Музыкальное воспитание в коррекционной школе
статья по музыке (5 класс) на тему
Некоторые мои приёмы работы
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
“Музыкальное воспитание в коррекционной школе как один из основных путей эстетического развития и социализации детей с ограниченными возможностями”
Дергунова Татьяна Сергеевна, учитель музыки
МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №7 VIII вида г.Олекминск, Олекминского района, РС(Якутия)
С появлением человека в этом мире его окружает большое количество звуков. Всю жизнь мы живем, слыша эти звуки. Это повседневная часть нашей жизни. Музыка- это упорядоченная последовательность зыуков, исходя из этого музыка с древнейших времен была выразителем важнейших граней человека. В связи с этим, появляется потребность человечества в музыкальном воспитании с раннего детского возраста.
Музыкальное воспитание является универсальной составной частью учебно - воспитательного процесса, но для детей с интеллектуальные недостатки имеет ряд проблем, связанных с возможностями детей, таких как нарушение памяти, речи, внимания, усидчивости, нарушения чувства ритма, музыкального слуха делает практически невозможным посещение имеющихся в городе Олекминске студий.
Музыкальное воспитание в нашей школе заключается в форме уроков музыки согласно учебному плану школы и внеклассной работы в рамках республиканского проекта “Музыка для всех”(вокальные студии, хор)
Цель музыкального воспитания в школе:
Создание обстановки для успешной социализации учеников коррекционной школы в обществе посредствам обучения пению и развитии их певческих способностей и приобщению учащихся к вокальному искусству.
Задачи:
- Формирование эстетического вкуса учащихся
- Развитие и коррекция памяти, речи, внимания и мышления
- Обучение певческим навыкам
- Развитие слуха и голоса детей
- Формирование голосового аппарата
- Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально- слуховых представлений, чувства ритма.
- Коррекция психического и эмоционального здоровья учеников
- Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского песенного творчества)
- Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
В рамках республиканского проекта “Музыка для всех” в 2013году нами была разработана и с успехом внедряется программа музыкального воспитания “Музыка добра- музыка сердца”. Данная программа реализуется в вокальных студиях “Ладошки”, “Сияние” и хор “Лучики” в которых занимаются учащиеся 1-6 классов в возрасте от 6 до 13 лет.
Особенность программы заключается в том, что в ансамблях занимаются дети, имеющие разные стартовые способности и возможности, а так же дети с ограниченными возможностями здоровья. Контингент наших учащихся- дети имеющие интеллектуальную недостаточность, кроме этого в основном дети из неблагополучных , асоциальных семей.
Программа включает в себя как практическую, так и теоретическую работу студий. Расширение теоретических знаний в области вокального искусства крайне необходимая и систематическая работа.
В последнее время большое внимание уделяется внедрению инновационных технологий в образовательный и воспитательный процесс с целью улучшения качества образования, создания комфортных условий обучения при активном взаимодействии всех обучающихся. В результате ученик осваивает умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность.
Современная педагогика использует интерактивные методы и ИКТ технологии для оптимизации процесса обучения. Актуальность применения интерактивных методов и ИКТ технологий в музыкальном воспитании обусловлена недостаточной разработанностью.
В своей работе я активно использую интерактивные приемы и хочу рассказать о применении некоторых из них.
“Открытый микрофон” – суть этого приема в том, что в кабинете музыки во время работы вокальных студий, всегда в рабочем состоянии присутствует микрофон. По желанию, любой ученик может петь используя его. Что нам это дает?
Для учеников:
- Повышается интерес к музыкальной деятельности
- Ребята перестают боятся микрофона
- Повышается мотивация разучивания песни
- Развивается умение слышать себя и слушать других участников ансамбля
Для учителя:
- Контроль разучивания песни каждым участником ансамбля (текст, мелодия и т.д)
- Возможность планирования индивидуальной работы с конкретным учеником.
Кабинет музыки в нашей школе оснащен всем необходимым оборудованием, в том числе профессиональными микрофонами. Использование данного приема помогает является одной из форм работы над песней и приносит видимые положительные результаты.
,,SingPlay,,
Современная жизнь, стремительное развитие информационных технологий обязует каждого учителя идти в ногу со временем. Сейчас для этого есть много возможностей, это и уже зарекомендовавшее себя применение мультимедийных презентаций, видеоуроков.
Еще одним приемом, который я использую в своей работе уже второй год, это работа со звукозаписывающими приложениями для смартфона. Смартфоны , мобильная связь и интернет присутствуют в нашей жизни и жизни наших детей постоянно. Я решила сделать смартфоны своих учеников своим инструментом обучения. Мы часто слышим и говорим об опасности интернета и различных гаджетов для детей и подростков и если мы не можем полностью их оградить от их воздействия, то мы должны максимально направить ребенка на использование этих гаджетов в пользу для их гармоничного развития. Сейчас существует много приложений, в том числе очень полезных.
Я остановила свой выбор на приложении SingPlay . По сути, это приложение является твоей мини звукозаписывающей студией с сохранением записи песни в формате MP3 . На наших занятиях мы часто его используем.
Суть этого приема , в том, что учащийся производит запись песни, сохраняет ее, прослушиваем ее все вместе, записанный ученик производит самоанализ своей записи, так же анализируем все вместе.
Что нам это дает?
Для учеников:
- Развитие умения слушать себя, анализировать свое исполнение
- Развитие адекватной самокритики
- Развитие умения слушать других участников ансамбля
- Умение анализировать исполнение песни
- Повышается интерес к музыкальной деятельности
- Использование гаджетов для развития музыкальных способностей
Для учителя:
- Повышение качества исполнения песенного репертуара ансамбля
- Контроль разучивания песни каждым участником ансамбля (текст, мелодия и т.д)
- Возможность планирования индивидуальной работы с конкретным учеником.
Благодаря использованию приложения у учеников повысилась мотивация к занятиям и в связи с этим качественно улучшилось исполнение разучиваемых песен.
Наши учащиеся участвуют в различных городских и районных песенных конкурсах, фестивалях, концертах ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыкального искусства в коррекционной школе.
Музыка, книги, телевидение играют приоритетную роль в сфере интересов детей.Особое место в иерархии художественных ценностей занимает музыка.Искусство вообще обладает специфическими средствами воз¬дей...
Программа гендерного воспитания старшеклассниц коррекционной школы
Проблема воспитания школьников в процессе гендерной социализации очень сложна и многогранна и имеет различные аспекты - физиологические, социологические, психологические, педагогические.Можно вы...
внеклассное занятие по экологическому воспитанию в коррекционной школе 8 вида
занятие проходит в иде игры, участники учащиеся 5-6 классов...
Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны
Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...
Сообщение "Трудовое воспитание в коррекционной школе"
Формирование трудовых навыков, привычки к длительным трудовым усилиям, коррекция самостоятельности...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыкального искусства в коррекционной школе-интернате VIII вида
Статья опубликована в сборнике "Опыт решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Воронежской области" (материалы Пятых и Шестых областных педагогических чтений. Ворон...