Рабочая программа по музыке 5-9 класс
рабочая программа по музыке на тему

Рабочая программа по музыке 5-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_muzyke_2017-2018_1.docx84.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету искусство «музыка» для 5-9

класса   составлена  в соответствии правовыми и нормативными   документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ № 506 от 07.06.2017 года «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089»;
  •  Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями от 29.12.2014 г., от 31.12.2015 г. №1577;

Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015;

-  Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-  Письмо департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.04.2017 №801-15-01/2284, рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей (подготовлены Минобрнауки России),  дополнительные разъяснения (инструкции) в целях оказания помощи в  реализации мероприятий по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей (подготовлены Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования) п.III «Участие в разработке рабочих программ».

Общая характеристика учебного предмета

Искусство «музыка» - учебный предмет в основной школе, является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. Постижение культурного многообразия мира.

Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способность оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. 

Цели обучения:

заключается в формировании основ музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры, в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи обучения:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека

 - научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

Место учебного предмета в учебном плане

Изучение учебного предмета  искусство «Музыка» предусмотрено  Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015) на этапе основного общего образования с 5 по 8 класс по 1 ч. в неделю  в  обязательной части учебного плана.

Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования,  и ориентирована  для работы по учебникам:

5 класс:  Т. И. Науменко, В.В. Алеев искусство музыка: учебник для общеобразовательных учреждений -2014г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.- М.: «Просвещение».

6 класс:  Т. И. Науменко, В.В. Алеев искусство музыка: учебник для общеобразовательных учреждений -2015г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.- М.: «Просвещение».

7 класс:  Т. И. Науменко, В.В. Алеев искусство музыка: учебник для общеобразовательных учреждений -2016г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.- М.: «Просвещение».

8 класс:  Т. И. Науменко, В.В. Алеев искусство музыка: учебник для общеобразовательных учреждений -2017г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.- М.: «Просвещение».

9 класс:  Т. И. Науменко, В.В. Алеев искусство музыка: учебник для общеобразовательных учреждений -2017г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.- М.: «Просвещение».

Формы контроля

Содержание, формы и периодичность текущего определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся  класса. Основными формами текущего контроля являются наблюдение, устный опрос, тест, урок-концерт, игровые формы, самостоятельная работа, творческий проект.

Планируемые результаты освоения учебного предмета искусство «музыка» в 5-9 классе

Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО:

В области личностных результатов:

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

  • совершенствование художественного вкуса;
  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  • наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  • формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
  • сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
  • общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

Ученик научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
  • определять тембры музыкальных инструментов;
  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;
  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

6 КЛАСС

В области предметных результатов:

Ученик научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
  • понимать основной принцип построения и развития музыки;
  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • определять характерные особенности музыкального языка;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

7  КЛАСС

В области предметных результатов:

Ученик научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • определять характерные особенности музыкального языка;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
  • определять характерные признаки современной популярной музыки;
  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

8  КЛАСС

В области предметных результатов:

Ученик научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
  • понимать основной принцип построения и развития музыки;
  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • определять характерные особенности музыкального языка;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
  • определять характерные признаки современной популярной музыки;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;
  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

9 КЛАСС

В области предметных результатов:

- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

-понимание художественных явлений действительности в их многообразии;

-общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

-освоение знаний о выдающихся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;

-овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;

-эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении;

-осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства;

-опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;

-участие в разработке и реализации художественно - творческих проектов.

Выпускник научится:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая хдожественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, -выразительных средств  звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных вы-ставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Содержание учебного предмета искусство  «Музыка» 5класс

5 КЛАСС (35 ч)

Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»

Музыка рассказывает обо всем-1ч

Древний союз (3 ч)

 Истоки-1 ч

Искусство открывает мир – 1 ч

Искусства различны, тема едина – 1 ч

Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

Слово и музыка (3ч)

Два великих начала искусства – 1 ч

«Стань музыкою, слово!» - 1 ч

Музыка «дружит» не только с поэзией – 1ч

Песня (3 ч)

Песня — верный спутник человека-1 ч

Мир русской песни – 1ч

Песни народов мира-1ч

Романс (2ч)

Романса трепетные звуки-1ч

Мир человеческих чувств-1ч

Хоровая музыка (2ч)

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. – 1ч

Что может изображать хоровая музыка.-1ч

Опера (2ч)

Самый значительный жанр вокальной музыки.-1ч

Из чего состоит опера.-1ч

Балет (2ч)

Единство музыки и танца.-1ч

«Русские сезоны в Париже».-1ч

Музыка звучит в литературе (2ч)

Музыкальность слова.-1ч

Музыкальные сюжеты в литературе.-1ч

Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Образы живописи в музыке (2ч)

 Живописность искусства.-1ч

«Музыка — сестра живописи».1ч

Музыкальный портрет (1ч)

Может ли музыка выразить характер человека?-1ч

Пейзаж в музыке (2ч)

Образы природы в творчестве музыкантов.-1ч

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов.-1ч

«Музыкальная живопись» сказок и былин (3ч)

Волшебная красочность музыкальных сказок.-1ч

Сказочные герои в музыке.-1ч

Тема богатырей в музыке.-1ч

Музыка в произведениях изобразительного искусства (2ч)

Что такое музыкальность в живописи.-1ч

«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия».-1ч

 Подводим итоги.1ч

Тематическое планирование.

Предмет искусство «Музыка»

5 класс

№ п/п

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы

планируемая

фактическая

1

Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»

Музыка рассказывает обо всем

1 ч.

2

Истоки

1 ч.

3

Искусство открывает мир

1 ч.

4

Искусства различны, тема едина

1 ч.

5

Два великих начала искусства.

1 ч.

6

«Стань музыкою, слово».

1 ч.

7

Музыка «дружит» не только с поэзией. Песня – верный спутник человека.

1 ч.

8

Заключительный урок  по теме «Слово и музыка». Обобщение и систематизация полученных знаний. Урок-концерт.

1 ч.

9

Мир русской песни.

1 ч.

10

Песни народов мира.

1 ч.

11

Романса трепетные звуки.

1 ч.

12

Мир человеческих чувств.

1 ч.

13

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

1 ч.

14

Что может изображать хоровая музыка?

1 ч.

15

Обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».

1 ч.

16

Обобщение по теме полугодия «Музыка и литература»

1 ч.

17

Самый значительный жанр вокальной музыки – опера.

1 ч.

18

Из чего состоит опера.

1 ч.

19

Единство музыки и танца.

1 ч.

20

«Русские сезоны» в Париже.

1 ч.

21

Музыкальность слова.

1 ч.

22

Музыкальные сюжеты в литературе.

1 ч.

23

Живописность искусства.

1 ч.

24

«Музыка – сестра живописи».

1 ч.

25

Может ли музыка выразить характер человека?

1 ч.

26

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Музыка и изобразительное искусство» Урок-концерт.

1 ч.

27

Образы природы в творчестве музыкантов.

1 ч.

28

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

1 ч.

29

Волшебная красочность музыкальных сказок.

1 ч.

30

Сказочные герои в музыке

1 ч.

31

Тема богатырей в музыке.

1 ч.

32

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

1 ч.

33

Контрольная работа (тест) по теме года: «Музыка и другие виды искусства». 

1 ч.

34

Обобщение по теме года: «Музыка и другие виды искусства».

1 ч.

Содержание учебного предмета искусство  «Музыка» 6класс

6 КЛАСС (34ч)

Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?

Музыка души.-1ч

«Тысяча миров» музыки

Наш вечный спутник.-1ч

Искусство и фантазия.-1ч

Искусство — память человечества.-1ч

В чем сила музыки.-1ч

Волшебная сила музыки.-1ч

Музыка объединяет людей.-2ч

Как создается музыкальное произведение

Единство музыкального произведения.-1ч

Ритм (6ч)

«Вначале был ритм».-1ч

О        чем рассказывает музыкальный ритм.-2ч

Диалог метра и ритма.-1ч

От адажио к престо.-2ч

Мелодия (3ч)

«Мелодия-душа музыки».-1ч

«Мелодией одной звучат печаль и радость».-1ч

Мелодия «угадывает» нас самих.-1ч

Гармония (4ч)

Что такое гармония в музыке.-1ч

Два начала гармонии.-1ч

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.-1ч

Красочность музыкальной гармонии.-1ч

Полифония (2ч)

Мир образов полифонической музыки.-1ч

Философия фуги.-1ч

Фактура (2ч)

Какой бывает музыкальная фактура.-1ч

Пространство фактуры.-1ч

Тембры (3ч)

Тембры — музыкальные краски.-1ч

Соло и тутти.-2ч

Динамика (2ч)

Громкость и тишина в музыке.-1ч

Тонкая палитра оттенков.-1ч

Чудесная тайна музыки

По законам красоты.-2ч

Подводим итоги (обсуждение с учителем).-1ч

Тематическое планирование.

Предмет искусство «Музыка»

6 класс

№ п/п

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы

планируемая

фактическая

1

"Музыка души". Вводный

1 ч.

2

Наш вечный Спутник. Роль искусства в жизни человека.

1 ч.

3

Искусство и Фантазия. Источники зарождения произведений искусства.

1 ч.

4

Искусство – память человечества.

1 ч.

5

Какой бывает музыка. Классификация музыки.

1 ч.

6

Волшебная сила музыки.

1 ч.

7

Музыка объединяет людей.

1 ч.

8

Систематизация и обобщение полученных знаний по теме «В чем сила музыки».

1 ч.

9

Единство музыкального произведения

1 ч.

10

Вначале был ритм. Определение ритма в музыке.

1 ч.

11

О чем рассказывает музыкальный ритм.

1 ч.

12

Диалог метра и ритма.

1 ч.

13

От адажио к престо. Определение темпа в музыке.

1 ч.

14

Мелодия-душа музыки..

1 ч.

15

«Мелодией одной звучат печаль и радость». Роль мелодии в музыке.

1 ч.

16

Мелодия "угадывает" нас самих. Направление мелодии. Обобщение и систематизация полученных знаний по теме « В чем сила музыки»

1 ч.

17

Что такое гармония в музыке? Значение гармонических сочетаний в музыке.

1 ч.

18

Два начала гармонии.

1 ч.

19

Эмоциональный мир музыкальной  гармонии. Роль гармонии в создания образов музыки.

1 ч.

20

Красочность музыкальной гармонии.

1 ч.

21

Мир образов полифонической музыки.

1 ч.

22

Философия фуги. Роль фуги в создании образов.

1 ч.

23

Какой бывает музыкальная фактура.

1 ч.

24

Пространство фактуры.

1 ч.

25

Тембры – музыкальные краски.

1 ч.

26

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Гармония».

1 ч.

27

Соло – тутти. Тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах

1 ч.

28

Громкость и тишина в музыке. Определение динамики, ее роль в музыкальном произведении.

1 ч.

29

Тонкая палитра оттенков. Латинское обозначение динамических оттенков.

1 ч.

30

По законам красоты. Значение духовной музыки.

1 ч.

31

Гармония красоты и правды в жизни и музыке.

1 ч.

32

Никто не забыт, ничто не забыто! (Песни о Вов в честь памяти погибших).

1 ч.

34

Обобщение и систематизация знаний по теме года «В чем сила музыки».

1 ч.

Содержание учебного предмета искусство  «Музыка» 7класс

7 КЛАСС (34ч)

Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

О единстве содержания и формы в художественном произведении.-1ч

Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ

Музыку трудно объяснить словами.-1ч

В чем состоит сущность музыкального содержания.-2ч

Каким бывает музыкальное содержание (4ч)

Музыка, которую можно объяснить словами.-1ч

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.-1ч

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада». -1ч

Когда музыка не нуждается в словах.-1ч

Музыкальный образ (3ч)

Лирические образы в музыке.-1ч

Драматические образы в музыке.-1ч

Эпические образы в музыке.-1ч

О чем «рассказывает» музыкальный жанр (4ч)

 «Память жанра».-1ч

Такие разные песни, танцы, марши.-3ч

Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.-1ч

Что такое музыкальная форма (2ч)

«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».-2ч

Виды музыкальных форм (7ч)

Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.-1ч

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.-1ч

О роли повторов в музыкальной форме.-1ч

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.-1ч

«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.1ч

Многомерность образа: форма рондо.-2ч

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.-1ч

Музыкальная драматургия (7ч)

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.-1ч

Музыкальный порыв.-1ч

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.-1ч

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».-2ч

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.-2ч

Формула красоты.-1ч

Тематическое планирование.

Предмет искусство «Музыка» 7 класс

№ п/п

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы

планируемая

фактическая

1

«СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»  -тема года

СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ-1 часть

« О единстве содержания и формы в художественном произведении.

1 ч.

2

Музыку трудно объяснить словами.

1 ч.

3

В чем состоит сущность музыкального содержания.

1 ч.

4

Музыка, которую необходимо объяснить словами.

1 ч.

5

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

1 ч.

6

«Восточная» партитура Н. Римского – Корсакова «Шехеразада».

1 ч.

7

Когда музыка не нуждается в словах.

1 ч.

8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Содержание и форма музыки»

1 ч.

9

Лирические образы в музыке.

1 ч.

10

Драматические образы в музыке.

1 ч.

11

Эпические образы в музыке.

1 ч.

12

«Память жанра».

1 ч.

13

Такие разные песни, танцы, марши.

1 ч.

14

ФОРМА В МУЗЫКЕ – 2 часть

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.

1 ч.

15

Что такое музыкальная форма.

1 ч.

16

«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».

1 ч.

17

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

1 ч.

18

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

1 ч.

19

Виды музыкальных форм.

1 ч.

20

Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.

1 ч.

21

Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.

1 ч.

22

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

1 ч.

23

О роли повторов в музыкальной форме.

1 ч.

24

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.

1 ч.

25

«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.

1 ч.

26

Многомерность образа: форма рондо.

1 ч.

27

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича.

1 ч.

28

Музыкальный порыв.

1 ч.

29

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.

1 ч.

30

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

1 ч.

31

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

1 ч.

32

Формула красоты.

1 ч.

33

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. Контрольная работа (тест)

1 ч.

34

Урок-концерт по теме «Содержание и форма в музыке»

1 ч.

Содержание учебного предмета искусство  «Музыка» 8класс

Тема года: « Традиция и современность в музыке» 34 часа

Музыка «старая» и «новая» (вместо введения). -5 часов

Настоящая музыка не бывает «старой».

О традиции в музыке

Живая сила традиции.

Вечные темы в музыке

Сказочно-мифологические темы -5 часа

Искусство начинается с мифа.

Миф сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.

«Благословляю вас, леса…».

Мир человеческих чувств. -9часов

Образы радости в музыке.

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

«Слезы людские, о слезы людские…».

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

Два пушкинских образа в музыке.

Трагедия любви в музыке. П.Чайковский «Ромео и Джульетта».

Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

В поисках истины и красоты-6 часов

Мир духовной музыки.

Колокольный звон на Руси.

Рождественская звезда.

От Рождества до Крещения.

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.

О современности в музыке -9 часов

Как мы понимаем современность.

Вечные сюжеты.

Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессиана.

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов.

Новые области в музыке 20 века (джазовая музыка).

Лирические страницы советской музыки.

Диалог времен в музыке А.Шнитке.

«Любовь никогда не перестанет».

Подводим итоги.

Тематическое планирование

Предмет искусство «Музыка»

8 класс

№ п/п

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы

планируемая

фактическая

1

Тема года: « Традиция и современность в музыке»

Музыка «старая» и «новая» (вместо введения).

1 ч.

2

Настоящая музыка не бывает «старой».

1 ч.

3

Живая традиция

1 ч.

4

Искусство начинается с мифа.

1 ч.

5

Миф сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

1 ч.

6

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.

1 ч.

7

«Благословляю вас, леса…».

1 ч.

8

Образы радости в музыке.

1 ч.

9

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

1 ч.

10

«Слезы людские, о слезы людские…».

1 ч.

11

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

1 ч.

12

Два Пушкинских образа в музыке.

1 ч.

13

Трагедия любви в музыке. П.Чайковский «Ромео и Джульетта».

1 ч.

14

Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

1 ч.

15

Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

1 ч.

16

Мир духовной музыки.

1 ч.

17

Колокольный звон на Руси.

1 ч.

18

Рождественская звезда.

1 ч.

19

От Рождества до Крещения.

1 ч.

20

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.

1 ч.

21

Как мы понимаем современность.

1 ч.

22

Вечные сюжеты.

1 ч.

23

Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессиана.

1 ч.

24

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов.

1 ч.

25

Новые области в музыке 20 века (джазовая музыка).

1 ч.

26

Лирические страницы советской музыки.

1 ч.

27

Диалог времен в музыке А.Шнитке.

1 ч.

28

«Любовь никогда не перестанет».

1 ч.

29

Подводим итоги.

1 ч.

30

Контрольная работа  по теме года « Традиция и современность в музыке» (тест)

1 ч.

31

Обобщение и систематизация знаний по теме года: « Традиция и современность в музыке»

1 ч.

32

Обобщение и систематизация знаний по теме года: « Традиция и современность в музыке»

1 ч.

33

Подготовка к заключительному уроку-концерту.

1 ч.

34

Урок-концерт

1 ч.

Содержание учебного предмета искусство  «Музыка» 9класс

9 КЛАСС (17ч)

Тема года: «МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ЧТО ТАКОЕ «МУЗЫКА СЕГОДНЯ»?

1.О понятии «современная музыка» (вместо введения).

2.Как меняется музыка.

3 Музыкальная среда.

4.Современное композиторское творчество.

Человек в музыке

5.«Искусство — это твой собственный голос».

6. О любительской музыке.

7.Авторская песня.

8.Герой авторской пенсии.

Человек в музыке

9.Рок-музыка.

10.О разности вкусов.

Новые музыкальные взаимодействия

11.О музыке «легкой» и «серьезной»: история.

12.О музыке «легкой» и «серьезной»: современность.

13.Стилевые взаимодействия.

Новые музыкальные взаимодействия

14.Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище. Зачем мы ходим на концерт.

15.Музыкальная сцена сегодня.

16. Музыка — целый мир (вместо заключения).

17.Заключительный урок-концерт

Тематическое планирование.

Предмет искусство «Музыка»

9 класс

№ п/п

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы

планируемая

фактическая

1

«Что такое музыка сегодня»

О понятии современная музыка.

1 ч.

2

Как меняется музыка.

1 ч.

3

Музыкальная среда.

1 ч.

4

Современное композиторское творчество.

1 ч.

5

Искусство-это твой собственный голос.

1 ч.

6

О любительской музыке.

1 ч.

7

Авторская песня.

1 ч.

8

Герой авторской песни.

1 ч.

9

«Человек в музыке»

Рок-музыка.

1 ч.

10

О разности вкусов.

1 ч.

11

О музыке «легкой и «серьезной» : история

1 ч.

12

О музыке «легкой и «серьезной» : современность.

1 ч.

13

Стилевые взаимодействия.

1 ч.

14

Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище.

1 ч.

15

Зачем мы ходим на концерт.

1 ч.

16

Музыка - это целый мир.

1 ч.

17

Урок-концерт.

1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой

рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...