Конспект урока в 5 классе "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Волков Федор Павлович

Конспект урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ»

Цель: Показать, что музыка звучит не только в сказках, рассказах, повестях, стихах, но и в баснях; дать понятие «квартет».

Ход урока: 
     На уроках первой четверти мы говорили, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. В этой четверти начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давайте вспомним тему четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

  1. Распевание.
  2. Волшебный смычок
  3. .  Ĕмĕт. Слова Ю.Сементера. музыка Ю.Кудакова - показ, разучивание
    - о чем рассказывает песня?

     Музыка звучит не только в стихах, сказках, рассказах, повестях, но и в баснях.
- Вспомните басни великого русского баснописца И. А. Крылова, где звучит музыка.

( «Осёл и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет»…)

- Сейчас мы послушаем басню «Квартет», а вы подумайте: что означает это слово – квартет.
- Какие инструменты входят в квартет?

(Слушание басни «Квартет».)

-Сколько горе – музыкантов участвовало в «Квартете» Крылова? (4 исполнителя: проказница мартышка, осёл, козёл, да косолапый мишка).

-На каких инструментах исполняли герои Крылова?
(4 струнных инструмента)

4 трубы – квартет

Арфа, флейта, кларнет и скрипка – тоже квартет.

     Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато часто и в прежние времена, в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

  В квартете Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Только Крылов назвал виолончель «басом», потому что виолончель – самый низкий басовый инструмент в квартете.

-Почему же у этих горе – музыкантов ничего не получилось? Ведь у них были самые настоящие инструменты и ноты?
(Звучат ответы детей)

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней..»
- Что означают эти слова?

     Чтобы красиво играть на инструменте, прежде нужно долго учиться этому, а так же для этого необходим слух, талант.

     И. Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.

     Таким же замечательным музыкантом был и А. П. Бородин (1833 -1887г.), хотя музыка не была его основной профессией. Выдающийся русский композитор А. П. Бородин прославил и русскую музыку, и русскую науку. Он был также талантливым учёным – химиком. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе.

     Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы или отдыха. Его можно было встретить в лаборатории как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами, он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки музыки.

- Послушайте фрагмент 3 части квартета №2 А. П. Бородина
- Похоже ли это произведение на игру горе – музыкантов?
- Сколько инструментов примут участие в этом произведении?
- О чём вам расскажет музыка квартета?
(слшание)

     Это произведение совсем не похоже на исполнение горе – музыкантов из басни Крылова.

     Здесь прозвучали те же самые инструменты, что и в басне Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Это произведение камерное.

Мы прослушали фрагмент 3 части квартета – ноктюрн.

- О чём рассказывает музыка этой части, что вы представили? Какая это музыка по характеру?

     Музыка красивая, нежная, мелодичная, выразительная – создаёт образы ночи.
Медленно плывёт мелодия, полная какой – то особой ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.

- Почему же музыканты из басни Крылова, имея те же самые инструменты, не смогли исполнить также красиво и выразительно?

     А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

     А теперь мы составим квартет (4 ученика исполняют чувашскую плясовую Г.Лебедева). И так, все взяли свои инструменты, уселись по местам. Сколько же вас получается?  Четыре. Это – квартет. А если мы Мишу позовем, то – квинтет, от слова квинта, - значит, пять музыкантов, а со мной вместе – шесть исполнителей – это уже секста. Играем «Саратовские переборы» Кузнецова
     Как прекрасно звучат музыкальные инструменты в руках настоящих музыкантов
Тысячи лет существует музыка на земле и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос:
- Почему музыка волнует и трогает?
- Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения. Послушайте стихотворение и скажите о чём оно, что почувствовали и услышали вы?


«Музыка»
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне, она вокруг меня,
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав, и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить,
Но разве может жить она без нас,
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?
Мы ей за все «спасибо» говорим,
И, веря в торжество ее, - творим!

     Обобщение урока: Музыка и литература тесно взаимосвязаны между собой.
Музыка обогащает литературу, превращая стихи в песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?", "Музыкальные сказки"

Программа по музыке  Д.Б.Кабалевского, 5 класс, II четверть. Тема четверти:  "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?" . Тема урока: "Музыкальные сказки". Представлен конспект и ...

конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"

конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой...

Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов

Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...

Конспект урока 7 класс Когда музыка не нуждается в словах

Тема: Когда музыка не нуждается в словах...

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»...

Конспект урока 6 класс урока музыки по теме: Музыкальный фольклор народов России

Обряды и  обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена ...