Интегрированный урок рисования и музыки в 5 кл. "Орнаментация нарукавника адыгского костюма сай"
материал по музыке (5 класс) на тему
ЦЕЛЬ:1.Ознакомить уч-ся с особенностями украшения адыгского женского национального костюма, с орнаментацией нарукавных подвесок; раскрытие его связи с национальными традициями и обычаями, культурой адыгов.
2. Воспитывать эстетический вкус, развивать творческое воображение уч-ся; заинтересовать детей практическим применением умений и навыков, полученных на уроках.
3. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗО
ТЕМА: Орнаментация нарукавника национального женского костюма
ЦЕЛЬ:1.Ознакомить уч-ся с особенностями украшения адыгского женского национального костюма, с орнаментацией нарукавных подвесок; раскрытие его связи с национальными традициями и обычаями, культурой адыгов.
2. Воспитывать эстетический вкус, развивать творческое воображение уч-ся; заинтересовать детей практическим применением умений и навыков, полученных на уроках.
3. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве.
ОБОРУДОВАНИЕ: СТСО, карточки, вырезанные нарукавники (у каждого)
ТИП УРОКА: Интегрированный
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
II.Сообщение темы и цели урока.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке будут совмещены 2 вида искусства музыка и изо. Тема нашего урока: (слайд)
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с особенностями украшения адыгского женского костюма, с орнаментацией нарукавных подвесок; его связи с национальными традициями и обычаями нашего народа, в частности с танцами.
(карточки раздаю)
III. Проверка д/з
Ребята, скажите, что вам было задано надом ?
(Вспомнить о национальном костюме всё, что мы знаем.)
О красоте сае мы с вами уже беседовали, и не раз еще об этом будем говорить на уроках.
(Одновременно идет работа по карточкам) Ребята, адыгейский костюм очень живописен. О красоте его, писали русские и зарубежные авторы:
(показ слайдов. Высказывания).
Ребята, может кто-то из вас подготовил какое-то высказывание или стихотворение? Кто желает?
Чтение стихотворения
«Адыгэ сае.»
Адыгэ саеу гохьы шэплъыбзэр,
Дэнэку псыпсэу о ушъэбабз,
Пшъэшъэ ныбжьык1эу дахэм иубзэр
Бгъаш1оу, бгъэгуш1оу, ыпсэ ущыщ.
Нэфылъэ шэплъым инэфы зыгъэр
Бзыпхъэу пфаш1ыгъэу узэгъэк1угъ,
Ухъырахъишъэу, тыдэк1и тхэлъыр
Гъэтхэ къэгъагъэу къыогъэк1угъ. (Къоджэ Руслъанид).
Исключительной красотой и изяществом отличается женский костюм.
Давайте вспомним, из каких деталей состоит сае. (рассказы детей, показ слайдов)
(Музыка)
Ребята, можно связать изобразительное искусство с другими видами искусства? (Да) С какими? (С музыкой, с литературой и т.д.)
Под звуки песен, ритмы танца
Позвольте мне вам рассказать,
Что чувствует биенье сердца
Гармонь услышав, такт познать
Адыги мы в душе своей,
Надев черкеску с пурпурно-красным сае
Мы в ритме танцев прославляем
Народ наш мудрый и достоинство своё
Имеется ли смысловая, культурно-историческая связь адыгейского женского костюма с танцами, с музыкой и в чём она проявляется?
(Да имеется. Танец, музыка, прикладное искусство, костюм как явление единого целостного культурно-исторического процесса в развитии народа выражают общие внутренние идеи адыгской художественной культуры.
Танцы адыгов – душа всего народа. Жизнь танцу задаёт исполнитель. В танце можно увидеть пластику тела, выразительность жестов рук, гибких линий, орнамента в национальном женском костюме. Золотые и серебряные линии, вышитые на нарукавнике, как бы оживают, изображая силуэты животных, красивые узоры из листьев и чувствуешь пространство геометрических фигур. А чтобы соприкоснуться ближе мы послушаем с вами песню «Тайна танца» на слова Руслана Нехая в исполнении Куановой Аси и Кудайнетовой Аминет.
Вы услышали песню и увидели очень известные танцы адыгов. Назовите, мне эти танцы.
(Иламей, зэгъэлъат, удж.)
Игра на распознавание адыгейских танцев.
1.Так зовут этот танец небыстрый недаром,
Это значит: «навстречу друг другу идти»
Легким облаком и затаённым пожаром
Мне навстречу плыви, сердцем к сердцу лети!
(Сопровождает музыка – Зафак)
2. Этот танец в орнамент сплетался в века,
Он и сдержан, и силой наполнен взрывной.
Он и мягок, как женская нежность мягка,
И волшебен, как эта звезда надо мной. («Исламей»)
(Сопровождает музыка Исламей)
- Ждут музыканты заветного знака,
За руку держит избранницу парень.
О, снисходительным будь джегуако,-
Танец единственный парам подарен.(«Удж»)
(Сопровождает музыка Удж)
(Переход к рисованию)
А теперь проверяем карточки.
К-1 Что усиливает красоту праздничного женского костюма?
(Цвет, золотыми и серебряными нитками вышитые орнаменты, ювелирные украшения.)
К-2 Что являются основными элементами адыгского орнамента?
( листья, стебли растений, парные завитки рогов животных: быка, барана, козы и геометрические фигуры ромб, треугольник)
К-3 Какие цвета являются основными?
(золотисто- желтый, пурпурно-красный, синий, зелёный, коричневый, черный).
(слайд цвета)
IV. Объяснение н/м.
Учитель:Адыгейский орнамент, как и другие орнаменты нашей планеты зародился в глубокой древности прошел длинный путь своего развития. Орнамент адыгов отражает взаимоотношения человека с окружающим миром.
Сегодня на уроке, ребята, каждый из вас разукрасит на бумаге свой нарукавник. Для этого я познакомлю вас с разновидностями конфигурации и с типами орнаментации нарукавника. (слайды фигур, типы орнаментации).
Прежде чем приступить к работе, обратите внимание, как расположены узоры. Они должны быть строго симметричными. Для этого нужно тонкой вертикальной линией разделить нарукавник на 2 равные половинки. Эта линия будет осью симметрии нарукавной подвески. (Показ на доске поэтапное построение нарукавника).
Центром композиции может быть фигура ромба, дополненная зооморфно-растительными мотивами (роговидными завитками, листочками, трилистниками).
V. Самостоятельная работа.
Дети работают самостоятельно, их сопровождает адыгейские танцевальные мелодии.
Учитель следит за их действиями, ведет индивидуальную работу. (Если некоторые уч-ся не в состоянии придумать свой вариант узора, можно разрешить им скопировать образец).
VI. Итог урока.
- Выставка работ
- Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Интегрированный урок чтения и музыки в 8 классе по теме"Донская земля"
Данная презентация является дополнением к интегрированному уроку чтения и музыки в 8 классе по теме " Донская земля"...
Урок рисования в 4 классе "Орнамент в русском народном костюме"
Урок в 4 классе по программе Б. Неменского "изобразительное искусство и художественный труд", знакомство учащихся с орнаментом русского народного костюма....
Презентация к интегрированному уроку литературное чтение+ музыка в 3кл "Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке"
Данная презентация сделает урок интереснее и ярче. Из-за большого размера пришлось разделить её на 2 части :"obraz niani 1"и "obraz niani 2"...
Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"
Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...
Интегрированный урок математики и музыки "Диалог музыки и математики"
Размещаемый материал:1. План-конспект урока2. Презентация к уроку3. Список музыкальных композиции (5)Цель урока: закрепить изученный материал по теме «Арифметические действия с обыкновенными дро...