Рабочая программа "Музыка" 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma-po-muzyke-6-klass-fgos.docx | 217.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
-Авторской программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак для 6 класса общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010);
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264с. – (Современное образование)/. Программа расчитана на 34 часа в год, 1 урок в неделю.
При работе по данной программе предполагается использование учебно – методического комплекта:
- Учебник В.В.Алеева, Т.И.Науменко для общеобразовательных учреждений «Музыка. 6 класс» (М.: Дрофа, 2015);
- Дневник музыкальных размышлений;
- Нотная хрестоматия и фонохрестоматия;
- Методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматия по музыке).
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанные под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Рабочая программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, учитель создаёт индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
Программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
В программе музыка рассматривается не только с точки зрения эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире, раскрывая её во всем богатстве граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства.
Для программы характерно: системное погружение в проблематику музыкального содержания; рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания; углубление идеи музыкального образования при помощи учебника; обновление музыкального материала, а также введение параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
В 6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «В чём сила музыки». Содержание, художественный материал разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности. Программа 6 класса обращена главным образом к музыке, её специфике, воплощённой в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры, приёмы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров. В какой музыке господствует мелодия? В чём смысл музыкальной гармонии? Мир, какой образности заключает в себе полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике? Все эти вопросы нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, её смысла, тайны воздействия на человека.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий и ключевых компетенций.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
I – слушание музыки,
II – выполнение проблемно-творческих заданий,
III – хоровое пение.
Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта:
- учебника,
- дневника музыкальных наблюдений,
- нотных хрестоматий для учителя,
- музыкальной фонохрестоматии.
Каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
В содержании программы введен региональный компонент: Песни композиторов республики Бурятии, в виде отдельных материалов включённх в разные темы программы.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Настоящая программа «Музыка 6 класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 6-х классах 34часов в год (1час в неделю). Количество часов в I четверти – 9; во II четверти – 7; в III четверти – 10; в IV четверти – 8;
Работа с одаренными детьми и детьми с ОВЗ - Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе – кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования, электронного музыкального творчества), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. А также участием в Международных, Всероссийских, Региональных, городских олимпиадах, фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях.
Национально – региональный компонент включает - изучение творчества Бурятских композиторов, художников, народного бурятского фольклора, писателей, бурятских народных инструментов, творчество знаменитых артистов Бурятии.
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программыВ.В.Алеева, Т.И.Науменко «Искусство. Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников в процессе приобщения к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Цель МОУ :создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся в процессе приобщения к музыкальной культуре.
Цель: формирование музыкальной культуры учащихся 6 класса как неотъемлемой части духовной культурыв процессе воспитания инициативного компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное обобщенное понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
- Иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- Воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки;
- Проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;
- Понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности;
- Знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- Рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;
- Применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- Постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;
- Расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- Осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала.
- Находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;
- Определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров;
- Знать имена композиторов, а также некоторые художественные особенности музыкальных направлений;
- Проявлять навыки вокально–хоровой деятельности: исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, петь а capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты УУД
- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека( на личном примере)
- Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)
- Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками
- Развивать познавательные интересы
- Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
- Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
- Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии
- Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
- Расширение представлений о собственных познавательных возможностях
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
- Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
- Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;
- Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
- Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
- Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;
- Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;
- Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;
- Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
Учащиеся получат возможность:
- Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
- Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.
- Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров
Учащиеся получат возможность:
- Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
- Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
- Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности.
Информационные УУД
- Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет;
- Самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;
- Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
- Развивать критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, уметь аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
- Применять для решения учебных задач, проектно-исследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
- Осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Предметные результаты
- Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства-ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;
- Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
- Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Методы работы с одаренными детьми:
- задания на развитие логического мышления
- задания на развитие творческого мышления
- задания на составление проектов
- задания на прогнозирование результатов
Методы работы с детьми ОВР:
- поэтапное разъяснение заданий
- перемена видов деятельности
- Индивидуальное оценивание ответов (использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями, разрешение на переделывание задания с которым он не справился, оценивание на каждом уроке с целью выведения четвертной отметки)
СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант;
- тест;
- КВН;
- музыкальные турниры;
- анализ музыкальных произведений;
- музыкальные викторины;
- хоровой зачёт;
- уроки – концерты;
- творческие задания.
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
С первых уроков музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием – музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки.
Учащиеся 6 класса в течение учебного года рассматривают связь музыки с жизнью с других позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом её преобразующая сила.
Учитель музыки обогащает представления шестиклассников о жизненном содержании музыки через осознание её преобразующей роли, таким образом расширяет представления учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка.
Кроме того, обогащая музыкальный опыт учеников, учитель заботится о формировании музыкально-эстетического вкуса учащихся, помогает им ответить на вопрос: в чём заключается способность музыки оказывать влияние на человека?
Учащиеся, из урока в урок накапливая свои знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощёнными композиторами с помощью средств художественной выразительности».
Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания (например, какими выразительными средствами композитор передаёт радостное восприятие весны, взволнованность чувств в теме «Единство содержания и формы – красота музыки», показывает борьбу двух противоборствующих сил – добра и зла, торжество светлых и высоких идей и др.).
Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы.
Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки используется метод сравнения разнохарактерных и схожих произведений, сопоставительный анализ одного и того же произведения при умышленном изменении музыкального образа (использование, например, вместо мажорного минорный лад, вместо пунктирного ритма равные длительности, вместо быстрого темпа медленный и т.п.).
Уроки предполагают широкое творческое использование учителем разнообразного музыкального и теоретического материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него – на жизнь, традиционные примеры мировой музыкальной классики).
Тема года: «В чем сила музыки»
1. «Музыка души».
- «Тысяча миров» музыки
- Наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство – память человечества. В чём сила музыки. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей.
- Как создается музыкальное произведение
- Единство музыкального произведения.
- Ритм.
- «Вначале был ритм».
- О чём рассказывает музыкальный ритм.
- Диалог метра и ритма.
- От адажио к престо.
- Мелодия
- «Мелодия – душа музыки».
- «Мелодией одной звучат печаль и радость».
- Мелодия «угадывает» нас самих.
- Гармония
- Что такое гармония в музыке.
- Два начала гармонии.
- Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.
- Красочность музыкальной гармонии.
- Полифония
- Мир образов полифонической музыки.
- Философия фуги.
- Фактура
- Какой бывает музыкальная фактура.
- Пространство фактуры.
- Тембры
- Тембры – музыкальные краски.
- Соло и тутти.
- Динамика
- Громкость и тишина в музыке.
- Тонкая палитра оттенков.
- Чудесная тайна музыки
- По законам красоты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Всего часов | Контрольные работы |
1 | «Тысяча миров» музыки | 7 | 1 |
2 | «Как создаётся музыкальное произведение» | 20 | 2 |
3 | Чудесная тайна музыки | 7 | 1 |
Всего часов | 34 | 4 |
Календарно-тематическое планирование 6 КЛАСС (34ч.)
№ урока | тема | основное содержание | к-во час | форма конт-роля | планируемые результаты обучения | дата | |||
личностные | мета- предметные (УУД) | предметные | факт | ||||||
1 | «Музыка души» | Постановка проблемы связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека. | 1 | Устный опрос, анализ музыкального.произведения | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека ( на личном примере) | Рассуждать об общности и различии вы-разительных средств музыки и изобразительного искусства (П). | Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. | 1неделя сентября | |
2 | Наш вечный спутник | Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека.) | 1 | Устный опрос, анализ музыкальногопроизведения | Выявлять возможность эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека. | Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. ( Р) | Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. | 2 неделя сентября | |
3 | Искусст-во и фантазия. | Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере вальса – фантазия М.Глинки) | 1 | Устный опрос,анализ музык.произведения, синк-вейн | Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека. | Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений(П) | Осознавать интонационно – образные, жанро-вые основы музыки как вида искусства. | 3 неделя сентября | |
4 | Искусст-во–память челове-чества | Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен. Легенда о лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства( на примере пьесы «Старый за-мок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргский). Важнейшие эпохи в исто-рии культуры. | 1 | Устный опрос, анализ музык.произведения, рисунок, творческое за-дание | Уважение к музыкальной культуре мира разных времён | Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта чело-века искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике).(П) Анализировать приемы развития од-ного образа в музыкальном произведении(П) | Осознавать значение искусства в жизни современного человека. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. | 4 неделя сентября | |
5 | В чем сила му-зыки | Характер всеобщего воз-действия музыки (на при-мере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера) | 1 | Устный опрос, анализ музык.произведения | Выявлять воз-можность эмоционально-го воздействия музыки на человека. | Сравнивать музыкальное произведение разных жанров и стилей. (П) | Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека | 1 неделя октября | |
6 | Волшеб-ная сила музыки | Роль музыки и музыкантов в эпоху Античности. Многоплановость худо-жественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К.Дебюсси | 1 | Взаимоопрос, хоровой зачет | Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека. | Оценивать музыкальные произведения с позиций правды и красоты.(Р) | Воспринимать и сопоставлятьху-дожественно-образное содержание музык-ого.произ ведений (правдивое- ложное, красивое -уродливое). | 2 неделя октября | |
7 | Музыка объединяетлю-дей | Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве г. Фивы). Преобразующеевоздей-ствие музыки (на примере оды Пиндара). | 1 | Тест | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. | Оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.(Р) | Рассказывать о влиянии музыки на человека. | 3 неделя октября | |
8 | Музыка объединяет людей | Идея человечества и человечности в симфонии №9 4 часть Л.Бетховена. Музыкальная картина современного мира. | 1 | Устный опрос, анализ музык. Произведения | Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике).(П) | Приводить примеры преобразующего влияния музыки | 4 неделя октября | |
9 | Заключи-тельный урок по теме «Тысяча миров музыки» | Взаимосвязь музыки с другими искусствами, как различными способами художественного познания мира. Обобщение полученных знаний. Музыкальная викторина. | 1 | Взаимо-опрос | Выражать эмоциональноесодержание в музыкальных произведениях и проявлять личное отношение при их восприятии и исполнении. | Слушать, восприни-мать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты.(П) | Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. | 1 неделя ноября | |
10 | Единство музыкального произведения. Как создаёте музыкальное произведение | В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном про-изведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музы-кального произведения (на примере Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера). | 1 | Устный опрос, анализ музыкального произведении, таблица | Готовность к сотрудничеству с учителем и однокласс-никами | Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности (П) | Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения. Владеть от-дельными специальными музык.терминами, отражающими знание средств му-зыкальной выразитель-ности. | 2 неделя ноября | |
11 | Ритм. «Вначале был ритм» | В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном про-изведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музы-кального произведения (на примере Хор «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»). Штраус вальс «Сказки Венского леса» | 1 | Самостоятельная работа | Развитие по-знавательных интересов | Рассуждать об общности и различии вы-разительных средств музыки и изо-бразительного искусства(П). | Понимать значение средств художествен-ной выразительности (метроритма) в создании музы-кального произведения. | 3 неделя ноября | |
12 | О чём рассказы-вает музыкальный ритм | Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч.7 №1 Ф.Шопена). Церемонная поступь, вы-раженная в музыке полонеза (на примере полонезаля мажор, соч.40 №1 Ф.Шопена). | 1 | Устный опрос, анализ музык.произведения | Учебно-познаватель-ный интерес, желание учиться | Сравнивать и определять музыкальное произведение разных жанров и стилей.(П) | Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки. | 4 неделя ноября | |
13 | О чём рассказы-вает музыкальный ритм | Претворение испанских народных ритмов в Болеро М.Равеля. | 1 | Дн. муз.размышлений стр.9, взаимоопрос | Учебно-познавательный интерес, желание учиться | Творчески интерпретировать содержание музык.произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении. | Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки. | 1 неделя декабря | |
14 | Диалог метра и ритма | Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна. Бетховен Симфония №5 фрагмент 1 части | 1 | Эссе на тему: «Ритм» | Понимать характерные особенности музыкального языка и пере-давать их в эмоциональ-ном исполне-нии. | Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных ком-позиторов – Л.Бетховена, А.Хачатуряна.(П) | Воспринимать разнообразие по смыслу рит-мические интонации при прослушивании музык.произведений. | 2 неделя декабря | |
15 | От адажио к престо | Изменение темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента Бах Органная хоральная прелюдия «Я взываю к тебе господи», Россни «Неаполитанская тарантелла» | 1 | Устный опрос, анализ музык.произведения, таблица «Днев-ник му-зыкаль-ных раз-мышлений», стр. 11 | Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры музыкальной культуры | Восприни-мать харак-терные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С.Баха).(П) | Осознавать интоннационно-образ-ные, жан-ровые и стилевые основы музыки. | 3 неделя декабря | |
16 | Заключи-тельный урок по теме «Как создаёте музыкальное произведение» | Обобщение полученных знаний. Музыкальная викторина. | 1 | Взаимоопрос | Эмоциональнооткл-каться на шедевры му-зыкальной культуры | Воспринимать и сравнивать музы-кальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. (П) Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведени-ях разных форм и жан-ров. | Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. | 4 неделя декабря | |
17 | Мелодия. «Мелодия – душа музыки» | Мелодия–важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенностьлири-ческой мелодии в «Се-ренаде» Ф.Шуберта . | 1 | Устный опрос, анализ музык.произведения | Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку от-дельных вы-дающихся композиторов (Ф.Шуберт)(П) | Осознавать интонационно образные ,жанровые и стилевые ос-новы музыки. Воспринимать характерныечер-ты отдельных композиторов (Ф.Шуберт). | 2 января | |
18 | «Мелоди-ей одной звучат печаль и радость» | Свет и радость в « Маленькой ночной сере-наде» В.А.Моцарта. Разноплановостьхудоже-ственных образов в творчестве Моцарта.»Маленькая ночная серенада» и Выражение скорби и печали Реквиеме В.А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема Моцарта). | 1 | Музыкальная викторина | Формирование эмоционально-ценностного отношения к творчеству выдающихся композиторов | Воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов(В.А.Моцарта). | Осознавать интонационно-образные ,жанровые и стилевые ос-новы музыки( с учетом критериев, представленных в учебнике). Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музык.произвед. | 2 января | |
19 | Мелодия «угадывает» нас самих | Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русская» в балете «Щелкунчик» П.Чайковского. Сила чувства ,глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па- де-де из балета «Щелкунчик»). | 1 | Устный опрос, анализ музык.произведения | Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П. Чайковский) | Осознавать интонационно образные, жанровые и стилевые основы музыки(с учетом критерии, представленных в учебнике). Воспринимать и сравнивать раз-личные по смыслу музыкальные интонации . Воспринимать характерные чер-ты творчества от-дельных отечественных композиторов (П. Чайковский) | 4 неделя января | |
20 | Гармо-ния. Что такое гармония в музыке | Многозначность понятия гармонии. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальнойгармониив Прелюдии домажор из I тома «хорошо темперированного клавира» И.С.Баха | 1 | Таблица «Дневникму-зыкальных размышлений», стр. 14 , Устный опрос | Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека. | Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. (Р) Находить ас-социативные связи между образами му-зыки и ИЗО.(П) Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально- творческой деятельности.(Р) | Понимать значение средств художествен-ной выразительности(гармонии)в создании музыкального произведения ( с учетом критериев представленных в учебнике). | 1 неделя февраля | |
21 | Два начала гармонии | Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии №40 В.А.Моцарта. | 1 | Анализ музык.произведения, творческое задание (рису-нок, стихотворение) | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. | Сравнивать разнообразныемелодико- гармони-ческие интонации музыки (П). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку от-дельных композиторов прошлого (В.А.Моцарта).(П) | Воспринимать и осознаватьгармонические особенности музыкального произведения. | 2 неделя февраля | |
22 | Как могут проявлятьсявыразительные возможности гармонии | Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж.Бизе фрагмент увертюры «Кар-мен». Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страс-ти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый кон-траст между темами увертюры и темой роковой страсти. | 1 | Анализ музык.произведения, творческое за-дание (рису-нок, стихотворение) | Эмоционально откликаться на шедевры му-зыкальной культуры | Анализировать приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении(П) Сравнивать особенности музык.языка (гармонии) в произведениях, включающих образыразного смыслового содержания. (П) | Воспринимать и осознаватьгармонические особенности музыкаль-ногопроиз-ведения. | 3 неделя февраля | |
23 | Красочность музыкальной гармонии | Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, на-писанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины её возникновения. | 1 | Анализ музык .произведения, творческое задание | Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. | Устанавливать ассоциативные связи между худо-жественными образами музыки и визуальных искусств (П) | Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Н.А. Римского-Корсакова). Наблюдать за развитием одного образа в музыке. | 4 неделя февраля | |
24 | Полифония. Мир образов полифонической музыки | Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличи-тельные особенности. Полифонический прием «имитация». | 1 | Анализ музык .произведения, творческое задание | Проявление интереса к художествен-ной деятель-ности | Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве(с учётом критериев, пред-ставленных в учебнике.(П) Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, поли-фоническим приёмам) музыку от-дельных вы-дающихся композиторов прошлого (И.С.Бах, В.А. Моцарт) (Р) | Осознавать значение искусства в жизни современного человека. Воспринимать характерныечер-ты творчества от-дельных за-рубежных композиторов (И.С.Бах, В.А.Моцарт) | 1 неделя марта | |
25 | Филосо-фия фуги | Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И.С.Бах. Органная токката и фуга ре минор. | 1 | Анализ музык.произведения, творческое за-дание | Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, поли-фоническим приёмам) музыку отдельных выдаю-щихся ком-позиторов прошлого (И.С.Бах) (Р) Находить ассоциативные связи между худо-жественными образами музыки и изобразительного искусства (П) | Воспринимать характерные черты творчества отдельных за-рубежных композиторов (И.С.Бах) | 2 неделя марта | |
26 | Заключи-тельный урок по теме «Как создаёте музыкальное произведение» | Обобщение полученных знаний. Музыкальная викторина. | 1 | Тест. Викторина | Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, поли-фоническим приёмам) музыку отдельных выдаю-щихся ком-позиторов Находить ассоциативные связи между худо-жественными образами музыки и изобразительного искусства (П) | Воспринимать характерные черты творчества от-дельных за-рубежных композиторов | 3 неделя марта | |
27 | Фактура.Какой бывает музыкальная фактура | Фактура -как способ изложения музыки. Различные варианты фак-турного воплощения. Одноголосная фактура. Мелодия с сопровождением. «Фактурный узор»: зри-тельное сходство фактур-ного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.Рахманинов романс «Сирень» | 1 | Устный опрос, анализ музык.произведения | Проявление эмоциональ-нойотзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений | Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения (П) Находить ассоциативные связи между худо-жественными образами музыки и изобразительного искусства(П) | Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях | 1 неделя апреля | |
28 | Пространство фактуры | Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С.Рах-манинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж.Бизе. | 1 | Устный опрос, анализ музык.произведения | Рассуждать о яркости об-разов в музыке | Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности (Р) | Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музык .произведения(с учетом критериев представленных в учебнике) | 2 неделя апреля | |
29 | Тембр. Тембры-музыкальные краски | Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки; виолончели; флейты. Римский-Корсаков «Шахеразада» и «Полет шмеля» | 1 | Дневник музыкальных размышлений», стр. 18-19, анализ музык.произведения | Расширение представлений детей о собственных познавательныхвозмож-ностях. | Устанавливать внешние связи между звуками при-роды и звучанияму-зыкальных тембров(Р) | .Исследвать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. Определять тембры при прослушивании инстру-ментальной музыки | 3 неделя апреля | |
30 | Соло и тутти | Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возмож-ности отдельных тембров и тембровых сочетаний. Римский-Корсаков «три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» | 1 | Анализ музык.о произведения, взаимоопрос | Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов | Выявлять круг музы-кальных образов в музыкальныхпроизведениях | Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музык.произведениях Понимать значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произведения | 4 неделя апреля | |
31 | Динами-ка. Гром-кость и тишина в музыке | Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в шестой «Пасторальной» симфонии№6 «Гроза.Буря»Л.Бетховена. | 1 | Анализ музыкального произведения | Рассуждать об общности и различии выразитель-ных средств музыки и поэзии | Анализировать приёмы развития ху-дожественного образа в музыкальном произведении (П) | Устанавливать внешние связи между звуками при-роды и их музыкально-динамическими воплощениями. Исследовать разнообразие и специфику дина-мических воплощений в музык.произведениях | 1 неделя мая | |
32 | Тонкая палитра оттенков | Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамическихнюан-сов в создании образов лунной ночи. Изобразительная роль ди-намики при характеристике музыкальных персонажей. Дебюсси «»Лунный свет» | 1 | Устный опрос, анализ музык.произведения | Эмоциональ-ное и осмыс-ленное вос-приятие со-держания художествен-ногопроиз-ведения. | Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях (П) | Воспринимать и выявлятьвнеш-ние связи между звуками при-род и их музыкально-динамическими воплощениями. Наблюдать за развитием одного или нескольких музык.образов (тем) в произвед. | 2 неделя мая | |
33 | Чудесная тайна музыкиПо законам красоты | Обобщение представлений о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных», АльбинониАдажио | 1 | Устный опрос, анализ музык.произведения. тест | Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления ду-ховных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гар-монии. Различный смысл выра-жений «слу-шать музыку» и «слышать музыку». . | Воспринимать и сопоставлять худо-жественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое-лживое, глубинное-повер-хностное).Творчески интерпретировать содержаниеизу-ченного материала в слове, изобразитель-ной деятельности. | Оценивать музык.про-изведения с позиции красоты и правды | 3 неделя мая | |
34 | Заключи-тельный урок по теме года «Музыка радостью нашей стала» | Обобщить материал, пройденный в течении учебного года | 1 | Конкурс »Музыкаль-ные произведения» Викторина | Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доб-рое и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?» | Оценивать музык.произведения с позиции правды и красоты Понимать вы-разительные особенности муз.языка в произведениях разного эмоциональ-ного и смыслового содержания. (П) | Оценивать музык.про-изведения с позиции красоты и правды | 4 неделя мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...