1 | Организационный момент.Повторение. Изучение нового материала |
| Здравствуйте , меня зовут Ксения Алексеевна. Давайте с вами вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке. Напомните мне тему урока? Кто такие скоморохи? На каких инструментах они играли? Какое произведение Римского- Корсокова мы слушали? Что такое духовная музыка? Молодцы. На доске вы видите эпигроф . Давайте его с вами прочитаем. Кто его написал? Франц Шуберт. Как вы думаете о чём мы сегодня с вами будем говорить ? ( О песнях Франца Шуберта) Запишите тему нашего урока " Старинной песни мир " Слова прочитанные вами ,определяют творчество композитора. Как вы думаете что стремился передать в своих произведениях композитор?(он стремился передать радость , счастье -чувства и жизненные переживания, знакомые каждому. -Давайте вспомним, что такое песня? (Это вокальный жанр с простой мелодией, с повторами). Песни бывают не только со словами, но и без слов. Например, баркарола . А кто помнит что такое баркарола? ( это песня лодочника) часто композиторы пишут баркаролы без слов. -Какие произведения Шуберта вам известны с прошлых уроков? (Аве Мария, Форель ) Как вы думаете каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие великие лирические произведения?.(ответы) Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Как яркая комета пронёсся он на романтическом небосклоне, оставив после себя огромное количество произведений. Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в австрийском городе Лихтенталь в семье школьного учителя. Музыка в их семье занимала очень важное место. Обучаться музыке Шуберт начал с 8 лет. Мальчик обладал не только абсолютным слухом, но и голосом. Он пел в церковном хоре. Свое первое произведение Шуберт сочинил в 13 лет. Когда у Шуберта стал ломаться голос (Мутация голоса.Происходит изменение голоса , в основном ломке голоса подвержены мальчики), он был вынужден уйти из хора. Повинуясь воле отца, он стал учителем начальной школы. Давал уроки бездарным детям богачей. Эта работа ему не нравилась. Он хотел заниматься только музыкой. А отец был против. Шуберт бросает эту работу, отчего у него разрываются отношения с отцом. В течение 4-х лет ему негде было жить, и он поочередно жил у своих друзей, которые не бросали его в трудную минуту. Шуберт очень комплексовал по поводу своей внешности. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий. Публичных концертов он не давал, а издатели платили ему гроши. Порой у Шуберта не было даже нотной бумаги и его друзья сами рисовали для него нотные линейки на простой бумаге. -Франц Шуберт создал новый тип песен . Они представляли собой небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал , а иногда и иллюстрировал смысл слов. Песня в творчестве Шуберта занимает такое же место , как фуга в творчестве Баха, соната в творчестве Бетховена. Франца Шуберта отличала редкая способность: будучи лириком, не замыкаться в своем мире, а ощущать и передавать радости и скорби жизни так, как их чувствует, и хотело бы передать большинство людей. Он был певцом глубокой человечности. -У каждого человека есть свой любимый поэт, писатель , который близок ему по духу. -У вас есть такой писатель? Такой поэт был и у Шуберта. Он пленил его , волновал ум и душу композитора. На его тесты было написано 70 песен . Это выдающийся немецкий поэт Гёте. | Дети приветствуют. | Р: Организовать свое рабочее место под руководителя учителя. |
2 | Слушание
Пение
Итог урока |
| С одним из таких произведений мы сегодня с вами познакомимся. Это баллада «Лесной царь» . Стихотворение «Лесной царь» его настолько вдохновило и поразило совсем ещё молодого Шуберта , тогда ему было 18 лет .что за один вечер написал эту песню. - А кто знает что такое баллада ? В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века баллады стали песнями повествовательного характера. В них нашли своё отражение народные придания, истории о таинственных событиях, судьбах о бестрашных героях ,мистические образы. Баллада- так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера. -Сейчас вы послушаете эту балладу на немецком языке ,попробуйте, не понимая текста определить на эмоциональном уровне, что происходит в этом произведении (волнение или покой, радость или страх и т. п.) (слушание) какой ритм в аккомпонементе и какие события больше подходят к этому произведению?драмматургические или лирические ? Было ощущение ,что произведение прозвучало на одном дыхании, в движении без остановки, события драматические. В аккомпанементе - ритм скачки, звучание в низком регистре. А какой голос исполнял вокальную партию? (низким мужским голосом) что ещё раз говорит о трагических событиях. Чтение баллады "Лесной царь" в переводе Жуковского. 1) какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения? (волнение, страх, тревога). 2)Назовите персонажей , о которых идёт речь в стихотворении?(рассказчик , отец , сын , Лесной царь) 3) о чем это стихотворение? 4) в какой форме изложено стихотворение (диалог) Теперь прослушайте балладу "Лесной царь" на русском языке и после чего скажите мне: -Какие интонации у действующих лиц? Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся, напряжение усиливается к концу произведения; лесной царь – мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая. - Что изобразил композитор в аккомпанементе? - Изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть даже стук сердца, прослеживается стремительность, драматическое напряжение. Ребята какое чувство у вас осталось от услышанного произведения? (волнение, страх, тревога). Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание. Какой же образ окутывает всё произведение, является главным, даёт основную эмоциональную окраску? (образ Лесного царя). Кто услышал о чем поется в балладе?О том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. -А как вы думаете, что завуалировано в образе Лесного царя? (образ смерти) Как видим, в балладе нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением чувств главных действующих лиц. -А если бы вы были композиторами,какую оконцовку придумали бы вы? У Шуберта получилась настоящая драма, с несколькими действующими лицами, что требовало колоссального мастерства исполнителя. Реальные лица баллады - рассказчик, отец, ребёнок - объединены близостью интонационного строя. В соответствии с развитием событий, в музыку добавляются новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты и состояние каждого персонажа. Драматическим репликам отца и сына противопоставляется манящая, завлекающая сладость речей Лесного царя. Когда попытки завлечь ребёнка лаской не удаются, Лесной царь переходит к угрозам. Суровый лаконизм финальной фразы, произносимой рассказчиком, ещё сильнее подчёркивает трагизм ситуации. Сгущённую фантастичность картины "Лесного царя", мрачную ночь, бешенную скачку коня, бредовые идеи умирающего ребёнка композитор облекает в реальные образы действительного мира, отчего драматизм происходящего становится более ощутимым, остро впечатляющим. -Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На слайде схема, по которой дети выстраивают свой ответ).
Жанр – вокальная баллада.
Композитор – Франц Шуберт.
Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.
Темп – быстрый, стремительный.
Образ – драматический.
Характер музыки – стремительный, взволнованный, несущийся, быстрый, будоражащий, завораживающий, безумный, испуганный. -Молодцы.
-А теперь давайте вспомним песню которую мы с вами учили «Мы дети твой Россия»
ВХР | Методы и приемы | Четкое произношение слов. Знание песни
| Собственный показ | Скачки ч4,ч5 | Дирижёрский жест Звуковысотный показ |
С каким композитором мы сегодня с вами познакомились? Что такое баллада? Какую балладу мы с вами слушали? Сколько действующих лиц
| .Дети слушают, отвечают.
Дети поют.
Дети отвечают. Дети прощаются.
| Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р: Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге. |