Урок. Ко дню рождения ЯНАО.
материал (5 класс) на тему
Урок-мероприятие проводится, как заключительный этап изучпения тем первого полугдия. Проведена огромная работа по выполнению творческих работв в 1,2 четвертях. привлечены родители учащихся к выполнению заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель: закрепить представление о культуре, традициях и особенностях быта коренных народов севера.
Задачи.
Обучающие:
закрепить представление о культуре, традициях и особенностях быта коренных народов Ямала
.
Развивающие:
• Углублять и уточнять представления о Родине, Ямале ее символах (герб, флаг, гимн)
• Развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности;
• Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
• Расширять кругозор, обогащать жизненный опыт детей.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к родному краю, уважение к жителям коренных национальностей Севера;
- Продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей стране, округу.
- Обеспечить социализацию учащихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками
Тип урока: обобщение знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, творческие работы
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная
Предполагаемый результат
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные – смыслообразование, целеполагание
Познавательные – рефлексия.
Добрый день, ребята, гости.
Чтобы понять, чем мы сегодня будем заниматься, мен хотелось бы разгадать кроссворд.
1. В ненецкой мифологии мифический народ, ныне живущий под землёй, боящийся дневного света, обитавший в заполярной тундре до прихода ненцев — «настоящих людей». ИЛИ Древнее аборигенное население Арктики, населявшее огромные пространства от Кольского до Гыданского полуострова...
2. Умение создавать ценности и жить в соответствии с ними
3. Единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки... ИЛИ «Арктос»— так древние греки называли созвездие Большой Медведицы. Под этим созвездием лежат северные окраины Земли.
4. Регион, в котором мы живем. Полуостров на севере Западной Сибири, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа России. ИЛИ Субъект Российской Федерации в составе Тюменской области.
5. Государство, в котором мы живем (Россия)
Попрошу ЗАПОЛНИТЬ КРОССВОРД
Вот мы с вами вспомнили те термины, с которыми знакомились, встречались на уроках. И Сегодня на уроке, в день рождения ЯНАО, хотелось бы подвести итог тому, какие знания мы получили на уроках Культуры народов Ямала.
Вы знаете, что Ямал входит в состав России, что Ямало-Ненецкий автономный округ - находится в самой середине арктической зоны Российского Государства.
Давайте посвятим нашей большой Родине песню нашей северной жемчужины - Е. Лаптандер «Россия»
Слайды 4-7. Песня Россия (исполнение)
- В туман войду березовый до утренней зари
Там свет разлился розовый от неба до земли
И звон пречистый слышится из дальнего села
Легко и вольно дышится – здесь Родина моя
ПРИПЕВ: Россия - озера синие, как небо над головой
Россия - судьбой единою мы связаны с тобой
2. И широта безбрежная и глубина без дна,
Суровая и нежная ты у меня одна.
В Своих надеждах смелая ты снова молода
Любя тебя и веруя с тобой она всегда!
На уроках мы отмечали, что наш Арктический регион сегодня – один из ведущих регионов страны. Впереди – амбициозные проекты, которые открывают новые возможности.
На протяжении многих десятилетий Ямал остается центром газодобывающей отрасли. Кроме промышленной разработки недр в регионе развиты традиционные промыслы коренных малочисленных народов Севера. Социально-экономическая политика региона делает Ямал территорией, комфортной для постоянного проживания.
Слайд 8. «Ямал имеет богатую историю и замечательные традиции. Для тысяч людей этот край земли стал домом, родиной и судьбой. Мы видим, сколько труда и человеческой души вложено в освоение Крайнего Севера. Мы гордимся успехами первопроходцев, которые заложили мощный фундамент для благополучного будущего ямальцев» Дм. Кобылкин.
Слайд 9. На экране ГЕРБ, флаг ЯНАО.
Слайд 10. Ребёнок: Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом, мы на Севере живем,
Вот заря, как знамя реет, солнца луч ударил ввысь.
Из столицы в это время звуки гимна донеслись.
ГИМН ЯНАО (исполнение)
Среди седых широт полярных,
Где вьюги правят вечный бал,
Героем былей легендарных
Встаёт заснеженный Ямал!
ПРИПЕВ: Суровый край! Оплот Державы!
Ты с каждым годом всё сильней.
Ямал — сокровище и слава,
И гордость Родины моей!
2. Девиз твой — всё для человека!
И, к новым подвигам готов,
Решаешь ты задачи века,
Храня традиции отцов!
3. Земля открытий и дерзанья.
Бескрайней тундры властный зов,
Где спорят с северным сияньем
Огни ямальских городов.
Чтецы:
- Мы стихи вам прочитаем
Про любимый Север свой:
Тундра наша так прекрасна,
Больше нет нигде такой.
- Долго-долго в Заполярье
Не кончается зима,
Нас мороз не испугает
Ни за что и никогда.
- А когда начнется лето,
На болото мы пойдем,
Много северной морошки
Мы в корзины наберем.
- Приезжайте к нам на Север-
Очень видеть вас хотим.
На упряжке покатаем
И морошкой угостим.
Оценка выступления
Сайд 11. Итак, давайте обобщим наши знания об основных ценностях народов Севера. Что относится к ценностям коренных народов ЯМАЛА (ответы):
- природа
- род и семья
- жилье
- игры и игрушки
- одежда
- хозяйственная культура (и питание)
Сайд 12. А начнем мы с вами с ПРИРОДЫ нашего края.
Географическое положение.
- Длина полуострова 700 км, ширина до 240 км. Омывается Карским морем и Обской губой.
- Большая часть: тундра
- Юг: небольшие леса.
- Более половины площади – болота, озера, реки.
- Почва: тонкий слой, покрыт мхами, ягодниками, низкими травами, карликовыми деревьями.
Сайд 13. Животный мир
- 20 видов млекопитающих
- На островах и побережье Карского моря - белые медведи, моржи, тюлени, белухи.
- В тундре – северный олень, песец, лиса, горностай, заяц, лемминг – полярная мышь.
- Птица: белая сова и полярная куропатка.
- Рыба: муксун, осетр, нельма, омуль, чир, семга, стерлядь.
Слайд 16,17. Народы Ямала
- Самые древние – сихиртя
- Ханты более 5000 человек около рек Полуй, Войкар, Сыня, Куноват
- Селькупы около 1500 человек около реки Пур и Таз.
- Коми – коми-зыряне с 16 в., коми- пермяки с 11 века, коми-ижемцы с 18-19 вв.. Юго-запад округа , граничащий с Уралом.
- Татары – с конца 14 в. В низовьях реки Обь.
- Русские – в 11 в, но оседать в 16 веке.
Язык относится к Уральской языковой семье, Самодийской группе
Слайд 18. Устройство чума и его значение. Виды чумов
Слайд 19. К классическим элементам оленеводческой материальной культуры относится ненецкий чум — незаменимое жилище тундровых кочевников. Жерди для каркаса чума заготавливаются в лесных районах, а покрышки представляют собой большие полотнища, сшитые из нескольких шкур оленя. Чум довольно быстро собирается и разбирается, что важно во время перекочевок с короткими остановками. Причем делают это женщины. Они, как правило, являются и собственницами чумов, получая их в приданое от своих родителей.
Слайд 20. О чуме
Слайд 21. Из чего делают чум.
Жерди (36-40)
Оленьи шкуры (нюки) в 4 слоя – зимой. Зимой – шкуры 60-70 оленей
Берестяные листы в два слоя – летом
В июне – смена покрытия на летнее
В сентябре – на зимнее покрытие
Диаметр чума – 5-8 метров
Слайд 22,23. Внутреннее устройство чума
Центральной осью чума служит шест (симзы)
На нём – 7 личин или голов семейных или родовых духов
Чум шамана украшается изображением священной птицей МИНЛЕЙ.
За симзы –священное (мужское) пространство »си». Здесь и священный ларь, где хранятся духи – покровители очага, семьи, рода и местности.
Напротив «си» у входа находится «НЁ» (женское место)
Посередине между «СИ» и «НЁ» – спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом.
Мужчина укрывается женской ЯГУШКОЙ…
Отверстие наверху соответствует местоположению солнца днём и месяца ночью.
Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю.
Очажный круг на полу воспринимался издревле как вход в подземный мир.
Слайд 24. Вокруг чума
Перед входом в чум находились женские нарты
За священным шестом чума – симзы ставились священные нарты – хэхэ хан
Чум с задней стороны подпирался грузовой нартой (чтобы нюки, уложенные в определенном порядке не разворачивало и не срывало ветром.)
Зимние вещи остаются на грузовых нартах прямо в тундре
При ловле оленей из таких нарт образовывался загон.
Слайд 25. Могильные и священные чумы
На том месте, где умирает человек ставится особый могильный чумик. В этом случае с его вершины снимался дымовой железный обруч.
В древности ненцы клали дары родовым духам.
В священный чум могут входить только главы семей.
Слайд 25-29. Установка и разборка чума
Место постановки чума определяет мужчина, но установкой занимается женщина
Взрослые и дети распрягают оленей. На расчищенное место кладут очажный лист.
Под лист подкладываются брёвна, чтобы снег не таял
Летом под ним делается углубление.
Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи
По обе стороны от него кладут две-три доски на пол.
За досками, дальше от костра, раскладывают циновки. Затем женщины ставят шесты и симзы и скрепляют наверху железным обручем дымника.
Нижние заостренные концы шестов вкапывают в снег или землю.
Затем устанавливается шест для котла и чайника. Один конец крепится на симзы, другой – привязывается на входных шестах.
Симзы - название опорных шестов
Поперек кладут железный стержень. На стержень надевается крюк. На который вешается котёл.
Завершив установку шестов, переходят к натягиванию нюков (оленьи шкуры) или бересты для покрытия чума
Две женщины снаружи поднимают нюки и укладывают их на остов чума, начиная сверху.
Затем изнутри привязывают нюки к шестам. Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу посыпают снегом.
Дверью служит откидывающая часть нюка. Отверстие сверху прикрываю шкурой зимой или берестой летом.
Слайд 30 Правила жизни в чуме
Очаг – в ведении женщин
Женщина собирает дрова, колет их, сушит их, разжигает огонь
Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой, снимает верхнюю одежду и обувь, оставляет их на нартах. В чуме надевает домашние кисы и домашнюю малицу (или женскую ягушку).
Гостей-мужчин укладывают на ночёвку от середины чума до симзы.
Гостей-женщин – от середины к выходу.
Место , которое занимает гость зависит от уважения к нему.
Слайд 31-38. Род и родовое имя. Родовые территории, знаки, святилища и культы. Семья
Не́нцы (ненец. «настоящий человек»), — самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.
Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских):
Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области,
Сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края.
Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми.
Образ жизни – кочевой.
Слайд 34. Роды: Харючи, Вануйта
Слайд 35. Признаки рода:
Имя
Угодья
Владетельные знаки
Культ
Святилища и кладбища.
Родовое имя (фамилия) – общее имя у всех членов рода.
Каждый тенз имеет свой знак – пидте мя (клеймо, позже подпись, родовое имя)
Пидте мя – переходят по наследству.
Небесный покровитель и знак отца – Луна
Небесный покровитель и знак матери - Солнце
Слайд 39-43. Воспитание детей. Игры и игрушки мальчиков и девочек.
В 12-14 лет девочка у северных народов должна освоить много женских умений: выделку оленьих шкур, рыбьей кожи, пошив одежды и обуви, плетение циновок из луговой травы, выделку берестяной утвари и т.п. Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игрушкам. Считается, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей хозяйкой и мастерицей.
Куклы девочек имеют богатый гардероб и хозяйство. Кукольное хозяйство состоит из множества предметов: берестяной посуды, столика, люльки, спальных мешков, колотушки для трепанья оленьих сухожилий, скребочков для выделки кожи, ступок и пестиков для толчения муки из сушеной рыбы и других предметов. Кукольное хозяйство позволяет обучить девочек женскому труду и подготовить будущих матерей и хозяек.
Женщины-хозяйки пользуются на Ямале большим уважением. Особенно высоко ценится женское умение шить, так как хорошая одежда в условиях Севера очень нужна человеку. Например, в сказках ханты говорится: «Богатырь, гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев». Про вещь, искусно сшитую, говорят: «То ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, и от иглы следа нет».
Умение шить считалось самым важным занятием для женщин. Без меховой одежды в суровых климатических условиях трудно было бы выжить. Как только маленькая девочка подрастала и могла держать иголку, мать дарила дочери меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками.
В этих сумочках хранилось все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, наперсток, иглы.
Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении бытовых вещей.
Самостоятельно делая предметы для кукольного хозяйства, девочки учатся у матерей традициям украшения замши и меховой одежды. Они отделяют платья разноцветными тряпочками и лентами, украшают одежду и обувь узорами из цветного бисера.
Слайд 43-56. Одежда народов Ямала
Слайд 55 Хозяйственная культура народов севера.
Собирательство: Ягоды, грибы. Охота. Рыболовство. Оленеводство
Слайд 77. МОЙ ГОРОД
И, конечно же, проживая на ЯМАЛЕ, мы не можем отметить, что следующий год для нашего города юбилейный. Ко дню рождения города мы с вами рисовали красивые места нашего города. Выставка ваших рисунков представлена на стенде
Слайд 78. Кухня.
Местные жители получают все необходимое для организма благодаря мясу оленя. Оленина — довольно вкусное, нежное мясо, с некоторым привкусом дичи.
- Это мясо подвергают часто посолу — простейшему способу консервирования для его хранения на продолжительные сроки. Солонина применяется в любом виде: сыром, копченом, вяленом.
- В рационе ненцев есть и экзотические блюда, например свежая печень, почки, кровь оленя. Изысканными блюдами являются языки, сердце, сычуг.
- Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги.
- Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Её, в-основном, подвергают варке или тушению.
- Жители оленьих стойбищ очень любят мясо оленя, жаренное на закрытом огне — что-то наподобие шашлыка, но не замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев являются строганина из сигов, оленины, печени, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушеное с макаронными изделиями.
- Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.
- Хлеб предпочитают больше ржаной.
Рассказывая о Ямале, как не затронуть Историю нашего города, когда в следующем году нашему городу 150 лет. И этому событию мы посвятили нашу вставку работ «Красивые места нашего города»
Слайд 74. РЕФЛЕКСИЯ
Урок полезен, всё понятно
Лишь кое-что чуть-чуть неясно
Ещё придется потрудиться
Да! Трудно всё-таки учиться!
Между1-м и 2-м уроками исполнение песни-ианца И. Корнилова «На холодном Ямале»
В конце - Роднополисы - «Ямал»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока на тему "Рождение жизни" 6 кл.
Разработака урока по географии для 6 кл. по теме "Рождение жизни" к учебнику География (Мир Земли). Учебник для 6-го класса общеобразовательной школы\ Под ред. В.А. Кошевого.- М.: Баласс, 2011 (Образо...

Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю...

Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)
Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...

Урок сказка "День рождение Алисы"
Цель данного урока тренировать учащихся в употреблении в речи названий цветов, глаголов движения. Продемонстрировать владение...

Разработка урока по курсу "География ЯНАО" с использованием модульной технологии
Разработка урока по теме "Полезные ископаемые Ямало-Ненецкого округа" представлена в форме учебноог модуля для самостоятельной работы учащихся на уроке....

Словарный урок, посвящённый дню рождения В. И. Даля "В мире словарей"
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с биографией В.И. Даля, трудом всей его жизни "Толковый словарь живого великорусского языка", заочно встречаются с разными видами словарей и выполняют ...