Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" по учебному предмету ПО.01.УП.02. "Ансамбль (гитара, домра)"
рабочая программа

Михайлова Гульнора Митиновна

Предпрофессиональная программа по ансамблю гитара, домра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа ансамбль гитара, домра164.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ГОРОДА НЯГАНИ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Народные инструменты»

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01. УП.02.      

АНСАМБЛЬ (ГИТАРА, ДОМРА)

                         

                                                     г.  Нягань

                                                                   2024 г.                                                                                      

Рассмотрена и рекомендована                                     «Утверждаю»

 к утверждению и реализации                                Директор МАОУК ДО

 на методическом совете                                         г. Нягани «ДШИ»

 МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»                      __________  С.П.Саяфарова

Протокол от «  »__________2024г.  №__        «   »       ____________2024г.

                                                                               

                                                                                       

Разработчик  - Михайлова Гульнора Митиновна, преподаватель отдела русских народных инструментов (гитара, домра, балалайка) МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»,  преподаватель первой  квалификационной категории.

Рецензент – Якимова Л.А., преподаватель  отдела русских народных инструментов (гитара, домра, балалайка) МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»,  преподаватель высшей  квалификационной категории.

 

                   Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

1.2. Срок реализации учебного предмета;

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

1.5. Цель и задачи учебного предмета;

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

1.7. Методы обучения;

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

2.1. Тематический план и содержание учебного предмета;

2.2. Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

4.2. Критерии оценки;

4.3 Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам;

5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

6.1.Учебная литература;

6.2. Методическая литература.

                                                                                                                                       

                             I. Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе.

       Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной  предпрофессиональной общеобразовательной программе в области  музыкального искусства «Народные инструменты».

       В общей системе профессионального музыкального образования

значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу  ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

       Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на  основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Игра дуэтом, трио или унисоном или с другим инструментом, вокалистом расширяет представление ученика о богатстве выразительных возможностей  инструмента. Смешанные составы широко распространяются в школьной учебной практике.

1.2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

     Реализация данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8 - 9  лет) и со 2 по 5 классы (по образовательной программе со сроком обучения 5 лет обучения).

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Срок обучения –  8 - 9  лет

Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс – 0.5 час в неделю, в 9 классе – 2 часа.

Самостоятельные занятия: с 4 по 9 класс – 1 час в неделю

Срок обучения – 5 - 6 лет

Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс - 1 час в неделю, в 6 классе – 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия: с 2 по 6 класс - 1 час в неделю.

   Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

                                                                                                       

                                                                                                       Таблица 1     

Срок обучения – 8 (9) лет

Класс

с 4 по 8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

330

99

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

33

Консультации (часов в год)

8

2

Таблица 2        

Срок обучения – 5 (6) лет

Класс

с 2 по 5 классы

6 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

99

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

33

Консультации (часов в год)

6

2

 Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к

контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

 мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.                                                                                                      

1.5. Цель и задачи учебного предмета «Ансамбль»

Цель:

 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:

 стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

 формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

 расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;

 решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

 развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

 обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и

публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

 формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса домриста-солиста народного ансамбля.

       Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно  связан с учебным предметом «Специальность», а также со  всеми  предметами дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной программы в области искусства  "Народные инструменты".

       Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения                                                                                                                                  инструменталистов - народников с учащимися - исполнителями на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

       Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре (для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства).

1.6. Обоснование структуры учебного предмета «Ансамбль»

       Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все  аспекты  работы  преподавателя с учеником.

       Программа содержит следующие разделы:

      - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

      - распределение учебного материала по годам обучения;

      - описание дидактических единиц учебного предмета;

      - требования к уровню подготовки обучающихся;

      - формы и методы контроля, система оценок;

      - методическое обеспечение учебного процесса.

       В соответствии с данными направлениями строится основной раздел  программы «Содержание учебного предмета».

1.7. Методы обучения

    Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

 возраста учащихся;

 их индивидуальных способностей;

 от состава ансамбля;

 от количества участников ансамбля.

       Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

      - словесный (рассказ, объяснение);

      - метод показа;

      - частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной  задачи).

      Предложенные методы работы с ансамблем гитаристов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее  продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства.

1.8. Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

       Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

       В образовательном учреждении  должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта инструментов.

       Образовательное учреждение должно обеспечить наличие  инструментов, методической, справочной, нотной литературы, интернет – ресурсов.

                             II. Содержание учебного предмета

       Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах  искусств - дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.

        Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов (только из гитар, только из домр), так и из различных групп инструментов, куда могут входить  домра, гитара.

       Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут  варьироваться.

       Варианты возможных составов ансамблей:     

 1. Однородные составы:

       1.1. Дуэты

 Дуэт домристов – домра малая I, домра малая II (или домра малая и домра альт – в старших классах 7, 8);

 Дуэт гитаристов – гитара I, гитара II;

      1.2. Трио

 Трио домристов – домра малая I, домра малая II , домра альт;

 Трио гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III;

      1.3. Квартеты

 Квартет домристов – домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас (в старших классах);

 Квартет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV;

      1.4. Квинтеты

 Квинтет домристов - домра малая I, домра малая II, домра альт I, домра альт II, домра бас (лучше балалайка бас);

 Квинтет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV, гитара V;

      1.5. Секстеты

 Секстет домристов - домра малая I, домра малая II , домра альт I, домра альт II, домра бас I, домра бас II;

 Секстет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV, гитара V, гитара VI.

       2. Смешанные составы:

       2.1. Дуэты:

 домра малая, гитара.

       2.2. Трио:

 домра малая, домра альт, гитара.

       2.3. Квартеты:

 домра малая, домра альт, домра бас, гитара.

       2.4. Квинтеты:

 домра малая I, домра малая II, домра альт, домра бас, гитара.

       2.5. Секстеты:

 домра малая I, домра малая II, домра альт I, домра альт II, домра бас, гитара.

       Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.

       При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии

достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных  партий по усмотрению руководителя ансамбля. 

Первый год обучения

(2-й класс 5 - 6-летнего обучения, 4-й класс 8-9 -летнего обучения)

Задачи курса:

          Получение первоначальных навыков ансамблевой игры:

- представление о синхронности исполнения, роли каждой партии в ансамбле, взаимосвязи голосов, распределении их функций;

- умение слышать ансамбль в целом и свою партию как часть ансамбля и подчинение своего голоса общим задачам музыкального произведения;

- достижение интонационной чистоты исполнения (мелодической и гармонической), ритмической дисциплины и единства штрихов;

- подбор единой удобной аппликатуры в исполняемых партиях;

- достижение согласованного ансамблевого звучания с концертмейстером;

- ознакомление с принципами аранжировок, ритмического заполнения, мелодии, противосложения (подголосков).

       В течение учебного года необходимо выучить 4-5 несложных пьеc,  различных по характеру и жанрам.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта домр:

1. Бейер Ф. «Быстрый ручеёк»

2. Беркович И. Колядка

3. «Виноград в саду цветет». Обр. русской народной песни

4. Гайдн Й. Песня

5. Перковский «Ссора»

6. «Пешеход». Детская песенка. Обр. Ю. Фортунатова

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1.« Вечерком красна девица». Обр. русской народной песни В. Евдокимова

2.«Как в лесу, лесу – лесочке». Обр. русской народной песни

Пьесы для дуэта домр и гитары:

1. «Корольок» укр.нар.песня Обр. Ковба, Бурнатовой

2. Полька «Янка» белорусский танец

3. «Словацкая полька» перелож. Ковба В.В., Бурнатовой Т.В.

Пьесы для домры и гитары:

1. Данкля Ш. Вальс

2. Дуранте Ф. Гальярда  

Пьесы для дуэта гитар: 

1. Н.А. Ария

2. Х. Паркенинг  Дуэт№1  

3. Л. Моцарт Бурре

4. Старинная французская песня

5. А. Корелли Сарабанда

6. Й. Кюффнер Три пьесы

7. Поплянова Е. «Камышинка-дудочка»

8. Дж. Дюарт «Ковбои»

9. Й.Кюффнер  Анданте

10. О.Петерсон  Менуэт №2  пер.Гильманова Р.Х.

11. Поплянова Е. «Старая, старая сказка»

12. А. Франкин  Танец

13.Старинная английская баллада

Пьесы для трио гитар:

1. Н.А. Два трио на темы старинных польских танцев

2. Р.Вагнер-Регени  «Детское трио»

3. «Ты поди, моя коровушка, домой» р.н.п. обр. А.Иванова-Крамского

Ожидаемые результаты:

       В конце учебного года учащиеся должны исполнить 2 разнохарактерные пьесы на зачёте или на концерте.

Второй год обучения

(3-й класс 5-6 -летнего обучения, 5-й класс 8-9 -летнего обучения)

Задачи курса:

Приобретение навыков ансамблевой игры:

- расширение музыкального кругозора учащихся, прослушивание заданных произведений в исполнении профессионального ансамбля и анализ роли каждой партии в музыкальном тексте;

- понятие о синхронности исполнения, роли каждой партии в ансамбле, взаимосвязи голосов, распределении их функций;

- умение слышать ансамбль в целом и свою партию как часть ансамбля с подчинение своего голоса общим задачам музыкального произведения;

- достижение интонационной чистоты исполнения (мелодической и гармонической), ритмической дисциплины и единства штрихов;

- изучение аккордов в разных позициях (трезвучия, септаккорды, аккорды с добавленной секстой).

- приобрести навыки репетиционно-концертной работы в качестве участника ансамбля.

Разучивание несложных пьес, различных по характеру и форме. Исполнение гамм в едином штриховом и ритмическом вариантах.

      В течение учебного года необходимо выучить 4-5 пьесы разного характера; 2-4 пьесы для чтения с листа.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта домр:

1. Кригер И. Менуэт

2. Моцарт В.А. «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»

3. Танец Неизвестный автор 17в.

4. Танец Неизвестный автор 18в.

5. Тобис Б. «Чеботуха»

6. «Ивушка». Обр. русской народной песни А. Александрова

7. «Лук» Чешский народный танец. Обр. А Комаровского

8. Маляров В. Хрустальный замок

9. Моцарт В.А. Дуэт № 1 (D-dur)

Пьесы для дуэта домр и гитары:

1. Бакланова Н. Мазурка

2. Вебер К. «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок»

3. Гречанинов А. «Маленькая сказка» из «Детского альбома»

4. Майкапар С. Вальс

Пьесы для дуэта гитар:

1. Неаполитанская тарантелла (ре-минор)

2. Поплянова Е. «Колыбельная луны»

3. Гильманов Р.Х. «Лето прошло»

4. Ф.Карулли Модерато

5. В.Козлов Скерцо из «Детской  сюиты»

6. В.Козлов «Бумажный кораблик и ручеёк» из «Детской  сюиты»

7. Камаринская р.н.п. обр. В.Лебедева

8. М. Каркасси -О.Киселёв Прелюд

9. Х. Зиммер«Пираты Карибского моря»

10. Ф. Карулли Аллегретто

11. Й. Кюффнер Марш

Пьесы для трио гитар:

1. «Во саду ли, в огороде» вариации на тему р.н.п обр. Ковбы В.В.

2. Испанский танец обр.Д.Лермана

3. Дж.Б.Мартини Гавот

4. Й.Кюффнер Марш

5.Г.Гладков «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты» 

Ожидаемые результаты:

       В конце учебного года учащиеся должны исполнить 2 разнохарактерные пьесы на зачёте или на концерте.

Третий год обучения

(4-й класс 5-6 -летнего обучения, 6-й класс 8-9 -летнего обучения)

Задачи курса:

Приобретение навыков ансамблевой игры:

- развивать уверенное владение музыкальным инструментом, иметь чёткое знание своей партии;

- умение чтения нот партитуры и знание других партий для уверенного понимания и исполнения произведения;

- достижение единых темповых, динамических, кульминационных решений;

- понятие о синхронности исполнения, роли каждой партии в ансамбле, взаимосвязи голосов, распределении их функций;

- умение слышать ансамбль в целом и свою партию как часть ансамбля и подчинение своего голоса общим задачам музыкального произведения;

- понятие о роли тембра в создании художественного образа;

- творческое взаимодействие с концертмейстером;

- приобрести навыки репетиционно-концертной работы в качестве участника ансамбля.

       Разучивание несложных пьес, различных по характеру и форме. Исполнение гамм в едином штриховом и ритмическом вариантах. Развитие навыков чтения нот с листа Развитие инициативы, настойчивости, сценической выносливости и самообладания.

        В течение учебного года необходимо выучить 4-5 пьесы разного характера; 2-4 пьесы для чтения с листа.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта домр: 

1. Леннон – Маккартни «Мишель»

2. Лядов А. Шуточная

3. Марини Б. Куранта

4.Моцарт В.А. Дивертисмент №12

Пьесы для дуэта домр, гитары:

1. «Ах вы, сени, мои сени» вариации на тему р.н.п., обр. В. Дителя

2. Вебер К. Менуэт

Пьесы для домры и шестиструнной гитары:

1. Боккерини Л. Менуэт

2. Корчмарёв К. Малагуэнья

3. Марчелло Б. Аллегро из Сонаты d-moll

4. «Полосынька» вариации на р.н.п. обр. Михайлова Г.

5. Ф. де Милано  Канцона        

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1. Бах И. С. Два дуэта

2. Польдяев В. Марш

3. Фибих З. «Поэма»

4. Шостакович Д. Гавот

Пьесы для дуэта гитар: 

1. Е.Поплянова «Счастливые башмаки»

2. Г.Гильманов «Солнечный день»

3. В.Козлов Румба

4. Мазурка польский нар. танец обр. для 2-х гитар О.Зубченко

5. В.Гомес Романс партия 2-ой гитары А.Сапо

6. Л. Де Калль Лёгкий дуэт

7. А. Петров «Я шагаю по Москве»

8. И.С.Бах Менуэт

9. В.Берковский, С.Никитин «Под музыку Вивальди», обр. В.Колосова

10. «Кондор» перуанская нар.п.

11. Н. Молеттих Фурлана перел. П.Агафошина

Пьесы для трио гитар: 

1. Э.Градески «Мороженое», перел. В.Ковбы

2. «Утушка луговая» р.н.п. обр. А.Иванова-Крамского

3. А.Новиков «Эх, дороги»

4. С.Молинаро Сальтарелло 

Ожидаемые результаты:

       В конце учебного года учащиеся должны исполнить 2 разнохарактерные пьесы на зачёте или на концерте.

Четвертый год обучения

(5-й класс 5-6 -летнего обучения, 7-й класс 8-9 -летнего обучения)

Задачи курса:

Приобретение навыков ансамблевой игры:

- воспитание взаимопонимания между участниками ансамбля, создание доброжелательной рабочей обстановки, осознание роли каждого исполнителя и значимость своей музыкальной партии;

- понятие о синхронности исполнения, роли каждой партии в ансамбле, взаимосвязи голосов, распределении их функций;

- умение слышать ансамбль в целом и свою партию как часть ансамбля и подчинение своего голоса общим задачам музыкального произведения;

- достижение интонационной чистоты исполнения (мелодической и гармонической), ритмической дисциплины и единства штрихов;

- творческое взаимодействие с концертмейстером;

- приобрести навыки репетиционно-концертной работы в качестве участника ансамбля:

- изучение аккордов в разных позициях, транспонирование.

        Разучивание несложных пьес, различных по характеру и форме. Исполнение гамм в едином штриховом и ритмическом вариантах. Развитие навыков чтения нот с листа Развитие инициативы, настойчивости, сценической выносливости и самообладания.

        В течение учебного года необходимо выучить 4-5 пьесы разного характера; 2-4 пьесы для чтения с листа.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта домр:

1. Россини Дж. Пять дуэтов

2. Страделла А. Аллегро

3. « У ворот гусли вдарили». Вариации на тему русской народной песни

Пьесы для домры и гитары:

1. Глюк Х. Мелодия

2. Паганини Н. Кантабиле

3. Рубинштейн А. Вальс-каприс

4. Вивальди А. Анданте из Концерта для двух мандолин

Пьесы для дуэта домр и гитары:

1. Мусоргский М. Раздумье

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1. Вайт Х. «Кубинская красавица»

2. Вивальди А. «Времена года», «Лето»

Пьесы для дуэта гитар:

1. Н.Невин «Джазовая пьеса» перел. Гильманова Р.Х.

2. В.Козлов Милонга

3. Стинг «Святой Агнец и горящий поезд» свободная обр. Иванникова Т.

Пьесы для трио гитар:

1. П. Мориа Менуэт аранж. В.Колосова                                                                                                                                

2.Д.Довгопол «Послеполуденный танец королевского хомячка, предвосхищающий пробуждение менестреля»

Ожидаемые результаты:

       В конце учебного года учащиеся должны исполнить 2 разнохарактерные пьесы на зачёте или на концерте.

     Пятый год обучения

(6 класс 5 -6 летнего обучения, 8-й класс 8-9 - летнего обучения)

Задачи курса:

Приобретение навыков ансамблевой игры:

- сотворчество и поиск единых темповых, штриховых, аппликатурных и динамических решений в подчинении единой драматургии произведения;

- развитие сознательного отношения и ясного представления о художественной цели, которой служат полученные навыки игры в ансамбле;

- развитие самостоятельности и инициативы при разучивании нового музыкального материала;

- воспитание осмысленного отношения к исполнению своей партии как части целого и понимания ее роли на каждом этапе раскрытия музыкального содержания;

- умение подчинить свой голос общим задачам музыкального произведения;

- знание правила интонирования по горизонтали вертикали;

- изучение разнохарактерных пьес, развитие музыкально-образных представлений.

       В течение учебного года необходимо выучить 4-5 пьесы разного характера; 2-4 пьесы для чтения с листа.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта домр:

1. Меццакапо Болеро

2. Страделла А. Аллегро

3. « У ворот гусли вдарили». Вариации на тему русской народной песни

Пьесы для домры и гитары:

1. Хабанера

2. Паганини Н. Кантабиле

3. Рубинштейн А. Вальс-каприс

4. Вивальди А. Анданте из Концерта для двух мандолин

Пьесы для дуэта домр и гитары:

1. Мусоргский М. Раздумье

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1. Вайт Х. «Кубинская красавица»

2. Вивальди А. «Времена года», «Лето»

Пьесы для дуэта гитар:

Р. Пиппо Танец с топорами

А. Дворжак Славянский танец

С. Руднев Ой, то не вечер

В.Гомес «Романс»

В.Козлов «Танго»

А. Торлаксон Буги - Вуги

Пьесы для трио гитар:

1. Бах И.С. Гавот                                                                                                                            

2. Фантазия на темы военных песен обр. Ковбы В.В.

3. С.Прокофьев Гавот из Классической симфонии

Ожидаемые результаты:

       В конце учебного года учащиеся должны исполнить 2 разнохарактерные пьесы на зачёте или на концерте.

Шестой год обучения

(9-й класс 8-9 - летнего обучения)

Задачи курса:

Приобретение навыков ансамблевой игры:

- развитие творчества и поиска собственной исполнительской концепции произведений;

- развитие сознательного отношения и ясного представления о художественной цели, которой служат полученные навыки игры в ансамбле;

- воспитание осмысленного отношения к исполнению своей партии как части целого и понимания ее роли на каждом этапе раскрытия музыкального содержания;

- работа над общим темпом;

- умение подчинить свой голос общим задачам музыкального произведения;

- изучение разнохарактерных пьес, развитие музыкально-образных представлений;

- воспитание ответственности за своё выступление, умение брать инициативу исполнения в случае неуверенной игры участника ансамбля;

- воспитание навыков исполнительского творчества в ансамбле.

        В течение учебного года необходимо выучить 4-5 пьесы разного характера; 2-4 пьесы для чтения с листа.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта домр:

1. Падеспань

2. Страделла А. Аллегро

3. « У ворот гусли вдарили». Вариации на тему русской народной песни

Пьесы для домры и гитары:

1. Глюк Х. Мелодия

2. Паганини Н. Кантабиле

3. Рубинштейн А. Вальс-каприс

4. Вивальди А. Анданте из Концерта для двух мандолин

Пьесы для дуэта домр и гитары:

1. Мусоргский М. Раздумье

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1. Вайт Х. «Кубинская красавица»

2. Вивальди А. «Времена года», «Лето»

Пьесы для дуэта гитар:

И. С. Бах Менуэт

Л. Брауэр  Сюита «Крестьянские песни»

Х. Пернамбуко Бразильский танец

Н. Кошкин «Кембрижская сюита»

Э. Йорк Senzen – in

М. Де Фалья Испанский танец С.Л. Вейс Сюита №16

Дж. Доуленд Павана

С.Абреу «Тико-тико»

М.Ганжи Итальянская сюита

П.Белинатти Джонго

Е. Джизмонди Вино и вода

Пьесы для трио гитар:

1. П. Мориа Менуэт аранж. В.Колосова                                                                                                                                

2.Д.Довгопол «Послеполуденный танец королевского хомячка, предвосхищающий пробуждение менестреля»

3. С.Прокофьев Гавот из Классической симфонии

4. Л. Боккерини Менуэт перел. В.Колосова

5. ДиДюЛя «Легенда» 

Ожидаемые результаты:

       В конце учебного года учащиеся должны исполнить 2 разнохарактерные пьесы на зачёте или на концерте.

                     III. Требования к уровню подготовки обучающихся

       Результатом освоения программы является приобретение обучающимися  следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого  исполнительства:

       - развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

      - реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на  инструменте, приобретенных в классе по специальности;

      - приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);

      - развитие навыка чтения нот с листа;

      - развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

      - знание репертуара для ансамбля;

      - наличие навыков репетиционной, концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;

      - повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на  инструменте.

                                                                                                                                 

                     IV. Формы и методы контроля, система оценок

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

Таблица 3

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий  контроль

- поддержание учебной дисциплины,

- выявление отношения учащегося к изучаемому предмету

-на ответственную организацию домашних занятий,

-имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер

- повышение уровня освоения текущего учебного материала.  

 Формой текущего контроля является урок, контрольный урок, которые проводятся преподавателем, ведущим предмет, без  приглашения комиссии, в 1-ом полугодии. Оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Промежуточная

аттестация

определение успешности развития

учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе обучения

зачеты проводятся в конце 2-го учебного полугодия в счет аудиторного времени,

предусмотренного на предмет «Ансамбль» с приглашением комиссии.

Итоговая

аттестация

определяет уровень и качество освоения

программы учебного предмета

Экзамен проводится в

предвыпускном 4(7)классе  за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году.

 

     При оценивании учитывается:

       - отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

       - качество выполнения предложенных заданий;

       - инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

       - темпы продвижения.

       Зачёты могут быть как дифференцированными (с оценкой), так и недифференцированными  (без оценки).

       При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

       Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на  зачетах.

       Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

     К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все

учебные задания.

      По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной                                                                                                                                 сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного  учреждения  «Положение  о  текущем контроле знаний и промежуточной аттестации  обучающихся».

4.2. Критерии оценок

       Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

      По итогам исполнения программы на зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем

требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом

плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая

подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также

плохой посещаемости аудиторных занятий

Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

       Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Но, по сложившейся  традиции  в  школе, считаем  целесообразным  оценку качества исполнении  дополнить  системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно  отметить выступление учащегося.

       Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

                 V. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

       В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль.

       Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций.

       Согласно учебному плану, объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.

       Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального                                                                                                                                  

разучивания партий с каждым учеником.

       На начальном этапе в ансамблях из  трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав.

       Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

       Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

       В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

       На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

       В дальнейшем, желательно, чтобы каждый участник  ансамбля  чётко  представлял  себе  партию других ансамблистов, по возможности пропевал её, играя свою, тогда можно говорить о качественном и  достоверном  понимании  каждого  участника  ансамбля всей  музыкальной  ткани  исполняемого  произведения.  

       Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов,

правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему  формообразующих элементов.                                                                                                                                

       При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог  должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на  сложность материала, ценность художественной идеи, качество  инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство  диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава.

       Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная  инструментовка - залог успешных выступлений.

       В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение  исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических  особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования  между участниками ансамбля.

5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

       Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю.

       После  каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.

       Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом.

       Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

         VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

6.1. Учебная литература. Гитара.

1. «Альбом для детей» произведения для 6-ти струнной гитары, вып.2, сост.    Ларичева Г.,М. 1987г.

2. «Альбом для детей»  вып.3, сост. Ларичева  Г. ,М. 1989г.

3.Ансамбли  для гитар,6-тиструнная гмтара,вып.1,М., «Советский композитор»,1987г.

4. «Ансамбли  шестиструнных  гитар» 2-5 классы  музыкальных  школ, выпуск 2, сост. В. Колосов, М., «Престо», 1999г.

5.  Ансамбли  шестиструнных  гитар, выпуск 3, М., «Музыка», 1989г.

6. Бах И.С. Пьесы  для  одной  и  двух  гитар, Польша

7. Вальсы  и  танго  для  гитары, Е.Тепляков, П.Иванников, Т.Иванников, «Аст-Сталкер», 2003г.

8. Гильманов Р.Х. «Юному гитаристу», г.Ревда, 2010г.

9. «Гитарные прописи» 100пьес, сост. Ермолова С.А., Цветкова Л.А., М.

10. Иванов-Крамской И. «Школа  игры  на  шестиструнной  гитаре», М., «Музыка», 1986г.

11. «Искусство гитарного ансамбля» (дуэты, трио), вып.2, «Композитор», Спб., 2003г.

12. Калинин  В. «Юный  гитарист»  ч.1

13. Каркасси  М. «Школа  игры на 6-ти струнной  гитаре» М.1987г.

14.Карулли Ф., Сор Ф. Избранные классические дуэты, Ленинград, «Музыка», 1984г.

15.Катанский  А.В., Катанский  В.М., «Школа  игры  на  шестиструнной  гитаре», М.,2000г.

16.Каурина Г. «Шаг за шагом», лёгкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов, ч.2, «Композитор», Спб.,2005г.

17.Киселёв О. «Первые шаги» альбом юного гитариста, Челябинск, 2006г.

18.Козлов  В. «Эхо  бразильского  карнавала», ансамбли  для  двух  гитар, Челябинск, «Типография  Автограф», 2003г.

19.Кузин  Ю.»Азбука  гитариста», инструментальный  период, ч.1, Новосибирск, 1999г.

20. «Малахитовая тетрадь» для 6-тиструнной гитары, Челябинск, 1997г.

21. Педагогический  репертуар  гитариста, 3-5 классы  детских  музыкальных  школ, вып. 5, сост. Е. Ларичев, М., «Музыка», 1982г.

22.Поплянова  Е.  «Счастливые  башмаки» ансамбли для двух гитар, Челябинск, «Типография  Автограф», 2006г.

23.Поплянова Е. «Путешествие на остров гитара»,альбом юного гитариста, «Композитор», 2004г.

24.Пьесы  для  дуэта  шестиструнных  гитар, сост. А.Гитман, М., 2000г.

25.Самоучитель игры на шестиструнной гитаре, Е.Ларичев, М., «Музыка», 2013г.

26.«Уроки  мастерства», хрестоматия, тетрадь 2, для младших  классов, классика  21 век, сост. Иванова-Крамская  Н.А.,М., 2004г.

27.«Уроки  мастерства», хрестоматия, тетрадь 4, для средних  классов, классика  21 век, сост. Иванова-Крамская  Н.А.,М., 2006г.

28.Фетисов  Г. «Первые  шаги  гитариста», тетрадь  1, М.,2004г.

29. Хрестоматия  гитариста, шестиструнная  гитара, подготовительный класс для музыкальных  школ, сост. Гуркин  В., Ростов – на - Дону, «Феникс», 1999г.

30.Хрестоматия  гитариста, шестиструнная  гитара, 1 кл. для музыкальных  школ, сост. Гуркин  В., Ростов – на - Дону, «Феникс»,  1998г.

31.Хрестоматия  гитариста, шестиструнная  гитара, 3-4 кл. для музыкальных  школ, сост. Гуркин  В., Ростов – на - Дону, «Феникс»,  2000г.

32.Хрестоматия  гитариста, шестиструнная  гитара, 5 кл. для музыкальных  школ, сост. Гуркин  В., Ростов - на- Дону, «Феникс»,  1999г.                                                                                                                                

33.Хрестоматия  юного  гитариста для  учащихся  ДМШ 1-3 кл.,сост.  Зубченко  О.,Ростов-на-Дону, «Феникс»,   2005г.

34.Хрестоматия  гитариста, дмш  4-5 классы, сост. Е.Ларичев, М., «Музыка»,1984г.

35.Хрестоматия  гитариста, для  учащихся  дмш, 3 класс, сост.  П.Иванников, «Аст-Сталкер», 2003г.

36.Хрестоматия гитариста, ансамбли для гитары для уч-ся средних классов, сост. Н.А.Ивановой - Крамской, Ростов - на- Дону, «Феникс»,  2007г.

37.Шестиструнная  гитара, 4 класс, редактор-составитель  Н.П.Михайленко, «Музична  Украина», 1985г.

38.Шестиструнная  гитара, 5 класс, редактор-составитель  Н.П.Михайленко, «Музична  Украина», 1986г.

39.Шишкин А.А. «Босиком по лужам», произведения для юных гитаристов, Н.Тагил, 2013г.

40.«Юному  гитаристу»,  хрестоматия, изд. Катанского В., М., 2000г.

Домра.

1. Азбука домриста, тетрадь 1, «Класска-21», М.,2004г.

2. Азбука домриста, тетрадь 2, «Класска-21», М.,2004г.

3. Азбука домриста, тетрадь 3, «Класска-21», М.,2004г.

4. Ансамбли  юных  скрипачей, средние и старшие классы ДМШ, вып. 7,М., «Советский композитор», 1986г.

5. Ансамбли  юных  скрипачей, средние и старшие классы ДМШ, вып. 9,М., «Советский композитор», 1990г.

6.Михайлов Г. Самоучитель игры на мандолине и четырёхструнной домре, «Музгиз», 1958г

7. Олейников Н. Сборник  ансамблей  юных  домристов, Екатеринбург, 1994г.

8.Попонов В.Б. Школа игры на четырёхструнной домре

9.Популярные мелодии для ансамбля скрипачей, виолончелей и фортепиано, аранжировка Сиротина С., Екатеринбург, 2007г.

10.Пьесы для ансамбля скрипачей, ДМШ, средние и старшие классы, М., «Советский композитор», 1988г.

11. Пьесы  для  ансамблей  русских  народных  инструментов, переложение  для  уч-ся  музыкальных  школ, Челябинск, 2000г.

12. Пьесы  для  ансамблей  русских  народных  инструментов, переложение  для  студентов  институтов искусств и культуры и музыкальных училищ, Челябинск, 2000г.

13. Скрипичные дуэты для детей, Будапешт, 1977г.

14.Хрестоматия гитариста, ансамбли для гитары с духовыми, струнными инструментами и фортепиано, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007г.

15.Юный скрипач, вып. 1, «Музыка», М., 1965г.

16. Юный скрипач, вып. 1, «Советский композитор», М., 1988г.

17. Юный скрипач, вып. 2, «Советский композитор», М., 1989г.

18. Юный скрипач, вып. 3, «Советский композитор», М., 1988г.

6.2. Ансамбли русских народных инструментов смешанного состава

1.Инструментальные ансамбли, вып. 1

2.Инструментальные ансамбли, вып. 7

6.3. Методическая литература

1. Александров А. Школа игры на 3-х струнной домре. М.,»Музыка», 1988 год.

2. Антология литературы для русских народных инструментов. Часть 1 / Сост. С. Колобков. М., 1984г.

3. Ахманова А.П. Адаптированная учебная программа по предмету «Ансамбль. Коллективное музицирование», Казань

4. Вольская Т.И. «Школа мастерства домриста»

5.Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах, Свердловск,1986г.

6. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах, Свердловск,1990г.

7. Гильманов Р.Х. Технические навыки и требования к учащимся ДМШ в процессе обучения игре на шестиструнной гитаре. Ревда, 2011г.

8.  Гончарова Н. «Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными»

9.  Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных

инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах. Вып.1.С-П., 2004

10. Ковба В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре. Учебно-методическое пособие. Челябинск, 2006г.

11.  Кожевникова М.А. «Ансамбль скрипачей. Методические заметки»

12.Коллективное музицирование оркестровый класс программа для ДМШ, М.,1988г.

13.Короткова Елена Ивановна. «Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе», Москва,2006г.

14.Круглов В.П. «Искусство игры на домре», М.,2001г.

15.Круглов «Школа игры на домре», М.,2003г.

16. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М.,1999

17.Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель Говорушко П. М., Л.,1975

18.Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре

19.Оркестровый класс, класс ансамбля народных инструментов программы для детских и вечерних музыкальных школ, М., 1972г.

20. Петрушин В.И. Музыкальная психология, М., «Владос», 1997г.

21. Программа для ДМШ и ДШИ, сост. Бычков В.А.,1969г.

22.«Ступени мастерства» сборник методических материалов для преподавателей ДМШ и ДШИ, вып. 1,Екатеринбург, 2003г.

23.Ученический оркестр русских народных инструментов(методическая рекомендация), Свердловск, 1983г.

24.Черняева Л.Л. Рабочая программа «Ансамбль. Инструмент домра», Нарьян-Мар, 2011г. 

25.Чунин В. «Русская домра-проводник в мир музыки»

26.Чунин В.- Школа игры на 3-х струнной домре. М., «Советский композитор» 1986 год.

                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано". Программа по учебному предмету"Ансамбль" ПО.01.УП.02.В.02

Программа составлена с учетом федеральных государственных требований для учащихся 1-8(9) классов фортепианного отделения детской школы искусств....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ

В данной программе  предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого   исполнительства.Основн...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года....

Программа учебного предмета "Фортепианный ансамбль" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты"

Программа является частью дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», соответствует  федеральным государстве...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальная литература» (срок обучения 4 года)

Новизна программы заключается в синтезе традиционного и творческого подхода к обучению. Предлагаемый для изучения объем музыкального материала расширен, разнообразен в тематическом отношении и ох...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»

laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...