Экологическое воспитание на уроках искусства
статья по музыке на тему

Плоскова Елена Анатольевна

В докладе затронуты аспекты экологического воспитания на уроках искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_na_urokah_iskusstva.docx20.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание на уроках искусства

и во внеурочной деятельности

                         (доклад в рамках педагогических чтений
      «От экологического просвещения – к экологической культуре»)

Автор – Плоскова Е.А.

Учитель музыки, искусства, МХК

МАОУ «СОШ» с. Летка

Республика Коми

           Принято считать, что основой экологического образования и воспитания становятся такие учебные дисциплины, как  биология, география, окружающий мир, химия, физика, т.е. предметы естественно-научного цикла. Однако нельзя недооценивать  и предметы гуманитарно-эстетического цикла: музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру, литературу, потому что средства и возможности последних велики и разнообразны. Музыкальные пейзажи, зарисовки, поэтические строчки, вызванные ими чувства и мысли человека – вот что воспитывает, обучает и развивает душу. Поэтому тема экологического воспитания средствами искусства весьма актуальна.

            Шишкин и Левитан, Римский-Корсаков и Мусоргский, Пушкин и Есенин, Вивальди и Эдвард Григ - и это далеко неполный список великих мастеров, это своеобразный «букет» великих имен, призванный своими творениями воспевать природу, затрагивать, формировать и настраивать душевные струны наших воспитанников.  
           В авторской программе по музыке Сергеевой-Критской, реализуемой в нашей школе  с 1-7 класс уделяется значительное место изучению образа природы в музыкальных произведениях  композиторов-классиков и современных авторов.  Все они  имеют одно общее свойство – трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Это и "Пастораль" из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель"  Г.В.Свиридова, и инструментальные циклы «Времена года» Вивальди и Чайковского, и "Прелюдии" С.Рахманинова, в которых дети сами чувствуют, что музыка их пронизана лучезарным светом, любовью к родной природе.
В дневниках и письмах П.Чайковского можно найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Например: (цитирую) «в каждом листочке и цветочке можно видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни».
Такая музыка  учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, чистые песни, добрые человеческие чувства.
Обогащение программы через музыкальный фольклор, возрождение национальных традиций — это еще один путь экологического воспитания, потому что жизнь народа издревле связана с природой: это вода, земля, солнце, ветер. Люди поклонялись им, воспевали природу в традиционных праздниках и обрядах, в песнях и танцах. Каждая народная песня — это пример одушевления природы, воспевание ее красоты.

            На уроках искусства в 8-9 классах, а также в курсе МХК 10-11 классов благодаря синтезу различных видов искусств, как нигде можно полно окунуться в мир первозданной, нетронутой человеком природы, прочувствовать её, или наоборот путем сравнений увидеть, услышать, пронаблюдать то, что называется экологическими проблемами, что несет в себе разрушительную силу, подвергнуть

данные факты осуждению, критике, и чтобы глядя на  природную красоту, у школьников не возникало желания разрушить её, а наоборот, проявить заботу, желание сберечь и приумножить.

         Закрепляется и обобщается все это системой художественно-творческих заданий, предусмотренных программой в процессе изучения данных курсов: рассмотреть, сравнить, изобразить, исследовать, спроектировать, интерпретировать, аргументировать, сочинить, составить и т.д. и все это на основе собственных впечатлений, наблюдений, творческих замыслов и возможностей.

          Работая педагогом дополнительного образования в области художественно-эстетического образования, в частности вокального исполнительства также можно активно вести целенаправленную работу,    потому что песенное искусство, произведения о природе, родине – это неисчерпаемый источник вдохновения, любви и восхищения. Репертуар вокальной группы «Лирика», включающий тематические произведения,  несет воспитательное воздействие на самих участниц и ту аудиторию, перед которой они представляют свое творчество на школьной сцене, в сельских, муниципальных, республиканских конкурсах и фестивалях.

          Благодаря  произведениям  живописи, литературы, музыки, фотографии, кино, созерцая прекрасное, знакомясь с творениями великих композиторов, художников, литераторов, школьники всесторонне развиваются, воспринимают эмоционально красоту окружающей действительности и разных видов искусств, совершенствуют свою жизненную позицию в том числе в области экологии.

                                               Спасибо за внимание!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках биологии

Я работаю по этой проблеме,ведь сегодня экологическое состояние окружающей среды очень актуально.Предлагаю этапы уроков ,где я заостряю внимание учащихся на экологических проблемах нашего села,района,...

Презентация проекта "Экологическое воспитание на уроках обществознания"

Педагогический проект реализован на уроках обществознания в 7 классе...

Экологическое воспитание на уроках истории и обществознания

Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними стро...

«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"

Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды,  физическое и духовное ...

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка  опирается на  эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Дети учатся не только понять её...

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...