Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету ПО.01.УП.01. «Специальность (домра) и чтение с листа».
рабочая программа по музыке
Программа учебного предмета «специальность (домра) и чтение с листа», разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dudliy_ea_predprof_programma_2022-23u.g.docx | 82.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное
учреждение культуры дополнительного образования
города Нягани
"Детская школа искусств"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ДОМРА)
И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
Нягань 2022
Рассмотрена и рекомендована к утверждению и реализации на методическом совете МАОУК ДО города Нягани «ДШИ» Протокол от « »__________2022г. №__ | «Утверждаю» Директор МАОУК ДО города Нягани «ДШИ» ___________ И.А. Бережная « » ______________2022 г. |
Разработчик: Е.А. Дудлий, преподаватель первой категории по классу домры
МАОУК ДО г.Нягани ДШИ
Рецензенты:
З.П.Шлохина, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ СО «Краснотурьинский колледж искусств», заслуженный работник культуры РФ
Л.А. Якимова, преподаватель высшей квалификационной категории МАОУКД г. Нягани «Детская школа искусств», заведующая народным отделом
Структура программы учебного предмета
1 Пояснительная записка
1.1 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
1.2 Срок реализации учебного предмета
1.3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
1.4 Формы проведения учебных занятий
1.5 Цели и задачи учебного предмета
1.6 Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7 Методы обучения
1.8 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
2 Содержание учебного предмета
2.1 Сведения о затратах учебного времени
2.2 Годовые требования по классам
3 Требования к уровню подготовки обучающихся
4 Формы и методы контроля, система оценок
4.1 Аттестация: цели, виды, форма, содержание
4.2 Критерии оценки
5 Методическое обеспечение учебного процесса
5.1 Методические рекомендации педагогическим работникам
5.2 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
6 Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1Список рекомендуемой нотной литературы
6.2 Список рекомендуемой методической литературы
- Пояснительная записка
1.1 Характеристика учебного предмета
Программа учебного предмета «специальность (домра) и чтение с листа», разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Данная программа направлена на приобретение детьми знаний, умений , навыков игры на домре, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности, приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого исполнительства, приобретение детьми творческой деятельности, овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. Необходимо прививать учащимся любовь к народной музыке, к искусству родной страны, к русской классической музыке и произведениям советских композиторов, к произведениям зарубежной классики и передовых зарубежных композиторов современности.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как так учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а наиболее одарённые из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.
1.2 Срок реализации программы для детей, поступивших в 1 класс в возрасте
с 6 лет и 6 месяцев до 9 лет - 8 лет, с 10-12 лет - срок обучения 6 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего или среднего полного общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год.
Младшими классами является: с 1-4 классы по 8 летнему обучению
с 1-2 классы по 5 летнему обучению
1.3 Объём учебного времени.
Срок обучения | 8 лет | 9-й год обучения | 5 лет | 6-й год обучения |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 1579 | 280,5 | 1039,5 | 280,5 |
Количество часов на аудиторные занятия | 559 | 82,5 | 363 | 82,5 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 1185 | 198 | 558 | 132 |
- Формы проведения учебных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий (очная) - индивидуальная, продолжительность урока 40 минут.
Заочная форма обучения предполагает использование дистанционных технологий. Образовательный процесс проходит заочно с помощью современных информационных технологий. Для обучения необходим доступ в сеть Интернет и компьютер или другие персональные устройства, позволяющие получать учебные материалы. Дистанционный режим обучения применяется в различных условиях, в том числе при изменении режимов работы школы: по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам. Использование информационных технологий, электронного обучения обеспечивает эффективность самостоятельной работы учащихся в период каникулярного времени.
Основной формой учебной и воспитательной работы с учащимися ДШИ в инструментальном классе является индивидуальное занятие педагога с учеником. Однако в первый год обучения возможны мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используется для занятий с двумя-тремя учащимися одновременно. Это даёт педагогу возможность уделять больше внимания развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащегося. Индивидуальное обучение и воспитание учащихся в ДМШ осуществляется на основе индивидуального плана учащегося. Планирование и индивидуальный подход к ученику неразрывно связаны. Индивидуальный план начинается с характеристики ребёнка. Особенности ученика обосновывают задачи на ближайший период, преимущественные методы воздействия, репертуар. Программа каждого ученика должна быть разнообразной по стилям и жанрам, произведения по техническим задачам должны быть как трудными, так и лёгкими. В конце полугодия педагог отмечает в плане качество выполнения программы и изменения, если они имеются.
В индивидуальный план входит:
- новый репертуар (концертный);
- работа над упражнениями и гаммами;
- повторение пройденного материала;
- пьесы для ознакомления;
- работа над этюдами.
1.5 Цели и задачи
Основной целью программы обучения является формирование творческой личности, способной самореализоваться в окружающем жизненном пространстве.
Для достижения цели необходимо направить усилия на решение следующих задач:
- обеспечить ребёнку комфортную эмоциональную среду – «ситуацию успеха» и развивающее обучение;
- создать условия для раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала;
- развивать музыкальные способности и профессионально-исполнительские навыки;
- прививать любовь к инструменту, воспитывать чувство гордости родной национальной культуры;
- способствовать формированию личностных качеств, мировоззрения, системы жизненных ценностей.
- определить наиболее одарённых детей и подготовить их к дальнейшему обучению в средние профессиональные музыкальные учебные заведения.
1.6 Обоснование структуры программы
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени; - требования к уровню подготовки обучающихся школьников; - описание дидактических единиц учебного предмета; - формы и методы контроля; - методическое обеспечение учебного процесса.
1.7 Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: -словесный (рассказ, беседа, объяснение); -метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения); - метод показа ( показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес); - объяснительно-иллюстративный ( педагог играет произведение ученика и попутно объясняет); - репродуктивный метод ( повторение учеником игровых приёмов по образцу учителя); - метод проблемного изложения ( педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решений); - частично-поисковый ( ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
1.8 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным нормам и нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по данному учебному предмету имеют площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра, подставок под ноги. Образовательное учреждение имеет в наличии комплект инструментов ( домры 4-х и 3-х струнные ученические и концертные).
При дистанционном обучении необходимо соответствующее техническое оборудование. Необходим доступ к электронной информационной образовательной среде, представляющей собой совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, необходимых для организации опосредованного взаимодействия обучающихся с преподавателем.
- Содержание учебного предмета
2.1 Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (домра) и чтение с листа», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица №2
Срок обучения 8 (9) лет
Распределение по годам обучения | ||||||||||||||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||
Продолжительность учебных недель в году | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | |||||||||
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | |||||||||
Общее количество часов на аудиторные занятия | 559 | 82,5 | ||||||||||||||||
641,5 | ||||||||||||||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | |||||||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам | 99 | 99 | 132 | 132 | 165 | 165 | 198 | 198 | 198 | |||||||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 1188 | 198 | ||||||||||||||||
1386 | ||||||||||||||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю | 5 | 5 | 6 | 6 | 7,5 | 7,5 | 8,5 | 8,5 | 9 | |||||||||
Общее максимальное количество часов по годам | 160 | 165 | 198 | 198 | 231 | 231 | 280,5 | 280,5 | 280,5 | |||||||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 1777 | 280,5 | ||||||||||||||||
2027,5 | ||||||||||||||||||
консультации | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Срок обучения – 5 (6) лет
Таблица №3
Распределение по годам обучения | |||||||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Продолжительность учебных недель в году | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | |||||
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | |||||
Общее количество часов на аудиторные занятия | 363 | 82,5 | |||||||||
445,5 | |||||||||||
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | |||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 558 | 132 | |||||||||
690 | |||||||||||
Максимальное количество часов на занятия в неделю | 5 | 5 | 5 | 6,5 | 6,5 | 6,5 | |||||
Общее максимальное количество часов по годам | 160 | 165 | 165 | 214,5 | 214,5 | 214,5 | |||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 919 | 214,5 | |||||||||
1133,5 | |||||||||||
консультации | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоение учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.),
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
2.2 Годовые требования по классам
Срок обучения – 8 (9) лет
Первый класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 3- х часов в неделю
Таблица№4
Перечень разделов | теория | практика |
Знакомство с инструментом | История создания домры | |
Изучение нотной грамоты | Нотный стан, названия нот | Расположение звуков на грифе инструмента |
Постановка игрового аппарата | Посадка, постановка рук | Показ на собственном примере: контроль за правильной постановкой игрового аппарата |
Основные приёмы игры | Пиццикато, игра медиатором | Пиццикато большим пальцем правой руки, игра ударов кистью, предплечьем, тремоло на открытых струнах |
Штрихи, атака звука | Нажим, толчок, бросок, деташе, легато, стаккато | Осваивание одиночных ударов, а затем в сочетании с использованием тремоло |
Интонирование | Вслушивание в мелодический рисунок, интонирование в гаммах | Изучаемые пьесы, гаммы |
Динамика | Понятие о динамике | Изучаемые пьесы |
Развитие чувства ритма | Понятие метр, ритм, длительности | Игра со счётом вслух, определение сильных и слабых долей в пьесе |
Формирование основ музыкальной культуры | Посещение концертов, выступления на концертах | |
Работа над произведениями | Разбор, анализ пьес | Изучаемые пьесы |
Развитие технических навыков | Упражнения, гаммы однооктавные | Упражнения Баклановой, Шрадика |
В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти: 8-12 песен-прибауток на открытых струнах; 4-6 небольших пьес различного характера.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Считалочки «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Паровоз», «Дождик»
и др. пьесы на открытых струнах.
Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Метлов Н. «Паук и мухи»
Русская народная песня «Не летай, соловей»
2 полугодие
Игра гамм D-dur, G-dur - начиная с открытой струны.
Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.
В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти:
гаммы D-dur, G-dur ударом П, переменный удар, дубль- штрих;
8-10 песен и пьес различного характера.
Примерный репертуарный список переводного зачёта во 2 полугодии:
Агафонников В. Обработка рус. народной песни «Две тетери»
Дирванаускас А. «Литовский народный танец»
Иванов А. «Полька»
Качурбина М. «Мишка с куклой пляшут полечку»
Люлли Ж.Б. «Песенка»
Русская народная песня «Скок, скок, поскок»
«Как пошли наши подружки»
Моцарт В. «Пастушья песня»
За год учащийся должен сыграть один зачет в 1 полугодии –академический концерт и 1 зачет во 2 полугодии – переводной экзамен во 2 класс. На экзамене исполняются 2-3 произведения.
Второй класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 3 часов в неделю
Повторение пройденных в 1-м классе теоретических понятий и выученных произведений.
Знать устройство инструмента, правила посадки и постановки рук.
Основы нотной грамоты: уметь ориентироваться в нотной записи и на грифе
инструмента.
Осмысленно и выразительно играть небольшие пьесы.
Основные технические требования
Единичное движение медиатора вниз и вверх, переменное движение.
Ровность переменных ударов, работа над тремоло (на открытых струнах или
отдельных нотах, во избежание зажатости рук).
Штрихи, атака звука - нажим и бросок (единичное движение медиатора).
Игра в первой позиции.
Игра в разных позициях, без их смены.
Динамика: p, mp, mf, f, cresc., dim. Ровное динамическое звучание, контрастная динамика.
Ритмика: Дубль-штрих, квартоли.
Красочные приемы. pizz. б. пальцем. Шумовые эффекты. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие
способности передачи, образов с помощью музыкальных и выразительных средств.
Подготовка к выступлению
Подбор индивидуальной программы для выступления на академическом концерте или экзамене. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.
В течение второго года обучения ученик должен пройти
- 8 – 10 разножанровых пьес;
- однооктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио до 2-х знаков разными штрихами; штрихи в гаммах:,VV, ПУ, дубль штрих, триоли на одну ноту, пунктирный ритм, пиццикато большим пальцем, тремоло (по возможности.), пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности);
- 3-4 этюда на различные штрихи с простым ритмическим рисунком;
- чтение с листа пьес различного характера в медленном темпе.
За учебный год учащийся должен сыграть 1 зачет в первом полугодии – академический концерт и 1 зачет во 2 полугодии – переводной экзамен в 3 класс. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений. На экзамене исполняются 2-3 произведения.
Примерный репертуарный список академического концерта и переводного экзамена:
Бакланова Н. «Колыбельная», «Марш октябрят»
Бетховен Л. «Экосез»
Голубева Д. Обр. рус.нар. песни «Степь да степь кругом»
Кокорин А. «Блинчики»
Левина З. «Неваляшки»
Чешская народная песня «Аннушка»
Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»
Шальман С. «Мамин праздник»
Шуман Р. «Весёлый крестьянин»
Шутенко К. Обр. укр. нар. Песни «По дорози жук»
Третий класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 4 часов в неделю
Повторение пройденных в 2-м классе теоретических понятий.
Чтение с листа несложных мелодий. Ученик должен уметь свободно разбираться в нотном тексте, обозначениях темпа, динамики, знать музыкальные термины, основные средства выразительности, уметь
охарактеризовать исполняемую музыку; знать основные приемы игры и штрихи, свободно владеть инструментом в пределах первой позиции.
Основные технические требования
Совершенствование техники левой руки, аппликатурной дисциплины.
Соединение тремоло с движением медиатора вниз, движением медиатора вверх. Нажим и бросок (переменное движение медиатора).
Артикуляция. Стаккато (с участием пальцев левой руки). Легато, нон легато.
Деташе, тремоло.
Дальнейшая работа по организации игрового аппарата, над координацией работы рук и культурой звука. Развитие навыков исполнения кантилены.
Воспитание навыков грамотной работы с нотным текстом. Расширение динамической шкалы.
Развитие навыков осмысленной, выразительной, технически четкой и ритмически точной игры.
Расширение понятий о выразительных средствах музыки и ее временных свойствах (мелодия, лад, метр, ритм).
Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств.
Гаммы однооктавные в 1 позиции, арпеджио. Тонические трезвучия в пройденных тональностях. Темп медленный.
Подготовка к выступлению
Подбор индивидуальной программы для выступления на академическом концерте.
Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании. Формирование сценической и общей культуры.
В течение третьего года учащийся должен пройти:
- однооктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио, различными штрихами и приемами игры; ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль) ; хроматические упражнения, упражнения различных авторов;
- 2-3 этюда на различные виды техники;
- 8-10 пьес различного характера;
- чтение с листа.
За учебный год учащийся должен сыграть 2 зачета в первом полугодии –технический зачет и академический концерт и 2 зачета во 2 полугодии – технический зачет и переводной экзамен в 4 класс. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений. На экзамене исполняются 2-3 произведения.
Примерный репертуарный список академического концерта и переводного экзамена:
Власов В. Обр.белорусской нар. песни «Бульба»
Глейхман В. Обр. рус. нар. песни «По полю, полю»
Григ Э. «Заход солнца»
Жилин А. «Вальс»
Зверев А. «Буратино и пудель Артемон»
Золкин А. «Задира»
Кабалевский Д. «Клоуны»
Конов В. «Наигрыш»
Кучеров В. «Полька»
Темнов В. «Весёлая кадриль»
Хреннников Т. «Колыбельная Светланы»
Ансамбль
Вебер К. «Хор охотников»
Гайдн И. «Шутка
Четвертый класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 4 часов в неделю
Повторение пройденных в 3-м классе теоретических понятий.
Слушание музыки, чтение с листа легких пьес. Повторение теоретических
обозначений, встречающихся в нотном тексте изучаемых ранее произведений.
Основные технические требования
Снятие в тремолировании, тремоло легато. Начальные навыки исполнения
кантилены.
Штрихи, атака звука. Мягкая, твердая и подчеркнутая атака звука; атака звука в тремоло.
Артикуляция. Стакатто, легато, нон легато.
Игра в позициях. Смена позиций.
Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот. Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты).
Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель.
Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе, игра на полуприжатых струнах).
Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: «пиццикато средним пальцем», игра за подставкой.
Гаммы, арпеджио. Диатонические однооктавные в 1 позиции (три вида минора). Мажорные гаммы до 3-х знаков в ключе, темп умеренный. Двухоктавные. Тонические трезвучия в пройденных тональностях. Темп медленный. Переход из позиции в позицию. Штрихи: вниз -вверх, дубль -штрих, ритмические фигурации . Ритмика: дуоли, триоли, квартоли. Изучение терминологии.
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Развитие навыка предслышания.
Работа над произведениями крупной формы. Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, сонатина, вариации).
В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.
Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д.
Подготовка к выступлению
Подбор индивидуальной программы для выступления на академическом концерте или экзамене. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.
В течение года учащийся должен пройти:
- 8 - 10 разножанровых пьес, в том числе 1 произведение крупной формы;
- двухоктавные мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков до III позиции,
арпеджио;
- 4 этюда на различные виды техники;
- чтение нот с листа.
За учебный год учащийся должен сыграть 2 зачета в первом полугодии –технический зачет и академический концерт и 2 зачета во 2 полугодии – технический зачет и переводной экзамен в 5 класс. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений. На экзамене исполняются 2-3 произведения.
Примерный репертуарный список академического концерта и переводного экзамена
Андреев В. «Бабочка», «Грёзы»
Багиров Э. «Романс»
Бетховен Л. «Контрданс»
Гендель Г. «Вариации», «Сонатина»
Глинка М. «Чувство», «Простодушие», «Андалузский танец»
Дмитриев Н. Обр.рус.нар.песни «На горе-то калина»
Зверев А. «Маленькое рондо»
Олейников Н. «Антошка»
Россини Д. «Хор тирольцев»
Чайковский П. «Вальс»
Ансамбль
Компанеец Г. «Менуэт»
Прокофьев С. «Марш»
Моцарт В.А. «Колокольчик»
Пятый класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 5 часов в неделю
Повторение пройденных ранее теоретических понятий.
Слушание музыки, чтение с листа легких пьес.
Повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте
изучаемых ранее произведений.
Освоение мелизмов.
Основные технические требования
Усложнение ритмических задач.
Работа над беглостью пальцев левой руки, закрепление навыков игры в высоких позициях. Освоение аккордовой техники.
Диатонические двухоктавные гаммы. Арпеджио.
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.
Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений. Работа над стилистическими особенностями.
Работа над звуком, ритмом, другими особенностями выбранного произведения
Подготовка к выступлению
Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений. Профессионально
ориентированным учащимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее 4-5 раз на концертах с исполнением произведений различных жанров и форм (сольных и ансамблевых), при этом количество исполняемых ими произведений не ограничивается. Уделять внимание сценической этике.
В течение года учащийся должен пройти:
- 6 - 8 разножанровых пьес, в том числе произведение крупной формы;
- двухоктавные мажорные и параллельные минорные гаммы до 4-х знаков и
арпеджио различными штрихами и ритмическими формулами; при повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование длительностей (восьмые-шестнадцатые); особое внимание направить на динамическое развитие;
- 3-4 этюда на различные виды техники;
- упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игры;
- чтение с листа.
За учебный год учащийся должен сыграть 2 зачета в первом полугодии –технический зачет и академический концерт и 2 зачета во 2 полугодии – технический зачет и переводной экзамен в 6 класс. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений. На экзамене исполняются 2-3 произведения.
Примерный репертуарный список академического концерта и переводного экзамена
Бакланова Н. «Сонатина»
Бах В.Ф. «Весной»
Боккерини Л. «Менуэт»
Будашкин Н. «Родные просторы»
Гурилёв А. «Однозвучно гремит колокольчик»
Джойс А. «Осенний сон»
Дмитриев Н. Обр. песен «Волга-реченька – глубока»,
«Как на этой на долине»
Ридинг О. «Концерт си-минор»
Матвийчук М. Обр. укр.нар.песни «Ой, за гаем, гаем»
Успенский М. Обр. рус. нар. песни «Ивушка»
Ансамбль
Новиков А. «Смуглянка»
Старинный бальный танец «Падеспань»
Старинный русский романс «Я встретил вас»
Шестой класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 5 часов в неделю
Повторение пройденных ранее теоретических понятий.
Формировать умение самостоятельно разучивать и художественно цельно
исполнять произведения различных жанров и стилей.
Закреплять навыки чтения с листа.
Достигать необходимого уровня функциональной грамотности, овладевая навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка, элементарного анализа музыкального произведения, формировать умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Упражнения с открытой струной. Смена позиции через открытую струну.
Двухоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио (короткие без обращений) до четырех знаков различными штрихами, ритмическими рисунками и динамическими оттенками. Хроматические гаммы.
Работа над интонацией как наиболее полным выражением содержания
произведения.
Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев левой руки, закрепление навыков игры в высоких позициях.
Совершенствование работы над художественной стороной исполнения на основе анализа изучаемого произведения и использования музыкально – выразительных исполнительских средств (тембровых, артикуляционных и др.).
В течение года учащийся должен пройти:
- 6 - 8 разножанровых пьес, в том числе1-2 произведения крупной формы;
- мажорные и минорные двухоктавные гаммы и арпеджио до 4-х знаков в ключе различными штрихами и приемами игры, ритмическими группами. Упражнения Шрадика, Шевчика;
- упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;
- 2-3 этюда на различные виды техники;
- чтение нот с листа.
За учебный год учащийся должен сыграть 2 зачета в первом полугодии –технический зачет и академический концерт и 2 зачета во 2 полугодии – технический зачет и переводной экзамен в 7 класс. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений. На экзамене исполняются 2-3 произведения.
Примерный репертуарный список зачетов
Афанасьев Л. «Гляжу в озера синие»
Баев Е. «На ранчо»
Бетховен Л. «Сонатина», «Менуэт»
Бирнов А. «Посиделки»
Вивальди А. «Концерт соль - мажор», 1 часть или 2 и 3
«Концерт ля – минор» 1 часть
Глиэр Р. «У ручья»
Губер «Концертино»
Дворжак А. «Романтическая пьеса»
Зверев А. «Петрушка на ярмарке»
Масснэ Ж. «Размышление»
Хелтон Д. «Карибские ночи»,
«Воспоминание о цирке»
Ансамбль
Бах В.Э «Жалоба»
Будашкин Н. «Родные просторы»
Олейников А. «Колыбельная», «Школьная полька»
Крылатов Е. «Крылатые качели»
Седьмой класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю
Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.
Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.
Самостоятельная работа над произведением.
В течение 7 года обучения ученик должен пройти:
-упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;
- игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов;
-2-4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;
-6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
Чтение нот с листа.
За учебный год учащийся должен сыграть 2 зачета в первом полугодии технический зачет и академический концерт и 2 зачета во 2 полугодии – технический зачет и переводной экзамен в 8 класс. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений. На экзамене исполняются 2-3 произведения.
Примерный репертуарный список зачетов
Аренский А. «Экспромт»
Бакиханов Т. «Элегия»
Будашкин Н. «Концерт для домры»
Вивальди А . «Концерт» для скрипки ля минор
Гендель Г Соната G-dur, 1, 2 части
Городовская В. «У зари-то, у зореньки» обр. рус. нар.п.
Зейц Ф. «Концерт №1» часть 1, 2и3 ч.
Лысенко М. «Прялка»
Моцарт В.А. «Рондо и соната ля – мажор»
Обер Ж. «Жига»
Сен-Санс К. « Лебедь»
Восьмой класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,
музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства;
- знание профессиональной терминологии, репертуара для народных
инструментов;
- достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
- владение различными видами техники исполнения: мелкая, крупная, аккордовая.
Умение использовать художественно оправданные технические приемы.
Целенаправленная подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в профессиональное учебное заведение. Углубленное изучение произведений, входящих в программу вступительного экзамена в колледж. Участие в концертной жизни класса и школы.
Основная задача и педагогическая направленность на данном этапе – развитие творческой активности и инициативы. Работа над сценической выдержкой.
К выпускному экзамену необходимо приготовить 4-5 разнохарактерных пьес, включая произведение крупной формы, народной музыки, этюд или пьеса по выбору. При подготовке к экзамену возможен выбор пьесы из ранее пройденного материала.
В течение учебного года – 3 прослушивания (декабрь, февраль, апрель), выпускной экзамен (май).
Примерный репертуарный список итоговой аттестации:
Абреу З. – Макаров А. «Тико-тико»
Петренко М. «Концерт №1»
Винчи А. «Соната»
Венявский Г. « Романс»
Верачини Ф. «Ларго»
Гаврилов А. «Я на горку шла»
Гендель Г. «Ария с вариациями»
Городовская В. «Не корите меня, не браните», «Памяти Есенина» «Концертное рондо»
Глюк К. В. «Мелодия»
Паганини Н. «Вариации»
Лаптев В. «Во поле березонька стояла»
Обер Ж. «Жига»
Тамарин И. «Старинный гобелен»
Цыганков А. «Экспромт в стиле кантри»
Цыганков А. «Ой, цветет калина»
Цыганков А. «Вальс»
Цыганков А. Вариации «Под гармошку»
Шнитке А. «Менуэт»
Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.
Девятый класс
Специальность и чтение с листа 3 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю
В основе – требования VIII класса, но на более высоком профессиональном уровне.
Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в
средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:
- к работе над техникой в целом;
- к работе над произведением,
- к качеству самостоятельной работы;
- к сформированности музыкального мышления
Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах.
С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)
Срок обучения – 5 (6) лет
Требования по специальности для обучающихся на домре сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но осваиваются в несколько сжатой форме и частично перемещены с учетом возрастной специфики учащихся.
Репертуар должен во всех классах включать в себя разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, при этом общий уровень сложности может быть несколько ниже, чем по программе 8-9-летнего срока обучения. Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Основная задача педагога - направить на максимальную реализацию творческий потенциал ученика, при необходимости - подготовить его к поступлению в образовательную организацию среднего профессионального образования.
Первый класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 3- х часов в неделю
Пробуждение интереса к музыке. Знакомство с домрой (составные части, показ возможностей). Изучение основ нотной грамоты.
Основные технические требования
Организация игрового аппарата: посадка, постановка рук, удержание инструмента.
Освоение упражнений доигрового периода.
Освоение основных приёмов игры: единичное движение медиатора вверх, вниз, переменное движение медиатора, короткие фразы тремоло. Красочный приём: Рizz. большим пальцем правой руки.
Штрихи, атака звука: нажим, бросок.
Чтение с листа
В течение каждого занятия по предмету ученик читает с листа 1-2 произведения.
Задачи: развитие навыков чтения нот штрихом сверху (или большим пальцем), исполнение простого текста (размер 4/4, длительности – целые, половинные, четверти (сначала на открытых струнах)).
Игра в первой позиции, игра в разных позициях без их смены. Включать в работу все игровые пальцы левой руки.
Игра диатонических однооктавных гамм в первой позиции A, D арпеджио.
В первом классе учащийся должен выучить 1-2 этюда, 14-16 пьес, различных по характеру, включая пьесы на одной струне, игра в ансамбле с педагогом.
За год учащийся должен сыграть один зачет в 1 полугодии –академический концерт и 1 зачет во 2 полугодии – переводной экзамен во 2 класс. На экзамене исполняются 2-3 произведения.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Считалочки «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Паровоз», «Дождик»
и др. пьесы на открытых струнах.
Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Метлов Н. «Паук и мухи»
Русская народная песня «Не летай, соловей»
Примерный репертуарный список переводного зачёта во 2 полугодии:
Агафонников В. Обработка рус. народной песни «Две тетери»
Дирванаускас А. «Литовский народный танец»
Иванов А. «Полька»
Качурбина М. «Мишка с куклой пляшут полечку»
Люлли Ж.Б. «Песенка»
Русская народная песня «Скок, скок, поскок»
«Как пошли наши подружки»
Моцарт В. «Пастушья песня»
2 класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 3 часов в неделю
Во втором классе учащийся должен выучить:
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-20 различных произведений, включая ансамбли и этюды.
Чтение с листа
В течение каждого занятия по предмету ученик читает с листа 1-2 произведения.
Задачи: игра в 1-ой позиции простыми длительностями; ясный, простой текст. Размеры 2/4, ¾, 4/4. Длительности – половинные, четверти, восьмые. Штрихи: сверху, сверху/снизу, тремоло.
Технические требования.
2-4 этюда на различные виды техники, гаммы однооктавные A,D,G. Арпеджио в первой позиции. Ритмика: дубль-штрих, триоли, квартоли ( на одну ноту). Гаммы ре-мажор. Соль мажор по сборнику упражнений Баклановой Н. Гаммы F, A (3х стр. домра)
Атака звука: нажим, бросок. Короткие фразы тремоло.
6 тетрахордов в восходящем и нисходящем движении.
За год учащийся должен сыграть один зачет в 1 полугодии –академический концерт и 1 зачет во 2 полугодии – переводной экзамен во 2 класс. На экзамене исполняются 2-3 произведения.
Примерный репертуарный список академического концерта и переводного экзамена:
Бакланова Н. «Колыбельная», «Марш октябрят»
Бетховен Л. «Экосез»
Голубева Д. Обр. рус.нар. песни «Степь да степь кругом»
Кокорин А. «Блинчики»
Левина З. «Неваляшки»
Чешская народная песня «Аннушка»
Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»
Шальман С. «Мамин праздник»
Шуман Р. «Весёлый крестьянин»
Шутенко К. Обр. укр. нар. Песни «По дорози жук»
3 класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 4 часов в неделю
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев.
8-10 пьес различных эпохи стилей (народная, эстрадная, классическая, современная).
Чтение с листа
В течение каждого занятия по предмету ученик читает с листа 1-2 произведения.
Задачи: игра в 1-4 позициях. Штрихи – legato, staccato, non legato. Длительности – половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые.
Технические требования
2-4 этюда на различные виды техники, гаммы мажорные и минорные в первой позиции d,D,a,A,G,g. Арпеджио. Тетрахорды. Тремоло легато, нон легато, стаккато. Ритмика: 2,3,4, в гаммах.
За учебный год учащийся должен сыграть 2 зачета в первом полугодии –технический зачет и академический концерт и 2 зачета во 2 полугодии – технический зачет и переводной экзамен в 4 класс. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений. На экзамене исполняются 2-3 произведения. Технический зачёт: гаммы ре-мажор- си-минор (гармонический, мелодический вид), термины (октябрь); этюд, термины (февраль).
Примерный репертуарный список академического концерта и переводного экзамена:
Власов В. Обр.белорусской нар. песни «Бульба»
Глейхман В. Обр. рус. нар. песни «По полю, полю»
Григ Э. «Заход солнца»
Жилин А. «Вальс»
Зверев А. «Буратино и пудель Артемон»
Золкин А. «Задира»
Кабалевский Д. «Клоуны»
Конов В. «Наигрыш»
Кучеров В. «Полька»
Темнов В. «Весёлая кадриль»
Хреннников Т. «Колыбельная Светланы»
Ансамбль
Вебер К. «Хор охотников»
Гайдн И. «Шутка»
4 класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 4- х часов в неделю
Развитие исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над звукоизвлечением, динамикой, ритмом.
8-10 пьес различных эпох и стилей. 1-2 произведения крупной формы
Чтение с листа
В течение каждого занятия по предмету ученик читает с листа 1-2 произведения.
Задачи: продолжение работы над задачами 3 класса. Дальнейшее развитие грамотного чтения с листа.
Технические требования
2-4 этюда на различные виды техники, гаммы диатонические двухоктавные (ля-мажор,фа#минор (гармонический, мелодический), фа-мажор, ре-минор. Хроматические однооктавные в первой позиции от « соль» и «ля». Освоение красочных приёмов. Ритмика: до квинтолей. Игра в ансамбле, чтение с листа. В октябре и феврале проводится технический зачёт 1 гамма и этюд, термины. За учебный год учащийся должен сыграть 2 зачета в первом полугодии –технический зачет и академический концерт и 2 зачета во 2 полугодии – технический зачет и переводной экзамен в 3 класс. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений. На экзамене исполняются 2-3 произведения.
Примерный репертуарный список академического концерта и переводного экзамена:
Андреев В. «Бабочка», «Грёзы»
Багиров Э. «Романс»
Бетховен Л. «Контрданс»
Гендель Г. «Вариации», «Сонатина»
Глинка М. «Чувство», «Простодушие», «Андалузский танец»
Дмитриев Н. Обр.рус.нар.песни «На горе-то калина»
Зверев А. «Маленькое рондо»
Олейников Н. «Антошка»
Россини Д. «Хор тирольцев»
Чайковский П. «Вальс»
Ансамбль
Компанеец Г. «Менуэт»
Прокофьев С. «Марш»
Моцарт В.А. «Колокольчик»
5 класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 4- х часов в неделю
Формирование всего комплекса навыков и знаний, полученных за время обучения. Углубленная работа над звуком. Разбор произведений итоговой выпускной программы. Исполнение гамм в заданном темпе. Целенаправленная подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в образовательную организацию среднего профессионального образования.
6-8 произведений различных эпох и стилей, из них не менее 1-2 крупной формы.
Чтение с листа
В течение каждого занятия по предмету ученик читает с листа 1-2 произведения.
Задачи: развитие метроритмической организации ученика. Использование смен позиций в левой руке. Развитие грамотного и «беглого» чтения с листа, что дает возможность ученику в короткий срок ознакомиться с большим количеством произведений.
Технические требования
2-4 этюда на различные виды техники. Двухоктавные гаммы со сменой позиций ми мажор- до#минор, ля-мажор- фа#минор. Арпеджио.
Ровное динамическое звучание, контрастная динамика от р mp, mf,F. Ритмика: до 6 в гаммах . Штрихи: деташе, маркато, сфорцандо.
За учебный год учащийся должен сыграть 2 зачета в первом полугодии –технический зачет и академический концерт и 2 зачета во 2 полугодии – технический зачет и переводной экзамен в 6 класс. Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений. На экзамене исполняются 2-3 произведения. Для тех учащихся, которые обучаются по пятилетней программе, в конце года проводится выпускной экзамен. Учащийся должен исполнить 4 произведения, включая произведение крупной формы пьесу зарубежного, русского композитора, обработку народной мелодии или оригинальное произведение (все пьесы разнохарактерные).Возможно исполнение пьесы из ранее выученного материала. Примеры программ выпускного экзамена: Вариант 1
Бетховен Л. «Рондо»
Афанасьев Л. «Гляжу в озёра синие»
Дворжак А. «Романтическая пьеса»
Конов В. «Возле речки, возле моста»
Вариант 2.
Зейц Ф. «Концерт№1» часть 1
Городовская В. Обр.рус.нар.песни «У зари-то, у зореньки»
Хелтон Д. «Карибские ночи»
Едикке П. «Мизинчик»
6 класс
Специальность и чтение с листа 3 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 4- х часов в неделю
Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения. Повышение уровня развития музыкально-художественного мышления учащихся, углубленная работа над звуком и техникой исполнения. Целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в образовательную организацию среднего профессионального образования. Изучение различных по стилям и жанрам произведений, в том числе, входящих в программу вступительного экзамена. Совершенствование исполнения гамм, упражнений и этюдов. Участие в классных, тематических, общешкольных и выездных концертах.
Примерный репертуарный список итоговой аттестации:
Абреу З. – Макаров А. «Тико-тико»
Петренко М. «Концерт №1»
Винчи А. «Соната»
Венявский Г. « Романс»
Верачини Ф. «Ларго»
Гаврилов А. «Я на горку шла»
Гендель Г. «Ария с вариациями»
Городовская В. «Не корите меня, не браните», «Памяти Есенина» «Концертное рондо»
Глюк К. В. «Мелодия»
Зейц Ф. «Концерт№1»
Паганини Н. «Вариации»
Лаптев В. «Во поле березонька стояла»
Обер Ж. «Жига»
Тамарин И. «Старинный гобелен»
Цыганков А. «Экспромт в стиле кантри»
Цыганков А. «Ой, цветет калина»
Цыганков А. «Вальс»
Цыганков А. Вариации «Под гармошку»
Шнитке А. «Менуэт»
Шуберт Ф. «Серенада»
3 Требования к уровню подготовки выпускников
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретение им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Занятия по предмету «Музыкальный инструмент» (домра) входят в состав учебного плана в рамках специального предмета.
Занятия по классу домра связаны не только с получением учащимися необходимых навыков игры на инструменте, но и с комплексом музыкальных дисциплин (сольфеджио, элементарная теория музыки, музыкальная литература, хоровое пение), изучив который учащийся выпускного класса должен:
- овладеть основами приёмами игры на домре;
- иметь представление об основных приёмах игры, штрихах, динамике, тембре мелизмах, красочных приёмах;
- накопить определённый технический багаж: владеть основными приёмами игры, различными штрихами, видами техники, сменой позиций;
- знать музыкальные термины;
- обрести навыки слухового контроля, интонирования;
- оперировать динамическими нюансами, преодолевать ритмические трудности, владеть навыками исполнения двойных нот и аккордов;
- уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений;
- уметь анализировать исполняемую музыку, и использовать данные анализа в своей интерпретации, самостоятельно работать над текстом и техническими трудностями;
- владеть на уровне требований программы школы умением играть в ансамбле, аккомпанировать, читать ноты с листа и подбирать по слуху;
- иметь репертуар для концертных выступлений.
Итоговая оценка выпускника должка быть комплексной, учитывающей качество исполнения выпускной программы, результаты собеседования по исполняемым произведениям, активность работы учащегося на протяжении обучения в школе.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности домры для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
- знание художественно-исполнительских возможностей домры;
- знание музыкальной терминологии;
- знание репертуара для домры, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
- наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
4 Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Цель любой аттестации — определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Оценки качества знаний по «Специальности (домра) и чтение с листа» охватывают все виды контроля:
-текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели,
задачи и формы.
Таблица 5
Вид контроля | Задачи | Формы |
Текущий контроль | - поддержание учебной дисциплины, - выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, - повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различных систем оценивания. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. | контрольные уроки, академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам |
Промежуточная аттестация | определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения | зачеты (показ части программы, технический зачет), академические концерты, переводные экзамены |
Итоговая аттестация | определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета | Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9) |
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации.
Преподаватель планирует и проводит контрольные уроки в течение четверти (полугодия) в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапа изучаемой программы с целью повышения его мотивации к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные прослушивания могут проводиться в классе в присутствии других преподавателей, включать в себя элементы беседы с учащимся и обсуждение рекомендательного характера.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты могут быть дифференцированные и недифференцированные с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения; выступление ученика оценивается комиссией.
Переводные экзамены могут проводиться в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения предмета данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершается обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами.
Дистанционный режим работы: текущий контроль осуществляется в дистанционном режиме и оценивается по итогам работы. Промежуточная (годовая) аттестация может осуществляться по текущим оценкам.
4.2 Критерии оценок
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Таблица 6
Оценка | Критерии оценивания исполнения |
5 («отлично») | - исполнение программы целиком без остановок и существенных ошибок; - ясным, внятным звуком; - ритмично; - в достаточной степени выразительно; - исполняемые произведения соответствуют примерным программным требованиям. Все требования к качеству звука, ритмичности, музыкальности исполнения, а также уровень сценической культуры оцениваются в соответствии с возрастом и годом обучения. |
4 («хорошо») | Несоответствие исполнения какому-либо пункту/пунктам предыдущего раздела, например: - заметная ошибка, либо несколько менее значительных; - некачественное звучание инструмента; - неритмичное исполнение; - невыразительное исполнение; - несколько заниженный уровень сложности программы. Степень данных недочетов в исполнении оценивается комиссией. |
3 («удовлетворительно») | Значительное несоответствие исполнения какому-либо пункту/пунктам первого раздела, например: - множественные ошибки или остановки; - значительно заниженный уровень сложности программы; - различные комбинации пунктов 1-4. |
2 («неудовлетворительно») | Отказ от выступления, либо невыученность программы и невозможность доиграть ее до конца. |
Зачет (без оценки) | Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:
- оценка годовой работы учащегося;
- оценки за академические концерты или экзамены;
- другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:
- продемонстрирован достаточный технический уровень владения инструментом;
- раскрыт художественный образ музыкального произведения;
- отражено понимание в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.
На выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
5 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
5.1 Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделений, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления
с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на домре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение. При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными приемами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно рекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно
использованы характерные особенности данного инструмента – домры.
В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.
5.2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
• Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
• периодичность занятий - каждый день;
• объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в школе педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности);выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над
звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и
фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
6 Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1 Список рекомендуемой нотной литературы. Сборники пьес в сопровождении фортепиано, этюды.
1 Азбука домриста Тетрадь 1. Составитель Дьяконова И.Т. Москва.,2004. – 36 с.
2 Азбука домриста Тетрадь 2. Сост. Дьяконова И.Т. Москва., 2004. -45 с.
3 Александров А. Школа игры на 3х струнной домре. Москва., 1988. – 175
4 Букварь балалаечника для балалайки и фортепиано . 1-3 классы ДМШ Сост. Зверев А. Ленинград., «Музыка» 1988. -43с.
5 Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. Москва.,1986. 136с.
6 Домра 1 класс Учебный репертуар. Сост. Белоконев Н. Киев., 1986. -38с.
7 Домра 2 класс Сост. Белоконев Н. Киев., 1986. -43с.
8 Домра 3 класс Сост. Белоконев Н. Киев., 1986. -61с.
9 Домра 4 класс Сост. Белоконев Н. Киев., 1986. -42с.
10 Кокорин А. Детский альбом для домры и фортепиано. Омск 2000. -18с.
11 Круглов В. Школа игры на домре. Москва. Издательство Российской академии музыки им. Гнесиных 2003. -195с.
12 Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Москва., 1988.-183с.
13 Пьесы для 3х струнной домры и фортепиано Тетрадь1 Сост. Ахунова О. Санкт-Петербург., 1999. -30с.
14 Старинные вальсы в переложении для 3х струнной домры и фортепиано Сост. Фурмин С. Москва., 1982. -51с.
15 Хрестоматия балалайки 3-5-классы ДМШ. Составление Глейхмана В. Москва.,2007. -157с.
16 Хрестоматия домриста 1-2 классы ДМШ Сост. Александров Вып.1 Москва.. 1971. –48с.
17 Хрестоматия домриста 1-3 классы ДМШ Трёхструнная домра Сост. Евдокимов В. Москва., 1985. -79с.
18 Хрестоматия домриста 4-5 классы ДМШ Трёхструнная домра Сост. Евдокимов В. Москва., -62с.
19 Хрестоматия балалаечника 4-5-классы ДМШ Сост. Зажигин В. Москва., 1986. -56с.
20 Хрестоматия для скрипки 1-2 классы ДМШ Сост. Гарлицкий Москва., 1967.
21 Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы 2-3 класс ДМШ Сост. Гарлицкий М. Москва.,1989. -111с.
22 Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки Вып. 1 Сост. К.Фортунатов 1963
23 Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки Вып.2 Сост. К.Фортунатов 1963
24 Хрестоматия для скрипки. Педагогический репертуар 3-4кл.ДМШ 1984
25 Хрестоматия для скрипки. Педагогический репертуар 4-5кл.ДМШ 1990
26 Хрестоматия для скрипки. Педагогический репертуар 5-6кл.ДМШ 1986
27 Чайковский П. Альбом пьес Переложение для скрипки и фортепиано Составление. Москва.,1999. -46с.
28 Чунин Н. Школа игры на домре.Москва.,1986. -150с.
- Шальман С. Я буду скрипачом. Ленинград.,1984. -100с.
30Этюды для 4х струнной домры Тетрадь II Киев 1962 Крейцер Р
31 Этюды для скрипки 5-6 классы ДМШ М 1961
32 Юный скрипач Выпуск 1 Сост. Фортунатов К. Москва.,1990.
33 Юный скрипач Выпуск 2 Сост. Фортунатов К. Москва., 1990.
34 Юный скрипач Вып.З Сост. К.Фортунатов 1988
35 Юным скрипачам Вып.2 2-Зкл. ДМШ Киев 1974
36 Юным скрипачам Вып.З 4кл. ДМШ Киев 1974
37 Юным скрипачам Вып.4 5кл. ДМШ Киев 1975
38 Юным скрипачам Вып.5 бкл. ДМШ Киев 1975
- Юным скрипачам Вып.6 7кл. ДМШ Киев 1976
40 Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке 4-е издание Редакция Раабена Л. Ленинград.,1983. -62.
6.2 Рекомендуемая методическая литература для педагога
1 Вольская Т.И., Уляшкин М.И. Школа мастерства домриста. - Е., 1995. 2 Вольская Т.И. Особенности организации исполнительского процесса на домре. - Е., 1995
3 Вольская Т.И., Гареева И.В.. Технология исполнения красочных приёмов на домре. – Е., 1995
4 Гареева И.В , Ступени мастерства домриста. –Е.. 1996
- Григорян Л.. Начальная школа игры на скрипке. – Москва,1975.
- Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону., 2002. - 287с.
- Лысенко Н. Методика обучения на домре. Киев., 1990. - 88 с.
8 Олейников Н. Ф. Вопросы совершенствования техники левой руки домриста. - С., 1979.
- Олейников Н.Ф. Сборник начальных упражнений и этюдов для 4-х струнной домры. - С., 1979.
- Пересада А. Справочник домриста. - К., 1993
- Ставицкий 3. Начальное обучение игре на домре. Ленинград., 1984. -
- с.
12 Сугоняева Е. Музыкальные занятия с малышами. Ростов-на-Дону., 2002.- 176 с.
- Сулейманов Р.Ф. Как научиться читать с листа музыкальное произведение. Казань., 1997.
- Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. Москва., 1984. - 173 с.
- Чувашова О. Специальный класс трёх- и четырёхструнной домры. Программа для ДМШ. Тюмень., 1999. -90 с.
16 Чунин В. Школа игры на трёхструнной домре. Москва., 1986. -151 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Ансамбль. Срок реализации 5 лет.
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Ансамбль. Срок реализации 5 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (баян) Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
дополнительная предпрофессиональная программа по учебному предмету "Баян"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА срок обучения 5(6) лет
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе примерной программы по данному предмету ПО.02.УП.03, рекомендованной Министерством культуры РФ (разработчик...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область В.03.Вариативная часть В03.УП.02. АНСАМБЛЬ
Данная программа учебного предмета разработана с целью улучшения качества игры в ансамбле и более качественной подготовки...
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...