Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД (конкретно) |
1. Организационный момент (1 минута) | - Здравствуйте ребята, поприветствуем друг друга. - Присаживайтесь. Сегодня мы продолжим изучения творчества великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. | Дети встают со своих мест. Дети садятся. |
| Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) П (структурирование знаний — общеучебные действия) |
2. Организация исполнительской деятельности(4 мин) | Начнем урок с того что м ы повторим «Песню о моем отце». Споем от начала до конца. ВХР трудности | Методы и приемы | Трудный ритм (синкопированный)
Замыкание согласных на конце: «н», «м», сочетание «ть», «в».
Допевание гласных на конце слов. | Пропевание и проговаривание трудных мест. Показ учителя. Хормейстерский жест. Проигрывание мелодии с проговариванием текста. Пропевание вместе с учителем. Собственный показ. |
|
| «Песня о моем отце» |
|
2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минут) | Проверим ваши знания с прошлого урока. Я задам вам вопросы, отвечаем по руке, самые активные получат оценки в конце урока. 1)Как называется хор, который мы прослушали на прошлом уроке? 2)Из какой оперы хор «Славься»? 3) А скажите мне когда именно в опере звучал этот хор? В конце, в начале, а может быть, где-то в середине действий? А почему именно в эпилоге? | Хор «Славься» «Иван Сусанин» - Хор звучит в эпилоге оперы. - Потому что в эпилоге народ празднует победу и ликует по ее поводу.
| | К ( планирование учебного сотрудничества с учителем) П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) |
3. Изучение нового материала. (5 минут) | Михаил Иванович в середине 1844 года предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, а затем в Испанию. Он изучал народную музыку. Глинка с упоением изучал культуру, обычаи, традиции и нравы этой солнечной страны. Народное творчество испанцев глубоко поразило композитора. Изобразительное искусство, песни, стихи, музыка — все это наполняло его внутренний мир особенным светом и умиротворением. Вернувшись, домой в Россию, в память о путешествии по Испании Глинка сочинил “Арагонскую хоту”. Ребята, вы знаете что такое хота? Арагонская хота – оживленный, подвижный, энергичный танец. Классический тип хоты – Арагонская. Она существует в трех видах: как танец с пением, как самостоятельная песня и как инструментальная пьеса. Танцуют хоту парами, с кастаньетами. Услышав ее в исполнении испанских гитаристов, он был восхищен ее своеобразной жизнерадостной грацией. Он постарался запомнить каждый оттенок мелодии, чтобы затем воссоздать его в своем творении Именно с хотой были связаны самые первые впечатления Глинки об испанской культуре. И сегодня мы послушаем Арагонскую хоту. | Хота – испанский народный танец |
| К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) |
4.Организация слушательской деятеьности(10 минут) | Произведение открывает перед слушателем динамичную, величественную картину, с торжественными нотами в звучании. Жизнерадостное, веселое пиццикато арфы и струнных сменяется более выразительной и серьезной темой деревянных духовых инструментов. Послушаем произведение, а вы слушаете внимательно. Вам нужно ответить на вопросы: Какой характер этой пьесы?(ритмичная, танцевальная и т.д.)Какие инструменты исполняют музыку? Симфонический оркестр самый богатый по тембру и возможностям воплощения замысла композитора. Какой музыкальный инструмент вы еще услышали? Для придания танцевального характера музыке, для чёткого ритма и подчёркивания национального колорита музыке Глинка ввёл для исполнения “Арагонской хоты” в состав симфонического оркестра дополнительный музыкальный инструмент. Сейчас мы прослушаем произведение еще раз, а вы мне скажите о каком инструменте я говорю? – кастаньеты - Почему именно кастаньеты? Кастаньеты – это испанский народный музыкальный инструмент. Звучание кастаньет придаёт музыке испанский характер. Прохлопаем ритм чтобы подчеркнуть испанский колорит. Мелодия передает красочный мир народной Испании, южной природы и быта. Кастаньеты в оркестре, которые обычно не входят в классический состав, блестяще передают огненную пылкость, стремительность испанского танца. Основная мелодия не просто повторяется несколько раз в вариантном развитии. Она словно передает разные настроения – и танцевальные, и боевые, и таинственные. Глинка проводит нас по тем местам, где он сам побывал, показывает, что видел и слышал, что чувствовал. | Дети слушают.
- инструменты симфонического оркестра - танцевальность и песенность - кастаньеты | «Арагонская хота» | К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем) |
5. Музыкальная физкультминутка(4 мин) | Что ж, мы с вами достаточно сидели, а теперь мы встанем и немного подвигаемся под испанскую музыку. Встаем со своих мест.
| Дети встают и повторяют движения. |
| К (взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой) |
7. Организация исполнительской деятельности( 10 мин) | Все композиторы были когда-то детьми и в своем творчестве они часто обращаются к темам детства. Композитор Александр Ермолов сочинил песню, которая так и называется все мы просто дети. Мы сегодня познакомимся с ней. Послушайте ее. Вокально-хоровые трудности | Методы и приемы | Произношение согласных «Р», «Б», «Ч», «Й» Ритм мелодии. Высокие скачки. Цепное дыхание. Замыкание фраз. Длинные ноты. Мелодическая трудность. | -графический показ - показ голосом образное сравнение, - прохлопывание ритма мелодии, -ассоциации, собственный показ. - прием «Эхо» |
Ручки положили на коленочки. Спинки выпрямили. На парты не облокачиваемся. В этом произведении сложный пунктирный ритм, прохлопаем его проговаривая слова. Споем фразу. Так же вторую фразу | | «Все мы просто дети» | П ( выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню) |
7. Рефлексия деятельности. (Итог урока 3 минуты) | Итак, ребята, сегодня мы познакомились еще с одним произведением М.И. Глинки, кто запомнил с каким? Кто исполняет это произведение? Какой необычный инструмент входит в состав оркестра? С какой песней мы познакомились сегодня? Спасибо за урок, до свидания. | «Арагонская хота» Симфонический оркестр Кастаньеты «Все мы просто дети» |
| Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) |