Домашняя работа для уроков музыки
материал по музыке на тему

Головацкая Наталья Валерьевна

Домашняя работа учащихся на уроках музыки необходима для более успешного усвоения материала, пройденного на уроке. Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество детей на уроке музыки и за его пределами может развивать их способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnee_zadanie_dlya_urokov_muzyki.doc93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное. (Жан Поль)


Урок музыки – неотъемлемая часть общей системы обучения: он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их музыкальные и художественные впечатления.

Урок музыки  включает основные  три вида деятельности:

слушание,  исполнение и выполнение домашнего задания.

Обратимся к понятию “домашнее задание” или “домашняя учебная работа”, которое имеет ряд определений:

- это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных занятий;

- это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время;

- это форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием.

Из данных определений видно, что домашняя учебная работа является важной и неотъемлемой частью всего учебного процесса. Она активизирует мыслительную деятельность, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и добросовестности. Её целью является не только расширение и углубление знаний, умений, полученных в процессе различных типов уроков музыки, но и развитие индивидуальных склонностей, способностей учащихся в разных предметных областях, а главное познавательных интересов и положительных мотивов к какой-то конкретной дисциплине или предмету, в данном случае - музыке.

Важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют его индивидуальные психические возможности и музыкальные способности. Кроме этого, перенесение части учебного материала, видов деятельности в домашнее задание расширит время урока.

Домашняя работа учащихся на уроках музыки необходима для более успешного усвоения материала, пройденного на уроке.

Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество детей на уроке музыки и за его пределами может развивать их способности. В связи с этим,  важное внимание уделяется деятельно-практической направленности школьников, развивающей их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание.

Разнообразные виды выполнения домашнего задания, увлекают ребёнка, а значит, способствуют развитию его творческих музыкальных способностей

Учитывая разнообразие видов музыкальной деятельности учащихся на уроке музыки, тесную связь музыки с другими видами искусства, появляется возможность творческого подхода учителя к разработке различных видов домашних заданий по музыке.

Учителями музыки используются различные формы домашнего задания:

Слушание музыки дома.

Чаще всего предлагается послушать произведения композитора, с которым познакомились на уроке.

Вокальная импровизация.

Предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.

 

Воображаемая иллюстрация к музыкальным произведениям

Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

Сочинение – миниатюра «Моё видение прослушанного музыкального произведения»

Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.

Например:

Я думаю, что эта музыка завораживает, трогает до глубины души. Она как будто рисует страдания молодого композитора.  (Соната №14  Л.Бетховена (1 ч.)

«Эта музыка настолько изобразительна, что когда её слушаешь, кажется, сам становишься участником этих событий. Вот иду по этому полю и плачу. (С.Прокофьев «Мёртвое поле» кантата «Александр Невский»)

Бедная, бедная кошка Гризабелла. Исполняя свою арию, она столько души вложила, чтобы рассказать о своей судьбе и попросить дать ей возможность возродиться для новой жизни в Кошачьем раю. Молодец Эндрю Ллойд Уэббер, хорошую музыку написал. (Мюзикл «Кошки»)

Анализ музыкальных произведений «Заполни пробел в таблице»

Составление ребусов, используя название нот.

Написание приглашения от имени композитора

Я хочу пригласить Вас на концерт. Там будет исполняться мой новый романс на стихи А.Пушкина. Хотелось бы услышать ваше мнение о том, достоверно ли я нарисовал картину Венецианской ночи? Приезжайте!

Русский композитор, основатель русской классической музыки 19 в. (М.И.Глинка)

Милые мои друзья! Если вы хотите необычно встретить праздник, чтобы приглашаю вас в царство Берендея. Там будут: Лель, царь Берендей, Любавушка, и, конечно же, я -

СНЕГУРОЧКА

Написание синквейна.

Чаще синквейн используется на уроках музыки, как проверка усвоения материала. Но иногда детям предлагается синквейн, как домашнее задание. Необходимо самим придумать слово, к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:

а) Бетховен – мужественный, строгий – сочиняет, творит, вдохновляет – мы восхищаемся его талантом – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.

Осмысленные предложения

В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:

Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...

Презентации, проекты.

Я использую презентации и проекты  как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они выполняют работу.

Темы проектов по музыке:

«Жизнь даёт для песни образы и звуки…»

«Музыкальная культура родного края»

«Классика на мобильных телефонах»

«Есть ли у симфонии будущее?»

«Музыкальный театр: прошлое и настоящее»

«Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»

«Музыка народов мира: красота и гармония»

«Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»

«Образы защитников отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»

«Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы»

«Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего».

«Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему».

«Музыка серьёзная и лёгкая: проблемы, суждения, мнения»

«Авторская песня: любимые барды»

«Что такое современность в музыке?»

«Волшебная сила музыки»

«Воздействие рок-музыки на здоровье человека»

«Роль музыки в будущем человечества»

«Бардовская песня»

«Мюзикл: прошлое и настоящее»

«Воздействие классической музыки на здоровье человека» и др.

Придумать вопросы для повторения темы урока

Тема  «Куда ведёт нас 3 кита?»

  • Каких «китов» ты знаешь?
  • Куда может привести нас  «кит» песня?
  • Куда может привести нас  «кит» танец?
  • Куда может привести нас  «кит» марш?
  • Что такое опера?
  • Что такое балет?
  • Что такое симфония?
  • Что такое концерт?
  • Что такое симфонический оркестр?

Придумать  вопросы – загадки к изученной теме

Например:

Я – маленькая книжечка. И без меня не смогут поставить на сцене оперу или балет Кто я?

Я – открываю нотную запись. Без меня вы не сможете ничего сыграть.  Кто я?

Составить кроссворд. Например:

Русский народный струнный инструмент

Ансамбль,  в котором 5  музыкантов

Низкий женский голос

Высокий мужской голос

Духовой  деревянный инструмент

Музыкальный спектакль, где герои танцуют под музыку

Рассказать о себе, о своём произведении, о месте персонажа в произведении от лица композитора.

Я, австрийский композитор эпохи классицизма. Я очень рано начал сочинять музыку. С детства меня называли «вундеркиндом». Первая моё произведение   опера  «Гигант», а последнее «Реквием». Меня называли «солнечным», «праздничным». Кто я? (В.А.Моцарт)

«Музыкальные склонности у меня начали проявляться рано, вероятно года в четыре. Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена. Больше всего мать играла сонаты из первого тома; затем прелюдии, мазурки и вальсы Шопена. Иногда что-нибудь из Листа, что не так трудно. Из русских авторов – Чайковского и Рубинштейна. Антон Рубинштейн находился на вершине своей славы, и мать была уверена, что он более крупное явление, чем Чайковский. Портрет Рубинштейна висел над роялем. К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили. Кто я? (С.С.Прокофьев)

Приводятся различные высказывания о музыке, пении, исполнительском искусстве.

Размышляем - как представляется существо каждого из высказываний.

Например: 

Музыка — это стенография чувств. (Лев Н. Толстой)

Красивые птицы поют хуже других. (Г.К.Лихтенберг).

Грустно слушать музыку без слов, но ещё грустнее слушать музыку без музыки (Марк Твен).

Соловей берёт качеством – воробей количеством (Эмиль Кроткий). 

Не всякому слуху верь – даже слуху музыкального критика (Эмиль Кроткий). 

И от лёгкой музыки тяжело бывает (Эмиль Кроткий). 

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить. (Ральф У. Эмерсон)
И лягушка может подпевать ( из японского фольклора). 

На дудке играет, да никто не пляшет (из японского фольклора). 

Играй всегда так, как если бы тебя слушал мастер (Роберт Шуман). 

Знал музыку понаслышке (С.Марков).

Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестр.

Составить рейтинг популярности произведений...

Мой взгляд:

Дети:

Это задание даётся старшеклассникам, т.к.  опыт прослушанной музыки у них больше, чем у начальной школы.

Привести свои музыкальные примеры

7 класс урок по теме «Рок-опера. Иисус Христос - суперзвезда»

Домашнее задание: Привести примеры названий советских рок - опер и их авторов.

«Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» А.Рыбникова;

«Орфей и Эвридика»  А.Журбина;

«Стадион», «Мастер и Маргарита» Александра Градского;

«Алые паруса» А.Богословского;

 мультфильм «Бременские музыканты» Г.Гладкова

Составление своего музыкального словаря.

Словарь составляется в процессе изучения нового материала, начиная с первого класса в конце рабочей тетради. Некоторые дети делают мини – книжку.

В связи с тем, что уроки музыки принято рассматривать как уроки искусства, то, прежде всего, это уроки творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими. Серия творческих заданий включает в себя: рисунки, поделки, стихи, сочинения, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой

Важным моментом в выполнении домашних заданий является момент представления работы ребёнком и оценка её учащимися-одноклассниками и учителем. Ребёнок, выполняя задание, глубоко уверен, что его работа будет обязательно проверена и оценена, но он также должен осознавать и ещё одну ее значимость - это доставление эстетического наслаждения, не только в процессе его выполнения, но и в момент её представления. В процессе создания таких работ, как рисунки, поделки можно заметить, что они соприкасаются с предметами “Изобразительное искусство и художественный труд”, “Технология”, т.к. дети не только рисуют, но и лепят из пластилина, вышивают и т.д.. Все эти “маленькие творения” имеют тесное взаимодействие с музыкой линии, цвета, формы.

Преподаватели разных дисциплин считают, что учитель музыки внедряется в их предметную область, тем самым порождая непрофессиональный подход к созданию такого рода работ. Думается, что всё же, в некотором роде они заблуждаются, т.к. в данном случае учитель музыки ставит совершенно другие задачи, а именно:

- побудить учащихся к действию, вызывая эстетическую потребность в создании желаемого образа с помощью полихудожественной деятельности;

- выйти за пределы изучаемой области музыки и связать свои эмоциональные впечатления и переживания с жизненными явлениями окружающей действительности;

- выразить своё отношение к взволновавшему его образу, который заставил их сопереживать или творить прекрасное своими руками.

Опираясь на определение ученых-психологов, что "творческость" есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии, в учебный процесс по предмету “Музыка” была включена система эвристических, творческих домашних заданий. Практика подтвердила эффективность выбора данного подхода. Это проявилось в том, что появилась возможность вызывать и удерживать интерес к музыке у школьников на разных стадиях его зарождения.

“Творить - жить дважды. Альбер Камю

Любое домашнее задание, направленное на усвоение всеми учащимися универсальных учебных действий (УУД), влияет  на становление личности.

А регулярные домашние задания способствуют развитию у учеников самодисциплины, чувства долга и силы воли.

Список использованной литературы

  1. Баранов С.П., Сластёнин В.А. Педагогика - М., 1976. С. 139.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М: Логос, 2003. - 384 с.
  3. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М., 2000. С. 40.
  4. Психолого-педагогический словарь сост. Мижериков В.А. Ростов-на-Дону 1998. С. 135.
  5. Селиванов В.С. основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учебн. Пособие для студ. высш. и пед. Учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластёнина. - Издательский центр “Академия”, 2000. - 336 с.
  6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с: ил. - (Серия “Учебник нового века).
  7. Интернет ресурсы:

http://www.wisdoms.ru/tsitati_pro_muzyku.html

http://obrazovaka.ru/alpha/m/mocart-volfgang-amadej-mozart-wolfgang-amadeus

http://www.kino-teatr.ru/kino/composer/ros/31700/bio/

http://beethoven.ru/

https://learningapps.org/index.php?category=13&s=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы на уроках музыки, 3 класс

Рассматриваются формы и методы работы, дидактические принципы, задачи современного музыкального школьного образования. Кроме того, обсуждаются проблемы современного образовательного процесса, тематич...

Домашняя работа учащихся по музыке как объект профессионального творчества педагога

Виды домашних заданий по музыке 1.                 Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают муз...

Домашние задания на уроках музыки с 1 по 7 класс. практические советы.

В этой статье я рассказываю как необходимо дома готовиться к урокам музыки в разных классах. В 1 классе домашние задания выполняются  по желанию. Во 2 классе - я прошу завести тетрадь, сделать в ...

Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"

Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...

Домашние задания на уроках музыки

Домашние задания на уроках музыки...

Домашнее задание на уроках музыки

Домашнее задание- большое подспорье в нашей работе, но при общей перегруженности учащихся, при тенденции строгого контроля за объемом домашних заданий и количеством проводимых контрольных работ в неде...

Презентация "Домашнее задание на уроках музыки"

Важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют е...