Рабочая учебная программа по музыке 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс) по теме
Программа по музыке для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по музыке, завершённой предметной линии учебников «Музыка», авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (УМК «Школа России»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_muzyka_1.doc | 109.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Салабайкасинская основная общеобразовательная школа»
Принята | Утверждаю |
Зам.директора по УВР | Директор МБОУ |
МБОУ «Салабайкасинская ООШ» | «Салабайкасинская ООШ» |
Гречко А.А. | Директоров А.П. |
« » 2017 г. | « » 2017 г. |
Рабочая учебная программа
по музыке
Класс _6_
Всего часов на учебный год _35_
Количество часов в неделю 1_
Программа по музыке для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по музыке, завершённой предметной линии учебников «Музыка», авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (УМК «Школа России»).
Учитель:
Михайлов Аверкий Алексеевич
Категория первая
Стаж работы 42
СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением
Руководитель ШМО
___________/Гречко А.А./
Протокол №____от__________
д. Салабайкасы
2017 г.
Оглавление
- Пояснительная записка___________________________________________3
- Планируемые результаты освоения учебного курса__________________4-5
- Содержание учебного предмета___________________________________6-9
- Тематическое планирование_____________________________________10-11
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для учащихся 6-х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года № 19644).
3. Образовательной программой образовательного учреждения;
4. Положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.
Рабочая программа разработана с учётом программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5-8 классов «Музыка», авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (УМК «Школа России»).
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Срок реализации программы -1 год.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
-принятие мультикультурной картины современного мира;
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;
-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:
-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения музыки являются:
-общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
-устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
-понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
-осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
-рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
-применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
-постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
-расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Содержание учебного предмета
Тема года: «В чём сила музыки» (35 часов)
Музыка души (1 час)
Урок №1. Музыка души
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.
Тысяча миров музыки (8 часов).
Урок №2. Наш вечный спутник
Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).
Урок №3. Искусство и фантазия
Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки).
Урок №4. Искусство – память человечества
Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры.
Урок №5. В чём сила музыки
Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Урок №6. Волшебная сила музыки
Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.
Урок №7-8. Музыка объединяет людей
Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.
Урок №9. Урок-обобщение по теме «Тысяча миров музыки»
Повторение произведений, звучавших в I четверти (слушание).
Исполнение песен по выбору обучающихся. Тест и викторина по теме «Тысяча миров музыки».
Как создаётся музыкальное произведение (24 часа).
Урок №10. Единство музыкального произведения
В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Урок №11. «Вначале был ритм»
Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).
Урок №12-13. О чём рассказывает музыкальный ритм
Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена). Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля.
Урок №14. Диалог метра и ритма
Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.
Урок №15-16. От адажио к престо.
Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).
Урок №17. «Мелодия – душа музыки»
Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.
Урок №18. «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта).
Урок №19. Мелодия «угадывает» нас самих
Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик).
Урок №20. Что такое гармония в музыке
Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.
Урок №21. Два начала гармонии
Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.
Урок №22. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии
Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперёд» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».)
Урок №23. Красочность музыкальной гармонии
Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения.
Урок №24 Мир образов полифонической музыки
Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»).
Урок №25. Философия фуги
Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.
И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.
Урок №26. Какой бывает музыкальная фактура
Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 – 100). Одноголосная фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.
Урок №27. Пространство фактуры
Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Урок №28. Тембры – музыкальные краски
Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).
Урок №29. Соло и тутти
Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова).
Урок №30. Громкость и тишина в музыке
Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»).
Урок №31. Тонкая палитра оттенков
Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).
Урок №32-33. По законам красоты.
Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы ≪Лебедь≫ из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты.
Чудесная тайна музыки (2 часа).
Урок №34. Музыка радостью нашей стала.
Урок №35. Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки».
Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чём сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чём причина долговечности искусства?».
Тематическое планирование
№ урока | Раздел (количество часов). Тема урока | Количество часов, отводимых на изучение темы | Дата | |
план | факт | |||
Музыка души (1 час) | ||||
1 | Музыка души | 1 | 2.09 | |
Тысяча миров музыки (8 часов). | ||||
2 | Наш вечный спутник. | 1 | 9.09 | |
3 | Искусство и фантазия. | 1 | 16.09 | |
4 | Искусство–память человечества. | 1 | 23.09 | |
5 | В чём сила музыки. | 1 | 30.09 | |
6 | Волшебная сила музыки. | 1 | 7.10 | |
7-8 | Музыка объединяет людей. | 2 | 14.10 21.10 | |
9 | Тысяча миров музыки. | 1 | 28.10 | |
Как создаётся музыкальное произведение (24 часа). | ||||
10 | Единство музыкального произведения. | 1 | 11.11 | |
11 | Вначале был ритм. | 1 | 18.11 | |
12-13 | О чём рассказывает музыкальный ритм. | 2 | 25.11 2.12 | |
14 | Диалог метра и ритма | 1 | 9.12 | |
15-16 | От адажио к престо. | 2 | 16.12 23.12 | |
17 | Мелодия – душа музыки. | 1 | 13.01 | |
18 | Мелодией одной звучат печаль и радость. | 1 | 20.01 | |
19 | Мелодия «угадывает» нас самих. | 1 | 27.01 | |
20 | Что такое гармония в музыке. | 1 | 3.02 | |
21 | Два начала гармонии. | 1 | 10.02 | |
22 | Как могут проявляться выразительные возможности гармонии. | 1 | 17.02 | |
23 | Красочность музыкальной гармонии. | 1 | 24.02 | |
24 | Мир образов полифонической музыки. | 1 | 3.03 | |
25 | Философия фуги. | 1 | 10.03 | |
26 | Какой бывает музыкальная фактура. | 1 | 17.03 | |
27 | Пространство фактуры. | 1 | 31.03 | |
28 | Тембры – музыкальные краски. | 1 | 7.04 | |
29 | Соло и тутти. | 1 | 14.04 | |
30 | Громкость и тишина в музыке. | 1 | 21.04 | |
31 | Тонкая палитра оттенков. | 1 | 28.04 | |
32-33 | По законам красоты. | 2 | 5.05 12.05 | |
Чудесная тайна музыки (2 часа). | ||||
34 | Музыка радостью нашей стала. | 1 | 19.05 | |
35 | Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки». | 1 | 26.05 | |
Итого: | 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по музыке 5 класс ФГОС 2 поколения
Рабочая программа по музыке для учащихся 5 классов, обучающихся по ФГОС 2 поколения...
Рабочая учебная программа по музыке для обучающихся 1- 2-го класса с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)
Рабочая учебная программа по музыке для обучающихся 1- 2-го класса с ограниченными возможностями здоровья (VI вид) разработана и составлена в соответствии с федеральным к...
Рабочая учебная программа по музыке для обучающихся 3-4 классов начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)
Данная учебная программа по музыке для обучающихся 3-4 классов начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (VI вид) составлена на основе:примерной программы начального общего образова...
Рабочая учебная программа по музыке на 2017-2018 учебный год 1-4 классы
Составлена на основе УМК «Школа России» по музыке авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной....
Рабочая учебная программа по музыке на 2017-2018 учебный год, 5-8 классы
Составлена на основе УМК «Школа России» по музыке авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...
Рабочая учебная программа по музыке. 5 класс. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.
Рабочая учебная программа по музыке в соответствии с ФГОС. 5 класс. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская....
Рабочие учебные программы по музыке для 1- 3 классов.
Рабочая учебная программа по музыке для 1- 3 классов составлена на основе примерной программы по музыке, в соответствии с Федеральным государственным образова...