Музыкальное воспитание детей с ОВЗ
статья по музыке на тему

в данной статьерассматриваютмя вопросы музыкадьного воспитания детей С ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_muzykalnoe_vospitanie_detey_s_ovz.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание детей с ОВЗ

Прежде чем приступить к теме «Музыкальное воспитание детей с ограниченным состоянием здоровья» хочется сказать несколько слов в защиту вымирающей профессии, а именно музыкального руководителя. В статье за 2003г. в журнале «Дошкольное воспитание», я прочитала работу кандидата искусствоведения Т. Тютюнниковой «Труппа или группа», в которой речь шла об изменении самой формы утренников в детских учреждениях и о той роли, которую, по сути, должен исполнять музыкальный руководитель. Не становясь по очереди и одновременно массовиком затейником, режиссёром для Дедов морозов и водяных, работником сцены, суфлёром и т.д. Кроме того ему полагается быть чутким и вдумчивым педагогом, высоко квалифицированным музыкантом, творческим до предела своих возможностей. Но при этом кротким и терпеливым к любым выражениям неудовольствия со стороны сотрудников и администрации РЦ.

Где ещё есть специалисты, безропотно выполняющие такое количество разнопрофильных обязанностей, которые не предусмотрены их основной профессии? В Москве уже давно ощущается нехватка музыкальных руководителей, да и средний возраст – пенсионный. Выпускники музыкальных педагогических училищ и факультетов вузов  не  хотят работать по специальности, рассматривая такой поворот событий, как страшную несправедливость судьбы.  В чём причина?

Эмоционально-психологические перегрузки, которые испытывает добросовестный музыкальный руководитель, единолично отвечающий за праздник – ЧУДОВИЩНЫ! Об этом должны знать руководители всех уровней.

Хочется сказать немного о сценариях. Мне кажется, что в традиционном варианте их писать не нужно, а просто составляется план праздника, расписанный по пунктам. План за 2-3 недели до праздника составляется музыкальным руководителем и воспитателями из материала, который уже есть. Ведущий должен объясняться просто и естественно, как в жизни – прозой. Это облегчает участь ведущего. Зачем сложности, если можно просто. Нужно просто создать атмосферу общения обычными словами, общаться непосредственно с детьми и родителями. Ведущий – душа праздника. Он должен иметь пространство для импровизации, реагировать на ситуацию, быть раскрепощённым. И даже если что-то не получилось, не должно быть «разбора полётов» в коллективе. Мы все уважаем, друг друга и не нужно делать выводы, ведь каждый старался сделать, как можно лучше, приложив к этому все свои способности. Кроме того, ошибка – непременное условие дальнейшего развития. Мы делаем выводы и идём дальше. Как и всё в нашей жизни, праздники получаются когда-то хуже, когда-то лучше, иногда очень хорошими, но они всего лишь часть нашей совместной работы. Праздники идут своим чередом, не превращаясь в этакое образцово-показательное событие. Фанатизма тут не должно быть, особенно если принять во внимание, что объектом его приложения в Центре, как правило, становятся больные дети.

И уж совсем несправедливо требовать совершенства во всех утренниках только от музыкального руководителя. Его нервная система истощается именно от жёстких требований – каждые 2-а месяца выдавать на гора идеальный продукт. Пусть воспитатели и методисты хоть на минуту представят, что им каждые два месяца нужно показывать открытые развлекательные  занятия для родителей не 45 – 60 минут! Вот почему и нужно беречь музыкальных руководителей!

А теперь перехожу к основному вопросу – о новых методиках, инновациях. В центре программ музыкального воспитания педагога музыканта должен быть ребёнок, а его интересы, желания и возможности должны стать целью этих программ и методик. Сейчас же в большинстве случаев их целью является обслуживание интересов взрослых, тех, кто создаёт программы, работает с детьми, руководит и тех кто смотрит потом концерты. Ребёнок же всегда живёт «здесь и сейчас». Любую его деятельность направляет и оценивает чувство удовольствия и любопытства по принципу: «надо – не надо». В организме ребёнка всё время щёлкает безошибочный тестер: есть удовольствие – нравится, нет удовольствия – не нравится, мне это не надо. Если ребёнку «не надо», а педагог при этом эксплуатирует его терпение (повторяет ещё раз, пока получится), то у ребёнка возникает чувство неудовольствия, а после появляется стойкая нелюбовь к музыкальным занятиям. Сколько времени проводит малыш на стульчике, пока другие дети репетируют частушки или танец к утреннику? Или репетируют сценку надоевшую изрядно? Задумаешься невольно, и станет ясно и понятно, музыкально-педагогический поезд приезжает в тупик.

Поэтому беру на себя смелость сказать, что немалую долю в нашей работе, при вполне добросовестном к ней отношении, составляет явный педагогический брак.

Замученные репетициями перед праздниками дети часто мечтают об одном, чтобы их оставили в покое и просто дали поиграть. И надо понимать, что в нашем Центре находятся дети с различными патологиями.

Всё смешалось  и перепуталось в взрослых головах. Так и хочется воскликнуть: «На детский праздник приходите не как зрители, а как участник с собственной затеей и сами повеселите малышей!» Музыкальные руководители часто вынуждены не учить детей, а развлекать взрослых, т.к. круговороту утренников, фестивалей, развлечений, где участвуют дети 3-6 лет,  нет конца. Так и хочется спросить: « Неужели нет других форм, отражающих мастерство работы педагога с детьми, причём не только отличающимися способностями?» Замечу, что талантливому ребёнку педагог со своими инновационными методами  нужен в минимальной степени, а вот ребёнок, которому природа дала немного, в них очень нуждается.

Было бы хорошо, чтобы своё слово по теме сказали психологи, методисты, дефектологи.

Не настало ли время покончить с этой показухой и вспомнить об истинных задачах современного музыкального воспитания, и о том, что же должны на самом деле давать ребёнку музыкальные занятия?

Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. И поэтому нет необходимости дальше эксплуатировать идею об исключительно украшательных функциях музыкальности. Начать использовать, пока ребёнок не забыл то, что ему даровано природой, т.к. неиспользованное, невостребованное извне атрофируется. Эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкальных занятий.

Хочется верить, что всё вышесказанное поможет всем нам осознать, что тратить силы и время на дрессировку детей для разного рода выступлений, перед взрослыми НЕВЕРНО! Цель музыкального руководителя – доставить радость и удовольствие детям, делать их жизнь более счастливой.

В своей работе, я люблю экспериментировать. Мои дети любят петь по синтезатор. Ребята чувствуют себя маленькими артистами, т.к. возможности электронной музыки огромны. Звучание синтезатора заменяет целый оркестр и дети представляют, что они на празднике настоящие звёзды эстрады. Кроме того, пение под синтезатор организовывает ребёнка, учит быть более внимательным на занятиях, а главное – вырабатывает эстрадную выдержку и повышает самооценку ребёнка. Со временем дети чувствуют себя более уверенными и раскрепощёнными на сцене.

I.  Современные дети любят и современные  ритмы. Поэтому я на каждом празднике провожу дискотеки с родителями. (рассказать о том, как это проводится).

II.  Пение песен под караоке. (рассказать ход занятий).

  1. Программа «Весёлые нотки» - разработала и реализовала, опираясь на программу Радыновой «Музыкальные шедевры».

Однажды я не только подобрала музыку, но и сочинила подходящие стихи – физминутки. Таким образом, проходит музыкально-игровая гимнастика. Детям очень нравится. Такая гимнастика объединяет и физкультуру, и музыку, и театрализацию. Писала стихи к упражнениям, разрабатывала комплексы гимнастики, которые объединялись одной тематикой или плавно переходили от одной части к другой. Эта гимнастика интересна детям, как игра. Здесь самому ребёнку надо быть внимательным не только к ритму, но и к тексту, ведь не подсказываю, когда надо менять движения. Я начинаю музыкально-игровую гимнастику обязательно с ритмичной ходьбы под марш. В движении дети гораздо быстрее усваивают характер музыки.

Хочется закончить своё выступление словами известного австралийского пианиста и педагога Артура Шнобеля: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ребёнка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...

Презентация "Музыкальное воспитание детей в детском доме"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ"МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ ДОМЕ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5539041","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 546px; height:...

Статья. 1. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.Музыкальное воспитание в детском ...

Методические рекомендации о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей

Методические рекомендации о совместной деятельностидетского сада и семьи по музыкальному воспитанию детейПриобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного...

«Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья детей». Реферат.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказани...

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н. «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования» на XIV Ярмарке социально-педагогических инноваций

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н.«Организация   музыкального  воспитания  детей  с  ОВЗ в  условиях  дошкольного  обра...