ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5—7 классов общеобразовательных организаций составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных организаций, потребности педагогов музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятии нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающих духовный
опыт поколений;
— воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
— развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
— освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;
— овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном
музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного
музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребёнка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлечённости; принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя; принцип тождества и контраста, сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных организаций
общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5—7 классах в объёме не менее 105 ч (по 35 ч в каждом классе).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Искусство, как и культура в целом, предстаёт перед школьниками как история развития
человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачёва, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в
отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса
к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется
целенаправленной организацией и планомерным формированием музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия всех участников в художественно-педагогическом процессе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
— осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять
цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение
на следующей ступени общего образования и отражают:
— сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— уровень эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развития творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство в его взаимосвязи с жизнью, специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании 7 класса школьники научатся:
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования.
— раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение
об основной идее и форме её воплощения в музыке;
— понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
— осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
— разбираться в событиях отечественной и зарубежной, культурной жизни, использовать специальную терминологию, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
— применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве Интернета.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие
смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления,национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — писатель — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; сходство и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные
и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, их драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до XXI в.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX—XXI вв. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов.Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы).
Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX—XXI вв., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. ИКТ в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор;
аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками «Музыка» для 5—7 классов авторовГ. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В 5-7 КЛАССАХ
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся. |
5 класс( 35 ч) Раздел 1. «Музыка и литература» ( 17 ч ) |
Музыка как вид искусства. Музыка и литература.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Музыка в современном мире: традиции и инновации. | Что роднит музыку с литературой». «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…». «Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…». «Звучащие картины». «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» (3 ч). «Фольклор в музыке русских композиторов». «Стучит, гремит Кикимора…». «Что за прелесть эти сказки…» (2 ч). Жанры инструментальной и вокальной музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость…». «Песнь моя летит с мольбою…» (1 ч). «Вторая жизнь песни». «Живительный родник творчества» (1 ч). Раскрываются следующие содержательные линии: сюжеты, темы, образы музыки и литературы. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности музыки и литературы. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов . Обобщение материала I четверти (1 ч). «Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Перезвоны». «Звучащие картины». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» (1 ч). «Писатели и поэты о музыке и музыкантах». «Слово о мастере». «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…». «Был он весь окутан тайной — чёрный гость…» (2 ч). «Первое путешествие в музыкальный театр». «Опера». «Оперная мозаика». «Опера-былина «Садко». «Звучащие картины». «Поклон вам, гости именитые, гости заморские !» ( 1 ч). Второе путешествие в музыкальный театр». «Балет». «Балетная мозаика». «Балет-сказка «Щелкунчик» (1 ч). «Музыка в театре, в кино, на телевидении» (1 ч). «Третье путешествие в музыкальный театр». «Мюзикл» (1 ч) « Мир композитора» ( 1 ч). Раскрываются следующие содержательные линии: жанры «симфония-действо», «кантата». Средства выразительности музыки и литературы. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Музыкальные инструменты: струнные, челеста, флейта. Образы колокольности в музыке и литературе. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приёмы развития в музыке и литературе. Контраст интонаций. Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижёры, певцы). Балет. Либретто. Увертюра. Образы танцев. Симфоническое развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры. Обобщение материала II четверти (1 ч).
Муыкальный материал Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова. Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана. Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Моя Россия. Г. Струве, слова Н.Соловьевой.
Во поле берёза стояла. Я на камушке сижу. Заплетися, плетень. Уж ты, поле моё. Не одна-то ли во поле дороженька. Ах ты, ноченька и др. Русские народные песни. Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова. Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина. Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова. Вокализ. С. Рахманинов. Вокализ. Ф. Абт. Романс.Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). A. Лядов. Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский. Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. Веснянка, украинская народная песня. Проводы Масленицы. Сцена из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B. Гаврилин. Снег идёт. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. Снег. Из вокального цикла«Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского. Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт. Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. Dignare. Г. Гендель. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Сказка о царе Салтане... Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Орфей и Евридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберёзского. Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы. Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране Чудес». Слова и музыка В. Высоцкого. Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова. Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина. Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.
| Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Прявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Импровизировать в пении, игре на музыкальных инструментах, пластике. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать сужение об основной идее, о средствах и формах её воплощения. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове. Изобразительной деятельности.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах). Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Самостоятельно работать в творческих тетрадях. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т. п. Использовать электронные образовательные ресурсы, обучающие программы, видеозаписи и исполнения музыкальных произведений, опер, балетов, мюзиклов, музыкальных фильмов. Искать в Интернете произведения музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений, видеофильмов.
|
|
Содержание курса |
Тематическое планирование |
Характеристика видов деятельности учащихся |
| Литературные произведения Осыпаются листья в садах... И. Бунин. Скучная картина... А. Плещеев. Осень и грусть на всей земле... М. Чюрлёнис. Листопад. И. Бунин. Из Гёте. М. Лермонтов. Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев. Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым. Музыкант-чародей. Белорусская сказка. Венецианская ночь. И. Козлов. Война колоколов. Дж. Родари. О музыкальном творчестве. Л. Кассиль. Снег идёт. Б. Пастернак. Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев. Горсть земли. А. Граши. Вальс. Л. Озеров. Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов. Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин. Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин. Былина о Садко. Из русского фольклора. Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции». Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман. Произведения изобразительного искусства Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин. Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов. Стога. Сумерки. Вечер. Золотой плёс. Над вечным покоем. И. Левитан. Золотая осень. И. Остроухов. Осень. А. Головин. Полдень. К. Петров-Водкин. Ожидание. К. Васильев. Песня без слов. Дж. Г. Баррабл. Итальянский пейзаж. А. Мордвинов. Дворик в Санкт-Петербурге.М. Добужинский. Вальсирующая пара. В. Гаузе. Моцарт и Сальери. В. Фаворский. Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев. Садко. И. Репин. Садко. Палех. В. Смирнов. Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев. Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин. Волхова. М. Врубель. Новгородский торг. А. Васнецов. Песнь Волжского челна. В. Кандинский. |
|
Содержание курса. | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч) |
Музыка как вид искусства. Музыка и изобразительное искусство
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. | Что роднит музыку с изобразительным искусством» (1 ч). «Небесное и земное в звуках и красках». «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…». «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…». «В минуты музыки печальной…». «Есть сила благодатная в созвучье слов живых…» (1 ч). «Звать через прошлое к настоящему». «Александр Невский». «За отчий дом, за русский край…». «Ледовое побоище». «После побоища» (2 ч). Музыкальная живопись и живописная музыка». «Ты раскрой мне, природа, объятья…». «Мои помыслы — краски, мои краски — напевы…». «И это всё — весенних дней приметы!». «Фореллен-квинтет». «Дыханье русской песенности» (2 ч). Колокольность в музыке и изобразительном искусстве». «Весть святого торжества». «Древний храм златой вершиной блещет ярко…» (2 ч). «Портрет в музыке и изобразительном искусстве». «Звуки скрипки так дивно звучали…». «Неукротимым духом своим он побеждал зло» (1 ч). «Волшебная палочка дирижёра». «Дирижёры мира». «Образы борьбы и победы в искусстве» « О душа моя, ныне — Бетховен с тобой!». «Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…» (1 ч). Раскрываются следующие содержательные линии: взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a cappella. Солист. Орган. Кантата. Триптих. Трёхчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность в музыке и изобразительном искусстве. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано). Образ музыки в изобразительном искусстве разных эпох. Музыкальная живопись и живописная музыка. Творческая мастерская композитора, художника. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска. Орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр. Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация. Роль дирижёра в прочтении музыкального произведения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижёры. Симфония. Главные темы. Финал. Принципы развития в симфонии. Эскиз, этюд, набросок, зарисовка в музыке и изобразительном искусстве. Обобщение материала III четверти (1 ч). «Застывшая музыка». «Содружество муз в храме» (1 ч). «Полифония в музыке и живописи». «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…» (1 ч). «Музыка на мольберте». «Композитор-художник». «Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…». «Вселенная представляется мне большой симфонией…» (1 ч). «Импрессионизм в музыке и живописи». «Музыка ближе всего к природе…». «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе» (1 ч). «О подвигах, о доблести, о славе…». «О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!». «Звучащие картины» (1 ч). «В каждой мимолётности вижу я миры…». «Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…». «Музыкальная живопись Мусоргского» (1 ч) Мир композитора». «Исследовательский проект». «С веком наравне» (1 ч). Раскрываются следующие содержательные линии: органная музыка. Хор a cappella. Архитектура — застывшая музыка. Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка.Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые импровизации. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства. Темы исследовательских проектов: «Быть может, вся природа — желанье красоты?», «Вся Россия просится в песню…», «Нужна ли музыка в театре, кино, телепередачах?», «Что за прелесть эти сказки…», «На земле родной не бывать врагу!», «Стань музыкою, слово…», «Всю жизнь мою несу Родину в душе…», «Распахни мне, природа, объятья…», «О подвигах, о доблести, о славе…», «Небесное и земное в звуках и красках», «Музыкальный театр: содружество муз», «Что сердце заставляет говорить…», «В каждой душе звучит музыка…», «Музыка и литература в залах картинной галереи». Обобщение материала IV четверти (1 ч). Музыкальный материал Знаменный распев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Г. Свиридов. Аве, Мария. Дж. Каччини. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно. едовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова. Фореллен-квинтет. Ф. Шуберт. Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова. Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова. Сюита-фантазия. Для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах. Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации). Кончерто-гроссо. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов. Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен. Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах. Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах. Прелюдии для фортепиано. Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрлёнис. Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. Кукольный кекуок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси. Мимолётности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев. Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова. Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова. Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева. Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации). Произведения изобразительного искусства Чувство звука. Я. Брейгель. Сиверко. И. Остроухов. Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублёв. Сикстинская Мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек. Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров. Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин. Весенний этюд. Весна. Цветущие вишни. Дама в кресле. Водоём. В. Борисов-Мусатов. Пейзаж. Д. Бурлюк. Бурный ветер. А. Рылов.Формула весны. П. Филонов. Весна. Большая вода. И. Левитан. Фрески собора Святой Софии в Киеве. Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа. Н. Паганини. С. Конёнков. Антракт. Р. Дюфи. Скрипка. P. Дюфи. Скрипка. И. Пуни. Скрипка. К. Петров-Водкин. Скрипка. Е. Рояк. Симфония (скрипка). М. Меньков. Оркестр. Л. Мууга. Три музыканта. П. Пикассо. Ника Самофракийская. Восставший раб. Микеланджело. Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа. Православные храмы и их внутреннее убранство. Готические соборы и их внутреннее убранство. Фуга. Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Соната моря. Триптих. М. Чюрлёнис. Реквием. Цикл гравюр. Вечно живые. Цикл гравюр. С. Красаускас. Впечатление. Восход солнца. Руанский собор в полдень. К. Моне. Морской пейзаж. Э. Мане. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. Композиция. Казаки. В. Кандинский. Литературные произведения Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой. Островок. К. Бальмонт. Весенние воды. Ф. Тютчев. Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков. По дороге зимней, скучной... Слёзы. Ф. Тютчев. И мощный звон промчался над землёю... А. Хомяков. Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова. Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой. Струна. К. Паустовский. Не соловей — то скрипка пела... А. Блок. Берёзовая роща. В. Семернин. Под орган душа тоскует... И. Бунин. Реквием. Р. Рождественский. Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт. Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер
| Выявлять общность жизненный истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.). Владеть терминами музыки и изобразительного искусства в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии, исполнении. Использовать различные формы музицирования при выполнении творческих заданий, освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике, художественных импровизациях (рисование под музыку). Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкальнообразовательной информации в Интернете. Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами, электронными образовательными ресурсами. Оценивать собственную музыкально-творческую, художественную деятельность и деятельность своих сверстников. Защищать творческие исследовательские проекты (на уроках и во внеурочной деятельности) |
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности |
6 Класс (35 ч) Раздел 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 ч) |
Музыка как вид искусства
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Музыка в современном мире: традиции и инновации
| Удивительный мир музыкальных образов». «Образы романсов и песен русских композиторов». «Старинный русский романс». «Песня-романс». «Мир чарующих звуков» (1 ч). Два музыкальных посвящения». «Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слёзы, и любовь…». «Вальс-фантазия» (1 ч). «Портрет в музыке и живописи». «Картинная галерея» (1 ч). «Уноси моё сердце в звенящую даль…». «Музыкальный образ и мастерство исполнителя». «Картинная галерея» (1 ч). «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов». «Песня в свадебном обряде». «Сцены свадьбы в операх русских композиторов» (1 ч). «Образы песен зарубежных композиторов». Искусство прекрасного пения» (1 ч). «Старинной песни мир». «Песни Франца Шуберта». «Баллада». «Лесной царь». «Картинная галерея» (1 ч). Раскрываются следующие содержательные линии: лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада и др.). Романс. Характерные интонации романсовой лирики. Музыкальная и поэтическая речь. Единство поэтического текста и музыки. Мелодия и аккомпанемент. Формы музыки (вариации, рондо, куплетная форма). Особенности формы, баркарола, хоровой концерт, кантата. Вступление, кода, реприза, рефрен). Приёмы развития (повтор, контраст). Выразительность и изобразительность в музыке. Диалог. Песня, ария, речитатив, хор в оперном спектакле. Народные напевы. Фразировка, ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Обобщение материала I четверти (1 ч). «Образы русской народной и духовной музыки». «Народное искусство Древней Руси» (1 ч). «Русская духовная музыка». «Духовный концерт» (1 ч). «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». «Сюжеты и образы фресок» (1 ч). «Перезвоны». «Молитва» (1 ч). «Образы духовной музыки Западной Европы». «Небесное и земное» в музыке Баха». «Полифония. Фуга». «Хорал». «Образы скорби и печали». «Stabat Mater». «Реквием» (1 ч). «Фортуна правит миром». «Кармина Бурана» (1 ч). «Авторская песня: прошлое и настоящее». Песни вагантов». «Авторская песня сегодня». «Глобус крутится, вертится…». «Песни Булата Окуджавы». «Песенка об открытой двери» (1 ч). «Джаз — искусство XX века». «Спиричуэл и блюз». «Джаз — музыка лёгкая или серьёзная?» ( 1 ч). Раскрываются следующие содержательные линии: музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение a cappella, хоровое многоголосие). Духовный концерт, полифония. Музыка в народном стиле. Особенности развития (вариантность, контраст, сопоставление). Контраст образов. Варьирование. Живописность музыки. Хор — солист. Единство поэтического текста и музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Сценическая кантата. Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора. Взаимодействие различных видов искусства в процессе раскрытия образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Джаз. Спиричуэл. Блюз. Импровизация. Особенности джазовых ритмов и тембров. Джазовая обработка. Обобщение материала II четверти (1 ч). Музыкальный материал Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова. Гори, гори, моя звезда. П. Булахов,слова В. Чуевского. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева. Колокольчик. А. Гурилёв, слова И. Макарова. Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина. Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка. Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной. Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня. Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные. На море утушка купалася, русская народная свадебная песня. Плывёт лебёдушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков. Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев. Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарёва. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Фореллен-квинтет 4-я часть). Ф. Шуберт. Лесной царь. Ф. Шуберт, слова И.-В. Гёте, русский текст В. Жуковского. Русские народные инструментальные наигрыши. Во кузнице. Комара женить мы будем, русские народные песни. Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Свететиихий. Гимн (киевский распев). Да исправится молитва моя. П. Чесноков. Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Paxманинов. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин. Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Весна, слова народные. Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин. В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы. Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа. Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах. Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах. Stabat Mater (фрагменты № 1, 13). Д. Перголези. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (фрагменты). К. Орф. Гаудеамус. Международный студенческий гимн. Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга. Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина. Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского. Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы. Нам нужна одна победа. Из кинофильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы. Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого. Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора. Диалог у новогодней ёлки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского. Атланты. Снег. Слова и музыка А. Городницкого. Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича. Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой. Мы свечи зажжём. С. Ведерников, слова И. Денисовой. Серёжка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко. Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозов. Бог осушит слёзы. Спиричуэл и др. Город НьюЙорк. Блюз и др. Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод Т. Сикорской. Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской. Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации). Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. Острый ритм. Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод В. Струкова. Старый рояль. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты) в устной и письменной форме. Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Анализировать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх-драматизациях. Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. Инсценировать песни, фрагменты опер, балетов, мюзиклов, спектаклей. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называтьвыдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. Выполнять инструментовку мелодий на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, её арт-терапевтический эффект (на личном примере). Приводить примеры преобразующего влияния музыки на людей. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.). Исполнять музыку, передавая её художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально-исполнительскую деятельность. Планировать решение учебно-познавательных и учебно-практических задач при раскрытии содержания. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, своего края, региона. Подбирать простейший аккомпанемент (на элементарных и электронных инструментах, включая синтезатор) в соответствии с жанровыми и стилистическими особенностями музыки. Ориентироваться в джазовой музыке, называть её выдающихся композиторов и исполнителей. Подбирать ассоциативные ряды (литература, изобразительное искусство, кино, театр) к сюжетам и образам музыкальных сочинений. Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в регионе, стране и за её пределами. Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п. Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей, музеев, центров народного музыкального творчества и т. п. Выполнять задания в творческой тетради. Защищать творческие исследовательские проекты (на уроках и во внеурочной деятельности) |
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Музыка как вид искусства
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Музыка в современном мире: традиции и инновации
| Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 ч).
Вечные темы искусства и жизни». «Образы камерной музыки». «Могучее царство Шопена». «Вдали от Родины». «Инструментальная баллада». «Рождаются великие творения».«Ночной пейзаж». «Ноктюрн». «Картинная галерея» (3 ч). «Инструментальный концерт». «Времена года», «Итальянский концерт» (1 ч). Космический пейзаж». «Быть может, вся природа — мозаика цветов?». «Картинная галерея» (1 ч). «Образы симфонической музыки». «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина». «Тройка». «Вальс». «Весна и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь» (2 ч). «Симфоническое развитие музыкальных образов». «В печали весел, а в веселье печален».«Связь времён» (1 ч). Раскрываются следующие содержательные линии: жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства, нравственных исканий человека в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Форма. Сходство и различие как основной принцип построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Синтезатор, особенности его звучания (колорит, гармония, лад, тембр, динамика). Программная музыка и её жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы. Обработка. Интерпретация. Трактовка. Оббобщение материала III четверти (1 ч). «Программная увертюра». «Увертюра «Эгмонт». «Скорбь и радость» (2 ч). «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (2 ч). «Мир музыкального театра». «Балет «Ромео и Джульетта». «Мюзикл «Вестсайдская история». «Опера «Орфей и Эвридика». «Рок-опера «Орфей и Эвридика» (3 ч). Образы киномузыки». «Ромео и Джульетта» в кино XX века». «Музыка в отечественном кино» (1 ч). «Исследовательский проект». Раскрываются следующие содержательные линии: музыкальное воплощение литературного сюжета. Программная увертюра. Сонатная форма (её разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические и драматические образы. Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный ансамбль, хор, солист. Вокальная музыка. Инструментальная музыка. Темы исследовательских проектов. Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве». «Образы защитников Отечества в музыке, изоазительном искусстве, литературе». «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы». «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего». «Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему». «Музыка серьёзная и лёгкая: проблемы, суждения, мнения». «Авторская песня: любимые барды». «Что такое современность в музыке?» Обобщение материала IV четверти (1 ч). Музыкальный материал: Прелюдия № 24. Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский. Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин. Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского. Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди. Итальянский концерт (фрагменты) для клавира.И.-С. Бах.Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз. Мозаика. Пьеса для синтезатора.Э. Артемьев. Прелюдии для фортепиано. М. Чюрлёнис. Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов. Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN. Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки. Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть).А. Бородин. Симфония № 3 («Героическая»)(4-я часть). Л. Бетховен. Увертюра к опере«Руслан и Людмила». М. ГлинкаАve, verum. В.-А. Моцарт. Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский. Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен. Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия(фрагменты). П. Чайковский. Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский. Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты).Л. Бернстайн. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Орфей и Эвридика. Рок-опера. . Глюк. Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина. Слова любви. Из кинофильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенёва, обработка Г. Подэльского. Увертюра (фрагменты). Песенка о весёлом ветре. Из кинофильма «Дети капитана Гранта».И. Дунаевский. Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. Звуки музыки. Эдельвейс. Из кинофильма-мюзикла «Звуки музыки».Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберёзского Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского. Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского. Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского. Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко. Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.
|
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы, изобразительного искусства. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов. Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать своё исполнение. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). Применять ИКТ для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Защищать творческие исследовательские проекты (на уроках и во внеурочной деятельности). |
7 класс (35 часов) Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки» (17 ч)
|
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Музыка как вид искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия
| Классика и современность» (1 ч). «В музыкальном театре. Опера». «Опера «Иван Сусанин». «Новая эпоха в русском музыкальном искусстве». «Судьба человеческая — судьба народная». «Родина моя! Русская земля» (2 ч). «Опера «Князь Игорь». «Русская эпическая опера». «Ария князя Игоря». «Портрет половцев». «Плач Ярославны» (2 ч). В музыкальном театре. Балет». «Балет «Ярославна». «Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва» (2 ч). Героическая тема в русской музыке». «Галерея героических образов» (1 ч). «В музыкальном театре». «Мой народ — американцы…». «Порги и Бесс». «Первая американская национальная опера». «Развитие традиций оперного спектакля» (2 ч). Ракрываются следующие содержательные линии: стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора. Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), паде-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приёмы симфонического развития образов. Обобщение материала I четверти (1 ч). Опера «Кармен». «Самая популярная опера в мире». «Образ Кармен». «Образы Хозе и Эскамильо». «Балет «Кармен-сюита». «Новое прочтение оперы Бизе». «Образ Кармен». «Образ Хозе». «Образы «масок» и Тореадора» (2 ч). Сюжеты и образы религиозной музыки». «Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». «Музыкальное зодчество России». «Образы «Вечерни» и «Утрени» (1 ч).«Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». «Вечные темы». «Главные образы» (1 ч). «Музыка к драматическому спектаклю». «Ромео и Джульетта». «Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра». «Гогольсюита». «Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». «Образы «Гоголь-сюиты» (1 ч). «Музыканты — извечные маги». Раскрываются следующие содержательные линии: сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Обобщение материала II четверти (1 ч). Музыкальный материал Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе. Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе —Р. Щедрин. Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах. Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов. Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке. Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского. Дом, где наше детство остаётся. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского. Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина. Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова. Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского. Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко. Синие сугробы.Слова и музыка А. Якушевой. Ночная дорога.С. Никитин, слова Ю. Визбора. Исполнениежеланий. Слова и музыка А. Дольского. Тишь. Слова и музыка А. Загота. Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.)
| Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т. п. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной и зарубежной культуре. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Ориентироваться в джазовой музыке, называть её отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о её художественной ценности. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты (на уроках и во внеурочной деятельности).. Организовывать музыкально-просветительские акции с целью пропаганды музыкального искусства и художественного творчества. Формировать индивидуальное портфолио (портфель достижений). |
Содержание курса |
Тематическое планирование | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 ч) |
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Музыка как вид искусства.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
|
Музыкальная драматургия — развитие музыки». «Два направления музыкальной культуры». «Религиозная музыка». «Светская музыка» (2 ч). Камерная инструментальная музыка». «Этюд». «Транскрипция» (2 ч). «Циклические формы инструментальной музыки». «Кончерто-гроссо» А. Шнитке». «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке» (1 ч). «Соната». «Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена». «Соната № 2 С. Прокофьева».Соната№ 11 В.-А. Моцарта» (2 ч). «Симфоническая музыка». «Симфония № 103(«С тремоло литавр») Й. Гайдна». «Симфония № 40 В.-А. Моцарта». «Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева». «Симфония № 5 Л. Бетховена». «Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта». «Симфония № 1 В. Калинникова». «Картинная галерея». «Симфония № 5 П. Чайковского». «Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича» (5 ч). «Симфоническая картина». «Празднества» К. Дебюсси». «Инструментальный концерт». «Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна». «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина» (3 ч). Музыка народов мира». «Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер» (1 ч). «Исследовательский проект» (1 ч). «Пусть музыка звучит!». Раскрываются следующие содержательные линии: сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и их противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Темы исследовательских проектов: «Жизнь даёт для песни образы и звуки…». «Музыкальная культура родного края». «Классика на мобильных телефонах». «Есть ли у симфонии будущее?».Музыкальный театр: прошлое и настоящее». «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители». «Музыка народов мира: красота и гармония». Обобщение материала III и IV четверти (1 ч). Музыкальный материал Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист. Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах —Ф. Бузони. Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист.Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. А. Шнитке. Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен. Соната № 2. С. Прокофьев. Соната № 11. В.-А. Моцарт. Cимфония № 103. Й. Гайдн. Симфония № 40. В.-А. Моцарт. Симфония № 1 («Классическая») С С. Прокофьев. Симфония № 5. Л. Бетховен. Симфония № 8 («Неоконченная»). Ф. Шуберт. Симфония № 5. П. Чайковский. Симфония № 1. В. Калинников. Симфония № 7 («Ленинградская»). Д. Шостакович. Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси. Концерт для скрипки с оркестром. Рапсодия в стиле блюз. Дж. Гершвин. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.). Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского. Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова. Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого. День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Вот солдаты идут.. К Молчанов, слова М. Львовского. До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы. Баллада о солдате. В. Соловьёв-Седой, слова М. Матусовского. Фантастика-романтика. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные зал, музеи). Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т. п. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной и зарубежной культуре. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Ориентироваться в джазовой музыке, называть её отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о её художественной ценности. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для усвоения содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты (на уроках и во внеурочной деятельности). Организовывать музыкально просветительские акции с целью пропаганды музыкального искусства и художественного творчества. Формировать индивидуальное портфолио (портфель достижений ) |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных организаций.
В комплекты входят следующие издания авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской:
Учебники
«Музыка. 5 класс».
«Музыка. 6 класс».
«Музыка. 7 класс».
Пособия для учителей
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс».
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс».
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс».
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс»
(МР3).
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс»
(МР3).
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 7 класс»
Материально-техническое обеспечение.
- Стандарт основного общего образования по образовательной области
« Искусство».
2.Примерная программа основного общего образования по музыке.
3.Хрестоматии с нотным материалом.
4. Сборники песен и хоров.
5. Методические пособия (рекомендации по проведению уроков музыки.
6. Книги о музыке и музыкантах.
Печатные пособия .
1.Портреты композиторов.
2. Раздаточный материал.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
1.Театральный реквизит ( костюмы и пр.)
Экранно- звуковые пособия.
1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Учебно-практическое оборудование.
1.Музыкальные инструменты : фортепиано (пианино), баян,
аккордеон, балалайка.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения .
- Компьютер.
- Медиапроектор.
3 Расходные материалы:
нотная бумага, цветные фломастеры, карандаши.