Итоговый индивидуaльный проект "Современность в музыке"
проект по музыке (9 класс) на тему
Слово “ современность” имеет два значения: более узкое - то, что создано мастерами, живущими в одно время с нами, и более широкое - музыка, независимо от эпохи, в которую она была написана, отвечающая нашим современным идеалам.
Композиторы прошлого, с творчеством которых мы знакомы, не памятники истории, а во многом наши современники, потому что настоящее, высокое искусство существует вне времени.
Современной можно назвать ту музыку, которая порождает некий до этого не существовавший тип эстетического переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennost_v_muzyke.docx | 33.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципaльноеaвтономноеобщеобрaзовaтельное учреждение «Среднее общеобрaзовaтельнaя школa №27 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бaлaково Сaрaтовскойоблaсти
Итоговый индивидуaльный проект
Современность в музыке
Корчaгин Дмитрий Олегович,
обучaющийся 9Aклaссa
Руководитель Липянскaя Юлия Влaдимировнa,
Учитель музыки
Бaлaково
2017г.
Современность в музыке
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем
ранее они начнут испытывать его на себе, тем
лучше для них».
В.Г.Белинский
Слово “ современность” имеет два значения: более узкое - то, что создано мастерами, живущими в одно время с нами, и более широкое - музыка, независимо от эпохи, в которую она была написана, отвечающая нашим современным идеалам.
Композиторы прошлого, с творчеством которых мы знакомы, не памятники истории, а во многом наши современники, потому что настоящее, высокое искусство существует вне времени.
Современной можно назвать ту музыку, которая порождает
некий до этого не существовавший тип эстетического переживания. Новизна этого переживания обусловленна экзистенциальным и эстетическим опытом, присущим только данной эпохе. Выделяя черты современного в окружающем нас мире, мы отличаем настоящее от истории и заново формируем наше историческое сознание.
Таким образом, можно сказать, что современна та музыка, которая заставляет нас по - новому взглянуть на историю и заново выстраивает связи в массе предшествующих ей художественных событий. Кроме того, она всегда отражает современное ей состояние общества (уже через формы ее презентации и социальные группы заказчиков и слушателей) и всегда связана как с его идеологическими настроениями, так и с его, общества, коллективным бессознательным, максимально выраженным как раз в поп-музыке (примеров положительного влияния последней на современную музыку больше, чем это принято считать) .
Что такое современная музыка?
1. Простейший ответ, уже приведенный: музыка, написанная недавно, в последнее время.
2. Музыка, в полной мере использующая современный уровень развития музыкального языка. В этом смысле Мусоргский - современник не Кюи и Серова, а Дебюсси и Прокофьева (а то и еще попозже) , современник той стадии развития музыки, когда его наиболее смелые идеи стали всеобщим достоянием. Когда возникло представление о том, что не вся вновь написанная музыка современна, что музыка может устареть сразу после своего рождения, никто не знает.
3. Музыка, современная данной (суб) культуре = музыка, имеющая в структуре данной (суб) культуры адресата, способного прочитать содержание, которое она несет, без существенных искажений. Здесь два момента. Во-первых, для кого-то какой либо композитор уже умер или вообще пройденный этап, а для кого-то другого он, пожалуй, еще и не рождался.
4. Музыка, активно вовлеченная в процесс развития искусства (либо ей подражают, либо ее критикуют) , музыка, используемая как топливо для новых музыкальных произведений.
Еще один вечный вопрос, существует ли универсальная музыка, современная всем временам, переформулируется, таким образом, в вопрос об универсальном содержании, равно адекватно понимаемом всеми людьми без исключения.
Что же такое современность в музыке?
История этого вида искусства такова, что изначально оно было прикладным и часто ритуальным. Поэтому музыка в основном была коллективным явлением. Индивидуальное начало часто не было выражено. Но со Средних веков в Европе начинает развиваться композиторская музыка – авторская, предназначенная для слушания публикой. В девятнадцатом веке складывается понятие классики, а в двадцатом – современности. Попробуем разобраться в том, какие именно черты свойственны звуковому искусству нашей эпохи.
Определение
На вопрос о том, что такое современность в музыке, ответить непросто. Конечно, можно сказать, что это композиции, написанные в последние десятилетия. С другой стороны, многое из музыки, которую слушали в конце двадцатого века, уже считается устаревшим. И, наоборот, смелые идеи композиторов прежних эпох, как, например, Дебюсси, Прокофьева или Мусоргского, становятся примерами для подражания. Каждая нынешняя субкультура и группы ее фанатов имеют собственную музыку, которую считают современной. Некоторые аналитики полагают, что в такой форме выражается коллективное бессознательное общества. А наиболее сильно социальные настроения выявляются в популярной музыке.
Сложности
Но какое бы определение мы ни приняли, остаются многие
вопросы, на которые трудно ответить. Например, если говорить о том, что такое современность в музыке, остается непонятным, каково здесь место классики. Сейчас очень моден стиль "этно". Но значит ли это, что песни разных народов, написанные в незапамятные эпохи, могут тоже быть современными? Ведь такие мелодии становятся основой для многих композиций наших дней. И можем ли мы считать людей, которые сочиняли музыку в прошлом, своими современниками?
Актуальность
Если мы проанализируем эти вопросы, то увидим, что искусство, в том числе и то, которое приносит наслаждение нашим ушам, направлено к чувствам и душе. Поэтому многое в хорошей музыке является универсальным. Она воздействует на нас, словно потрясение, может увлечь, побудить действовать, заставить плакать или радоваться. Это значит, что классика и современность в музыке вовсе не являются противоположностями. С другой стороны, многое в том, что мы слушаем сейчас, направлено на развлечение, релакс, уход от боли и проблем. Это тоже не плохо. Ведь радость всегда хороша для человека. Поэтому не только серьезная классическая музыка, но и легкая, современная развлекательная и танцевальная помогают людям духовно обогатиться. Просто они действуют на нас по-разному.
Стили современной музыки.
Поп-направление
Но если коснуться вопроса в более узком смысле, то стоит рассмотреть средства, которыми пользуются композиторы нашего времени, чтобы создавать популярные произведения. Большинство ученых, исследуя проблему, касающуюся того, что такое современность в музыке, называют три самых крупных направления. Это поп, рок и рэп. Все они исходят из более ранних жанров и, в свою очередь, делятся на огромное множество стилей. Рассмотрим их более подробно. Популярная музыка охватывает большое количество направлений. Некоторые из них даже превратились всвоего рода классику. Это диско, танцевальная музыка с множеством эффектов и ритма и транс - электронное звучание мелодий, имеющих «космический» подтекст. В настоящее же время самыми популярными являются техно, фанк и хаус. Это музыка футуристическая, немного странная, часто танцевальная, с доминированием определенных мелодий и вокальных фраз. Объединяют все эти жанры, казалось бы, ничем между собой не связанные, ритмика, раскованность исполнения и динамичность. Очень большую роль в популярной музыке играет не только стиль исполнения, но и имидж, презентация, соединение звуковых и зрительных эффектов. Поэтому в моду вошли видеоинтерпретации песен – клипы и рекламные ролики
Рок
Это наиболее популярный жанр. К сожалению в школьной программе не отводится этой теме ни одного часа, но это очень большая область современной музыки чтобы о ней не говорить.
Рок-н-ролл. Это начальная форма рока. Возник в середине 50-х годов 20 века. Вначале рок-н-ролл утвердился как музыка тинейджеров. Это была музыка для танцев, под которую можно было слоняться по улицам, простенькие любовные песни с более или менее выделяющимся ритмом. Этот начальный период сменился золотым веком тинейджерской музыки. «Биттлз», Боб Дилан, Элвис Пресли, рок-н-ролл и тинейджерский «поп» смешались с блюзом, соул, фолком – и результате музыка стала захватывающей, отражающей реальность и слушательская аудитория должна была превратиться в нетанцевальную (раньше под музыку можно было танцевать). Так в результате слияния ритмики и активности тинейджерского рок-н-ролла с мелодичностью поп-музыки возник РОК.Последние музыканты сделали из рока социальный жанр, в котором всегда звучат нотки протеста против власти, войны, несправедливости. Среди современных стилей этого направления выделяется много подвидов. Это тяжелый рок, популярный, фолк, панк, психоделический, трэш. Некоторые поджанры знамениты сбалансированностью, эффектами, привлечением широкой аудиторией. Иные направлены на популяризацию народных мелодий в сочетании с современной ритмикой или же пытаются эмоционально воздействовать на слушателей. А другие нарочито дисгармоничны, жесткие, композиции их сложны и шокирующи.
С момента формирования рока само название стало слишком тесным для того, чтобы описать все направления этого стиля. Дело в том, что музыка рок претерпела такое огромное количество изменений, что понятие «рок» стало в большей степени обобщающим. Однако, с момента возникновения рок всегда являлся бунтарским выражением чувств и образа жизни молодежи, по крайней мере, на первых порах. Само собой разумеется, что тут же нашлись (и находятся до сих пор) продюсеры разных мастей, которые поставили рок на коммерческую основу. В принципе, эта составляющая присутствует во всех жанрах, особенно сильно это заметно в так называемой «попсе». А вот рок-музыка всегда противопоставлялась такой коммерции. Да и музыка эта намного более серьезная, чем обычный «поп». Неподготовленному слушателю не всегда с первого раза удается уловить гармонию или ритмику рока. Однако, в своем развитии музыка рок достигла небывалых вершин и остается одним из самых уникальных явлений до сих пор. Более того, рок часто называют разрушителем стереотипов и своеобразной субкультурой.
Хип-Хоп
Хип-хоп — музыкальный жанр. Хип-хоп имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» стилей, таких как поп-рэп, до агрессивных — хардкор-рэп, хорроркор. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого, вроде воспоминаний о «старых добрых временах», ролл до поднятия социальных проблем.
Истоки хип-хопа лежат в фанке, который является главным «прародителем» этого направления. Однако влияние на становление хип-хопа оказали и другие жанры — ритм-н-блюз, соул, джаз, рок, регги.
Поджaнры:
OldSchool
Является самой первой разновидностью хип-хоп музыки; его возникновение датируют 1979 годом — временем выпуска композиции «Rapper’sDelight» группы TheSugarhillGang. Этот жанр отличается от остальных направлений хип-хопа своим относительно упрощённым речитативом — большинство строк занимают примерно одинаковое время, а речевые ритмы редко изменяют направление по ходу битов композиции. В основе инструментала лежали композиции, заимствованные из фанка или диско, хотя некоторые треки были разбавлены синтезаторным сопровождением.
Основной акцент делался не на лирическую сторону музыки, а просто на «старые добрые времена»; единственным исключением из этого правила были GrandmasterFlash и его команда TheFuriousFive, чьи треки носили остросоциальную направленность. Также одной из основных черт хип-хопа является продолжительность треков — от 10 минут и более. Начавшая в 1983 году музыкальную карьеру группа Run-D.M.C. стала строить свои композиции на основе хардкор-панка и хардкор-урбана. Деятельность группы привела к разложению «старой школы» и заменой её «новой».
NewSchool
Основой жанра «нью-скул» стало сочетание семплера и драм-машины, начало которому положили всё те же Run-D.M.C. и LL Cool J. Тексты песен носили разнообразный оттенок — от сознания значительности самим рэпером до описания жизни в гетто. Первыми полноценными альбомами этого жанра считают работы Run-D.M.C. (1984) и Radio (1985).
Другой отличительной особенностью «новой школы» стало то, что хип-хоп треки стали гораздо короче, что помогло им пробиться на радио. Развитие «новой школы», её коммерциализация привели к тому, что хип-хоп занял место в поп-культуре. Многие музыканты начали использовать рэп в своих песнях; в первую очередь это относится к знаменитой группе BeastieBoys.
Гангста-рэп
В конце 80-х некоторые рэперы (Ice-T, Schooly D) отклонились от тематики композиций «старой» и «новой школы» и стали описывать в своих треках свою хулиганскую молодость. 1982 год считается датой основания нового жанра, а первой композицией этого направления стал трек Ice-T «ColdWindMadness» (другое название — TheColdestRap, Pt. 2) . Тексты гангста-рэпа посвящены тяжёлой жизни в негритянских гетто, включающей в себя уличное хулиганство, грабёж и торговлю наркотиками.
Многие из родоначальников гангста были связаны с экстремистским движением за права чернокожих «Чёрные пантеры» и другими «Blackpower»-организациями, либо разделяют их взгляды.
Датой расцвета гангста-рэпа является рубеж 1980-90-х годов, время творчества группы N.W.A. Её лидер Eazy-E считается «крёстным отцом» жанра[30]. После распада группы в 1992 году жанр продолжал процветать, в особенности в Лос-Анджелесе. Такие рэперы, как Eazy-E, IceCube, MC Eiht были необычайно популярны в середине 90-х. На смену этому поколению пришли исполнители, смешивающие гангста-рэп с другими жанрами. К ним можно отнести Тупака, СнупДогга, Кулио[31]. После знаменитой «войны побережий» популярность гангста-рэпа пошла на убыль, многие исполнители этого жанра стали представителями других направлений хип-хопа.
Грaйм
В 2000-х годах развитие в Лондоне получил грайм — жанр на стыке гэриджа/дабстепа и хип-хопа. Он характеризуется мрачной атмосферой трека, раскатистыми басами и скоростной агрессивной читкой. Хотя родиной жанра считается Англия, это направление всё больше привлекает внимание и рэперов с других стран — к примеру, нидерландское трио Dope D.O.D.
Грaйм в России постепенно рaзвивaется в нaше время. Известные русские исполнители, которых можно отметить – это Oxxxymiron, OBLADAET, Redo, DONE, Cоня Мaрмелaдовa.
Истоки и современность джазовой музыки
Эта форма искусства является примером звукового языка нашей эпохи. Джаз родился в начале двадцатого века как сплав
культур разных народов. Он построен на индивидуализме – особой манере исполнения, свинге, импровизации, различных изощренных приемах как вокального, так и исполнительского характера, сложной ритмике. Все эти черты характерны для музыки африканских стран. А главным истоком джаза считается блюз. Этот стиль соединил европейские и африканские музыкальные традиции. Вначале джаз был фольклорным, но потом он развился в общеамериканское, а затем и мировое направление. Он тоже имеет множество разныхподжанров – кул, прогрессив, хард-бол, модальный, фри, соул. Соединившись с различными видами популярной (особенно электронной) музыки и рока, джаз обогатился такими направлениями, как фьюжн, эйсид, смуз. Родились азиатские и латиноамериканские, еврейские его формы. О некоторых из них даже спорят, а джаз ли это вообще. В этой статье мы попробовали рассказать о том, что означает современность в музыке и какие популярные жанры распространены в культуре нашего времени. Но как бы там ни было, классическая музыка является вечной и универсальной. А значит - современной. Но и некоторые жанры, модные в наши дни, тоже благодаря гениальным исполнителям становятся классикой. И будут сопровождать следующие поколения.
Вывод: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра- уже мертвая, потому что не отображает главное – содержания современности и вызвана к жизни холодной рукой ремесленника. Но есть музыка, выстраданная мастером, написанная «кровью сердца», которая долго откликается на болевые точки человечества, ибо она всегда о главном.
Список использовaнной литерaтуры:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://aplik.ru/10-klass/sovremennost-muzyki/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый проект "Программа по музыке для 2 класса" ФГОС
Итоговый проект "Программа по музыке для 2 класса" ФГОС...
Итоговая контрольная работа по музыке для 6 класса
Итоговый контрольный тест для 6 класса....
Итоговые контрольные работы по музыке, 1-7 класс
Итоговые контрольные работы по музыке дл я1-7 класса, по учебнику Критская...
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка» (с учетом видов деятельности и программных требований) Слушание музыки Освоение и систематизация знаний о ...
Итоговая контрольная работа по музыке 6 класс (по программе Е.Д. Крицкой, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)
Годовая контрольная работа по музыке 6 класс («Мир образов вокальной и инструментальной музыки», «Мир образов камерной и симфонической музыки»)...
Итоговый тест по предмету "Музыка" 9 класс.
Итоговый тест 9 класс содержит задания для закрепления пройденного материала за весь курс `Музыки`. Состоит из 4 разделов: выбор правильного варианта ответа, композиторы, общие вопросы, музыкаль...
Итоговая диагностика по предмету "Музыка" для 5 класса
Итоговая диагностика позволяет организовать групповую работу обучающихся.Она способствует проявлению инициатив детей,развитию творческих ...