Урок музыки в 5 классе "Шахерезада"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс. Урок № 6.
Тема: «Шахерезада. Н.А. Римский-Корсаков».
Слайд 1
- Приветствие.
- Опрос по теме прошлого урока:
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке;
- Кто автор?
- Кто такая кикимора в древних русских преданиях?
Слайд 2
На дом было задано выполнить рисунки к народному сказанию «Кикимора».
Я прошу каждого вас сейчас про себя, глядя на свой рисунок, составить короткий рассказ (2-3 предложения) о своих представлениях об этом сказочном персонаже.
А я пока поставлю это произведение, чтобы вы смогли вспомнить музыкальный образ, нарисованный композитором А.К. Лядовым.
Звучит музыка
- Опрос д/з – рисунки и их защита (по желанию, 3-4 работы).
Конечно, все работы посмотреть мы не успеем, поэтому я прошу вас передать остальные рисунки мне на стол, оценки за них вы услышите на следующем уроке.
Слайд 3
- Задание: давайте вспомним, что такое «программная музыка» или «программное произведение».
Ответы обучающихся:
программная музыка – это такая музыка, в основе которой лежит определенный сюжет, программа;
программой также может служить заглавие, указывающее на вдохновившее композитора литературное или живописное произведение.
Слайд 4
- Еще с одним из таких произведений мы познакомимся на нашем сегодняшнем уроке. Но прежде я хочу у вас узнать:
- Какие еще русские народные сказки вы знаете?
- А зарубежные народные сказки, или сказки зарубежных писателей?
- Знает ли кто-нибудь из вас восточные сказки?
Я могу подсказать: «Синдбад-…», «Али-Баба и…», «Алладин и волшебная…» и другие. Эти и многие другие сказки и рассказы входят в сборник арабских сказок «1000 и 1 ночь». И сегодня мы познакомимся с восточной музыкальной сказкой русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Слайд 5
- Н.А. Римский-Корсаков был родом из музыкальной семьи, его отец хорошо играл на фортепиано, а мама и дядя любили исполнять народные песни. Музыкальные способности своего сына они заметили, когда мальчику было 2 года, а с 6 лет стали обучать игре на рояле. У маленького композитора был абсолютный слух и прекрасная музыкальная память. Но больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли.
В 12 лет отец привёз его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. Впоследствии на корабле «Алмаз» Римский-Корсаков совершил кругосветное плавание. Вернувшись из путешествия, он окончательно решил стать композитором.
Слайд 6
В 1888 году Римским-Корсаковым была написана и впервые исполнена фантастическая симфоническая сюита «Шехеразада». С тех пор это произведение приобрело большую популярность среди слушателей.
- Что же такое сюита как музыкальный жанр? Значение этого термина вы узнаете из ваших раздаточных материалов.
Слайд 7
Обучающиеся зачитывают значение термина:
сюита – это музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, которые объединены общим замыслом и названием.
Слайд 8
- В сюите «Шахерезада» композитор использовал множество самостоятельных эпизодов и образов героев из сборника восточных сказок «1000 и 1 ночь».
Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением, которое я с вашей помощью с удовольствием сейчас зачитаю. Я начну, а вы продолжайте:
Слайд 9
«Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи.
Но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи.
Побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение.
Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».
Слайд 10
- Сюита состоит из 4-х частей:
- «Море и корабль Синдбада»;
- «Фантастический рассказ царевича Календера»;
- «Царевич и царевна»;
- «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу».
Сегодня мы послушаем фрагмент 1 части «Море и корабль Синдбада», но прежде вы должны познакомиться с её кратким содержанием:
Слайд 11
«Вступление начинается темой Шахрияра – сильного и властного султана, могучего владыки своего государства. За ней следует тема Шехеразады – нежная и томная, исполненная певучей скрипкой с переливами арфы. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы. Шехеразада рассказывает о легендарном моряке Синдбаде, который отправляется в плавание…
Слайд 12
… Далее следует образ волнующегося моря, которая основана на теме Шахрияра, только теперь она становится темой героя сказки – отважного путешественника Синдбада, сохраняя суровый характер.
Здесь же слышна тема корабля Синдбада. Её музыка удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн с белыми «барашками» на гребнях. Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. К концу части все успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласкового умиротворённого моря.
Тема Шахрияра светлеет, как будто владыка под влиянием прекрасных сказок смягчился и дарует Шехеразаде ещё один день жизни, чтобы услышать продолжение сказки...»
Презентация+музыка
- Прослушивание фрагмента сюиты на фоне презентации.
Вопросы:
- Как, на ваш взгляд, звучала музыкальная тема Шахрияра?
- Какой в музыке предстала перед вами Шахерезада?
- Каким показался вам музыкальный образ Синдбада?
- Какой была музыкальная тема Моря?
Слайд 13
- Перед вами на партах – имена и названия музыкальных образов сюиты: Шахрияр, Шахерезада, Синдбад, Море. Ваша задача: в течение 2-х минут (пока звучит музыка сюиты) заполнить пробелы и дать словесные характеристики этим персонажам, опираясь на данные таблицы музыкальных характеристик (на доске – таблица эпитетов) и собственные впечатления.
Повторное слушание фрагмента сюиты (без презентации).
Выполнение самостоятельной работы:
Шахряр – _______________________________
Шахерезада – _______________________________
Синдбад – _______________________________
Море – _______________________________
- А теперь мы послушаем, что у вас получилось (зачитывание 2-3 работ).
Отлично! А теперь мы немного отдохнем!
- Динамическая пауза «Вместе весело шагать».
- А теперь посмотрите в окно на нашу природу! Ну, разве за окном не сказка? Вот мне, например, природа нашего села зимой напоминает старую русскую сказку «Морозко», все время кажется, будто вот-вот из-за ели или сосны покажется добрый Дед Мороз! И по этому поводу я хочу предложить вашему вниманию вот такую замечательную песню!
Показ учителем 1 куплета и припева песни «Волшебная сказка».
1 куплет
Волшебную сказку расскажет зима,
Волшебные сны наколдуют метели,
А после умчатся в свои терема
Стелить голубые постели.
Припев:
А часики постукивают «тики-так»,
И долгими ночами не уснут никак,
И звезды под подушкою звенят «динь-день» –
Завтра будет счастливый день!
Слайд 14
- Вокально-хоровая работа.
Распевание (распевка «Часики»).
Слайд 15
Выполнение ритмического упражнения.
Разучивание песни «Волшебная сказка».
- Включение в систему знаний и повторения:
Слайд 16
- С творчеством какого русского композитора вы познакомились на уроке?
Слайд 17
- Образ каких персонажей «Шахерезада» показан в произведении Н.А. Римского-Корсакова?
Слайд 18
- что такое сюита?
- Рефлексия учебной деятельности:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам запомнилось и понравилось?
Слайд 19
- На нашей доске – нотный стан. Здесь есть скрипичный ключ, но нет ноток. Давайте вместе с вами заполним наш нотный стан веселыми нотками. Только в качестве ноток сегодня будут сердечки.
Ребята, каким цветом обычно раскрашивают «сердечко»? (ответы обуч-ся)
Бывают ли синие «сердечки»? (ответы обуч-ся)
Задание:
те из вас, кому на уроке было интересно и всё понятно, прикрепят сердечко красного цвета, а те ребята, кому урок показался скучным и неинтересным – синего.
Выполнение задания – оформление нотного стана «сердечками».
Посмотрите, как весело у нас получилось! Это значит, что …
Слайд 20
- Задание для самоподготовки (записать в дневник):
- выучить 1 куплет и припев песни «Волшебная сказка»;
- сочинить и записать в тетради собственную восточную сказку (дифференцировано).
Слайд 21
- Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
В Данной публикации говорится о нескончаемом источнике в формировании процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...