Конспект урока в 5 классе на по теме "Импрессионизм в музыке и живописи"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Ломакина Евгения Александровна

Конпект урока музыки для 5 класса по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, раздел "Музыка и изобразительное искусство".

Цель урока: раскрыть особенности импрессионзма как стиля искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._impressionizm_v_muzyke_i_zhivopisi.docx27.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5 классе

по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Цель урока: раскрыть особенности импрессионизма как стиля искусства.

Задачи урока:

Метапредметные:

- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод;

- развивать способность к интерпретации;

- развитие воображения, художественной интуиции.

Предметные:

- раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

Личностные:

- формирование художественного вкуса

- формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни.

Тип урока: усвоение новых знаний.

На уроке использовался метод проектной деятельности (выполнение домашней работы)

Оборудование: компьютер, проектор.

Музыкальный материал: Клод Дебюсси прелюдия «Лунный свет», Г. Гладков «Песня о картинах»

Ход урока.

Слайд 1.(К. Моне «Впечатление. Восход солнца»)

Чарующий рассвет, неясные тона...
Вот облака раскрасило огнём!
И, робкая, как птица, тишина
Вдруг упорхнула...Где ей место днём?
Струится кверху золото огня,
Прорвался луч! И, между туч, в оконце,
Торжественно открыв начало дня,
Из океана величаво всходит солнце!

Учитель: Восход солнца ознаменовал начало нового дня. И это здорово! Ведь сегодня мы с вами встретились здесь. Давайте улыбнёмся новому дню, друг - другу.

Ребята, какие виды искусства помогли нам сегодня воссоздать прекрасную картину утра?

Ученики: Музыка, литература, живопись

Учитель: Эта репродукция картины выдающегося французского живописца Клода Моне, которая называется «Впечатление. Восход солнца»

Что является центром композиции картины? (Оранжевый круг солнца)

В какие тона окрашивает солнце небо и воду? (В теплый розовато-желтоватый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск – оранжево-красная дорожка.)

Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда? (Лодки – темные силуэты на воде; линия берега, суда – все словно в призрачной дымке; все окутано туманом.)

Учитель: Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм от французского impression - впечатление

Как бы вы сформулировали тему урока?

Ученики: Импрессионизм в музыке и живописи.

Слайд 2. (Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи»).

Учитель: Итак, тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи».

Слайд 3. (Импрессионизм).

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с вами с новым направлением в живописи. Кто запомнил, как оно называется?

Ученики: Импрессионизм

Использование метода проектной деятельности (Выступление ученицы 5в класса Потаповой А.)

Учитель: Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства. Идеи импрессионизма нашли своё воплощение также в литературе и музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты - красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание  в музыке уделяется динамическим оттенкам. В произведениях этого стиля авторы стремились передать жизнь в непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Слайд 4. (Импрессионизм в музыке. К. Дебюсси, годы жизи).

Учитель: Зарождение импрессионизма в музыке, родоначальником которого и ярчайшим представителем был Клод Дебюсси (1862 г. - 1918 г.), относится к середине 90-х годов XIX века.

Именно новаторскому гению Дебюсси Франция обязана тем, что в XX веке французская музыка заняла одно из важнейших мест в мировой музыкальной культуре. Музыкальные произведения К. Дебюсси сравнивали с полотнами художников импрессионистов: Моне, Писсарро и Сислея, отсюда этот термин перешел и в музыку.

“Музыка – это краски в биении ритмов”*, – так говорил Клод Дебюсси.

Дебюсси называют художником, который рисует звуками. Он, так же как и художники - импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Созданная им музыка невесома, прозрачна и легка. Даже названия произведений («Эстампы», «Эскизы») говорят о тесной связи с живописью. Важнейшее место в творчестве Дебюсси занимает фортепианная музыка. Будучи первоклассным пианистом, Дебюсси обращается к фортепианным сочинениям на протяжении всей жизни. Образный ряд его фортепианных произведений связан с картинами природы, названия его произведений созвучны поэтическим строчкам, вслушайтесь в них: “Туманы”, “Вереск”, “Ветер на равнине”, “Сады под дождем”, «Феи – восхитительные танцовщицы», «Девушка с волосами цвета льна», «Снег танцует». Если воссоздавать музыку Дебюсси средствами живописи, то это наверняка были бы акварельные краски и пастельные тона.

Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся, мы прослушаем произведение Клода Дебюсси «Лунный свет»

Слайд 5. («Лунный свет»).

Учитель: по окончании слушания ответим  на вопросы:

  • Какое настроение  создает эта музыка? (картина волшебной ночи и лучи лунного света, которые струятся в окно, музыка таинственная, утонченная, изысканная, прозрачная)
  • Изменяется ли оно в произведении? (в средней части появляются яркие звучности, которые передают восторг и восхищение красотой ночи)
  • Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный пейзаж (акварельные, прозрачные, водянистые, нежные )

Учитель: "Лунный свет" Клода Дебюсси - один из тех редких случаев, когда композитору удалось не только создать прекрасную музыку, но и воплотить в звуках всю непостижимость созерцания ночного неба. Так же как мириады звезд и блеск луны заставляют человека исчезнуть, раствориться в бесконечности, так и сочинение французского композитора уносит в далекие дали и создает чувство единения с природой. Дебюсси особенно удачно удавалось передавать вечные образы природы, он словно рисовал мелодией импрессионистский пейзаж.

Учитель: а сейчас я вам предлагаю отдохнуть и выполнить несколько дыхательных упражнений (дыхательная гимнастика, распевание).

На прошлом уроке мы начали разучивать «Песню о картинах» композитора Г. Гладкова

Слайд 8 (текст песни и музыка)

Исполнение песни

Подведение итога урока: сегодня на примере произведений художников и композиторов – импрессионистов, мы с вами убедились в том, как сильно живопись оказала влияние на музыку. Благодаря  такой музыке (построенной на впечатлениях) и наше восприятие окружающего мира становится богаче, полнее и эмоциональнее, мы можем лучше видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения.

Слайд 9. (домашнее задание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».

Конспект предназначен для уроков литературы в 5 классе. Урок дает богатый материал для воспитания у учащихся любви к родной природе, которая не оставляла равнодушными поэтов, музыкантов, художников в ...

Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...

презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"

презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"...

конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"

конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой...

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе   по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи». Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессио...

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс...