программа шумового ансамбля
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Программа расчитана на приобщение обучающихся к русской национальной культуре через игру на народных шумовых инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа шумового ансамбля | 108 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение управления образованием
Комитет образования
Муниципальное образовательное учреждение
«Лицей №20»
Обсуждена на заседании МО Протокол № от Руководитель МО __________________ | Утверждена педагогическим советом протокол № от Директор: _______________________ |
Рабочая программа
Шумового ансамбля «Скоморохи»
Для учащихся 2-5 классов
3 года обучения.
Автор - составитель,
Бурмистрова О. В.
Учитель музыки
Междуреченск, 2010
Пояснительная записка.
В системе массового музыкального образования на первый план выходит не относительная самостоятельность различных граней музыки, а их внутренняя связь, то их единство, в котором они предстают перед нами в самом музыкальном искусстве и в котором они обязательно должны обнаруживать себя в сознании учащихся на занятиях шумового ансамбля.
Нельзя отрицать огромной роли богатейшей русской народной песенной культуры в формировании личностных, духовных качеств русского человека. Специфика исполнительства на шумовых инструментах в ансамбле несет в какой – то мере психо - терапевтическое значение.
Данная программа направлена для того, чтобы приобщить ребенка к древней, русской, культуре, отличается от школьной тем, что дает наиболее полное представление учащемуся о простейших инструментах древней Руси, приобщает к старинным игрищам русских народных песен.
Программа приобщает обучающихся к навыкам игры на шумовых инструментах с элементами театрализации (удары ложкарей по голени, по плечу, по бедру сидящего рядом исполнителя). Комплексность программы в том, что на занятиях хора учащиеся так же разучивают русские народные песни.
Состав шумового ансамбля – дети 2-5 классов. Все желающие имеют возможность посещать занятия и всем подбирается инструмент (исполнение) по возможностям.
Количество обучающихся на конкретном занятии может колебаться в зависимости от формы занятия от 3 человек – до 9 человек.
Программа рассчитана на 2 года обучения и дает возможность обучающимся развивать музыкально – ритмическую память, приобрести необходимые навыки игры на различных шумовых инструментах.
В неделю 5 занятий = 180 ч. в год.
Для реализации программы используются нотные сборники, сборники русских народных песен, партитуры; инструменты: баян, трещотки трех видов, ложки деревянные, свистульки, хлопушки.
В программе частично используется методика Фиткевич М. Э. и других преподавателей. В инструментовке пьес для шумового ансамбля используется принцип оркестровки произведений для русского народного самодеятельного ансамбля.
Актуальность программы – возрождение русского искусства.
Цель программы: приобщение учащихся к творческой деятельности через исполнительство в шумовом ансамбле.
Задачи:
- Образовательная
Сформировать систему знаний, нацеленных на восприятие музыкальных произведений, осознания взаимодействия между музыкой и другими видами искусства (театр, танец) на основе вновь приобретенных знаний.
- Развивающая
Способствовать развитию интереса к народной музыке через творческое самовыражение (импровизацию, освоение новых приемов исполнительства).
- Воспитательная
Нравственное воспитание личности ребенка через приобщение к национальному искусству.
Ученик первого года обучения должен уметь разучивать и играть несложные партии на шумовых инструментах в пьесах с простым размером (2/4) со счетом.
Ученик второго года обучения должен уметь разучивать и играть партии в пьесах с размером (3/4, 4/4) со счетом, импровизировать.
Ученик третьего года обучения должен уметь играть любую партию в пьесе с любым размером.
I год обучения необходим для определения музыкальных способностей у обучающегося в процессе учебной деятельности, адаптации, введения в музыкально – ритмическую лексику, приобретения навыка правильной посадки корпуса при исполнительстве, формирование двигательно – игровых умений и навыков.
II год обучения формирует навыки исполнительской игры в более сложном музыкальном размере, чем на первом году обучения. Развивается техника исполнительства, умение импровизировать в незнакомых пьесах.
III год обучения формирует навыки ансамблевой игры, исполнительство партии на любом шумовом инструменте.
Ударные инструменты относятся к самым древним музыкальным инструментам. Наши предки делали их из того материала, который имели под рукой - дерева, кожи, кости, глины, а позднее металла. Это были звучащие инструменты – барабаны, бубны, погремушки и др. Им приписывалась магическая сила.
Считалось, что своим звуком они предохраняют от злых духов. Удар по камню дереву или кости животного дает четкий звук. Отбивая ритм на простейших ударных, первобытные люди использовали их во время охоты и исполнения ритуальных танцев.
Делались ударные инструменты также из вылущенных и высушенных плодов. Внутрь помещались небольшие камешки. Со временем камень заменили колотушками, погремушками, глиняными горшками и т. д.
Позднее появились барабаны и бубны, сохранившие до наших дней свою конструкцию. Ударные инструменты подразделяются на мембранные и самозвучащие.
В мембранных инструментах источником звука служит натянутая кожа (или пузырь) животного: барабан, накры (керамический сосуд на который натягивали кожу и ударяли деревянными палочками), литавра (металлический котел с натянутой кожей по которой ударяли деревянными палочками с привязанными на конце шариками, обтянутыми кожей), тулумбас – (металлические литавры с кожаной мембраной, по которой ударяли плетью), набат, бубен.
Самозвучащие ударные инструменты (источником звука служит материал, из которого они сделаны, или какая – либо деталь): у одних звук возникает от взаимного трения двух предметов; у других – в результате ударов одного предмета о другой; у третьих - от вибрации одной из деталей инструмента.
Все они подразделяются на: деревянные самозвучащие – погремушка, трещотки, пастушья барабанка, «коробочка» - колотушка, рубель, ложки; металлические самозвучащие – колокольчики, треугольник (трензель), бубенцы, коса.
Внутри каждого тембра (стучащего или звенящего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит протяжно, мягко, звук его очень красив, румба «позвякивает» резко и коротко, колокольчик – тихо нежно и звонко, бубен – более гулко с резонирующим звучанием, трещотка – резко и четко.
Ударные инструменты, не имеющие звукоряда, обладают большими выразительными возможностями и в народной музыке находят широкое применение.
Разные по звучанию, тембровой окраске, способам игры (удар по натянутой коже, дереву, металлу), они применяются в соответствии с назначением каждого инструмента.
Учебно – тематический план первого года обучения.
№ | Вид работы | Общее количество часов | теория | Практика |
1. | Введение в образовательную программу (техника безопасности, входное тестирование) | 2 – (2%) | 1 – (1%) | 1 – (1%) |
2. | Формирование музыкальных интересов: | 9 – (10%) | 4 – (4%) | 5 – (6%) |
3. | Развитие музыкально-ритмической грамотности: | 21 – (21%) | 4 – (4%) | 17 – (17%) |
4. | Развитие навыков игры на шумовых инструментах | 30 – (30%) | 2 – (2%) | 28 – (28%) |
5. | Работа над репертуаром: | 30 - (30%) | 2 – (2%) | 28 – (28%) |
6. | Концертные выступления | 8 - (8%) | - | 8 - (8%) |
Итого: | 102 |
Содержание программы первого года обучения.
- Введение в образовательную программу (техника безопасности, входное тестирование)
Раздел содержит музыкально – ритмическое тестирование. Обучающиеся получают информацию о технике безопасности .
- Формирование музыкальных интересов
Раздел включает в себя: беседы о музыке, о русских народных шумовых инструментах, слушание пьес, выбор пьес для исполнения.
- Развитие музыкально – ритмической грамотности
Раздел включает в себя:
- сведения о музыкальном ритме,
- знакомство с музыкальной терминологией,
- обучение игре на шумовых инструментах со счетом.
- обучение чтению ритмической графики.
4. Развитие навыков игры на шумовых инструментах
Раздел предполагает:
- закрепление правильной посадки и постановки рук с шумовыми инструментами,
- формирование навыков игры на ложках, трещотках, коробочке, рубеле, свистульках.
5. Работа над репертуаром
Раздел включает в себя работу с произведениями для решения различных учебных задач:
- Технических – разучивание различных приемов исполнительства на на шумовых инструментах,
- Художественно – исполнительских - работа над обработкой, характером исполняемой пьесы.
Знания, умения и навыки обучающихся к концу первого года обучения
Знать музыкально – ритмическую терминологию.
Знать правила записи и счета музыкального ритма.
Уметь играть партию на одном инструменте.
Уметь играть партию в произведениях с простым размером (2/4).
Репертуар первого года обучения:
- «А я по лугу».
- «Пойду ль я, выйду ль я».
- «Во кузнице».
- «Перевоз Дуня держала».
Учебно - тематический план второго года обучения.
№ | Вид работы | Общее количество часов | теория | практика |
1. | Введение в образовательную программу (техника безопасности, входное тестирование) | 2 | 1 | 1 |
1. | Формирование музыкальных интересов | 9 | 3 | 6 |
2. | Развитие музыкально – ритмической грамотности: | 22 | 5 | 17 |
3. | Развитие навыков игры на шумовых инструментах: | 33 | 4 | 20 |
4. | Работа над репертуаром: | 33 | 4 | 29 |
5. | Концертные выступления | 8 | - | 8 |
Итого: | 102 |
Содержание программы обучения второго года.
- Введение в образовательную программу (техника безопасности, входное тестирование).
Раздел содержит музыкально – ритмическое тестирование. Обучающиеся получают информацию по технике безопасности.
- Формирование музыкальных интересов.
Раздел включает в себя беседы о русских народных песнях, о малоизвестных шумовых инструментах, о народных вокально – исполнительских ансамблях, слушание пьес.
- Развитие музыкально – ритмической грамотности.
Раздел включает в себя сведения о музыкальных ритмах (3/4, 4/4), чтения ритма в пьесах со счетом.
- Развитие навыков игры на шумовых инструментах.
Раздел предполагает работу на материале различных упражнений с элементами ритмической полифонии; работу для решения технических проблем, возникающих при разучивании произведений с более сложным ритмом; импровизацию в ансамбле.
- Работа над репертуаром.
Раздел включает в себя работу:
- поиск и разработку новых исполнительских приемов на шумовых инструментах,
- анализ текста песни, исполнительских приемов,
- разучивание и повторение репертуара.
Знания, умения и навыки обучающихся к концу второго года обучения.
Уметь классифицировать русские народные песни по характеру.
Уметь играть произведения с трехдольным и четырехдольным размером.
Уметь импровизировать в незнакомых пьесах.
Репертуар 2 года обучения:
- «Заиграй моя волынка»
- «Как у наших, у ворот»
- «Посею лебеду»
- «Ой, пряла б я куделицу»
Учебно – тематический план третьего года обучения.
№ | Название темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 |
2. | Формирование музыкальных интересов | 6 | 4 | 2 |
3. | Развитие музыкально – ритмической грамотности | 14 | 3 | 11 |
4. | Исполнительское развитие | 50 | - | 50 |
5. | Работа над репертуаром | 22 | 2 | 20 |
6. | Концертные выступления | 8 | - | \8 |
Итого | 102 |
Содержание программы третьего года обучения.
1.Введение в образовательную программу (техника безопасности, входное тестирование).
2.Формирование музыкальных интересов.
Раздел включает в себя беседы об исполнителях на русских народных инструментах, слушание знаменитых исполнителей, пьес.
3.Развитие музыкально – ритмической грамотности.
Раздел включает в себя сведения о сложных музыкальных ритмах, чтение и игру этих ритмов в пьесах со счетом.
4.Развитие навыков игры.
Раздел предполагает работу на материале различных упражнений с элементами усложнения, работу для решения технических проблем возникающих при разучивании произведений.
5.Работа над репертуаром.
Раздел включает в себя работу :
- поиск и разработка новых исполнительских приемов на шумовых инструментах,
- анализ исполнительских приемов,
- разучивание и повторение репертуара.
Литература, использованная педагогом.
- Корин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. – М.: «Музыка», 1982.
- Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. – М.: «Советский композитор», 1983.
- Блок В. Оркестр русских народных инструментов. – М.: «Музыка», 1986.
- Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – Л.: «Детская литература», 1988
- Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. – М.: «Советский композитор», 1985.
- Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. – М.: «Знание», 1984.
Литература , рекомендованная для обучающихся
- Бачинская Н. Народные песни в творчестве русских композиторов. – М.: «Музгиз», 1962.
- Быков В. Музыкальные инструменты . - М.: «Аст – Пресс», 2000.
- Зацарный Ю. Русские народные песни. – М.: «Советский композитор», 1983.
- Зацарный Ю. Русские народные песни. – М.: «Советский композитор», 1989.
Репертуар
Репертуар шумового ансамбля русских народных инструментов формируется с учетом возрастных особенностей ансамблистов, степени интеллектуального развития и степени обученности игры на русских народных шумовых инструментах.
Репертуар выбирается с учетом желания ансамблистов. Партии в партитуре расписываются под конкретных исполнителей.
В репертуар шумового ансамбля первого года обучения планируется брать русские народные песни с размером 2\4. Далее, в следующем году занятий планируется подбирать произведения для исполнения с трехдольными и четырехдольными размерами.
Подбираются пьесы для исполнения шумовым ансамблем в сборниках русских народных инструментов.
Требование:
Участие в концертах школы, мероприятиях города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа хореографического ансамбля "Надежда"
Танец является одним из древнейших видов народного творчества. Посредством танца народ передавал свои мысли, чувства, характер, настроение, отнош...
Шумовой ансамбль, как одна из форм работы в кружке "Синтезатор".
Шумовой ансамбль, как одна из форм работы в кружке "Синтезатор".Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах -- один из любимых видов деятельности детей на музыкальных занятиях. ...
Образовательная программа хорового ансамбля "Акварель".
Методика хорового обучения в начальной школе....
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль народных инструментов (Аккордеон)» для специальности Музыкальное исполнительство
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Аккордеон) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 5-летний...
Образовательная программа "Инструментальный (шумовой) ансамбль
Учитывая запросы и потребности детей и родителей в последние годы, принимая во внимание важность инклюзивных форм обучения, мною была разработана доступная программа для младшего и среднего школ...
Образовательная программа "Инструментальный ансамбль "АккСи+"
Образовательная программа студии электроакустической музыки "АккСи+"последние изменения к лицензированию в 2013г....
Дополнительная общеразвивающая программа "Шумовой ансамбль"
Программа «Шумовой ансамбль» имеет эстетическую направленность, ориентирована на воспитание детей через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, классической музыки, обучен...