Рабочая программа по предмету "Музыка" 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 классов общеобразовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Музыка" 7 класс ФГОС | 269.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №______ от “____” ________ 2017 г. руководитель МО:_______ | ПРИНЯТО на заседании ШМС протокол № от “____” ________ 2017 г. председатель ШМС | УТВЕРЖДАЮ директор школы-интерната _________Резвина И.В. Приказ № от“__” __________ 2017 г. |
Программа учебного предмета
«Музыка»
Классы: 7 Уровень: базовый Учитель: Малханова С.Б. Учебный год: 2017 – 2018 уч.г. |
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными идеями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с учётом авторской программы по музыке – «Музыка – 5-7 классы» авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Москва. «Просвещение». 2016 г.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) | |
СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) | |
Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 № 253, «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017 – 2018 год» | |
Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05.2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г. | |
Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат», Приказ №288 от 01.09.2016г. | |
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат», 2017 – 2018 учебный год, Приказ №288 от 01.09.2016г. |
Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов в их взаимодействии с произведениями других видов искусства).
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Общая характеристика учебного предмета "Музыка".
Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания новые технологии общего музыкального образования.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановлена эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Реализация программы по учебному предмету «Музыка» проводится в урочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-диалог, урок-ролевая игра, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие.
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета «Музыка». Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и воспитания.
К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие:
-проблемно-поисковый;
-исследовательский;
-творческий (художественный);
-метод учебного диалога;
-наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
-игровой и др.
Специальные методы музыкального обучения и воспитания определяются конкретным видом учебной деятельности школьников на уроках музыки. К ним относятся следующие методы:
-развития навыков хорового и сольного пения (А. В. Свешников, В. Попов, В. Соколов, Т.А. Жданова, К.К. Пигров (метод «внутреннего видения» – воспроизведения в сознании);
-обучения музыкальной драматургии, интонационно-стилевого постижения музыки, моделирования художественно-творческого процесса, художественного контекста);
- развития навыков инструментального музицирования (методы импровизации, К. Орфа, усложнения творческих заданий);
- формирования навыков элементарного сольфеджирования (П. Вейс, Ж. Шеве, М. Румер, Г. Струве);
- активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность).
В соответствии с базисным учебным планом в 7 классах на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчёта 1 час в неделю).
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
- развивающее обучение; |
- личностно-ориентированное обучение; |
- дифференцированное обучение; |
- групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность; |
- дидактические игры. |
Результаты освоения программы
Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
• устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
• освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
• знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
• ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.
Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
• сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
• работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
• умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении
различных задач.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
• понимать роль музыки в жизни человека;
* совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор—исполнитель—слушатель);
• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои
предпочтения в ситуации выбора;
• понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
• иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
• творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
• проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные,
концерты для младших школьников и др.);
• выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в
отечественной культуре и за рубежом;
• совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Структура учебного курса музыка. 7 класс
№№ | Раздел | Примерное кол-во часов |
11 | Особенности драматургии сценической музыки. | 16 |
22 | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | 18 |
3 | Итого: | 34 |
Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »16 часов.
Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 9. В музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс». Дж.Гершвин. Обобщающий урок 1 четверти
Музыкальная викторина Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 10. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(1 ч)
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 11-12. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора».(2ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 13. « Сюжеты и образы духовной музыки. (1ч)
Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 14. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». (2ч)
Вечные темы. Главные образы. Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 15 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» . (1ч) Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки;
Урок 16. «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». (1ч) Обобщающий урок 2 четверти. Проверочная работа
Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…».
закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II полугодия:
Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок 17-18. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 19-20. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (2ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 21 – 22. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 23. Сонаты. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховена. (1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великого композитора - Л.ван Бетховена
Урок 24. Соната№2 Прокофьева. Соната №11 Моцарта. (1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта». (1ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанресимфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 26. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
Симфония №5 Л.Бетховена. Обобщающий урок 3 четверти. Музыкальная викторина
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений
Урок 27- 28. Симфонии русских композиторов. Симфония №1(«Классическая») С.Прокофьева. Симфония № 5 Чайковского. Симфонии советских композиторов.
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича (2ч)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений
Урок 29. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 30. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 31. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 32-33. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». (2ч). Итоговая контрольная работа
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.
Урок 34. Обобщение материал Итоговый урок года. Урок-концерт. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Учебно-тематическое планирование 7 класс
№ | Тема раздела | Тема учебного занятия | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | Корректи-ровка | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
1 | «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» ( 16 часов) | «Классика и современность» ( уч. Стр. 6-7) | Прослушивание: С.Прокофьев «марш» ( из оп. «Любовь к трем апельсинам») П.Чайковский «Па-де-де» ( из балета «Щелкунчик») Дж.Гершвин «Колыбельная Клары» ( из оп. «Порги и Бесс») Записи «Битлз», Э.Григ «Утро» Ф.Шуберт «Аве, Мария» | Знать нити связывающие музыку прошлого с современностью | Р: самостоятельно определять стиль музыки. П: ориентироваться в муз. терминах. К: знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений. | Уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке. | |||
2 | «В музыкальном театре. Опера» ( уч. Стр. 8-11) | Прослушивание: М.Глинка опера «Руслан и Людмила» -увертюра. Расширить и углубить понятие оперы | Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере. | Р: самостоятельно определять эмоциональный строй и муз. язык главных героев в опере. П: знать жанры оперы ( эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические, бытовые). К: знать значение оркестровых эпизодов. | Научиться понимать оперное искусство. | ||||
3 | «Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин» ( уч. Стр. 12-17) | Прослушивание: М.Глинка «Каватина и рондо Антониды» «Вальс», «Полонез», «Краковяк», «Мазурка» «Песня Вани», «Романс Антониды», «Ария Сусанина», «Хор «Славься!» - фрагм. из оперы «Иван Сусанин» Углубить знания в жанре истиорико-эпическо-героической оперы. | Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа. | Р: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!». П: четко определять кульминационную сцену оперы. К: знать составные части оперы. ( интродукция и эпилог) | Уважать патриотические чувства русского народа. | ||||
4 | Русская эпическая опера. А.Бородин «Князь Игорь» ( уч. Стр. 18-25) | Прослушивание: А.Бородин фрагм из оп. «Князь Игорь»: «Солнцу красному Слава!» «Ария князя Игоря» «Половецкие пляски» «Плач Ярославны» «Хор «Улетай на крыльях ветра» Продолжить знакомство с героической оперой. | Продолжить знакомство с героической оперой. | Р: самостоятельно определять выразительные муз.средства использованные в песне «Плач Ярославны» П: знать интонационно-жанровые особенности построения музыки К: уметь описывать женские образы на картинах различных художников. | Вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России. | ||||
5 | «В музыкальном театре. Балет. ( уч. Стр. 26-29) | Прослушивание: П.Чайковский фрагменты из балетов Дать понятие балета, как музыкально-драматического произведения | Знать роль хора в балета «Ярославна». ( драматическая роль -поясняющий текст от автора) | Р: самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима. П:четко знать муз. термины. К: знать роль музыки в балете. | Научиться понимать сложные внутренние взаимоотношен. Действующих лиц выраженные в танце. | ||||
6 | «Балет Б.Тищенко «Ярославна» ( уч. Стр. 30-35) | Прослушивание: Фрагменты балета Познакомить с балетом «Ярославна» Б.Тищенко. | Знать, как народный патриотизм отразился в музыкальном произведении. | Р: самостоятельно определять главные темы героев. П: сопоставлять плач-песню и плач-причитание. К:понимать пластику движений эмоционального состояния героев. | Уважать исторические корни России. | ||||
7 | «Героическая поэма в русской музыке. ( уч. Стр. 36-39) | Прослушивание: С.Прокофьев «Вставайте люди, русские!» ( из кантаты «Александр Невский») М.Глинка «Патриотическая песня», «Хор «Славься!», А.Бородин «Богатырская симфония» И.Дунаевский «Увертюра» ( к\ф «Дети капитана Гранта») Углубить знакомство с героической темой в русской музыке. | Знать главные принципы муз.сцен. драматургии. ( контраст) | Р: самостоятельно определять героическую тему в музыке. П: отвечать на вопросы учителя. К: уметь объяснять слова: «О поколении судят по героям» | Уважать героику русского народа. | ||||
8. | «В музыкальном театре. Дж. Гершвин «Порги и Бесс». ( уч. Стр. 40-47) | Прослушивание: Фрагменты из оп. Дж.Гершвин «Порги и Бесс» Познакомить с творчеством Дж.Гершвина. | Знать, что слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому. | Р: самостоятельно опр. средства муз. выразит. отрицат. персонажей. П:отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина. К: уметь определять сферу муз. творчества Гершвина. | Уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа. | ||||
9 | Опера Ж.Бизе «Кармен» ( уч. Стр. 48-53) | Прослушивание: Ж.Бизе фрагм. оп. «Кармен» Прослушивание: Ж.Бизе фрагм. оп. «Кармен» | Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее. | Р: самостоятельно Определять танцевальность, маршевость и песенность в раскрытии образов героев. П: определять кульминационный момент оперы. К: определять жанровые особенности тем главных героев. | Прочитать новеллу П.Мориме «Кармен» | ||||
10 | Новое прочтение оперы Бизе» Р.Щедрин «Кармен-сюита» ( уч. Стр. 54-61) | Прослушивание: Р.Щедрин фрагменты балета «Кармен-сюита» Познакомить с новым прочтением оперы Бизе -балетом Р.Щедрина «Кармен-сюита» | Знать основные мелодические линии. | Р: самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К: находить «цитаты» оперы Бизе в балете Щедрина «Кармен-сюита» | Расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства. | ||||
11 | «Сюжеты и образы духовной музыки» ( уч. Стр. 62-69) | Прослушивание: И.Бах «Шутка» «Высокая месса» С.Рахманинов «Всенощное бдение» Познакомить с сюжетами и образами духовной музыки на творчестве Баха и Рахманинова. | Уметь сравнивать муз.образы разных жанров в одноименном произведении. | Р: самостоятельно уметь находить жанровый контраст в произведениях. П: отличать полифонию от аккордового звучания. К:знать почему, «Всенощное бдение» Рахманинова и «Высокая месса» Баха являются вершинами духовной культуры. | Расширять свои познания в области духовной музыки. | ||||
12 | Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос -суперзвезда» ( уч. Стр. 70-73) | Прослушивание: Фрагменты рок-оперы Э.Л.Уэббера «Иисус Христос -суперзвезда» Познакомить с жанром рок-оперы. | Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни» | Р: самостоятельно Отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической. П: знать отличия музыки эпилога от увертюры. К: спеть главную мелодию «Осанна» | Расширять музыкальный кругозор. | ||||
13 | «Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» ( уч. Стр. 74-75) | Прослушивание: Д.Кабалевский музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра «Ромео и Джульетта» -фрагменты Познакомить с музыкальными зарисовками. | Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого | Р: самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты. П: отличать пейзажные зарисовки от образов героев. К: творческое задание. | Образно воспринимать музыкальные зарисовки. | ||||
14 | «Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» ( уч. Стр. 76-79) | Прослушивание: А.Шнитке «гоголь-сюита» - фрагменты. Познакомить с музыкальным творчеством А.Шнитке. | Знать изученные музыкальные произведения и термины. | Р: самостоятельно определять особенности мелодических линий персонажей. П: знать о каких проблемах заставляла задумываться музыка Шнитке К: какие муз.жанры Раскрывают скрытый смысл художественного образа. | Вдумчиво перечитать произведения Гоголя. | ||||
15 | «Музыканты - извечные маги. Полистилистика» ( уч. Стр. 80-81) | Прослушивание: Музыка Баха, Чайковского, Свиридова. Познакомить с особенностями современной музыки и музыки прошлого. | Закрепить полученные музыкальные знания. | Р: самостоятельно отличать певческую культуру России от современных ритмов. П: различать приемы раскрытия образов современности от прошлого. К: музыкально-творческое задание. | Видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого. | ||||
16 | «Повторительно-обобщительный урок» | Прослушивание: Музыка использованная в течении полугодия. | Знать изученные музыкальные произведения и термины. | Р: самостоятельно ориентироваться в муз. терминах. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. | Расширять музыкальный кругозор. | ||||
17 | «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» ( 19 часов) | «Музыкальная драматургия -развитие музыки» ( уч. Стр. 84-87) | Познакомить с инструментально-симфонической музыкой и музыкальной драматургией. | Знать способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра. | Р: самостоятельно различать повтор мелодии с секвенцией. П: знать, что вносит в создание муз. образа каноническое исполнение произведения. К: знать, для чего используется варьирование в муз. произведениях. | Прививать любовь к музыке симфонического оркестра | |||
18 | «Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и «Светская» музыка» ( уч. Стр. 88-91 | Прослушивание: И.Бах «Высокая месса» Шестопсалмие, Ф.Шуберт «Аве, Мария» Н.Паганини «Каприс № 24» Познакомить с двумя направлениями музыкальной культуры: духовной и светской музыкой. | Знать камерные жанры и вокально- инструментальные миниатюры. | Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки . П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. | Ценить музыкальное искусство прошлого. | ||||
19 | «Камерная инструментальная музыка. Этюд» ( уч. Стр. 92-97) | Прослушивание: Ф.Шопен «Этюд №12» Ф.Лист «Метель», «Этюд по капрису Паганини» И.Баха- Ф.Бузони «Чакона» из «Партиты №2» Познакомить с концертными этюдами Шопена и Листа | Знать жанры камерной инструментальной музыки. | Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки. П: знать и представлять содержательность камерных музыкальных произведений. К: Творческое задание. | Уважительно относиться к камерной музыке. | ||||
20 | «Циклические формы инструментальной музыки. А.Шнитке «Кончерто гроссо» ( уч. Стр. 98-99) | Прослушивание: А.Шнитке «Кончерто гроссо» - фрагменты. Познакомить с муз. произведениями А.Шнитке. | Знать, что сюита Шнитке -это путешествие во времени. | Р: самостоятельно определять музыкальные образы каждой части сюиты. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание | Расширять музыкальный кругозор. | ||||
21 | «Л.Бетховен «Соната № 8» ( «Патетическая») ( уч. Стр. 102-105) | Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 8»-фрагменты. Углубить понятие сонатной формы. | Знать признаки построения сонатной формы. | Р: определять главные части сонаты. П: знать принципы варьирования К: определять главные и побочные темы сонаты. | Интересоваться музыкой и жизнью Бетховена. | ||||
22 | «С.Прокофьев «Соната № 2» - В.Моцарт «Соната № 11» ( уч. Стр. 106-109) | Прослушивание фрагменты сонат. Познакомить с новаторством в муз. форме -соната. | Уметь сравнивать сонаты Прокофьева и Моцарта. | Р: самостоятельно уметь объяснять, для чего композитор отступает от классической формы построения сонаты. П: уметь следить за развитием темы в вариациях. К:знать музыкальные термины. | Восхищаться творчеством Моцарта и Прокофьева. | ||||
23 | «Симфоническая музыка» ( уч. Стр. 110-113) | Прослушивание: Й.Гайдн «Симфония № 103» -фрагм. Познакомить с ведущим жанром оркестровой музыки -симфонией. | Хорошо разбираться в особенностях симфонии. | Р: знать роль контраста в симфонии. П: знать муз. термины. К: творческое задание. | Заниматься самообразованием: читать книги о известных композиторах. | ||||
24 | «В.А.Моцарт «Симфония № 40» ( уч. Стр. 114-117) | Познакомить с симфонией Моцарта. | Знать сюжетные линии всех частей симфонии. | Р: самостоятельно узнавать главную и побочную темы симфонии. П: знать особенности построения главной партии. К: с каким худ. произведением сравнивают «Симфонию № 40» Моцарта - (с «Джокондой») | Самостоятельно читать книги о жизни и творчестве Моцарта. | ||||
25 | С.Прокофьев «Симфония № 1» («Классическая») ( уч. Стр. 118-119) | Прослушивание: Фрагменты симфонии. Углубить сведения о симфонии на основе творчества Прокофьева. | Знать главные линии, динамические оттенки, акценты симфонии. | Р: самостоятельно объяснять, почему симфония названа «классической» П: определять музыкальный почерк Прокофьева. К: какие части симфонии построены в сонатной форме. | Вдумчиво относиться к творчеству Прокофьева. | ||||
26 | «Л.В.Бетховен «Симфония №5» («Стук судьбы в дверь…») ( уч. Стр. 120-123) | Прослушивание: Фрагменты симфонии. Познакомить с «Симфонией № 5» Л.Бетховена. | Знать почему музыка Бетховена актуальна в наши дни. | Р: самостоятельно определять темы главных идей симфонии: «Через борьбу - к победе, от мрака - к свету, через тернии - к звездам» П:отвечать на вопросы учителя. К: какое завещание сделал Бетховен потомкам. | Читать о жизни и деятельности Бетховена самостоятельно. | ||||
27 | «Ф.Шуберт «Симфония № 8» («Неоконченная») В.Калинников «Симфония № 1» ( уч. Стр. 124 -129) | Прослушивание: Фрагменты симфоний Познакомить с романтическим направлением в музыке. | Знать о происхождении понятий роман- в литературе, романс- в музыке. | Р: самостоятельно понимать, как выражают своё отношение к жизни композиторы. П: как в симфонии передается «жизнь чувств» К:какие инструменты озвучивают главные темы в симфониях. | Вдумчиво относиться к творчеству Шуберта. | ||||
28 | «П.Чайковский «Симфония № 5» ( уч. Стр. 130-131) | Прослушивание: Фрагменты симфонии. Углубить понятие симфонии. | Знать, почему Чайковский назвал «Симфонию № 5» - «Раздумья о смысле жизни» | Р: самостоятельно определять особенности музыкального языка и жанровую принадлежность. П: уметь сравнивать симфонии Чайковского и Бетховена. К:творческое задание. | Гордиться великим русским композитором П.Чайковским. | ||||
29 | «Д.Шостакович «Симфония № 7» («Ленинградская») ( уч. Стр. 132-135) | Прослушивание: Фрагменты симфонии. Познакомить с творчеством Шостаковича. | Знать, почему «Симфония № 7» называется «Ленинградской» | Р: самостоятельно знать какую роль в симфонии играет мерный рокот походного барабана. П: объяснить, почему «Симфония № 7» -это поэма о борьбе и победе. К: знать мелодику главных тем. | Помнить подвиг русского народа в ВОВ. | ||||
30 | «Симфоническая картина К.Дебюсси «Празднества» ( уч.стр. 136-137) | Прослушивание: Фрагменты симфонической картины «Празднества» Дать понятие импрессионизма в музыке. | Знать понятие симфоническая картина. | Р: самостоятельно определять основные темы «Празднеств» П: уметь сравнивать муз. язык с художественным языком картины. К: творческое | Уважать творчество зарубежных композиторов. | ||||
31 | «Инструментальный концерт. А.Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром» ( уч. Стр. 138-141) | Прослушивание: А.Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром» -фрагм. Балет «Гаяне» -фрагм Углубить понятие инструментальный концерт. | На основе музыки «Концерта» уметь различать принципы развития музыки. | Р: самостоятельно отличать программную от непрограммной музыки П:уметь определять народные песенно-танцевальные мелодии в «Концерте» К: с помощью чего достигается кульминация в «Концерте» (перекличка оркестра и скрипки) | Уважать творчество народов мира. | ||||
32 | «Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» ( уч. Стр. 142-143) | «Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» Познакомить с творчеством Дж.Гершвина. | Знать, почему рапсодию Гершвин отнес к серьезной музыке. | Р: определять главные темы «Рапсодии» П: знать, какой жанр классической музыки положен в основу рапсодии. К: вспомнить мелодии в стиле джаз других композиторов. | С любовью относится к музыке джаза и блюза. | ||||
33 | «Музыка народов мира. «Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер» ( уч. Стр. 144-149) | Прослушивание: РНП «Кострома» Уз.НП «Где ты ходишь?» Арм.НП «Они отняли мою любовь» Мюзикл «Собор Парижской Богоматери» -«Белль» Мюзикл «Призрак оперы» -«Дуэт Призрака и Кристины» Мюзикл «Чикаго» -«Мой верный лучший друг» Расширить понятие фольклор- народная мудрость. Познакомить с популярными хитами из мюзиклов и рок-опер | Знать звучание народных муз.инструментов, и хиты мюзиклов и рок – опер. | Р: самостоятельно определять национальный колорит народной музыки. П: знать поп муз. хиты. К: слушать муз. обработки и электронную музыку. | Уважительно относится к народному творчеству , увеличивать духовный багаж: «Чем больше багаж, тем легче идти» | ||||
34 | Итоговая контрольная работа | ||||||||
35 | «Исследовательский проект» ( уч. Стр. 150-155) Итоговый урок года | Выбор темы и подбор музыкального материала для исследовательского приекта. | Защита исследоват. проекта. | Р: самостоятельно защищать проект. П: знать муз. термины. К: уметь определять смысл выбранных муз. произведений. | Расширять музыкальный кругозор. |
Циклограмма тематического контроля
Раздел | №1 Обобщение материала 1 четверти Особенности драматургии сценической музыки. | №2. Обобщение материала 2 четверти Особенности драматургии сценической музыки. | №3 Обобщение материала 3 четверти Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | №4. Обобщение материала 3 четверти Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | №5 Урок - концерт |
Содержание тематического контроля | Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. | Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной и сценической музыки. Уметь делать разбор музыкальных произведений, определять общий характер музыки. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. | Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной и сценической музыки. Уметь делать разбор музыкальных произведений, определять общий характер музыки. | Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной и сценической музыки. |
Форма контроля | Музыкальная викторина. | Проверочная работа. | Проверочная работа | Итоговая контрольная работа. | Викторина. |
Информационно-методическое обеспечение:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Музыка 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2013 Москва, Просвещение
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка» 7 класс. (СD) 2012 Москва, Просвещение
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Музыка 7 класс. Творческая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций. 2016 Москва, Просвещение
Дополнительная литература:
Музыка. 5-7 класс. Методическое пособие. ФГОС Л.В. Школяр В.О. Усачева
Вентана-Граф 2015
Музыка. 1-7 классы. Тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека Е.Н. Арсенина Учитель 2015
Классическая музыка. История музыки, биографии великих композиторов и музыкантов Ю.Орлова Эксмо2015
ttp://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы
Приложение 1
Проверочная работа
1 Тебя приветствуют великие композиторы и исполнители. Напиши их фамилии.
2.Какие жанры духовной музыки ты знаешь?
_____________________________________
3.Кто из композиторов были прекрасными пианистами?
_________________________________________
4.Перечисли строение сонатной формы
____________________________________
5.Заполни таблицу
Композитор
Название произведения
Жанр
Фридерик Шопен
Этюд
«Патетическая»
Ф.Шуберт
«Неоконченная»
6.Какаую живописную картину сравнивают с симфонией № 40 В.Моцарта?
_____________________________________________________
7.С помощью, каких средств выразительности достигается развитие в I части «Ленинградской» симфонии Д.Д.Шостаковича?
_________________________________________________
8.Знаешь ли ты этих композиторов?
№п\п
Вопрос
Выбери ответ
1.
Кто из композиторов писал транскрипции?
Ф.Лист, Ф.Шуберт, М.Глинка
2.
Кто из композиторов впервые ввел героические музыкальные образы?
Й.Гайдн, С.С.Прокофьев, Л.Бетховен
9.Перечисли средства музыкальной выразительности
____________________________________________
10.Музыкальная викторина
А) Ф.Шопен «Прелюдия № 7»
Б) В.Моцарт «Симфония № 40»
В) Л.Бетховен «Лунная соната»
Г) А.Шнитке «Концерто гроссо»
Д) Д.Д.Шостакович «Ленинградская симфония»
Е) П.И.Чайковский финал четвертой симфонии
Приложение 2
Диагностика по музыке 7 класс
1 Тебя приветствуют великие композиторы и исполнители. Напиши их фамилии.
2.Какие жанры светской музыки ты знаешь?
__________________________________
3. Что означает термин транскрипция?
__________________________________
4.Перечисли строение сонатной формы
____________________________________
5.Заполни таблицу
Композитор
Название произведения
Жанр
Ф.Лист- Ф.Шуберт
«Лесной царь»
«Классическая»
«Ленинградская»
Симфония
6. Какие живописные картины сравнивают с симфонией № 1 В.Калинникова?
_____________________________________________________
7.Какие средства выразительности использует С.С.Прокофьев в «Классической» симфонии?
_______________________________________________________
8.Знаешь ли ты этих композиторов?
№п\п
Вопрос
Выбери ответ
1
Кого из композиторов называют «отцом симфонии»?
Л.Бетховен, Й.Гайдн, Ф.Шуберт
2
Кто из композиторов создал музыкальную хронику о великой отечественной войне?
Д,Д. Шостакович, Л.Бетховен, П.И.Чайковский
9.Перечисли средства развития музыки
________________________________________
10.Музыкальная викторина
А) Ф.Шопен «Прелюдия № 7»
Б) В.Моцарт «Симфония № 40»
В) Л.Бетховен «Лунная соната»
Г) А.Шнитке «Концерто гроссо»
Д) Д.Д.Шостакович «Ленинградская симфония»
Е) П.И.Чайковский финал четвертой симфонии
Приложение 3
Итоговая контрольная работа по музыке
2017 – 2018 учебный год
7 ___класс Ф.И.___________________________Дата____
I Вариант
1. Произведения искусства, которые являются лучшими и продолжают волновать многие поколения людей, также являются образцовыми, совершенными и первоклассными
а) Современность
б) Классика
в) Драма
2. Особую роль в музыкальной драматургии играет…
а) Слово
б) Кофликт
в) Драма
3. Опера А.П. Бородина, в основу сюжета которой положена патриотическая поэма «Слово о полку Игореве»
а) «Руслан и Людмила»
б) «Князь Игорь»
в) «Иван Сусанин»
4.Музыкально-драматическое произведение, действие в которой передается средствами пения
а) Балет
б) Опера
в) Мюзикл
5.Режиссер балетного спектакля
а) Дирижер
б) Хор
в) Балетмейстер
6.Композитор сочинивший музыку к балету «Ярославна»
а) А.П. Бородин
б) Б.И.Тищенко
в) М.П.Мусоргский
7. Первая американская национальная опера
а) «Порги и Бесс»
б) «Кармен»
в) «Ромео и Джульетта»
8. Как называется новое прочтение оперы Ж.Бизе «Кармен» Р.К. Щедриным
а) «Кармен-сюита»
б) «Кармен-пьеса»
в) «Кармен-ария»
9. Йозеф Гайдн – великий ________________________композитор, даты жизни (_____).
Как называется его лондонская симфония, которая получила свое название от первого такта медленного вступления, в котором звучат литавры?
Симфония № _______ «_______________________________________________»
10. Перечислите все части «Гоголь-сюиты» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по музыке
2017 – 2018 учебный год
7 ___класс Ф.И.___________________________Дата____
II Вариант
1. Музыка связанная с богослужением
а) Светская
б) Духовная
в) Камерная
2. Драматургия – это…
а) Музыкальная характеристика, в котором передаются переживания человека: страдание, тревога, возмущение и т.п.
б) Вид музыкально-театрального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия
в) Крупное музыкальное произведение для оркестра
3. Опера М.И. Глинка, которая вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа
а) «Садко»
б) «Руслан и Людмила»
в) «Иван Сусанин»
4. Музыкально-драматическое произведение, действие в которой передается средствами танца
а) Балет
б) Опера
в) Мюзикл
5. Что является литературной основой оперы или балета
а) Либретто
б) Увертюра
в) Реприза
6. Балет Б.И.Тищенко по мотивам «Слова о полку Игореве»
а) «Спящая красавица»
б) «Ярославна»
в) «Кармен-сюита»
7. Создатель американской национальной классики XX века, автор оперы «Порги и Бесс»
а) Дж.Гершвин
б) Ж.Бизе
в) Э.Л.Уэббер
8 Самая популярная опера в мире знаменитого французского композитора XIX века Жоржа Бизе
а) «Порги и Бесс»
б) «Чио чио сан»
в) «Кармен»
9.Вольфганг Амадей Моцарт – великий________________композитор, даты жизни (____).
Огромную популярность соната №____ получила благодаря своему знаменитому финалу – «___________________________________», как его часто называют
10. Перечислите все части «Гоголь-сюиты» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «_____________________________________».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...