Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа начального общего образования по музыке для 4-х классов. Создана на основе авторской программы по музыке: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Просвещение, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_rabochaya_programma.docx | 32.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ №1"
«Рассмотрено» на заседании МО ______________Е.А.Седых Протокол № от «__ » ___________ 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________Э.П. Жарких «___»______________2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №1» ____________О.Е. Струкова Приказ №_________ от «____» ____________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
4 класс
2017-2018 учебный год
Учитель:
Насонова Л.А
Воронеж, 2017
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по музыке для 4-х классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативными документами для составления рабочей программы по Музыке в классах являются:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
- Учебный план МБОУ «Лицей №1» на 2017-2018 учебный год;
- Авторская программа по музыке: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Просвещение, 2010.
Целью реализации программы является:
Формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи изучения курса:
1. Привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства.
2. Научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека.
3. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства: композитора-исполнителя-слушателя.
4. Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребёнка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.
Место учебного предмета в учебном плане образовательных учреждений общего образования:
Таким образом, учебным планом МБОУ «Лицей №1» на изучение предмета «Музыка» в 4 классе отводится по 1 час в неделю, всего за год 104 часа (34 учебные недели).
Формы контроля:
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Метапредметные результаты
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
• осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;
• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;
• прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно -нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
Учащиеся научатся:
• активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;
• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России ;
• наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
• воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА – 34 часа.
4 класс (34 часа)
Содержание программы делится на семь разделов:
- «Россия — Родина моя»
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского).
- «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Фрагменты русских народных песен разных жанров. Жанры народных песен: колыбельная, трудовая, хороводная, лирическая, солдатская, плясовая и их интонационно-образные особенности. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
- «День, полный событий»
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
- «О России петь — что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. Гимн. Гимн Кириллу и Мефодию. Молитвы в храмах. «Богатырские ворота» М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Традиции празднования праздника Пасха. Тропарь, иконы, молитва. Духовная и классическая музыка. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
- «В концертном зале»
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
- «В музыкальном театре»
Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка – интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
- «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Знакомство с концертами, музыкальными фестивалями. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Жанры фортепианной музыки. «Прелюдия» С.В.Рахманинов. Форма музыки трехчастная.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ п/п | Тема урока I четверть (9ч) | Всего часов |
| Раздел: «Россия — Родина моя» (4ч) | |
1 | Мелодия. | 1 |
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 1 |
3 | «Я пойду по полю белому…» | 1 |
4 | На великий праздник собралася Русь! | 1 |
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч.) | ||
5 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка?». Как сложили песню. | 1 |
6 | Композитор-имя ему народ. | 1 |
7 | Оркестр русских народных инструментов. Муз. Инстр. России. | 1 |
8 | Музыкант – чародей. | 1 |
9 | Народные праздники и традиции. Троица. Обобщающий урок I четверти | 1 |
II четверть (7ч) Раздел: «День, полный событий» (5 ч.) | ||
10 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». | 1 |
11 | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. | 1 |
12 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 |
13 | «Приют, сияньем муз одетый…». | 1 |
14 | Зимнее утро! Зимний вечер! | 1 |
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»(2 ч.) | ||
15 | Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий. Илья Муромец. | 1 |
16 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Родной обычай старины. Обобщающий урок II четверти. | 1 |
III четверть (10ч) Раздел 5: ««В концертном зале» (5ч.) | ||
17 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. | 1 |
18 | «Старый замок». М.П.Мусоргский | 1 |
19 | Счастье в сирени живет…С. Рахманинов. | 1 |
20 | «Патетическая» соната. Л.В. Бетховен. | 1 |
21 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы… | 1 |
Раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.) | ||
22 | Опера «Иван Сусанин» М. Глинка. Бал в замке польского короля. II действие. | 1 |
23 | Опера «Иван Сусанин». За Русь все стеной стоим. III действие. | 1 |
24 | Балет Петрушка | 1 |
25 | Русский Восток! | 1 |
26 | Опера М.Мусоргского «Хованщина». «Исходила младешенька». Обобщающий урок III четверти. | 1 |
IV четвертая четверть (8ч) Раздела 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (8 ч.) | ||
27 | Театр музыкальной комедии | 1 |
28 | Царит гармония оркестра. | 1 |
29 | Прелюдия. С. Рахманинов | 1 |
30 | «Исповедь души». «Революционный» этюд. Ф.Шопен | 1 |
31 | Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. | 1 |
32 | Музыкальные инструменты (гитара). | 1 |
33 | Музыкальный сказочник. Н. Римский – Корсаков. | 1 |
34 | «Рассвет на Москве-реке». М.П. Мусоргский. Обобщающий урок IV четверти. | 1 |
ИТОГО | 34 |
5. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- Алексеева Л.Н. Музыка родной природы: музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л.Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 2001.
- Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки» / З.Н. Бугаева. - М.: Аст, 2002.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах» / В. Васина-Гроссман. - М.: Современник, 1999.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена» / Э.И.Великович. – М.: Просвещение 1997.
- Дмитриева Л.Г. «Методика музыкального воспитания в школе» / Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко. - М.: Академия, 2000г.
- Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе» / С.А. Исаева. - М.: Айрис-Пресс, 2003г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989.
- Критская, Е.Д. Уроки музыки. 4 - класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева,
Т. С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2010.
- Узорова О.В. «Физкультурные минутки» / Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. - М.: Астрель-Аст, 2005.
Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
- Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
- Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
- СD и DVD диски с песнями разных жанров, мультфильмы, кинофильмы музыкальные.
- Портреты композиторов и исполнителей на электронных носителях.
- Персональный компьютер с проецированием на экран, для просмотра электронных презентаций к урокам;
- Видеофильмы с записью отрывков из опер, балетов, мюзиклов, хоровых и оркестровых коллективов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...