Интегрированный урок математики и музыки "Диалог музыки и математики"
план-конспект урока по математике (6 класс)
Размещаемый материал:
1. План-конспект урока
2. Презентация к уроку
3. Список музыкальных композиции (5)
Цель урока: закрепить изученный материал по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями» и установить новые связи между математическими и музыкальными понятиями (длительности нот, тактовый размер...).
Составители урока:
1. Самусева Ольга Анатольевна (учитель математики, завуч)
2. Лучникова Ольга Васильевна (учитель математики)
3. Смирнова Татьяна Васильевна (учитель музыки)
Урок ведут два учителя: учитель математики и учитель музыки.
Особое внимание уделено подбору музыкальных композиций - это мелодии и песни военных лет. Благодаря этому на уроке реализуется помимо всего прочего и гражданско-патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_muzyka.docx | 264.68 КБ |
dialog_matematiki_i_muzyki.pptx | 825.68 КБ |
spisok_muzykalnyh_proizvedeniy.txt | 273 байта |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Диалог музыки и математики»
(интегрированный урок математики и музыки в 6 классе)
Предмет: математика
Тема урока: «Диалог музыки и математики».
Урок ведут два учителя: учитель математики и учитель музыки.
Тип урока:
- по диагностическим целям : закрепление изученного, установление новых связей между понятиями из различных предметных областей;
- по способу проведения: мультимедиа урок (использование ИКТ, ТСО).
Форма урока: интегрированный урок.
Класс: 6
Цель урока: закрепить изученный материал по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями» и установить новые связи между математическими и музыкальными понятиями.
Задачи урока:
- Образовательные: закрепление навыков выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями и установить новые связи между математическими и музыкальными понятиями.
- Развивающие: развитие познавательного интереса, активности, наблюдательности математического и логического мышления, перенос знаний в новую предметную область и новую ситуацию, прививать любовь к музыке, развитие музыкального воображения.
- Воспитательные: воспитывать интерес к изучению математики и музыки, гражданско-патриотическое воспитание (через прослушивание соответствующих музыкальных фрагментов и их анализ), формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь..
Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки, раздаточные материал.
План проведения урока.
- Организационный.
- Вступительное слово учителя. Вывод детьми темы урока.
Со звонком звучит песня «2х2=4». Дети усаживаются за парты и активизируют внимание.
Учитель – «Здравствуйте ребята!». Наверняка каждый из вас сейчас подумал, почему учитель музыки и учитель математики вместе проводят урок?
Какая же связь может быть между математикой – царицей наук, и музыкой – одним из прекраснейших видов искусств? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры?
Учащиеся высказывают свои предположения и формулируют тему урока «Выявить общие элементы, которые применяются в музыке и в математике».
(Слайд № 1) Эпиграф, который будет характеризовать основную идею нашего урока… «Музыка – это радость души, которая вычисляет, сама того не замечая» - высказывание великого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница (немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед).
- Начнем диалог музыки и математики. Дети записывают тему урока в тетрадь (Слайд № 2).
- Объяснение нового материала (установление взаимосвязи между обыкновенными дробями и длительностями нот).
(Слайд № 3) На экране появляются ноты.
- Ребята, что вы видите?
- Дети отвечают – «Ноты»
- А почему они нарисованы по разному?
- Потому, что они разных длительностей. Ребята называют различные длительности нот.
(Слайд № 4) Схема длительности нот
- А знаете ли вы, что длительности нот можно обозначать в виде обыкновенных двоичных дробей?
Учитель – Давайте подумаем, какая дробь больше: ¼ или 1/16 ?
- А какая нота дольше : четвертая или шестнадцатая?
- А во сколько раз дольше звучит четвертная нота, чем шестнадцатая?
Учитель – Мы видим, что длительности получаются так же как дроби: они возникают при делении целой части на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать как дробные числа, например:
Равенство здесь понимать в том смысле, что длительность слева равна суммарной длительности справа. С помощью чисел то же равенство можно записать в виде 1/4 = 1/8 + 2/16
- Фронтальная работа (два ученика выполняют задание на отвороте доски, а остальной класс показывает ответы при помощи планшетов)
Задание №1 (Слайд № 5)
Учитель - Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки
<, >, =.
Переведем и запишем в тетрадь данные сравнения на языке математики.
Задание №2 Вычислите значения полученных длительностей. Запишите вычисления на языке математики (Слайд № 6).
Запишите ноту: | Запишите и решите пример в математическом виде: | Запишите ноту: | Запишите и решите пример в математическом виде: |
Ответы к заданию № 2:
- Объяснение нового материала (установление взаимосвязи между обыкновенными дробями и размером такта).
(Слайд № 7) На экране появляются ноты.
- Ребята, а что, кроме нот вы еще видите на данном нотном листке?
- Дети отвечают – «Тактовые линии».
- А зачем они нужны?
- Они разбивают всю мелодию на фрагменты, одинаковой длительности.
- Да каждый так имеет определенный размер, одинаковый во всем произведении. Размер такта указан в начале произведения. Счет в музыке обычно ведется четвертями. Размер такта показывает количество четвертей в такте. Нарушив такт при исполнении мелодии, нарушится ее красота и гармоничность.
(Слайд № 8) Размеры такта:
- Ребята, давайте прохлопаем каждый из представленных тактовых размеров, проговаривая счет вслух.
- Дети хлопают и считают.
- Фронтальная работа
Задание №3 (Слайд № 9)
Учитель - Решим музыкальную задачу.
Петя сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так:
Сколько четвертей не хватает в такте?
Дети – в такте не хватает двух четвертей, потому что размер мелодии 4/4, а в такте есть одна четверть и две восьмые, которые по длительности равны еще одной четверти, значит, в такте не хватает двух четвертей.
Учитель - Каков ритмический рисунок получился в такте?
Дети – четверть, восьмая, восьмая, четверть, четверть
Учитель - Прохлопаем данный ритмический рисунок.
- Работа в парах или в малых группах.
Задание №4 (Слайд № 10)
Ребята, сейчас нам нужно проверить, действительно ли размеры всех тактов равны?
-Ребята получают раздаточный материал и подсчитывают размеры тактов, которые им назвал учитель. (ученики делят между собой всю мелодию, чтобы каждому ученику досталось по 2-4 такта)
После подсчета делаем вывод.
- Физкультминутка и музыкальная пауза.
Учитель – Давайте прохлопаем и протопаем данный ритмический рисунок
Дети садятся, успокаиваются.
Учитель предлагает прослушать несколько фрагментов из музыкальных произведений и определить размер такта и жанр этих музыкальных произведений.
- Дети слушают музыку и отвечают на поставленные вопросы.
Учитель объясняет, как возникли эти произведения (элемент военно-патриотического воспитания на уроке)
- Работа в рабочих тетрадях.
Задание №5 (Слайд № 11)
Учитель - Разгадаем ребус.
Единичный отрезок равен 8 клеток. Отметьте на координатном луче точки
Учитель - Какое слово зашифровано?
Дети – опера
Учитель - Что такое опера?
Дети – Опера – это музыкально-сценический жанр, в котором главные герои выражают свои эмоции и чувства, главным образом, с помощью пения.
- Объяснение нового материала (знакомство с понятиями «числовое кодирование», «шифр»).
Учитель:
- А знаете ли вы, что ноты тоже расположены по порядку и мы можем их пронумеровать внутри одной октавы.
- Ребята, мы использовали почто все цифры на числовом луче. Добавим еще «9» и получим полный набор цифр.
- Давайте дадим нотные названия всем точкам на числовом луче.
- Какой числовой код получился для слова ОПЕРА?
Дети – 01357
Учитель - А как выглядит этот код в виде нот в гамме ДО МАЖОР?
Дети – СИ ДО МИ СОЛЬ СИ
Учитель - Таким образом мы можем получить музыкальный шифр для любого числа.
Музыка числа ПИ
Ну например, давайте посмотрим, на число ПИ. (Слайд № 12)
У этого числа есть своя мелодия. Давайте прослушаем фрагмент этой мелодии.
- Итоги урока. Выставление отметок.
- Рефлексия урока. (Слайд № 13)
- Домашнее задание:
- Составить музыкальный шифр для даты своего рождения (для учеников, посещающих музыкальную школу, можно попросить сделать несколько шифров – в различных тональностях)
- Проверить на равенство размерность нескольких тактов для мелодии «Гимн России». Выписать в тетрадь эти такты, записать их в виде обыкновенных дробей и выполнить соответствующие вычисления.
Раздаточный материал:
Запишите ноту: | Запишите и решите пример в математическом виде: | Запишите ноту: | Запишите и решите пример в математическом виде: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Диалог музыки и математики
ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ
Преобразование записей
Задание №1. Сравните длительности нот
Задание №2 Вычислите
ТАКТ. ТАКТОВАЯ ЧЕРТА. РАЗМЕР ТАКТА
Такт. Размер такта.
Задание №3 Найти недостающие ноты Петя сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так: Сколько четвертей не хватает в такте?
Подсчитаем длительности тактов
Задание № 5 Разгадай ребус, отметив точки на числовом луче 0 1 2 3 4 5 6 7 8 O P E R A 1 – прима 2 –секунда 3 – терция 4 – кварта 5 – квинта 6 – секста 7 – септима 8 - октава ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ ДО СИ СИ 9 РЕ
Число ПИ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ ДО СИ СИ 9 РЕ
Было интересно … Было трудно … Я научилась … Теперь я могу … Закончите предложения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 5-6 классе " Взаимосвязь математики и музыки " ( Противоположности)
Это урок, объединяющий две области музыку и математику! доказательство того, что они взаимосвязанны! Главная тема в математике Потивоположные числа. Они сопоставляются со шкалой певческих голосов. Дет...
Интегрированный урок: русский язык, математика, музыка. 6 класс
Интегрированный урок для 6 класса. в этот урок вошли предметы: русский язык, математика, музыка. Представлен в виде презентации с музыкальным материалом....
Интегрированный урок математики и музыки в 6 классе по теме "Нахождение числа по его дроби"
Урок направлен на совершенствование умения находить число по его дроби, прививать любовь к классической музыке, расширять кругозор (интересные факты из жизни композитора Людвига ван Бетхов...
Интегрированный урок математики и музыки по теме: Делители и кратные (математика 6 класс)
Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом....
Презентация к интегрированному уроку по математике и музыке в 6 классе по теме "Делители и кратные"
Презентация к интегрированному уроку по математике и музыке в 6 классе по теме "Делители и кратные"...
Интегрированный урок математики и литературы "Чехов и математика"
Интегрированный урок математики и литературы "Чехов и математика"...
Сценарий интегрированного урока математики, физики, музыки "Зажигательные мелодии формул".
Интегрированный урок предметов математика, физика и музыка, представленный учителем физики Поречным И.В. направлен на то, чтобы показать, что все школьные предметы не обособлены, а их изучение н...