Рабочая программа "Музыка" 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Искусство. Музыка» для 5 класса (Авторы: В.В.Алеев (научный руководитель). Т.И.НауменкоДля программы характерно: системное погружение в проблематику музыкального содержания; рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания; углубление идеи музыкального образования при помощи учебника; обновление музыкального материала, а также введение параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma-po-muzyke-5-klass-1.doc | 310.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 класса (Авторы: В.В.Алеев (научный руководитель). Т.И.Науменко), предназначена для общеобразовательных учреждений различно типа. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010г., концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерных программ «Музыка» основного общего образования. Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1-4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
Содержание учебного материала ориентируется на систему основных понятий, относящихся к области «Искусство»: основы музыки (Истоки и природа музыкального искусства. Музыкальный фольклор. Народная и профессиональная музыка. Композитор — исполнитель — слушатель. Жизненное содержание музыкального искусства. Взаимодействие музыки с другими видами искусства (литература, театр, хореография, изобразительное искусство).
Закономерности музыкального искусства: Интонация. Музыкальная речь. Музыкальные и речевые интонации. Выразительность и изобразительность. Общее представление об основных средствах музыкальной выразительности. Мелодия. Ритм. Темп. Динамика. Тембр. Лад. Всеобщность музыкального языка. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. Развитие музыки. Основные приемы музыкального развития.
Виды музыки: Музыка вокальная и инструментальная. Музыка сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса и хоры. Музыкальные инструменты. Оркестр и его разновидности. Музыка симфоническая и театральная; вокально- инструментальная и камерно- инструментальная.
Жанры и формы музыки: Песня, романс. Многообразие музыкальных форм. Одночастные, двухчастные и трехчастные формы. Вариации. Рондо. Концерт. Сюита. Кантата. Сонатно-симфонический цикл. Опера. Балет. Симфония.
Музыкальная классика: Музыка различных исторических эпох. Духовная музыка. Западноевропейская музыкальная культура. Русская музыкальная культура. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Национальные школы в музыкальном искусстве. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Учебно - методическое, материально- техническое, информационное обеспечение образовательного процесса
Учебно–методический комплекс
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие
Общая характеристика предмета
Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально–эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководителем Д.Б.Кабалевским.
Программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
В программе музыка рассматривается не только с точки зрения эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире, раскрывая её во всем богатстве граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства.
Для программы характерно: системное погружение в проблематику музыкального содержания; рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания; углубление идеи музыкального образования при помощи учебника; обновление музыкального материала, а также введение параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Место предмета в учебном плане
Настоящая программа «Музыка 5 класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5-х классах 34 часов в год (1час в неделю). Количество часов в I четверти – 9; во II четверти – 7; в III четверти – 10; в IV четверти – 8;
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе – кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования, электронного музыкального творчества), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. А также участием в Международных, Всероссийских, Региональных, городских олимпиадах, фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях.
Национально –региональный компонент включает - изучение творчества Бурятских композиторов, художников, народного бурятского фольклора, писателей, бурятских народных инструментов, творчество знаменитых артистов Бурятии.
Цель рабочей программы
Цель программы В. В. Алеева (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак «Искусство. Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Цель МОУ: Формирование компетентного гражданина России, способного к творческой самореализации в условиях развития современного общества.
Цель программы: Духовно – нравственное воспитание пятиклассников в процессе приобщения к народной и профессиональной музыкальной культуре.
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения, проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- формировать музыкально-эстетическую культуру школьников на основе приобщения к шедеврам музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- заложить систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Требования уровню подготовки учащихся
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;
- развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
- анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;
Учащиеся получат возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
- оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;
- определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Учащиеся получат возможность:
- участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности
- применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Методы работы с одаренными детьми:
- задания на развитие логического мышления
- задания на развитие творческого мышления
- задания на составление проектов
- задания на прогнозирование результатов
Методы работы с детьми ОВР:
- поэтапное разъяснение заданий
- перемена видов деятельности
- Индивидуальное оценивание ответов (использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями, разрешение на переделывание задания с которым он не справился, оценивание на каждом уроке с целью выведения четвертной отметки)
2. Содержание учебного предмета
Содержание 5 класса (тема года «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Тематическое построение года соответственно предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).
Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Содержание учебного материала предусматривает изучение «музыки в единстве с тем, что ее рождает и окружает с жизнью, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь». Программа позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. В практике массового музыкального образования главным становится обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт учащихся, а также опыт музыкально - художественного творчества.
Столь обширные задачи предполагают постоянную координацию курса с другими предметами, изучаемыми в 5 классе:
- литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры–например, сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», басня–И.А.Крылова «Квартет» общие для литературы и музыки понятия интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности–портрет, пейзаж; общие для живописи и музыки понятия– пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т.д.);
- историей (изучение древнегреческой мифологии–К.В. Глюк «Орфей»);
- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приема «описание»
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой родного края)
4. Календарно - тематическое планирование
5 класс (34ч)
Тема года «Музыка и другие виды искусства»
№ урока | Тема | Количество часов | Вид, форма контроля | Планируемые результаты обучения | Дата план | Дата Факт | |||
Предметные | Метапредментные (УУД) | Личностные | |||||||
Первая четверть (9ч) | |||||||||
1 | Музыка рассказывает обо всём | 1 | Устный опрос | Знать о роли музыки в жизни человека; понятие искусства. Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатывая певческий выдох. | Регулятивные: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: знать о роли музыки в жизни человека. Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке. | развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | 1 неделя сентября | ||
Древний союз (3ч) | |||||||||
2 | Истоки | 1 | Устный опрос, хоровое пение | Знать, что жизнь является источником вдохновения для музыканта (природа, храм, искусство, поэзия). Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения | . Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: наличие стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач. | формирование духовно-нравственных оснований | 2 неделя сентября | ||
3 | Искусство открывает мир | 1 | Устный опрос, хоровое пение | Знать виды искусства; роль музыки в семье искусств. Уметь выразительно исполнять произведение, используя приобретенные вокально-хоровые навыки. | . Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: проявление навыков вокально-хоровой деятельности, исполнение одноголосных произведений с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке | 3 неделя сентября | ||
4 | Искусства различны, тема едина | 1 | Устный опрос, хоровое пение. | Знать основные темы в искусстве. Уметь приводить примеры тем природы, Родины, любви к музыке, литературе, живописи. | Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Познавательные: самостоятельно ставить задачи, используя ИКТ решать их. Коммуникативные: проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. | совершенствование художественного вкуса | 4 неделя сентября | ||
Музыка и литература Слово и музыка (3ч) | |||||||||
5 | Два великих начала искусства | 1 | Устный опрос | Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова. Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведениях. Уметь находить взаимосвязь музыки и литературы (стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновение»). | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: понимать сходство и различие музыкальной речи. | целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира | 1 неделя октября | ||
6 | «Стань музыкою слово!» | 1 | Устный опрос, хоровое пение | Знать о различных жанрах вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально- хоровые навыки. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, раскрытие связей между литературой и музыкой | 2 неделя октября | ||
7 | Музыка «дружит» не только с поэзией | 1 | Устный опрос, хоровое пение. | Знать понятие «песни без слов». Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; Правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. | развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке, литературе, живописи. искусства. | 3 неделя октября | ||
Песня (2ч) | |||||||||
8 | Песня – верный спутник человека | 1 | Устный опрос, хоровое пение | Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера | Регулятивные: прогнозировать содержание песни по её названию и жанру. Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. | развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | 4неделя октября | ||
9 | Заключительный урок. Песни русских композиторов | 1 | Устный опрос. | Знать изученные понятия. Уметь применять полученные знания и анализировать музыкальный материал. | Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. Познавательные: адекватно воспринимать художественные произведения, выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания песен разных стилей. | 1 неделя ноября | ||
Вторая четверть (7ч) | |||||||||
10 | Мир русской песни | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать основные признаки народной песни, виды песен. Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера. | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи. Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать разные точки зрения. | усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства | 2 неделя ноября | ||
11 | Песни народов мира | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать характеристику и отличия народных песен мира. Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию. | . Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении песни. | развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке | 3 неделя ноября | ||
Романс (2ч) | |||||||||
12 | Романса трепетные звуки | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей. | Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении романса. | усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. | 4 неделя ноября | ||
13 | Мир человеческих чувств | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады. | Регулятивные: планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, саморегуляция. Познавательные: понимать функции частей произведения. Коммуникативные: слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения. | развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке | 1 неделя декабря | ||
Хоровая музыка (2ч) | |||||||||
14 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать виды хоров, хоровых произведений, авторы хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка. Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле, используя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможности голосового аппарата; отличать народную хоровую музыку от церковной. | Регулятивные: корректировать результаты своей исполнительской деятельности. Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. | уважение к творческим достижениям народной музыки. | 2 неделя декабря | ||
15 | Что может изображать хоровая музыка | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать о вечной теме в искусстве - высокой темы веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке. Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения. | . Регулятивные: оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. Познавательные: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. | эмоциональное восприятие содержания хоровой музыки. | 3 неделя декабря | ||
16 | Заключительный урок | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. Музыкальная викторина | Знать название изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках. Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и назвать их. | . Регулятивные: договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. | проявление интереса к художественной деятельности. | 4 неделя декабря | ||
Третья четверть(10ч) Опера 2 часа | |||||||||
17 | Самый значительный жанр вокальной музыки | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действия. Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно с точной интонацией. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: высказывать свое мнение. | проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения | 2 неделя января | ||
18 | Из чего состоит опера | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий. Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры. | Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. | будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | 3 неделя января | ||
19 | Балет. Единство музыки и танца | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства. Уметь определять образное содержание балета. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира. | 4 неделя января | ||
20 | «Русские сезоны в Париже | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать, что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета имена известных авторов балетов, постановщиков, балетмейстеров, выдающихся артистов балета. Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержания созданные средствами балетного искусства. | Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. . Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | приоритет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. | 1 неделя февраля | ||
Музыка звучит в литературе (2ч) | |||||||||
21 | Музыкальность слова | 1 | Устный опрос. | Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. | приоритет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. | 2 неделя февраля | ||
22 | Музыкальные сюжеты в литературе | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета. Уметь определять произведения в сочетании музыки и литературы, объяснять как эти виды искусства взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры | будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | 3 неделя февраля | ||
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство Образы живописи в музыке 2 часа | |||||||||
23 | Живописность искусства | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры художественному самообразованию. | будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | 4 неделя февраля | ||
24 | «Музыка – сестра живописи» | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка); полученные в процессе обучения за курс 5 класса. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. . Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | совершенствование художественного вкуса. | 1 неделя марта | ||
Музыкальный портрет (1ч) | |||||||||
25 | Может ли музыка выразить характер человека? | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка». Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню. | . Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке | 2 неделя марта | ||
26 | Заключительный урок | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. Музыкальная викторина | Знать название изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках. Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и назвать их. | . Регулятивные: договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. | проявление интереса к художественной деятельности. заинтересованном отношении к музыке | 3 неделя марта | ||
Четвертая четверть 8ч Пейзаж в музыке 2 часа | |||||||||
27 | Образы природы в творчестве музыкантов | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве импрессионистов, композиторов, изображающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни. | . Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке | 3 неделя марта | ||
28 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски». Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке | 4 неделя марта | ||
«Музыкальная живопись» сказок и былин (3часа) | |||||||||
29 | Волшебная сказочность музыкальных сказок | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках. Уметь определять и описывать услышанный образ. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | 2 неделя апреля | ||
30 | Сказочные герои в музыке | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | 4 неделя апреля | ||
31 | Тема богатырей в музыке | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | 1 неделя мая | ||
Музыка в произведениях изобразительного искусства 2 часа | |||||||||
32 | Что такое музыкаль-ность в живописи | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать музыкальные и живописные средства выразительности. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. . | совершенствование художественного вкуса | 2 неделя мая | ||
33 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Знать музыкальные и живописные средства выразительности. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | формирование целостной картины мира. | 3 неделя мая | ||
34 | Подводим итоги | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. | Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка); полученные в процессе обучения за курс 5 класса. Знать определение музыкальных понятий, объяснение музыкальных терминов. Уметь определять на слух по фрагменту известное музыкальное произведение, назвать музыкальное произведение и его авторов. | Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. | будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | 4 неделя мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...