Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке на тему

Насонова Людмила Александровна

 Рабочая программа начального общего образования по музыке  для  4-х классов. Создана на основе авторской программы по ­­­­­­­ музыке:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Просвещение, 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_rabochaya_programma.docx32.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЛИЦЕЙ №1"

«Рассмотрено»

на заседании МО

______________Е.А.Седых

Протокол №  

от «__ » ___________  2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР                

__________Э.П. Жарких

«___»______________2017 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей №1»

____________О.Е. Струкова

Приказ №_________  от  «____»  ____________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  музыке

4 класс 

                                                         

                                     

2017-2018 учебный год

Учитель:

Насонова Л.А

        Воронеж, 2017

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа начального общего образования по музыке  для 4-х классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативными документами для составления рабочей программы по  Музыке в   классах  являются:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  • Учебный план МБОУ «Лицей №1» на 2017-2018 учебный год;
  • Авторская программа по  музыке:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Просвещение, 2010.

Целью реализации программы является:

Формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Задачи изучения курса:

1. Привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства.

2. Научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека.

3. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства: композитора-исполнителя-слушателя.

4. Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребёнка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Место учебного предмета в учебном плане образовательных учреждений общего образования:

Таким образом, учебным планом МБОУ «Лицей №1»   на изучение предмета «Музыка»  в 4 классе отводится по 1 час в неделю, всего за год 104 часа (34 учебные  недели).

        Формы контроля:

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА    

Метапредметные результаты

Познавательные:

Учащиеся научатся:

• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

• осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;

• прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно -нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

        Учащиеся научатся:

• активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России ;

• наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

• воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА – 34 часа.

4 класс  (34 часа)

Содержание программы делится на   семь  разделов:

  1. «Россия — Родина моя»

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского).

  1. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Фрагменты русских народных песен разных жанров. Жанры народных песен: колыбельная, трудовая, хороводная, лирическая, солдатская, плясовая и  их интонационно-образные особенности. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

  1. «День, полный событий»

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

  1. «О России петь — что стремиться в храм»

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. Гимн. Гимн Кириллу и Мефодию. Молитвы в храмах. «Богатырские ворота» М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

  Традиции празднования праздника Пасха. Тропарь, иконы, молитва.  Духовная и классическая музыка. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

  1. «В концертном зале»

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

  1. «В музыкальном театре»

Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка – интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

  1. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Знакомство с концертами, музыкальными фестивалями. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Жанры фортепианной музыки. «Прелюдия» С.В.Рахманинов. Форма музыки трехчастная.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

п/п

Тема  урока

I четверть  (9ч)

Всего  часов

 

                Раздел: «Россия — Родина моя» (4ч)

1

Мелодия.

1

2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» 

1

3

«Я пойду по полю белому…»

1

4

На великий праздник собралася Русь!

1

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч.)

5

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?». Как сложили песню.

1

6

Композитор-имя ему народ.

1

7

Оркестр русских народных инструментов.  Муз. Инстр. России.                                                          

1

8

Музыкант – чародей.

1

9

Народные праздники и традиции. Троица.  Обобщающий урок I четверти

1

II  четверть (7ч)

                        Раздел: «День, полный событий» (5 ч.)

10

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…».

1

11

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

1

12

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1

13

«Приют, сияньем муз одетый…».

1

14

Зимнее утро! Зимний вечер!

1

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»(2 ч.)

15

Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий.  Илья Муромец.  

1

16

Праздников праздник, торжество из торжеств. Родной обычай старины. Обобщающий урок II четверти.

1

III четверть  (10ч)

                                 Раздел 5: ««В концертном зале» (5ч.)

17

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

1

18

«Старый замок». М.П.Мусоргский

1

19

Счастье в сирени живет…С. Рахманинов.  

1

20

«Патетическая» соната. Л.В. Бетховен.

1

21

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы…

1

Раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

22

Опера «Иван Сусанин» М. Глинка. Бал в замке польского короля. II действие.

1

23

Опера «Иван Сусанин». За Русь все стеной стоим. III действие.

1

24

Балет Петрушка

1

25

Русский Восток!  

1

26

Опера М.Мусоргского «Хованщина». «Исходила младешенька». Обобщающий урок  III четверти.

1

IV четвертая четверть (8ч)

Раздела 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (8 ч.)

27

Театр музыкальной комедии

1

28

Царит гармония оркестра.

1

29

Прелюдия. С. Рахманинов

1

30

«Исповедь души». «Революционный» этюд. Ф.Шопен

1

31

Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек.

1

32

Музыкальные инструменты (гитара).

1

33

Музыкальный сказочник. Н. Римский – Корсаков.

1

34

«Рассвет на Москве-реке». М.П. Мусоргский.   Обобщающий урок IV четверти.

1

ИТОГО

34

5. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  • Алексеева Л.Н. Музыка родной природы: музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л.Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 2001. 
  • Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки» / З.Н. Бугаева. - М.: Аст, 2002.
  • Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах» / В. Васина-Гроссман. -  М.: Современник, 1999.
  • Великович Э.И. «Великие музыкальные имена» / Э.И.Великович. – М.: Просвещение  1997.
  • Дмитриева Л.Г. «Методика музыкального воспитания в школе»  / Л.Г.Дмитриева,  Н.М.Черноиваненко. -  М.: Академия, 2000г.
  • Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе» / С.А. Исаева. - М.: Айрис-Пресс, 2003г.
  • Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» / Д.Б. Кабалевский. -  М.: Просвещение, 1989.
  • Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» / Д.Б. Кабалевский. -  М.: Просвещение, 1989.
  • Критская, Е.Д. Уроки музыки. 4 - класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева,

Т. С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2010.

  • Узорова О.В. «Физкультурные минутки» / Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. - М.: Астрель-Аст, 2005.

Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке  и музыкантах.

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

  • Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»
  • Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
  • Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
  • СD и DVD диски с песнями разных жанров, мультфильмы, кинофильмы музыкальные.
  • Портреты композиторов и исполнителей на электронных носителях.
  • Персональный компьютер с проецированием на экран, для просмотра электронных презентаций к урокам;
  • Видеофильмы с записью отрывков из опер, балетов, мюзиклов, хоровых и оркестровых коллективов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...