Главные вкладки
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" по учебному предмету ПО.01.УП.01."Специальность (гитара) и чтение с листа"
рабочая программа
Предпрофессиональная программа гитара 8-
летний срок обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа гитара 8 - летний срок обучения | 298 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА НЯГАНИ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Народные инструменты»
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01. УП.01.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
«ШЕСТИСТРУННАЯ ГИТАРА»
1-8 классы
г. Нягань
2024 г.
Рассмотрена и рекомендована «Утверждаю»
к утверждению и реализации Директор МАОУК ДО
на методическом совете г. Нягани «ДШИ»
МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ» __________ С.П.Саяфарова
Протокол от « »__________2024г. №__ « » ____________2024г.
Разработчик - Михайлова Гульнора Митиновна, преподаватель отдела русских народных инструментов (гитара, домра, балалайка) МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ», преподаватель высшей квалификационной категории.
Рецензент – Якимова Л.А., преподаватель отдела русских народных инструментов (гитара, домра, балалайка) МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ», преподаватель высшей квалификационной категории.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
1.2. Срок реализации учебного предмета;
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
1.4.Форма обучения очно – заочная;
1.5. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
1.6. Цели и задачи учебного предмета;
1.7. Обоснование структуры программы учебного предмета;
1.8. Методы обучения;
1.9. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
2.1. Сведения о затратах учебного времени;
2.2. Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
4.2. Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам;
5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1. Учебная литература;
6.2.Методическая литература.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «шестиструнная гитара», далее – «Специальность (шестиструнная гитара)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (шестиструнная гитара)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на шестиструнной гитаре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед
педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты (шестиструнная гитара)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
1.2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
«Специальность (шестиструнная гитара)»:
Таблица 1
Срок обучения | 8 лет |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 1316 |
Количество часов на аудиторные занятия | 559 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 757 |
Консультации (в часах) | 62 |
1.4. Форма обучения очно – заочная.
1.5. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Другие виды аудиторных занятий: прослушивание, зачёт (технический зачёт), академический концерт, консультации.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ.
1.6. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)»
Цели:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на шестиструнной гитаре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на шестиструнной гитаре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
овладение знаниями, умениями и навыками игры на шестиструнной гитаре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
формирование навыков сольной исполнительской практики и
коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику
самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к
продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
1.7. Обоснование структуры программы учебного предмета
«Специальность (шестиструнная гитара)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
1.8. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по
образцу учителя);
метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
частично - поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.
1.9. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (шестиструнная гитара)» должны иметь площадь не менее 9 кв. м, должен соблюдаться световой режим, соответствующий санитарным нормам.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу гитары необходимых принадлежностей:
- Различного размера инструменты (гитары). Подбор инструмента по размеру будет индивидуальным для каждого учащегося. Традиционно, рекомендации выглядят следующим образом:
Гитара 1/8 (и 1/4) – для детей возрастом 3-6 лет
Гитара 1/2 - для детей 6-9 лет
Гитара 3/4 - для детей 8-11 лет
Гитара 7/8 – для невысоких подростков с маленькими руками
Гитара 4/4 – полноразмерная гитара для крупных подростков и старше.
- Подставки под ноги или суппорты (устройства, позволяющие играть в классической посадке без использования подставки под ногу и держать ноги на одном уровне).
- Гитарные чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
- Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.
- Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.
Образовательное учреждение должно обеспечить доступ к аудио и видео оборудованию, интернет - ресурсам.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.
Таблица 2
Распределение по годам обучения | ||||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 559 | |||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам | 64 | 66 | 66 | 99 | 99 | 99 | 132 | 132 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 757 | |||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6,5 | 6,5 |
Общее максимальное количество часов по годам | 128 | 132 | 132 | 165 | 165 | 165 | 214,5 | 214,5 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 1316 | |||||||
Объём времени на консультации по годам | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8
|
Общий объём времени на консультации по годам | 62
|
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
2.2. Годовые требования по классам
Первый класс (2 часа в неделю)
Посадка за инструментом, постановка рук и пальцев учащегося на инструменте, координация работы обеих рук. Знакомство с основными размерами, с обозначениями на нотном стане, знать обозначения пальцев левой и правой руки, обозначения струн, ладов, практика чтения нот с листа. Освоение грифа в пределах I-II позиций.
Однооктавные мажорные гаммы в первой позиции (аппликатура с открытыми струнами) в простой ритмической фигурации на одном звуке (по два, три, четыре щипка на одну ноту) и в последовательности. Мажорное (тоническое) трезвучие в мелодическом изложении в диапазоне изучаемой мажорной гаммы: C-dur, G-dur, F-dur.
Хроматическая гамма в диапазоне изучаемой мажорной гаммы.
Освоение приемов apoyando, tirando.
Освоение простейших видов арпеджио.
Упражнения и этюды на разнообразные варианты арпеджио, отработка взаимодействия пальцев, для исполнения двухголосия (мелодия + бас, смежных нот на соседних струнах), начальные навыки исполнения аккордов.
Игра в ансамбле.
В течении учебного года учащийся прорабатывает:
15-20 маленьких этюдов-упражнений
8 -10 одноголосных пьес-мелодий
8 -10 разнохарактерных пьес
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 3
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь - академический (2-3 разнохарактерных пьесы) | Май – экзамен (2 разнохарактерных пьесы) |
Примерный репертуарный список академического концерта:
- «Во саду ли, в огороде» р.н.п.
- Козлов В. «Грустный напев»
- Американская народная песня
1. «Как у наших, у ворот» р.н.п.
2. Калинин В. Вальс
3. Захарьина Т. «Детская песенка»
1. «Савка и Гришка» р.н.п.
2. Красева М. «Ёлочка»
3. Кано «Мелодия»
Примерный репертуарный список переводного экзамена:
- Аноним Гальярда
- Варламов А. «На заре ты её не буди»
- Аноним «Ла фолия»
- «Как под горкой под горой»р.н.п.
- М. Каркасси Андантино
- Козлов В. Полька «Топ-топ»
- Джулиани М. Этюд До мажор
- Рнп «На горе-то калина». Обр. В. Калинина
- Иванова Л. «Медведь»
- Козлов В.»Маленькая арфистка»
1.«Во поле берёза стояла» р.н.п.
2. Хартог К. «Самба Тортиллы»
Второй класс (2 часа в неделю)
Минорные и мажорные гаммы до 2-х знаков (в диапазоне 1-2 октавы) в I позиции (аппликатура с открытыми струнами). Тоническое трезвучие в мелодическом изложении в диапазоне изучаемой гаммы (трезвучие и его обращения – 4 вида простейших арпеджио).
Хроматическая гамма в диапазоне изучаемой минорной гаммы.
Гамма C-dur в одну, две октавы (аппликатура А. Сеговии), пройденными ритмическими вариантами на одном звуке и в последовательности.
Освоение грифа в пределах V позиций.
Организация игровых движений учащегося в технике глушения звука (пауза, stakkato), освоение приема малое баррэ.
Упражнения и этюды с элементами полифонии, на отработку соединений типовых аккордов на начальном этапе обучения, секвенций аккордов типовой аппликатурой, на смешанную технику.
Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с буквенным обозначением нот и аккордов, знание простых интервалов и типовых аккордов в первой позиции и применение их на практике, интонирование голосом.
Включение в репертуар произведений в трехчастной форме, произведений с элементами полифонии, произведений композиторов XVII-XVIII веков, легких обработок народных песен и мелодий, старинной музыки.
Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой.
Игра в ансамбле.
В течении учебного года учащийся прорабатывает:
15-20 этюдов-упражнений
2 -4 лёгких обработок народных мелодий
4 -8 разнохарактерных пьес
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 4
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь – академический (2 разнохарактерные пьесы). | Март – технический зачет (2 гаммы, 1 этюд). Май – экзамен (2 разнохарактерные пьесы). |
Примерный репертуарный список академического концерта:
- Лангенберг Дж. Блюз «Лазарет святого Джеймса»
- «В тёмном лесе» р.н.п. обр. В.Калинина
- Гольдвиг Д. «Самба-шар»
- Агафошин П. Этюд ре-минор
- Е.Витачек-Гнесина Этюд
- «Вдоль да по речке» р.н.п. обр. В.Калинина
- Д.Зенамон Ностальгия
- Иванов-Крамской Танец
- Д. Гольдвиг «Два дня назад»
- К.Доменикони Танец
Примерный репертуарный список переводного экзамена:
- Каркасси М. Андантино
- Козлов В. Полька «Топ-топ»
- Киселёв О. «Пьеса в русском стиле»
- Шульц Ф. Вальс
- Уотт. «Песенка трех поросят».
- В. Калинин. Этюд.
- Ф. Сор. Этюд.
- Anonim. Slou dance.
- И. Филипп. Колыбельная.
- В. Калинин. Маленький испанец.
Третий класс (2 часа в неделю)
Минорные и мажорные гаммы до 3-х знаков (в диапазоне 2-октав).
Хроматические гаммы в пределах пяти позиций пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами на одном звуке и в последовательности.
Освоение грифа в пределах VII позиций.
Освоение приемов legato, большое баррэ, натуральных флажолетов.
Упражнения и этюды на отработку приема баррэ, смену позиций, позиционную игру, отработку различных вариантов артикуляции, растяжку пальцев левой руки, для исполнения двухголосья и аккордов.
Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с составными интервалами, обращением интервалов, удобная последовательность соединения типовых аккордов на начальном этапе обучения. На базе отработанных аккордов аккомпанировать песни с наличием 3-5 простых аккордов в первой позиции.
Включение в репертуар произведений в трехчастной форме, произведений с элементами полифонии, обработок на народные темы, произведений Ф. Сора, М. Джулиани.
Работа над звуком, динамикой, характером, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
В течении учебного года учащийся прорабатывает:
8-10 этюдов
2 -4 классические пьесы
6 -8 разнохарактерных пьес
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 5
1 полугодие | 2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (2 гаммы, 1 этюд). Декабрь – академический (2 разнохарактерные пьесы). | Март – технический зачет (хроматическая гамма, 1этюд). Май – экзамен (2 разнохарактерные пьесы). |
Примерный репертуарный список академического концерта:
- Вайсель М. Немецкий танец
- Шиндлер К. «Ночная прогулка Мефистофеля»
- Вайс С. Менуэт из Сонаты №2
- «Волынщик» ирландский напев
- Поплянова Е. «Старинный танец»
- Хартог К. «Поварёнок из Пуэрто-Рико»
- Гречанинов А. Мазурка
2.«Кукушка» швейцарская нар.п. переел. П.Вещицкого
1. Джулиани М. Аллегретто ля-минор
2. К.Шиндлер Романс Фредерика
Примерный репертуарный список переводного экзамена:
- Кюффнер Й. Сонатина ор.80 ч.II
2.«Как под горкой, под горой» р.н.п. обр. Калинина В.
1. М. Джулиани Экосез
2. Поплянова Е. «Добрый гном»
- Доменикони К. Рондо
- Козлов В. «Кискино горе»
- В. А. Моцарт. Аллегретто
- М. Каркасси. Этюд
1.Ф. да Милано. Канцона.
2. Кленьанс Ф. «Рассвет»
Четвертый класс (2 часа в неделю)
Минорные и мажорные гаммы до 4-х знаков (в диапазоне 2-3 октав) в аппликатуре А. Сеговия. Хроматические гаммы в пределах пяти позиций пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций. Изучение грифа в X позиции.
Освоение приемов нисходящего legato, rasgeado, натуральных флажолетов, glissando, начальное освоение мелизмов (украшений), исполняемых на основе приёма игры «гитарного легато».
Упражнения и этюды на отработку пройденных приемов, смену позиций, позиционную игру, отработку различных вариантов артикуляции, растяжку пальцев, смену аккордов. Освоение полиритмии, пунктирного ритма, синкоп, скачков на широкие интервалы.
Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с обращениями интервалов, главными и побочными трезвучиями, исполнение секвенций аккордов типовой аппликатурой, овладение начальными навыками транспонирования, владение разнообразными ритмическими приемами исполнения.
Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций на народные темы, произведений кантиленного и полифонического склада, произведений современных композиторов, оригинального произведения.
Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
В течении учебного года учащийся прорабатывает:
6-8 этюдов
2 -4 классические пьесы
4 -6 разнохарактерных пьес
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 6
1 полугодие | 2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (2 гаммы, 1 этюд). Декабрь – академический (2 разнохарактерных произведения). | Март – технический зачет (хроматическая гамма, 1 этюд). Май – экзамен (2 разнохарактерных произведения). |
Примерный репертуарный список академического концерта:
- Козлов В. Румба
- Агуадо Д. Полифоническая пьеса
- Марышев С. «Незнакомая звезда»
- Р. Де Визе Менуэт (До мажор)
- Хартог Г. «Цыганский праздник»
- 2. А.Лози Сарабанда
- Пёрселл Г. Ария
- Шиндлер К. «Время бежит»
- Лози А. Каприччио
- Лангенберг «Лёгкий блюз» №2
Примерный репертуарный список переводного экзамена:
- Мертц Й. Этюд
- Карулли Ф. Рондо (Фа мажор)
- Молино Ф. Рондо
- Лангенберг Дж. «Послушай меня»
- «Помнишь ли меня, мой свет» р.н.п. обр. Ларичева Е.
- Джулиани М. Грациозо (До мажор)
- Каркасси М. Рондо
- Марышев С. «Три сестры ночного неба»
- Джулиани М. Аллегретто
- Поплянова Е. «Песенка старого дилижанса»
Пятый класс (2 часа в неделю)
Минорные и мажорные гаммы до 5-ти знаков (в диапазоне 2-3 октав) в аппликатуре А. Сеговии, хроматические гаммы во всех позициях, освоение XII позиций грифа гитары. Гаммы терциями, пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами.
Владение всеми видами арпеджио. Освоение скользящего удара, искусственных флажолетов (октавных), мелизмов (форшлаги, морденты), тремоло, приема vibrato.
Упражнения и этюды на овладение и развитие новых приемов, развитие мелкой и аккордовой техники, позиционной игры, на растяжку пальцев левой руки, усложнение приема звукоизвлечения legato, «педальной» протяженности звука, на смешанную технику.
Овладение навыками аккомпанемента: владение и развитие пройденного материала, знакомство с составными интервалами, обращениями интервалов, теоретическое знакомство с септаккордами.
Включение в репертуар сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), сочинений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации).
Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
В течении учебного года учащийся прорабатывает:
4-6 этюдов
2 -4 классические пьесы
4 -6 разнохарактерных пьес
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 7
1 полугодие | 2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (2 гаммы, 1 этюд). Декабрь – академический (2 разнохарактерных произведения). | Март – технический зачет (хроматическая гамма, 1 этюд). Май – экзамен (2 разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы). |
Примерный репертуарный список академического концерта:
- Корелли А. Сарабанда
- Гильермо Г. Испанское каприччио
1. Пёрселл Г. «Дудочка»
2. К.Шиндлер «Романс Фредерика»
- Р. де Визе Менуэт
- Сильвермен Д. «Рэг для четырёх пальцев»
- Сор Ф. Анданте
- Старинная английская песня «Зелёные рукава» обр. Беренда
- Лози А. Партита ля минор. Прелюдия, ария, гавот.
- Яснов А. «Шествие игрушечной кавалерии»
Примерный репертуарный список переводного экзамена:
1. Иванов-Крамской А. «Я на камушке сижу»
2. Киселёв О. «Двое под промокшим дождём»
- Ф.Сор Маленькая пьеса
- Дж. Лангенберг Гитарные буги
- Н. Паганини. Сонатина.
- Л. Валькер. Маленький романс
- Карулли Ф. Рондо Соль-мажор
- Цапатеадо испанский танец обр. Торопова
- Л. Калль Соната ля - минор
- Поплянова Е. «Последний вальс осеннего листа»
Шестой класс (2 часа в неделю)
Мажорные и минорные (мелодического вида) гаммы в аппликатуре А. Сеговии до 6-ти знаков, хроматические гаммы во всех позициях, всеми возможными штрихами, приемами игры, ритмическими фигурациями (на одном звуке и в последовательности), динамическими вариантами, гаммы терциями, секстами, октавами. Тоническое трезвучие с обращениями в изучаемой тональности.
Освоение новых приемов звукоизвлечения: тамбурин, пульгар. Игра полифонии, аккордов, мелизмов (форшлаги, морденты, трели, группетто). Владение разнообразными ритмическими приемами исполнения (в том числе полиритмии, пунктирный и синкопированный ритм).
Упражнения и этюды на овладение и развитие новых приемов, на растяжку пальцев левой руки, на отработку исполнения мелизмов, выработку четкой артикуляции, технику развития тремоло, усложнение аккордовой и полифонической фактуры, на смешанную технику.
Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с септаккордами и секвенциями септаккордов, транспонирование, подбор песни со всеми типами гармонических движений.
Включение в репертуар произведений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации), полифонии (части из танцев, сюит, партит И. С. Баха, Ф. Генделя и других, фуги, фугетты), оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для гитары современным композитором, виртуозного произведения или концертного этюда.
Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Игра в ансамбле.
В течении учебного года учащийся прорабатывает:
4-6 этюдов
2 -4 классические пьесы
4 -6 разнохарактерных пьес
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 8
1 полугодие | 2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (2 гаммы, 1 этюд). Декабрь – академический (2 разнохарактерных произведения). | Март – технический зачет (хроматическая гамма, 1 этюд, чтение с листа). Май – экзамен (2 разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы). |
Примерный репертуарный список академического концерта:
- Негри С. Ричеркар
- Иванова Л. Полька
- Р. де Визе жига
- Иванов – Крамской А. Прелюдия ля – минор
- Вайс С. Менуэт
2. «Видалита» испанский народный танец обр. Колосова В.
- Мурциа С. Аллегро
- Минисетти Ф. «Вечер в Венеции»
- Джулиани М. Этюд ми-минор
- Лангенберг Дж. «Гитарные буги»
Примерный репертуарный список переводного экзамена:
- Н.Паганини Сонатина
- Аблёниц Милонга
- А.Диабелли Рондо
- Кубинский народный танец
- М.Джулиани Сонатина
- Семензато Д. Шоро
- Й.Гайдн Менуэт
2.Д. Каччини. Ave Maria.
- Ф. Сор. Вариации на тему старинной испанской песни «Фолия»
- Дж.Зенамон Босса-нова
Седьмой класс (2,5 часа в неделю)
Мажорные и минорные гаммы до 7-ми знаков в диапазоне 2-3 октав, хроматические гаммы в пройденных позициях всеми допустимыми приемами, динамическими оттенками и ритмическими фигурациями, гаммы интервалами – терциями, секстами, октавами, децимами. Типовые гаммы с аппликатурой А. Сеговии. Тоническое трезвучие с обращениями в изучаемой тональности.
Закрепление всех пройденных позиций, всего грифа гитары.
Применение всех пройденных штрихов, приемов игры, аккордовой и мелкой техники.
Упражнения и этюды на пройденные виды техники.
Включение в репертуар вариаций на народные темы, произведений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации, в том числе частей из концертов для гитары с оркестром), сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для гитары современным композитором, виртуозного произведения или концертного этюда, гитарной классики.
В течении учебного года учащийся прорабатывает:
4-6 этюдов
2 -4 классические пьесы
2 -4 разнохарактерных пьес
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 9
1 полугодие | 2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (2 гаммы, 1 этюд или самостоятельно выученная пьеса). Декабрь – академический (2 разнохарактерных произведения). | Март – технический зачет (хроматическая гамма, 1 этюд, чтение с листа). Май – переводной экзамен (2 произведения, в том числе произведение крупной формы). |
Примерный репертуарный список академического концерта:
- Бах И.С. Бурре (и Дубль) си – минор
- Иванова Л. «Баба-Яга»
- Бах И.С. Куранта Ля – мажор
2.Рнп «Во поле береза стояла» обр. А. Иванова-Крамского
- Гендель Г. Ф. Сарабанда с вариациями
- Иванова Л. Две прелюдии
- Бах И.С. Сарабанда си-минор
- С. Абреу. «Тико-тико» обр. И. Савио
- С. Л. Вайс. «Чакона» a-moll.
- О. Киселев. «Никогда не говори никогда»
Примерный репертуарный список переводного экзамена:
1. Альберт Г. Соната ми – минор, № 1, 1 ч.
2. Козлов В. Бурлеска
1. Диабелли А. Рондо Ля – мажор
2.Виньянс Х. «Сентиментальное анданте»
1. Е. Campion Аллегро
2. Х. Азпиазу «El vito»
1. Ф. Молино Рондо
2. А. Бернардини «Касик»
1. Бетховен Л.В. Фрагмент из сонаты № 15 (ре – мажор)
2. Морель Х. Романс
Восьмой класс (2,5 часа в неделю)
Все мажорные и минорные в аппликатуре А. Сеговии, хроматические гаммы в пройденных позициях всеми допустимыми приемами, динамическими оттенками и ритмическими фигурациями, гаммы интервалами – терциями, секстами, октавами, децимами. Тоническое трезвучие с обращениями в изучаемой тональности.
Использование всех пройденных позиций, всего грифа гитары.
Применение всех пройденных штрихов, приемов игры, аккордовой и мелкой техники.
Упражнения и этюды на пройденные виды техники.
Включение в репертуар вариаций на народные темы, произведений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита не менее трех частей, вариации, в том числе частей из концертов для гитары с оркестром), сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты, фуги, фугетты), оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для гитары современным композитором, виртуозного произведения или концертного этюда, гитарной классики.
В течении учебного года учащийся прорабатывает:
2-4 этюдов
2 -4 классические пьесы или крупная форма
2 -4 разнохарактерных пьес
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 10
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена). | Март – прослушивание неисполненной части программы. Май – выпускной экзамен (4 произведения, в том числе произведения крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения). |
Примерная экзаменационная программа:
1. И.С. Бах Largo
2. М.Джулиани Аллегретто До - мажор
3. М. Линнеман «Баллада для Кристины и Ришара»
4. В. Козлов «Восточный танец»
- И.С.Бах Гавот из сюиты № 5 для виолончели
- Ф. Сор Рондо
- А. Иванов – Крамской «На заре ты её не буди»
- З. Беренд Солеарес
- И.С.Бах Куранта Ля – мажор переложение А.Сеговии
- Ф. Молино Соната До – мажор, соч. 6, № 3, I ч.
- М. Аблёниц Милонга
- А. Иванов – Крамской Хороводная «Как у месяца» вариации на р.н.п.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения программы обучения ученик должен:
- знать основные исторические сведения об инструменте;
- знать конструктивные особенности инструмента;
- знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
- знать основы музыкальной грамоты;
- знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
- знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
- знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
- знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на гитаре;
- знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
- уметь самостоятельно настраивать инструмент;
- уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
- уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
- уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
- уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
- уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
- иметь навык игры по нотам;
- иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого музицирования;
- приобрести навык транспонирования и подбора по слуху;
- приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- комплексное совершенствование игровой техники гитариста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности гитары для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
- знание художественно-исполнительских возможностей гитары;
- знание музыкальной терминологии;
- знание репертуара для гитары, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
- наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
- умение транспонировать и подбирать по слуху;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (шестиструнная гитара)» охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 11
Вид контроля | Задачи | Формы, время проведения (по полугодиям) |
Текущий контроль | - поддержание учебной дисциплины, - выявление отношения учащегося изучаемому предмету, - повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. | - Уроки - контрольные уроки (1,3,5...13) |
Промежуточная аттестация | - определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения. | - технические зачеты (2, 3, 4, 5…-14) - академические концерты (1,3, 5…-13) - переводные экзамены (2,4,6…-14) |
Итоговая аттестация | определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета. | экзамен – проводится в выпускном классе 8 (16) . |
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе, включая в себя элементы беседы с учащимся.
Преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапа изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Технические зачеты проводятся в каждом полугодие в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической программы в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой. Для учащихся 1 класса выступление на академическом концерте может быть заменено выступлением на концерте или концерте класса.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс. Выступление учащегося на конкурсе может быть засчитано за экзамен.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
4.2. Контроль и учет успеваемости
Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.
Успеваемость учащихся по программе «Специальность (шестиструнная гитара)» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.
В соответствии с учебным планом в 8 классе учащиеся сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия. Для показа на академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 4 произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.
Кроме того, учителям также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить каждое полугодие в своем классе концерт для родителей.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным экзаменом.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Таблица 12
Оценка | Критерии оценивания исполнения |
5 («отлично») | выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения. |
4 («хорошо») | Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер. |
3 («удовлетворительно») | выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы. Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении. |
2 («неудовлетворительно») | выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом. |
Зачет (без оценки) | Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Но, по сложившейся традиции в школе, считаем целесообразным оценку качества исполнении дополнить системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:
1. Оценка годовой работы учащегося.
2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:
1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.
2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального
произведения.
3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года.
V.Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается директором школы. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на гитаре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса, а также обработок на народные и популярные мелодии. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности гитары.
В классе шестиструнной гитары при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.
5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий – каждый день;
- объем самостоятельных занятий в неделю – от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1. Учебная литература
- Альбом для детей. Произведения для шестиструнной гитары. Вып. 3.Сост. Г. Ларичев. – М., «Музыка», 1989г.
- Баев Е.А. Русская музыка для гитары, учебное пособие. Тверь, 2007г.
- Бах И.С. Избранные пьесы для гитары соло и дуэта. Польша, 1973г.
- Бетховен Л. Соната №14 ( «Лунная» ), ч.1, транскрипция Кузнецова В.,Спб, «Композитор», 1997г.
- Бирнов Л. Пьесы для шестиструнной гитары.
- Библиотека гитариста. М., «Музгиз», 1961г.
- Вальсы и танго в обработке для гитары. Для школ, училищ, консерваторий и домашнего музицирования. Иванников П.,АСТ, 2003г.
- Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре, М., «Советский композитор», 1986
- Гаммы и арпеджио для шестиструнной гитары. Кузнецов И. Киев, «Музична Украина», 1988г.
- «Гитарные прописи» начальный курс, сост. Ермолова С.А.,Цветкова Л.А.,М.,2005г.
- «Гитарные прописи» 100 пьес, сост. Ермолова С.А.,Цветкова Л.А.,М.,2006г.
- Гитара в концертном зале. Вып. 1.Сост. Максименко В.А., М., «Советский композитор», 1984г.
- Гитара в концертном зале. Вып. 2.Сост. Максименко В.А., М., «Советский композитор», 1985г.
- Гитара в концертном зале. Вып. 6.Сост. Максименко В.А., М., «Советский композитор», 1989г.
- Гитаристу-любителю, шестиструнная гитара, вып. 12, М., «Советский композитор», 1987г.
- «Гитара на бис» сост. Ильин С., Спб., «Лань», 1999г.
- Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., «Музыка», 1986г.
- Иванова Л. Лёгкие пьесы для гитары, Спб., «Композитор», 1999г.
- «Из репертуара А. Иванова-Крамского», М., «Музыка», 1983г.
- Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., «Советский композитор», 1987г.
- Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. М, Катанский, 2000г.
- Каурина Галина «Лёгкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов», ч.2. Спб, «Композитор», 2005г.
- Киселев О. Н. Первые шаги: альбом юного гитариста. Челябинск, 2006г.
- Киселев О. Н. «Времена года»: альбом юного гитариста. Челябинск, 2006г.
- Киселев О. «Облака»: альбом юного гитариста. Челябинск, 2003г.
- Киселев О. «Аквариумные рыбки»: альбом юного гитариста. Челябинск, 2009г.
- Киселев О. «Фламенко»: альбом юного гитариста. Челябинск, 2012г.
- Козлов В.В. «Маленький детектив», Воронеж, 1993г.
- Козлов В. В. Кругосветное путешествие сеньориты Гитары: альбом юного гитариста. Челябинск, 2005г.
- Козлов В. В. « Сеньорита Гитара в цирке»: альбом юного гитариста. Челябинск, 2012г.
- Козлов В. В. « Маленькие тайны Сеньориты Гитары »: альбом юного гитариста. Челябинск, 1999г.
- Кошкин Н. Сюита «Маскарад», пьесы для гитары. Тетрадь 1. М., Классика-XXI, 2005г.
- Кошкин Н. Сюита «Маскарад», пьесы для гитары. Тетрадь 2. – М.: Классика-XXI, 2005г.
- Кузин Ю. «Азбука гитариста», доинструментальный период. Новосибирск,1999г.
- Кузин Ю. «Азбука гитариста», инструментальный период, ч.1.Новосибирск,1999г.
- Кузин Ю. «Азбука гитариста»,инструментальный период, ч.2. Новосибирск,1999г.
- Кузин Ю. Чтение с листа на гитаре в первые годы обучения. Новосибирск,1997г.
- Кузин Ю. «Шесть струн - шесть ступенек», пьесы для гитары, 1-2 ступеньки. «Классик – А», Новосибирск,2003г.
- Кузин Ю. «Шесть струн - шесть ступенек», пьесы для гитары, 3 ступенька. «Классик – А», Новосибирск,2003г.
- Кузин Ю. «Шесть струн - шесть ступенек», пьесы для гитары, 4 ступенька. «Классик – А», Новосибирск,2003г.
- Кузин Ю. «Шесть струн - шесть ступенек», пьесы для гитары, 5 ступенька. «Классик – А», Новосибирск,2003г.
- Кузин Ю. «Шесть струн - шесть ступенек», пьесы для гитары, 6 ступенька. «Классик – А», Новосибирск,2003г.
- Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре, М., «Музыка», 1988г.
- Лёгкие пьесы советских композиторов, вып. 1, М., «Советский композитор», 1988г.
- Марышев С. «Самый-самый» альбом гитарных пьес для юных артистов. Новосибирск, 2001г.
- «Ностальгия», попярная музыка в переложении для шестиструнной гитары, Красноярск,1997г.
- Педагогический репертуар гитариста (шестиструнная гитара).1-2 классы ДМШ, вып. 4.М., «Музыка», 1981г.
- Педагогический репертуар гитариста (шестиструнная гитара).3-5 классы ДМШ, вып. 5.М., «Музыка», 1982г.
- Поплянова Е. Альбом юного гитариста «Путешествие на остров гитара», Спб., «Композитор», 2004г.
- Популярные классические мелодии, коллекция гитариста. Спб., «Композитор», 1999г.
- Поярков А. Пьесы для ленивых. Альбом начинающего гитариста.
- Произведения зарубежных композиторов для шестиструнной гитары. Ленинград, «Музыка», 1988г.
- Произведения для гитары, тетрадь 2. «Editorial Musica Moderna», Мадрид, 1994г.
- Произведения для гитары, тетрадь 3. «Editorial Musica Moderna», Мадрид, 1994г
- Произведения для гитары, тетрадь 5. «Editorial Musica Moderna», Мадрид, 1994г
- Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., «Советский композитор», 1987г.
- «Рандеву с гитарой». Хрестоматия гитарста 1-5 классы ДМШ. Новосибирск, «Окарина»,2012г.
- Сагрерас Х. Школа игры на гитаре, ч.1. М., «Торопов», 1996г.
- Сагрерас Х. Школа игры на гитаре, ч.2. М., «Торопов», 1996г.
- Семенов В. Ю. «Во саду ли, в огороде», альбом юного гитариста. Челябинск, 2003г.
- «Семь нот- шесть струн», 54 миниатюры для гитары. Беларуссия, Гомель, 2003г.
- «Семь нот- шесть струн», 50 гитарных миниатюр. Беларуссия, Гомель, 2010г.
- Сор Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары. М., «Музыка», 2005г.
- Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары, М., «Музыка»,1983г.
- «Уральская коллекция». «Малахитовая тетрадь для шестиструнной гитары», Челябинск,1997г.
- «Уральская коллекция». «Русские народные песни и романсы», обр. Г.Батанина. Челябинск,2000г.
- Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Младшие классы ДМШ. 1 тетрадь. Сост. Н.А. Иванова - Крамская М., Классика-XXI, 2004г.
- Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Младшие классы ДМШ. 2 тетрадь. Сост. Н.А. Иванова - Крамская ,М., Классика-XXI, 2004г.
- Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Средние классы ДМШ. 3 тетрадь. Сост. Н.А. Иванова - Крамская М., Классика-XXI, 2004г.
- Хрестоматия гитариста. Первая тетрадь. Сост. Г. Фетисов. – М., Катанский, 2004г.
- Хрестоматия гитариста. Вторая тетрадь. Сост. Г. Фетисов. – М.: Катанский, 2003г.
- Хрестоматия гитариста. Подготовительный класс ДМШ. Сост. В.В.Гуркин ,Р-н-Д.: Феникс,1999г.
- Хрестоматия гитариста. 1 класс ДМШ. Сост. В.В.Гуркин, Р-н-Д.: Феникс, 1998г.
- Хрестоматия гитариста. 3-4 классы ДМШ. Сост. В.В.Гуркин, Р-н-Д.: Феникс, 2000г.
- Хрестоматия гитариста. 5 класс ДМШ. Сост. В.В.Гуркин, Р-н-Д.: Феникс, 1999г.
- Хрестоматия гитариста. 1-7 классы ДМШ. Пьесы. Сост. О. Кроха. – М. «Музыка», 1999г.
- Хрестоматия гитариста для шестиструнной гитары (3 класс) авт.-сост. П. В. Иванников. – М., АСТ, 2003г.
- Хрестоматия юного гитариста. 1-3 классы ДМШ. Учебно-методическое пособие. Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2005г.
- Хрестоматия гитариста. 1-3 классы ДМШ. Сост.Е. Ларичева, М., «Музыка», 1987г.
- Хрестоматия гитариста. 4-5 классы ДМШ. Сост.Е. Ларичева, М., «Музыка», 1984г.
- Хрестоматия гитариста. 1-5 классы ДМШ. «День рождения». Сост.Зырянов Ю., Новосибирск., «Окарина», 2012г
- Хрестоматия шедевров популярной музыки для гитары. Тетрадь №1 Колосов В.М., Москва, Катанский, 2002г
- Хрестоматия шедевров популярной музыки. Тетрадь №2 Колосов В.М., Москва, Катанский, 2003г
- Шестиструнная гитара 4 класс, Киев, «Музична Украина», 1985г.
- Шестиструнная гитара 5 класс, Киев, «Музична Украина», 1986г.
- Юному гитаристу: Учебное пособие для уч-ся 1-7 классов ДМШ, ДШИ. Гильманов Р.Х.г.Ревда, 2010г.
6.2.Методическая литература
- Ананьева М.В. Теория музыкально-исполнительского искусства. Учебно-методическое пособие. Екб, 2010г.
- Ананьева М.В. «Развитие волевых навыков у студентов –пианистов музыкально-исполнительских вузов», Екб, 2008г.
- Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах.Свердловск,1986г.
- Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах.Свердловск,1990г.
- Гильманов Р.Х. Технические навыки и требования к учащимся ДМШ в процессе обучения игре на шестиструнной гитаре. Ревда, 2011г.
- Ковба В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре. Учебно-методическое пособие. Челябинск, 2006г.
- Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., «Владос», 1997г.
- «Ступени мастерства» сборник методических материалов для преподавателей ДМШ и ДШИ»,вып.1, Екб., 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...
Программа учебного предмета «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ВИОЛОНЧЕЛЬ» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
I.Пояснительная записка1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Данная образовательная программа составлена для работы преподавателей струнног...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано" "Специальность и чтение с листа"
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано" "Специальность и чтение с листа" составлена с учётом ФГТ, которые устанавливают обязател...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальная литература» (срок обучения 4 года)
Новизна программы заключается в синтезе традиционного и творческого подхода к обучению. Предлагаемый для изучения объем музыкального материала расширен, разнообразен в тематическом отношении и ох...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»
laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" по учебному предмету ПО.01.УП.02. "Ансамбль (гитара, домра)"
Предпрофессиональная программа по ансамблю гитара, домра...