сильный ум, стальная воля, принципиальность и твёрдость убеждений, прямота суждений и действий...Он раскрывался только в кругу родных и друзей. Становился обаятельным, простым, милым, искренним, шутил и острил, любил принимать и угощать гостей».

- «Он бережно относился к своей семье, любил своих дочерей. Его увлечения: спорт, катание на коньках, прогулки на лошадях, игра в преферанс и езда на автомобиле».

Прослушивают фрагмент исполнения.

Прослушивают романс.

Прослушивают фрагмент.

Высказывают свои предположения. (Природу, богатство лесов, широту полей, русские просторы).

Отвечают на вопрос. (Фортепианная музыка, т.к. Рахманинов был пианистом).

Прослушивают произведение.

Отвечают на вопрос. (Три части).

Отвечают на вопрос. (Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола).

Рефлексивно-оценочный

- Завершая наш урок, хочется подвести некую черту, итог. Скажите, ребята, почему прожив всю жизнь за границей, Рахманинов был и остаётся именно русским композитором?

- Очень точно написал об этом в своём очерке известный дирижёр XX века Евгений Светланов и дал высокую оценку его творчества: «Крупнейший композитор, величайший пианист века, несравненный дирижёр-новатор».

- Сейчас прозвучит фрагмент I части Второго концерта для фортепиано с оркестром, написанного в традиционной 3-х частной форме. Это произведение, которое во всей полноте раскрыло гений Рахманинова и стало подлинным его триумфом. Он посвящен Н. Далю – врачу, который вернул композитору душевные силы и веру в талант в трудный период его жизни. Друг Рахманинова, скрипач и композитор Н. Метнер охарактеризовал это произведение такими словами: «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская.., каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия» (звучит фрагмент I части Второго фортепианного концерта).

Отвечают на вопрос. (Он родился в России, всё детство было связано с русским бытом и русскими традициями, он получил образование у русских композиторов).

Прослушивают фрагмент.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение Владимирская средняя школа Урок музыки в 5 классе Выполнила: учитель музыки Киселёва Татьяна Васильевна

Слайд 2

Проект урока музыки в 5классе Тема: «Искусства различны, тема едина» Автор программы: В.В.Алеев, Т.И.Науменко.

Слайд 3

Цель: Раскрытие взаимосвязи между различными видами искусства: музыкой, живописью, литературой . Задачи: 1.Образовательные: Учить понимать смысл произведений различных видов искусств. Учить понимать особенности музыкального языка. Осуществлять межпредметные связи. 2. Воспитательные : Воспитывать в детях чувство прекрасного через соприкосновение с миром искусства. Воспитывать интерес к музыкальной культуре. 3. Развивающие : Развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление. Развивать творческое воображение и речь учащихся путём словесного рисования по прослушанной мелодии.

Слайд 4

Тип урока : Изучение нового материала. Методы работы : 1.Словесные: беседа, объяснение учителя. 2.Наглядные: компьютерные слайды. Формы работы : 1.Фронтальная. 2.Работа в парах. Оборудование урока : 1.Компьютер 2.Мультимедийный проектор 3.Фонохрестоматия 5 класс 4.Аудиомагнитофон Межпредметные связи: литература, изобразительная деятельность.

Слайд 5

Структура урока: 1. Оргмомент. Вход детей в класс под музыку Чайковского. (1мин) 2. Сообщение темы и цели урока. (3 мин) 3.Изучение нового материала. Анализ художественного ряда, состоящего из произведений различных видов искусства : (20 мин) а) Слушание П.И.Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года».(аудиозапись) Характеристика (характер, средства музыкальной выразительности) б) Слушание Р.Бойко «Осенний пейзаж».(аудиозапись) Словесное рисование. в) Сравнение картин художников.(И.И.Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», И.И.Бродский «Опавшие листья»). г) Работа с отрывком из стихотворения А.С.Пушкина «Осень». д) Обобщение. 4.Физкультминутка. (2 мин) 5.Работа над развитием вокально-певческих навыков : (15 мин) а) Работа с загадкой. б) Повторение правил пения. в) Упражнение на дыхание. г) Работа с попевкой. д) Хоровое и индивидуальное исполнение песни «Маленький принц»(фонограмма) (муз. М.Таривердиева, сл. Н. Добронравова.) 6.Этап рефлексии. (2мин) 7.Итог урока . Выход детей под музыку Чайковского. ( 2 мин )

Слайд 6

Ход урока Этапы урока Дидактическая задача Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организационный момент 2.Сообщение темы и цели урока Эмоционально настроить детей на урок Подготовить учащихся к изучению новой темы Положительно настраиваю детей на урок Вступительное слово учителя

Слайд 7

«Осень, осыпается весь наш бедный сад…» (А.Толстой) Тема: Искусства различны, тема едина.

Слайд 8

3.Изучение нового материала. Анализ художественного ряда, состоящего из произведений различных видов искусства. Раскрыть взаимосвязь между различными видами искусства а)слушание произведения П.И.Чайковского «ОСЕНЬ» из цикла «Времена года» Задаю вопросы: -понравилось ли вам произведение? -какое настроение оно у вас вызывает?почему? выберите эпитеты,характеризующие мелодию. -назовите средства музыкальной выразительности Отвечают на вопросы. Записывают эпитеты в тетрадь, сравнивают, обмениваются. называют средства музыкальной выразительности

Слайд 9

Весёлая, тревожная, спокойная, плавная, грустная, медленная, бодрая, быстрая, торжественная, взволнованная, энергичная, нежная, поэтичная.

Слайд 10

б) слушание произведения Р.Бойко «Осенний пейзаж» в) сравнение картин художников (слайд) - похожи ли прослушанные поизведения по характеру? Попробуйте доказать. -какие картины вы представляете, слушая эту музыку? В чём сходство данных картин? -какое они вызывают настроение? -как художникам удалось передать грусть, вызванную наступлением осени? Учащиеся обосновывают свою точку зрения. Делают словесное рисование прослушанной музыки. Отвечают на вопросы. Анализируют.

Слайд 12

г) работа со стихотворением А.С.Пушкина «ОСЕНЬ» - какое словосочетание использует автор, чтобы показать, что осень-грустное время года? -как относится Пушкин к осени? Подтвердите примерами из текста Стих читает подготовленный ученик Учащиеся отвечают на вопросы. д) обобщение - что общего между всеми этими произведениями искусства? Сделайте вывод. (комментарии учителя) Делают выводы

Слайд 13

5.физкультминутка Снять эмоциональное напряжение. Провожу игру «Аплодисменты» Дети играют в парах 6.Работа над развитием вокально-певческих навыков а) загадка (слайд) Развивать вокально-певческие навыки. Отгадывают загадку

Слайд 14

Я – ваша подруга, Я – ваша попутчица, В пути без меня ничего не получится. Со мною, друзья, всегда интересно. Узнали , кто я? Ну конечно же …

Слайд 15

б) повторение правил пения (слайд ) Читают правила пения в) упражнение на дыхание Провожу упражнение на дыхание(считаем Егорок)

Слайд 16

Правила пения: Во время пения сиди прямо. Лучше петь стоя. Перед началом пения спокойно бери дыхание. Не поднимай плечи. Не прерывай слово дыханием. При пении правильно произноси гласные и четко согласные, чтобы были понятны все слова. Тяни звук. Пой выразительно.

Слайд 17

г) работа с попевкой (слайд) Дети поют на одном дыхании, на одной ноте , растягивая гласные и чётко произнеся согласные. д ) хоровое и индивидуальное исполнение песни «Маленький принц» О чём эта песня? Можно ли её поставить в один ряд с изученными произведениями искусства? Отвечают на вопросы.

Слайд 18

попевка Тропинкою осеннею Шагаем мы с тобой. Тропинкою осеннею, Тропинкою лесной.

Слайд 19

7) Этап рефлексии Выявить степень усвоения учебного материала. - какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства? -назовите несколько произведений различных видов искусства, объединённых общей темой? Учащиеся отвечают на вопросы . 8) Итог урока. Дать оценку работы учащихся на уроке Оцениваю работу учащихся, выставляю отметки .

Слайд 20

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

УРОК МУЗЫКИ (5 КЛАСС)

Разработчик: учитель музыки Т. В. Киселёва

Тема урока: живописность искусства.

Место урока в разделе: первый урок раздела «Музыка и изобразительное искусство».

Цель урока: раскрытие взаимосвязи между музыкой и живописью.

Задачи урока:

образовательные:

- показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства, как они способны рождать живописные образы и  музыкальные звучания;

- научить находить общее и различное между музыкой и живописью;

- учить понимать особенности музыкального языка;

- обучать приёмам вслушивания в музыкальную ткань произведения;

развивающие:

- развивать вокально-певческие навыки и умения;

  - развивать музыкальный слух, память, речь учащихся;

- развивать воображение учащихся путём создания зрительного образа по прослушанной мелодии;

воспитательные:

- воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;

- воспитывать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке;

- формировать положительную  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методы, приёмы: мозговой штурм; метод соучастия, метод фонопедических упражнений.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, фрагменты музыкальных произведений (А. Бородин «Богатырская симфония»; Н. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» – «Три чуда»; песня «Вечерний звон», слова И. Козлова; С. Прокофьев «Вариация Феи Зимы» из балета «Золушка»), репродукции картин (А. Васнецов «Богатыри»; М. Врубель «Лебедь»; И. Левитан «Вечерний звон»), видеоматериал «Времена года» П. И. Чайковского с картинами живой природы.

Этапы

Подэтапы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Обоснование

Мотивационно-организационный

Организация начала урока

(подготовка учащихся к работе на уроке).

Музыкальное приветствие. Песня Попляновой «Начинается урок». (Приложение 1)

- Ребята, у вас на столах лежат кружки разного цвета. Поднимите, пожалуйста, кружок того цвета, который соответствует вашему настроению на данный момент.

(Учитель комментирует).

(Входят в класс под музыку).

Вхождение в контакт, эмоциональный настрой.

 

Проверка домашнего задания

(установление правильности выполнения домашнего задания всеми учащимися).

- На предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы:

- Что роднит музыку с литературой?

- Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? И, придя к единому мнению о том, что сюжеты, темы, образы этих двух видов искусств имеют общий источник – это окружающая нас реальная жизнь, мы нашли различия в средствах выражения, в их формах. Для лучшего усвоения темы предлагаю выполнить тест. (Приложение 2)

Учитель собирает выполненные работы и вместе с учениками заполняет кластер названиями музыкальных жанров, в которых «дружат» музыка и литература (опера, песня, былина, романс, балет, мюзикл). (Приложение 3)

(Выполняют тестовые задания по предыдущей теме).

Учитель проверяет степень усвоения изученного материала. На данном этапе у учащихся развивается мышление, память, актуализируются опорные знания.

Подготовка к изучению нового материала, создание проблемной ситуации

(обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности).

- Сегодня мы продолжим постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдёте, прочитав эпиграф к уроку автора Г. Гессе:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

- Что помогло вам правильно определить вид искусства?

- Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя?

- Разрешима ли эта проблема?

 - Предположите, как, с помощью чего можно постичь азы такой науки?

(Учитель систематизирует ответы учащихся, совместно с учащимися формулируется тема урока, ставится цель).

- Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения изобразительного искусства, будем пытаться ответить на вопрос: можно ли «услышать» живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, попробуем выяснить, можно ли «увидеть музыку». Тема нашего урока «Живописность искусства».

(Читают эпиграф к уроку, высказывают свои предположения).

(Отвечают на вопрос).

- Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.

(Отвечают на вопрос).

- «О, как хотелось мне азы науки такой постичь». Соотношение звука и цвета, переложение оттенков цвета в звуки.

(Высказывают свои предположения).

Формирование положительной мотивации.

Поиск ответа на вопрос помогает развивать не только мышление, но и память.

Создание проблемной ситуации.

Формирование умения высказывать свои предположения.

Формирование умения ставить цель.

Операционно-исполнительский

Усвоение новых знаний и способов действий

(обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения).

- Путь к неизвестному можно начать, определив, а может быть в том, что мы уже знаем, есть «клубочек», который приведёт нас к заветной цели? С чего вы предлагаете начать?

(Учитель предлагает собрать всю информацию в таблицу, ориентируясь на предыдущую тему «Музыка и литература».) (Приложение 4)

- Ребята, а какая музыка звучит в вашем сознании, когда вы рассматриваете эти картины?

(Учитель предлагает прослушать фрагменты музыкальных произведений и проверить правильность своих предположений).

- Давайте вспомним произведение

Б. Окуджавы «Музыкант», песню «Музыка» Г. Струве, сл. Иры Исаковой. (Приложение 5)

(Перед исполнением песни учитель предлагает выполнить упражнения для развития певческо-исполнительских навыков) (Приложение 6)

- Какой вывод о взаимоотношении музыки и живописи нам помогут сделать прослушанные музыкальные произведения, рассмотренные произведения живописи и песня, которую мы исполнили?

- Молодцы. Вы очень хорошо сегодня работаете. А сейчас мы с вами немного поиграем.

(Физкультминутка «Повторяй за мной». Учитель простукивает ритмический рисунок, дети повторяют).

- Как союз музыки с литературой, так и союз музыки с живописью является одним из древнейших. Этому есть вполне объяснимые причины. Эти причины нам известны, каковы они?

- На основе слияния музыки и живописи появились в XX веке новые виды искусств – это анимация (мультипликация), новые жанры (видеоклипы), соответственно и новые профессии – мультипликатор, клипмейкер. Дружба звука и цвета дала новые плоды.

(Дети предлагают собрать всю информацию об этих искусствах. Следуют свободные высказывания, и появляется новая проблема: как упорядочить эту информацию?)

(К предложенным музыкальным произведениям учащиеся подбирают соответствующие произведения живописи, заполняют другие колонки в таблице).

(Учащиеся высказывают свои предположения).

(Прослушивают фрагменты музыкальных произведений, убеждаются в правильности своих предположений).

(Дети выполняют упражнения, совместно с учителем исполняют песню «Музыка», затем прослушивают произведение Б. Окуджавы «Музыкант».)

(Делают вывод).

- Несмотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства несколько различаются, темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными. Так как музыка и живопись изображают «мир человека», а собственно изобразительные и выразительные моменты играют при этом подчинённую роль.

(Играют в игру «Повторяй за мной»).

(Отвечают на вопрос).

- Давным-давно, когда только появилась жизнь на земле, все искусства жили одной большой семьёй, так как служили для того, чтобы запечатлеть жизнь человека на земле. Шли годы, сохраняя большую дружбу между собой, каждое из искусств – музыка, живопись, литература пытались приобрести свои, отличные от других особенности. Эти особенности привносились людьми, которых позже стали называть композиторы, художники, писатели. Но темы и образы, к которым они обращались, оставались едины. Существуют такие жанры искусств, в которых встречаются музыка, литература, живопись.

Поиск путей решения проблемы.

На данном этапе учащиеся учатся систематизировать имеющиеся знания.

Формирование умения доказывать свою точку зрения.

Формирование оценочных суждений.

Формирование вокально-певческих навыков.

На данном этапе формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.  

Профилактика переутомления.

Поиск ответа на вопрос помогает развивать мышление, память. Учащиеся учатся грамотно, чётко отвечать на поставленный вопрос, развивается устная речь.

Мотивация, связь предмета музыка с жизнью.

Закрепление знаний и способов действий

(обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации).

- Предлагаю познакомиться с одной такой работой, в которой нашлось удивительное слияние музыки и живой природы. Выделите эти связи, которые объединили музыку и предлагаемый авторами зрительный ряд. (Видеоматериал «Времена года» П. И. Чайковского с картинами живой природы).

- Но союз музыки и изобразительного искусства, как показывает история, не всегда признавался равным. Так, в эпоху Возрождения приоритет в художественной культуре отводился изобразительным видам искусства. По мнению художника этой эпохи Леонардо да Винчи, самым важным органом для человека является зрение. Поэтому роль живописи в жизни человека гораздо важнее, чем роль литературы или музыки. Вместе с тем именно в эпоху Возрождения музыка освобождается от литературной зависимости, рождаются первые жанры инструментальной музыки. А в то время, когда создавали свои произведения Ф. Шопен, Ф. Шуберт, музыка провозглашается главным видом искусства.

- Сторонниками какой точки зрения являетесь вы? Докажите.

- А сейчас загадка. Мы прослушаем музыкальный фрагмент, и каждый из вас мысленно нарисует себе образ.

(Звучит «Вариация Феи Зимы» из балета «Золушка» С. Прокофьева).

- А теперь свои образные фантазии запишите в форме «Синквейна» и сделайте вывод. (Повторное прослушивание фрагмента).

- Сегодня на уроке мы с вами начнём разучивать песню Г. Струве «Весёлое эхо». (Приложение 7).

- Давайте её послушаем.

(Звучит песня в исполнении учителя).

- О чём поётся в песне?

- Каков её характер?

- Какие чувства вызывает она?

- Какая картина возникает в вашем сознании?

(Учащиеся находят эти связи в теме, образах, средствах воплощения, делают вывод).

- Музыка многому научилась у живописи в передаче облика, видения природы. Благодаря такой музыке наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее.

(Доказывают свою точку зрения).

(Прослушивают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами, рисуют себе образ).

(Дети зачитывают свои работы, делают вывод).

- Какие снежинки порой можно «увидеть» в музыке. Мы почти видим, как волшебница-зима плетёт узорное снежное кружево. Музыка очаровывает нас плавным движением – лёгкая метель исполняет свой сказочный танец.

(Прослушивают песню).

(Отвечают на вопросы, разучивают песню).

На данном этапе учащиеся учатся анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

На данном этапе учащиеся знакомятся с информацией из истории музыки.

Учащиеся учатся обосновывать свой ответ.

Применение новых знаний в изменённой ситуации. На данном этапе развивается внимание, воображение учащихся. Дети учатся вслушиваться в музыкальную ткань произведения, выделять главное, делать выводы.

Формирование вокально-певческих навыков.

Рефлексивно-оценочный

Обобщение знаний, подведение итогов

(анализ и оценка успешности достижения цели).

- Союз музыки и изобразительного искусства вызывает больший интерес, по сравнению с союзом музыки и литературы. Попробуем определить, почему? Давайте посмотрим, как «живут» эти искусства. Я выделила особенности «жизни» изобразительного искусства, а вам предлагаю сделать то же применительно к музыке. (Работа с таблицей). (Приложение 8)

- Вспомните всё содержание урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и изобразительного искусства?

- Смогли ли мы с вами «увидеть» музыку и «услышать» живопись?

- Друзья или соперники музыка и живопись?

- Можно ли провести чёткую грань между искусствами?

- Молодцы. Сегодня вы очень хорошо поработали. Мы с вами достигли поставленной цели. Поэтому вы заслуженно получаете хорошие отметки.

(Дети, работая с таблицей, рассуждают, доказывают свои суждения).

(Отвечают на вопрос).

- Да: тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека.

(Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения).

На данном этапе учащиеся учатся обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы.

Учащиеся соотносят полученный результат с ранее поставленной целью и убеждаются, что цель достигнута.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, повышается самооценка учащихся.

Домашнее задание

(обеспечение понимания цели и способов выполнения домашнего задания).

- Запишите, пожалуйста,  домашнее задание. Дома вы попробуете создать зрительный образ к песне «Весёлое эхо» и нарисовать к ней рисунок, т.е. создать живописный образ.

(Записывают домашнее задание).

Учащиеся получают задание на применение новых знаний в изменённой ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

- А сейчас поднимите кружок такого цвета, который соответствует вашему настроению на данный момент.

(Учитель комментирует).

(Поднимают кружки).

Учитель организует рефлексию учебной деятельности



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Владимирская средняя школа

Урок музыки

5 класс

«Песня – верный спутник человека»

Автор: учитель музыки

Т. В. Киселёва

с. Владимирское 2019г.

 «Песня – верный спутник человека».

Цель: формирование представления о том, как песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Задачи:

- показать, как песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни;

- познакомить с историей возникновения песни;

- познакомить с особенностями исполнения колыбельных песен;

- учить понимать особенности музыкального языка;

- развивать вокально-певческие навыки и умения;

  - развивать музыкальный слух, память, речь учащихся;

- воспитывать уважение к матери как к самому родному человеку;

- воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Дети входят в класс под музыку, садятся.

- Ребята, какое настроение вызвала у вас эта музыка? (весёлое, радостное)

- Очень хорошо, с таким позитивным настроением мы начинаем урок.  

Актуализация знаний:

- Ребята, сегодня у нас заключительный урок музыки в этой четверти, давайте повторим изученный материал. Прослушайте, пожалуйста, произведение и постарайтесь вспомнить его название и автора (финал Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского).

- Верно, и дома вы готовили небольшое сообщение о жизни и творчестве композитора (слайд 1 портрет и годы жизни П. Чайковского)

(Заслушиваются несколько учеников, самооценка.)

- Ребята, а что же такое музыка? (это искусство звуков)

- С какими искусствами «дружит» музыка? (с литературой и изобразительным искусством)

- В каких музыкальных жанрах встречаются музыка и литература? (песня, романс, опера)

Изучение нового материала:

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о песне. Тема урока «Песня – верный спутник человека» (слайд 2 тема урока). Давайте запишем тему урока в тетради.

- Ребята, а кого называют спутником? (…)

- Верно, это человек, который всегда находится рядом. У планеты Земля тоже есть естественный спутник. Это Луна, она постоянно вращается вокруг Земли. Спутник жизни – так называют супругов, которые идут по жизни вместе. Почему же песню называют спутником человека? Есть у вас какие-то предположения. (высказывают). Сегодня мы с вами попробуем проследить, как же песня идёт рядом с человеком в течение жизни.

- Песня – самый главный, первый музыкальный жанр, который родился почти одновременно с первыми музыкальными звуками. Как же появилась песня? Есть предположения? (слайд 3)

- Десятки тысяч лет назад первобытные мамы, укачивая своих младенцев, напевали тихим, нежным голосом следующее: «А-а-а! А-а-а!», такое мы слышим и в наш компьютерный век. А ведь этот незатейливый напев – самая настоящая колыбельная с её размеренным ритмом и убаюкивающими интонациями. Так вот, колыбельная – это начало песни.

- Колыбельная – первая представительница вокального жанра, да и музыкальных жанров вообще. И самая первая песня была без слов. Догадайтесь, почему? (потому что люди тогда ещё не умели разговаривать).

- Видите, как интересно получается. Человек ещё и человеком то не стал, а первый музыкальный жанр уже появился. Сейчас мы с вами прослушаем две песни и определим характер их звучания (слайд 4 картинка и песни, слушают песни).

- Ребята, скажите пожалуйста, эти песни похожи по характеру исполнения? (Дети высказывают свои предположения, доказывают).

- Что вы можете сказать о характере их звучания? (музыка плавная, напевная, с размеренным ритмом и убаюкивающими интонациями)

- А как выдумаете, почему у этих песен такие особенности звучания? (потому, что это колыбельные песни, их задача – убаюкать ребёнка, поэтому песни имеют такие особенности исполнения).

- Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду. Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача: (портрет и слова на слайд 5)

«Нам песня строить и жить помогает.

Она, как друг и зовёт, и ведёт.

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадёт».

-  Годы учёбы, труда, будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет свои песни. И если попытаться собрать воедино все когда-либо рождённые песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества.

- Почему же так велика роль песни в жизни человека? Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» стр.54 учебника (слайд 6)

- Скажите пожалуйста, о ком мы прочитали? (о маме)

- А кем является в вашей жизни мама? (главный человек, родной человек, друг)

- Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка?

(слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии).

- Да, человек, даже совсем юный, под воздействием песни впервые ощущает в себе  неизведанные ещё силы, способность к полёту, к возвышенному состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ.

- А сейчас мы с вами послушаем одну из самых лучших и трогательных песен, которая называется «С чего начинается Родина?». Музыку к этой песне написал Вениамин Ефимович Баснер, слова Михаил Львович Матусовский (слайд 7) 

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «С чего начинается Родина?» в исполнении учителя (слайд 8)

- Какие чувства вызвала у вас эта песня?  

 (Очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости, любви).

- А что для вас Родина?      

 (Для меня мамины руки, голос, для меня родной двор, дом, родители и т.д.)

- Определите характер музыки. Запишите в тетрадь слова, которые характеризуют мелодию (записывают слова, проверка).

- Сегодня мы с вами начнём разучивать песню. И как всегда начинаем с вокально-хоровых упражнений.

РАСПЕВКА

(текст песни выдать)

Итог урока:

  • Что вы узнали о песне? (песня появилась ещё тогда, когда люди не умели говорить, песня сопровождает человека всю его жизнь, особенно хороши песни, когда они исполняются кем-то из родных, такие песни остаются с человеком на всю жизнь)

(слайд 9)

  • Д.З. привести примеры колыбельных песен, которые ещё не звучали на уроке, расскажите о своей любимой песне (слайд 10)

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Упражнения на дыхание

а) - Тянем на одном дыхании звук А

б) На горе, на горке

Стояли 33 Егорки:

Раз Егорка, два Егорка…

  1. Чистоговорка

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа

  1. Скороговорка

У Саши в каше

Сыворотка из-под простокваши

  1. Попевка

Ходит дед по горе,

Носит сон в рукаве.

Всем девчонкам раздаёт,

А Маринке не даёт

(Пение на одном дыхании, пение с нарастанием громкости, пение со стиханием громкости, пение каноном)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...