Конспект урока музыки для 6 класса Критская "От адажио к престо"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Терентьева Марина Владимировна

Познакомить детей с определениями темпа в музыке на примере произведений И.С.Баха, Дж.Россини

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_adazhio_k_presto.doc39 КБ
Файл adazhio.odp356.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                             

Класс: 6                                                                                                        

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Как создается музыкальное произведение».

Тема урока: «От адажио к престо».

Цель деятельности:Знать определение темпа в музыке, зависимость выбора темпа композитором

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемый результаты:

Предметные:

  1. Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников.

Метапредметные:

  1. Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания произведениям искусства, умения вступать в особую форму духовного общения с миром человеческих чувств, эмоций.
  2. Развитие интегративных качеств восприятия.

Личностные:

  1. Совершенствовать певческие навыки.
  2. Воспитание любви к классической музыке.

Оборудование :Доска, экран, компьютер, проектор, музыкальны центр, портреты: Бах,Дж.Россини

Ход урока.

                                                                                                                          «О, Музыка…

                                                                                                                                                                Ты – дивный свет,

                                                                                                                                                                Несущий душам просветленье!»

                                                                                                                                                                                                Н. Берак

Этап урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

Организационный момент.

1

-Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Владимировна, и сегодня у вас проведу урок музыки.

Дети приветствуют.

Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

2

Изучение нового материала.

Слушание, наглядность. Объяснение.

12

 Сейчас я Вам включу произведения ,а вы мне скажете как они называются ?А как вы думаете чем они отличаются?Характером,ритмом. А что значит ритм в музыке? Ребята скажите мне что такое ритм в нашей жизни? И какие признаки ритма в нашей жизни?

В каком жанре наиболее разнообразны ритмы?Почему?

 Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается  в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито замедляется и даже как будто замирает.

 Здесь мы подходим к ещё одному средству  ритмической выразительности музыки – её скорости, или темпу.

Музыка, будучи искусством временным, за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов – от медленных до самых стремительных. Темп на латыни означает «время», и, когда вы слышите, как кто-то говорит о темпе музыкального произведения, то это означает, что человек имеет в виду скорость, с которой оно должно исполняться. 

Каждый из музыкальных темпов имеет своё название, обычно на итальянском языке.

Largo –         очень широко

Lento   -       весьма медленно

Adagio-        медленно

Andante-     умеренно

Moderato-  умеренно

Alltgretto-   довольно оживлённо

Alltgro-        скоро

Vivace-        живо

Presto-        очень быстро

Как мы видим, в темповых обозначениях отражены  даже различные оттенки скорости. Как вы думаете  , почему?

 Это зависит от содержания произведения, его характера, от тех настроений и эмоций, которые в нём преобладают.

 Верно. Тема нашего урока « ОТ адажио к престо» . И мы постараемся проследить, так ли это на самом  деле. Т.Е. тема называется …

 От медленного к быстрому.

Как вы думаете, музыка спокойного, созерцательного характера какой имеет темп?

 Медленный.

 Верно. И, соответственно, веселого и шуточного характера… быстрый темп. Вот почему, даже не зная многих музыкальных произведений, мы можем заранее угадать темп по тому, что известно об их содержании или жанре.

 Например органные хоральные прелюдии И.С. Баха.

Как они должны звучать?

Орган звучал

 В церкви и  музыка была светлой и возвышенной.

А хорал- - это церковное песнопение, и лишь со временем  некоторые композиторы стали включать мелодии хоралов в свои инструментальные произведения. Давайте с вами послушаем произведение И.С.Баха. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе ,Господи», и вы мне скажете  какой у него темп?

Слушание: И.С.Бах. Органная хоральная прелюдия.

И так какое темп у этого произведения?

Правильно медленный. Адажио, анданте.

А состояние, которое предаёт музыка этой прелюдии?

Запишите  наиболее подходящие прилагательные которые подходят к этому произведению.

 Для примера перед вами несколько иллюстраций. Какая из них наиболее соответствует характеру и темпу произведения?

Звучаньем струн когда-то покорял Орфей

Не только род людской, но и лесных зверей;

И всё ж, великий Бах, твоё искусство краше:

Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.

                                      Поэт Э. Худман

 

Дети слушают, отвечают, фантазируют.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

3

Изучение нового материала. Слушание.

10

Совсем по иному звучат в музыке быстрые темпы. Какое настроение предают быстрые темпы?

Это  мир живых и радостных эмоций, стремительных танцев, движений, душевных порывов.

Завязалась, закипела,                                

Эй, простору! Шибче, скрипки!

Всё идёт живей, живей,                          

 Юность мчится! С ней цветы,

Обуяла тарантелла                                            Беззаботные улыбки,

 Всех отвагою своей…                                        Беззаветные мечты!

Это слова из « Неаполитанской тарантеллы» итальянского композитора Джоакино Россини.

Тарантелла – один из самых жизнерадостных и зажигательных народных танцев Италии. Сейчас мы с вами послушаем это произведение ,а вы мне ответите какой темп этого произведения,я проверю как вы запомнили названия темпов .

Слушание: Д. Россини « Неаполитанская тарантелла»

И так какой же темп у этого произведения?

Правильно, быстрый, Аллегро.

 А состояние, которое предаёт музыка?

Что вы представили когда слушали это произведение?

Если выбирать инструменты, то какие?

Ударные, они будут подчёркивать весёлый, жизнерадостный характер музыки

Музыка – душа танца. Танец без музыки может превратиться в серию бессмысленных ужимок.

                                                          Раймонд Уильямс.

 Какие движения могут быть в этом танце?

Повторное слушание.

Сейчас мы с вами послушаем еще раз это произведение а вы нарисуйте что вы представили.

Послушав  эти произведения, мы можем сказать, что…

Темп вместе с ритмом отражает настроение, содержание, характер произведения. Cейчас мы свами поиграем , нужно сложить мазайку  ,я проверю на сколько хорошо вы запомнили музыкальные темпы,вам будут представлены музыкальные темпы на итальянском языке и русском ,а вам нужно будет их соединить.

Дети слушают, отвечают, фантазируют.

Играют, анализируют

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

4

Пение.

10

Не только  в крупных произведениях можно определить темп . Это касается и такого распространённого жанра , как песня. А теперь предлагаю вам послушать произведение, которое вы разучивали на том уроке, кто помнит, как оно называется? А композитор?  Песня наша называется «Непогода», композитор – Максим Дунаевский. Предлагаю вам вспомнить её , доучить и спеть в караоке!

Дети учат и поют.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

5

Подведение итогов.

И так ребята  какие новые слова и определения вы сегодня для себя узнали?

(Темп – скорость  движения музыки. Хорал – церковное хоровое песнопение,тарантелла  итальянский народный танец   в быстром темпе. )На каком языке обозначают музыкальные темпы?Назовите их.С каким средством ритмической выразительности музыки , мы с вами познакомились сегодня на уроке?

Спасибо за урок! До свидания!

Дети отвечают и прощаются.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...