"От адажио к престо"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Замалетдинова Венера Исламутдиновна

Данный урок успешно апробирован, учебный материал доступен и понятен учащимся 6 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_v_6_klasse_temp.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе

Тема: «От адажио к престо»

Цель: определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности.

Задачи:

обучающая – расширить знания учащихся о разновидностях темпа и определить зависимость темпа от содержания произведения;

развивающая – развивать познавательные способности учащихся, воображение, восприятие, умение сравнивать, выделять;

воспитывающая - формировать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в группах.

Тип урока: урок изучения и усвоения нового материала.

Планируемый результаты:

Предметные:

1.Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников.

Метапредметные:

1.Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания произведениям искусства, умения вступать в особую форму духовного общения с миром человеческих чувств, эмоций.

2.Развитие интегративных качеств восприятия.

Личностные:

1.Совершенствовать певческие навыки.

2.Воспитание любви к классической музыке.

Техническое оснащение урока: Доска, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр, аудиозаписи, портреты: Бах, Дж.Россини, компьютерная презентация, карточки-обозначения темпа, таблицы эмоциональных терминов.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие, рапорт дежурного, проверка готовности к уроку.

2. Подготовка к восприятию темы.

На предыдущих уроках мы достаточно много внимания уделили такому средству музыкальной выразительности как ритм.

- Дайте сформулируем определение ритму как музыкальному выразительному средству.

- Только ли музыке принадлежит ритм? Вспомним, что ритмично в нашей жизни?

- Как вы понимаете выражение: «Ритм-основа жизни».

- С каким выразительным средством ритм вступает в музыкальный диалог? (Ритм и метр тесны взаимосвязаны).

- Что означает метр в музыке? Определите по записи ритм и метр на слайде.

- Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

-Каковы их отличительные особенности?

- Назовите произведение, прозвучавшее на уроке, его автора.

- Согласны ли вы, что в «Танце с саблями» А. Хачатуряна главнейшим средством музыкальной выразительности является ритм?

- Как по-вашему, в музыке А. Хачатуряна взаимодействуют метр и ритм – совпадают, дополняют друг друга или «спорят и борются»?

Мы сделали вывод, что метр - это пульсация.

- Как бьётся пульс у человека в разные моменты жизни? Всегда ли одинаково? (Ответы детей).

Выходит, что в разных ситуациях наш пульс меняется. Правильно? (Ответы детей).

- Во всех ли музыкальных произведениях ритм одинаков?

Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито замедляется и даже как будто замирает.

Ребята, сегодня тема урока связана с новым средством музыкальной выразительности, и наша задача познакомиться с разновидностями этого средства и определить его назначение в музыке.

Тема урока звучит на итальянском языке.  Кто догадался, чему будет посвящён сегодня урок?

Разгадать нам ее поможет ключевое слово кроссворда.

Т - как называется высокий мужской голос в музыке (тенор).

Е – как звучит сольная партия Осла в песне Бременских музыкантов? (е-е-е).

М – под музыку эту проводят парад, чтоб в ногу шагал генерал и солдат? (марш).

П – слово книжное «вокал» как иначе б ты назвал? (пение).

Запись темы урока в тетрадь: «От адажио к престо (От Adagio к Presto)».

3. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием «метроном». Вспомним предназначение этого прибора? (ответы детей).

Присмотритесь внимательно на шкалу метронома, что там за обозначения? (ответы детей после просмотра видеофрагмента).

Дайте определение термину «темп» (темп - это скорость исполнения музыки).

Темп принадлежит только музыке?

Приведите примеры проявления различных темпов из своих наблюдений (бег на спортивных соревнованиях, движение секундной стрелки часов, движение часовой стрелки, движение планет…)

4.Работа по теме урока.

Слово темп не нуждается в особенных объяснениях. Мы часто слышим его, употребляем сами и прекрасно знаем, что оно означает скорость движения.

При этом, как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (от латинского «tempus»). (карточка на доске).

Записать в тетрадях определение: «Темп-скорость следования метрических счетных единиц (долей)».

-Какие бывают доли? (сильные и слабые).

- Существует ли взаимосвязь между понятиями ТЕМП и ВРЕМЯ? (ответы уч-ся: чем быстрее темп работы, тем меньше времени затратишь; берёшь максимальный темп, когда бежишь на время на уроке физкультуры...).

Упражнение «Скакалка» - прочитать стихотворение, изменяя темп, правильно распределяя дыхание, четко проговаривая текст.

- Какова роль темпа при чтении этого стихотворения? (помогает создать образ скачущего со скакалкой).

- Какие длительности мы использовали при прочтении стихотворения?

Наша тема называется «От адажио к престо» - «от медленного к быстрому». В этом стихотворении мы постарались изменять темп в данной последовательности.

- Посмотрите на картины «Тачанка» М. Грекова и «Весна. Большая вода» И. Левитана. Какое настроение выражено на них?

-Посмотрите на портреты героев сказок «Петрушка» и «Пьеро». Они похожи внешне, по характеру? (нет).

Музыка за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов, для того, чтобы более полно передать тот или иной образ, чувства, настроения.

Угадать, какой будет темп в произведении мы можем даже по названию, жанру.

- Какими обычно словами мы характеризуем темп музыкального произведения?

(медленный, средний, умеренный, быстрый, стремительный, спокойный и другие).

В музыкальном искусстве каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке.

Largo - очень широко (лярго)

Lento - весьма медленно (ленто)

Adagio – медленно (адажио)

Andante – умеренно (анданте)

Moderato- умеренно (модерато)

Allеgretto - довольно оживлённо (аллегретто)

Allеgro – скоро (аллегро)

Vivace – живо (виваче)

Presto - очень быстро (престо)

5.Первичное закрепление (проверка понимания).

Вспомним «Танец с саблями» А. Хачатуряна. Попробуйте простучать ритм.

- Почему не получается? (трудный рисунок, быстрый темп).

- В каком темпе написан этот фрагмент? (Presto).

- Почему композитор выбрал именно этот темп? (танец кавказцев горячий, задорный).

6.Закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Сочиняя музыкальные произведения, композиторы используют самые разнообразные темпы.

- Как вы думаете, ребята, отчего зависит выбор того или иного темпа? (от содержания произведения, от характера и эмоций, от замысла композитора…)

- Можно ли предположить заранее, каким должен быть темп музыкального произведения?

Попробуем объяснить, как должны звучать эти произведения?

Задание № 1: Ребята (команды) вытягивают карточки и поясняют свой ответ.

Колыбельные – медленно, спокойно, певуче, широко…

Частушки – быстро, игриво, озорно, живо, задорно…

Марши – в умеренном темпе, в темпе шага…

7. Слушание и анализ музыки.

Краткая информационная справка: (с показом слайдов).

И.С. Бах - великий немецкий композитор, органист 18 века. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви, он всегда вызывал недовольство своих влиятельных покровителей. Аристократическому обществу не нравились глубина и серьёзность произведений Баха.

Слушание произведения И.С. Бах. Органная хоральная прелюдия (запись названия в тетрадь).

Прелюдия написана для органа. Орган называют «инструмент-оркестр», самый большой из всех музыкальных инструментов первоначально был церковным и с его звучанием связывались самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и хорал возник как церковное песнопение.

-Как вы считаете, как должны звучать органные хоральные прелюдии И.С. Баха? (ответы детей).

Верно, ребята, поэтому неслучайно это произведение имеет такое название «Я взываю к Тебе, Господи».

Прослушивание фрагмента прелюдии.

- Какое темповое обозначение вы подобрали для этой музыки? (анданте).

- Почему? Каково содержание, настроение, характер? (музыка звучала строгая, сдержанная, как будто человек думает, размышляет).

Органная хоральная прелюдия И. С. Баха отличается особой, печальной красотой. Мелодия этого хорала очень выразительна. Вы заметили, она даже напоминает пение.

О музыке И. Баха написано множество стихов.

Звучаньем струн когда-то покорял Орфей

Не только род людской, но и лесных зверей;

И всё ж, великий Бах, твоё искусство краше:

Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.

                                                 Поэт Э. Худман

3авязалась, закипела,

Все идет живей, живей,

Обуяла тарантелла

Всех отвагою своей ...

Эй, простору! Шибче, скрипки!

Юность мчится! С ней цветы,

Беззаботные улыбки,

Беззаветные мечты!

Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы» итальянского композитора Джоаккино Россини.

Тарантелла - один из самых жизнерадостных и зажигательных народных танцев Италии.

- В каком темпе должно звучать произведение под названием «Неаполитанская тарантелла»?

Слушание произведения Джоаккино Россини «Неаполитанская тарантелла» (запись названия в тетрадь).

- Каков характер музыки?

- Какие темповые обозначения вы определили?

- Изменился ли бы характер тарантеллы в темпе анданте или модерато? (это произведение мы уже не смогли бы назвать тарантеллой).

Раймонд Уильямс сказал: «Музыка – душа танца. Танец без музыки может превратиться в серию бессмысленных ужимок».

-Какие движения могут быть в этом танце? (ответы детей).

Послушав эти произведения, мы можем сказать, что темп вместе с ритмом отражает настроение, содержание, характер произведения.

8. Физкультминутка (Артикуляционные и дыхательные упражнения).

9. Работа над песней «Песенка о счастье».

- Какой темп в данной песне? (Allеgro).

Исполнение песни «Песенка о счастье» в разных темпах.

- Меняется ли характер песни от смены темпа?

10. Закрепление пройденного материала.

Задание № 1: разложить разновидности темпов в порядке нарастания (работа на слайде).

- На какие три группы будет разделение? (медленные, умеренные, быстрые).

Задание № 2: Музыкальная викторина - прослушивание фрагментов 5- 6-ти произведений (карточку с соответствующим темпом поднимать и показывать).

11. Подведение итогов урока.

- Какому средству музыкальной выразительности был посвящён наш урок?

- От какого латинского слова и с каким понятием связан темп?

- От чего зависит в музыке выбор того или иного темпа?

- На каком языке звучат разновидности темповых обозначений?

- Переведите тему урока (от медленного и спокойного к очень быстрому)

- Почему тема звучит в таком темповом обозначении, а не наоборот?

- Какие новые слова и определения вы сегодня для себя узнали?

(Темп – скорость движения музыки. Хорал – церковное хоровое песнопение, тарантелла итальянский народный танец   в быстром темпе).

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!

12.Домашнее задание.

Знать основные обозначения темпов на итальянском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адажио" Альбинони

Презентация к предмету "Искусство" для 9 класса "Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов"...

От адажио к престо

В основе грандиозной картины мира находились 4 начальных божественных чисел (1-2-3-4) вносящих в мироздание порядок и гармонию. Красота и симетрия наделялсь нравственными качаствами....

От адажио к престо

В основе грандиозной картины мира находились 4 начальных божественных числа (1-2-3-4) вносящих порядок и гармонию. Красота и симетрия наделялись нравственными качествами....

Конспект урока музыки для 6 класса Критская "От адажио к престо"

Познакомить детей с определениями темпа в музыке на примере произведений И.С.Баха, Дж.Россини...

Презентация к уроку музыки 6 класс "От адажио к персто"

Основные музыкальные тернмны обозначаюшие темп музыки...

"От адажио к престо"

Конспект урока музыки в 6-ом классе по учебнику Т.И.Науменко, В.Алеев "Искусство. Музыка", М.:Дрофа,2017....