Музыкальное краеведение, как средство духовно-нравственной и музыкально-эстетической культуры учащихся
статья по теме

Насонова Людмила Александровна

Статья посвящена важности внедрения в школьную программу музыкального краеведения, которое формирует в современных учащихся ряд личностных качеств, являющихся основой для воспитания духовно-нравственного индивида. Перечислены критерии отбора материала по дисциплине, формы работ в данном направлении, а также изложена индивидуальная практика использования музыкального краеведения на уроках музыки и внеурочных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasonova_l.a._muzykalnoe_kraevedenie.docx22.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Л.А.Насонова

г. Воронеж

МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ И МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: Статья посвящена важности внедрения в школьную программу музыкального краеведения, которое формирует в современных учащихся ряд личностных качеств, являющихся основой для воспитания духовно-нравственного индивида. Перечислены критерии отбора материала по дисциплине, формы работ в данном направлении, а также изложена индивидуальная практика использования музыкального краеведения на уроках музыки и внеурочных мероприятиях.

Ключевые слова: музыкальное краеведение, музыкальная культура, музыкально-краеведческий материал, духовно-нравственное развитие, патриотическое воспитание, исследовательская деятельность учащихся.

L.A. Nasonova

Voronezh

MUSICAL LOCAL LORE AS A MEAN OF FORMING SPIRITUALLY MORAL AND MUSICALLY ESTHETIC CULTURE OF LEARNERS

Annotation: Actual article is dedicated to the importance of introducing musical local lore into the study disciplines list so that the modern learners could develop a range of personal features which are considered as a base for spiritually moral education of an individual. 

The article contains a material selection criteria list and subject-specific work samples. It also provides materials concerning an individual practice of using musical local lore which has been applied in music classes and various extra-curricular activities. 

Key words: musical local lore, musical culture, musical local lore material, spiritually moral education, patriotic upbringing, learners’ research activities.

«Краеведение учит людей любить не только

родные места, но и знать о них, приучает

их интересоваться историей, искусством,

 литературой, повышать свой культурный

уровень. Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачев

На современном этапе изучение краеведческого материала школьниками имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии интеллектуального и творческого потенциала. Так, Закон РФ «Об образовании» в качестве основополагающей идеи утверждает необходимость обучения и воспитания с учетом национальных и региональных особенностей, определяя основные принципы образования, среди которых: «единство культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» [2].

Благодаря творчески-личностному подходу к школьным программам, учитель музыки имеет возможность внедрять данную дисциплину в свою работу. Еще Э.Б. Абдуллин писал: «Сегодня музыканту-педагогу предоставляется право вносить необходимые изменения не только в содержание отдельного урока, но и учебной программы в целом, широко использовать как традиционные, так и новые формы и методы работы, разрабатывать и внедрять на альтернативной основе собственные подходы к организации музыкально-педагогического процесса в школе» [1, 5].

Поэтому задача нашей статьи показать необходимость использования материалов по музыкальной культуре края (области, региона и т.д.) в рамках школьных занятий, кружков, внеклассных мероприятий и проч. Определимся с самим термином.

Музыкальное краеведение – это дисциплина, изучающая обычаи, нравы, знания музыкальной культуры (народной и профессиональной) родной области (края, республики и т.д.) от зарождения и до современности[4, 449].

Известно, что во многих регионах России имеются своеобразные и глубокие пласты национальной музыкальной культуры, включающие в себя оригинальные сочинения местных авторов, фольклор, историко-архивные данные, связанные с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов-уроженцев края. Поэтому задача современного учителя- познакомить учащихся с историческими объектами (зданиями, улицами и т.д.), связанными с жизнью выдающихся музыкальных деятелей, а также особенностями музыкального краеведения того субъекта РФ, в котором они обучаются. Все это будет способствовать прочному усвоению реконструкции музыкально-исторических событий в регионе.

Краеведческий материал должен:

  • быть органически связанным с программным материалом;
  • являться образным и эмоциональным, стимулировать познавательный интерес к изучению предмета;
  • состоять из информации, доступной для учащихся по содержанию и объему;
  • способствовать усвоению ключевых знаний и умений;
  • отражать уникальность региона, его неповторимый характер.

Что немаловажно, краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и систематизирования полученной информации.

Для сбора музыкально-краеведческого материала края можно использовать следующие формы работ:

  • организация экскурсий и экспедиций, в том числе фольклорных, по родному городу и области;
  • самостоятельная работа учащихся с письменными и вещественными источниками;
  • встречи с интересными людьми, внесшими вклад в развитие музыкальной культуры области;
  • ученические исследования (рефераты, презентации, сообщения и т.п.);
  • реконструкции музыкально-исторических событий и объектов области;
  • создание школьного музея на основе собранные материальных ценностей, а также аудио- и видеофайлов.

Работа с краеведческим материалом может быть отдельным уроком, его частью или этапом, а также иметь более широкие временные рамки (подготовка проекта, докладов, создание видеороликов и т.д).

Что касается моего личного опыта при внедрении музыкального краеведения в свою работу, мне пришлось столкнуться с отсутствием методических материалов, учебных пособий, хрестоматий по изучению музыкальной культуры Воронежской области. Хочется отметить, что Воронежская область всегда считалась очень музыкальной.  Имена К. Масалитинова, Ю. Воронцова, М. Пятницкого, М. Мордасовой, Ростроповичей, И.А. Шатрова широко известны в России и за её пределами.

Таким образом, мною и группой учеников, посещающих внеурочный кружок, была проведена исследовательская деятельность по нахождению и систематизации полученной информации. Учащиеся с интересом приступили к поиску важных сведений о знаменитых личностях.

Так возник проект «Музыкальные самородки Воронежской области», в ходе которого был выпущен ряд стенгазет, где каждая посвящена отдельной личности. Здесь были напечатаны основные сведения о выдающемся человеке, вехи его творческой жизни, заслуги в области искусства, а также интересные факты из биографии и фотоиллюстрации. На уроках музыки слушали произведения, созданные соотечественниками, и разбирали их с точки зрения музыкальности и экспрессивности.

Создана музыкальная гостиная, в рамках внеклассных мероприятий, где все желающие могли встретиться с исторической личностью и послушать рассказ о его судьбе. Здесь уже уроженец Воронежской области оживал в лице одного из школьников, проводивших исследование. Ученик готовился дома, подходя творчески к выполнению задания: создавал образ героя, его костюм, а также изучал биографию для того, чтобы отвечать на вопросы журналистов, которыми выступали оставшиеся учащиеся. Надо отметить, что  в инсценировке интервью участвовал весь класс, и мероприятия такого рода ребята посещали с удовольствием.

Использование музыкально-краеведческого материала соответствует принципам наглядности, доступности в обучении, связи с жизнью. Музыкальное краеведение устанавливает и поддерживает связь времен, поколений, преемственность в развитии музыкальной культуры региона. Оно способствует сохранению памяти о музыкантах края. В этом особая, непреходящая сила и ценность музыкального краеведения.

Использование материала музыкального краеведения в школе несет в себе большую педагогическую значимость. Этот материал является средством формирования музыкально-эстетической культуры учеников, подлинного духовного, нравственного и патриотического воспитания, развития музыкальных способностей, навыков поисково-исследовательской работы, повышения качества знаний, развития личности ребёнка, его эмоциональной сферы, эстетических чувств, становления гражданской позиции, поскольку патриотизм начинается, прежде всего, с любви к малой родине. Но путь такого развития успешен лишь при включении ребёнка в активную музыкальную деятельность.

Музыкально краеведение не только способствует развитию творческих и интеллектуальных качеств личности, но и является активным способом художественного самообразования подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие / Научный редактор В.Л. Сластенин. – М.: Прометей,1990. – 316 с.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  3. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность / Д.С. Лихачев // Русская культура / Сост. Л.Р. Мариупольская.  М.: Искусство, 2000. С. 160. – С. 159 – 174.
  4. Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: автореф. дис. … д-ра пед. Наук: 13.00.02. – Москва: Московский пед. гос. ун-т, 1997. – 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование православного компонента на уроках мировой художественной культуры как средства духовно-нравственного воспитания обучающихся.

На своих уроках я всё чаще использую православный компонент, позволяющий погрузить ученика в мир Православной культуры, помогающей понять человеку смысл жизни, как высочайшего откровения о бытии, знак...

«Духовное краеведение в контексте духовно-нравственного воспитания»

Данный материал будет полезен для преодавтелей  духовного краеведения Подмосковья....

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....

Надбитов Р.К. Школьное краеведение как важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Лекциях на дистанционных курсах КРИПКРО. Май 2021 г.

 Отметим все более возрастающую роль краеведения в современном обществе. Общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личнос...

МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человек...