М.И. Глинка "Арагонская хота"
план-конспект урока по музыке по теме

Козельцева Елизавета Евгеньевна

Конспект урока для второго класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aragonskaya_khota.docx30.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                               

Тема урока: «Михаил Иванович Глинка. Арагонская хота.»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель:  Расширить знания детей о творчестве М.И. Гинки и раскрыть особенности испанской музыки на примере произведения «Арагонская хота».

Планируемые результаты:

Метапредметные: Воспитывать чувство патриотизма, культуру слушателя.

Предметные: Умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека, устойчивый интерес к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности.

Личностные: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.

 Оборудование:  Проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентации, видеоклип музыкального произведения, фортепиано, компьютер, аудиозапись песни «Песня о моем отце», аудиозапись «Песня о моем отце»

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент (1 минута)

 

-  Здравствуйте ребята, поприветствуем друг друга.

- Присаживайтесь. Сегодня мы продолжим изучения творчества великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

 Дети встают со своих мест. Дети садятся.

Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

П (структурирование знаний — общеучебные действия)

2. Организация исполнительской деятельности(4 мин)

Начнем урок с того что м ы повторим «Песню о моем отце». Споем от начала до конца.

ВХР трудности

Методы и приемы

Трудный ритм (синкопированный)

Замыкание согласных на конце: «н», «м», сочетание «ть», «в».

Допевание гласных на конце слов.

Пропевание и проговаривание трудных мест. Показ учителя.

Хормейстерский жест. Проигрывание мелодии с проговариванием текста.

Пропевание вместе с учителем. Собственный показ.

«Песня о моем отце»

2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минут)

 

 

 

 

Проверим ваши знания с прошлого урока. Я задам вам вопросы, отвечаем по руке, самые активные получат оценки в конце урока.

1)Как называется хор, который мы прослушали на прошлом уроке?

2)Из какой оперы хор «Славься»?

3) А скажите мне когда именно в опере звучал этот хор? В конце, в начале, а может быть, где-то в середине действий? А почему именно в эпилоге?

Хор «Славься»

«Иван Сусанин»

- Хор звучит в эпилоге оперы.

- Потому что в эпилоге народ празднует победу и ликует по ее поводу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К ( планирование  учебного сотрудничества с учителем)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

3.  Изучение нового материала. (5 минут)

Михаил Иванович в середине 1844 года предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, а затем в Испанию. Он изучал народную музыку. Глинка с упоением изучал культуру, обычаи, традиции и нравы этой солнечной страны. Народное творчество испанцев глубоко поразило композитора. Изобразительное искусство, песни, стихи, музыка — все это наполняло его внутренний мир особенным светом и умиротворением.

Вернувшись, домой в Россию, в память о путешествии по Испании Глинка сочинил “Арагонскую хоту”.

Ребята, вы знаете что такое хота?

Арагонская хота – оживленный, подвижный, энергичный танец.

Классический тип хоты – Арагонская. Она существует в трех видах: как танец с пением, как самостоятельная песня и как инструментальная пьеса. Танцуют хоту парами, с кастаньетами.

Услышав ее в исполнении испанских гитаристов, он был восхищен ее своеобразной жизнерадостной грацией. Он постарался запомнить каждый оттенок мелодии, чтобы затем воссоздать его в своем творении  Именно с хотой были связаны самые первые впечатления Глинки об испанской культуре.

И сегодня мы послушаем Арагонскую  хоту.

 Хота – испанский народный танец

К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем)

4.Организация слушательской деятеьности(10 минут)

Произведение открывает перед слушателем динамичную, величественную картину, с торжественными нотами в звучании. Жизнерадостное, веселое пиццикато арфы и струнных сменяется более выразительной и серьезной темой деревянных духовых инструментов.

Послушаем произведение, а вы слушаете внимательно. Вам нужно ответить на вопросы: Какой характер этой пьесы?(ритмичная, танцевальная и т.д.)Какие инструменты исполняют музыку? Симфонический оркестр самый богатый по тембру и возможностям воплощения замысла композитора. Какой музыкальный инструмент вы еще услышали? Для придания танцевального характера музыке, для чёткого ритма и подчёркивания национального колорита музыке Глинка ввёл для исполнения “Арагонской хоты” в состав симфонического оркестра дополнительный музыкальный инструмент. Сейчас мы прослушаем произведение еще раз, а вы мне скажите о каком инструменте я говорю? – кастаньеты - Почему именно кастаньеты? Кастаньеты – это испанский народный музыкальный инструмент. Звучание кастаньет придаёт музыке испанский характер. Прохлопаем ритм чтобы подчеркнуть испанский колорит.

 Мелодия передает красочный мир народной Испании, южной природы и быта. Кастаньеты в оркестре, которые обычно не входят в классический состав, блестяще передают огненную пылкость, стремительность испанского танца. Основная мелодия не просто повторяется несколько раз в вариантном развитии. Она словно передает разные настроения – и танцевальные, и боевые, и таинственные. Глинка проводит нас по тем местам, где он сам побывал, показывает, что видел и слышал, что чувствовал.

Дети слушают.

- инструменты симфонического оркестра

- танцевальность и песенность

- кастаньеты            

«Арагонская хота»

К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем)

5. Музыкальная физкультминутка(4 мин)

Что ж, мы с вами достаточно сидели, а теперь мы встанем и немного подвигаемся под испанскую музыку.  Встаем со своих мест.

Дети встают и повторяют движения.

К (взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой)

7. Организация исполнительской деятельности( 10 мин)

Все композиторы были когда-то детьми и в своем творчестве они часто обращаются к темам детства. Композитор Александр Ермолов сочинил песню, которая так и называется все мы просто дети. Мы сегодня познакомимся с ней. Послушайте ее.

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «Р», «Б», «Ч», «Й»

Ритм мелодии.

Высокие скачки.

Цепное дыхание.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Мелодическая трудность.

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

- прием «Эхо»

Ручки положили на коленочки. Спинки выпрямили. На парты не облокачиваемся. В этом произведении сложный пунктирный ритм, прохлопаем его проговаривая слова. Споем фразу. Так же вторую фразу

 

«Все мы просто дети»

П ( выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню)

7.  Рефлексия     деятельности.       (Итог урока 3 минуты)

 Итак, ребята, сегодня мы познакомились еще с одним произведением М.И. Глинки, кто запомнил с каким?

 Кто исполняет это произведение?

Какой необычный инструмент входит в состав оркестра?

С какой песней мы познакомились сегодня?

Спасибо за урок, до свидания.

«Арагонская хота»

Симфонический оркестр

Кастаньеты

«Все мы просто дети»

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям, которые хотят помочь детям в подготовке домашнего задания

В презентации даются рекомендации для родителей по  подготовке домашних заданий с детьми начальной школы...

Сценарий утренника "Мы хотим чтоб от народа не страдала бы природа"

Экологический утренник.Аудитория смешанная....

Педагогический совет "Чего хотят дети и родители от школы"

Данная разработка  поможет при проведении педагогического совета по воспитательной работе....

Тема: Wir wollen keinen Krieg.Мы не хотим никакой войны

Воспитание на героическом прошлом нашей страны является одной из важных задач, которая стоит в центре внимания воспитательной работы школы на современном этапе. Большие возможности для этого представл...

мы хотим жить

В 1983 году ученые Франции, затем США делают открытие – обнаруживают под микроскопом неизвестный вирус, вызывающий смертельное заболевание – СПИД....

Хотите погулять по Ватикану? Тогда Вам сюда.

Хотите погулять по Ватикану?Тогда Вам сюда.   ...