Что роднит музыку и литературу. 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Конспект урока соответствуе ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_rodnit_muzyku_s_literaturoy_5_kl.docx25.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1.5 класс

2. «Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 кл.

 Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011г.

3. Учебная тема: «Музыка и литература».

4. Название учебного занятия: «Что роднит музыку с литературой».

5. Педагогическая идея урока: «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».  В.А. Сухомлинский писал

6. Цель: Показать взаимосвязь музыки и литературы.

7. Личностные:

- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности;

- использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира в процессе самообразования.

Предметные:

- Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания специфики языка каждого из них.

- Выбор оснований и критериев для сравнения двух видов искусств - музыки и литературы (звук, интонация, жизнь, общность жанров) и  специфики языка каждого из них.

 Метапредметные:

- Инициировать сотрудничество обучающихся в поиске и сборе информации.  - Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

8. Тип учебного занятия: Урок открытия нового знания.

9. Вид учебного занятия: Урок- поиск.

10. Песня И.Крутого «Музыка», М.И.Глинка на сл. Кукольника «Попутная песня» (это же произведение в исп. детского хора, это же произведение в современной обработке), Басня И.А.Крылова «Квартет», А.Иванов песня «Слово и нота», портреты.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.

11 Этапы учебного занятия.

Название этапа

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

Организационный этап

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Этап усвоения новых знаний

Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Этап закрепления нового материала

Этап инструктажа по выполнению д/з

Подведение итогов урока

Здравствуйте, ребята !(Тз вверх)

Громко прозвенел звонок 
Начинается урок.

(звучит музыка без слов песни «Я, ты, он, она» сл. Р.Рождественского, муз.композитора Тухманова Д.)

Ребята, вспомните песню Игоря Крутого «Музыка».

Как вы думаете, какие виды искусств встретились в этой песне?

Совершенно верно. Это и будет тема нашего урока: музыка и литература. Мы с вами поговорим о взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы.

Скажите, какое общее, связующее звено  у музыки и литературы?

(помогает детям ответить на вопрос) -  Литература – это искусство слова, а слова, как известно, состоят из… звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка. Значит общее, связующее звено  у музыки и литературы -  это ЗВУК.

 Это самая первая связь музыки и литературы. На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Какие это музыкальные произведения?

 Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).

Учитель читает вслух басню И.А.Крылова.

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

И сели на лужок под липки -

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы*;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!"

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

"Постойте ж, я сыскал секрет, -

Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем".

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

Скажи лишь, как нам сесть!" -

"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей. -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь".

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»

«Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».

(создание проблемной ситуации)

 Задание по группам. 1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

2 гр. работает над вопросом  - Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты? 

Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?

Молодцы! Вот и нашли мы с вами вторую связь, объединяющую музыку и литературу: это, ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР.

(Разминка – реальная жизнь)

Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств она выражается разными средствами, в разных формах.

 Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, по которой мы узнаем характер произведения. Что у них общего?

Вот вы нашли третью взаимосвязь музыки и литературы. ИНТОНАЦИЯ. Какие интонации вы знаете?

Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.

                           

Как вы думаете, в  каких музыкальных жанрах ярко проявляется  союз музыки и литературы?

Правильно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия.

         

Послушайте фрагмент вокального произведения и скажите, какие чувства у вас возникли, какие образы вы себе нарисовали, как бы вы назвали это музыкальное произведение? (Звучит фрагмент музыкального произведения «Попутная песня» М.И. Глинки.)

(Это же произведение звучит в исп. детск. хора)

Вы все по-своему правы. Но у этого произведения есть своё, авторское название. Композитор М. И. Глинка   назвал это произведение «Попутная песня».

Прослушайте еще раз муз. фрагмент этого произведения, но уже в современной обработке.

Скажите, вам понятней было слушать музыку в первом варианте, когда вы не знали названия произведения или во второй раз, уже с названием?

Безусловно, понять содержание вокального произведения, где есть слова  - намного проще, чем инструментальные произведения. Поэтому, часто композиторы дают названия своим музыкальным сочинениям, поясняя тем самым содержание, программу произведения.

 

Как, н-р в песне А.Иванова «Слово и нота»

Эта песня о связи слов и нот (музыки и литературы).

На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока:  «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»

Часто поэтические произведения получают музыкальные названия: песня, романс, запевка, а музыкальные пр-я-литературные названия  - сказка, поэма, баллада и др..

Так что же роднит музыку и литературу?

В д/з вы найдете: литературные произведения, в которых говорится о музыке и музыкантах (1-2примера) и музыкальные произведения, созданные по поэмам, былинам, сказкам.(1-2 примера)

Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали. Поставьте себе сами оценку за работу на уроке.

Методика: «5 пальцев».

Указание: продумать основные моменты рефлексии по теме мастер-класса в соответствии со значениями каждого пальца, показать, озвучить.

Значения:  и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты: (например)

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

До свиданья, дети!

Здравствуйте! (Тз вниз)

Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!      

(Несколько упражнений «Дыхательной гимнастики»)

(исполнение с движениями)

Музыка и Литература

(Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопроса).

Песня, романс.

(детям предлагается, как только услышат музыкальное слово, щелкнуть пальцами – издать звук)

Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения.

(Дети делают вывод, что это всё явления жизни.)

(Ребята выполняют разминку под музыку и видео на экране)

Дети вспоминают про интонацию. (Если вопрос вызвал затруднения, можно подсказать им латинский корень слова «intono»).

(ответы детей) восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность…

(Дети называют песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта.)

(дети делятся впечатлениями, дают свое название, выделяют присутствие «движения», «темпа», «стремления»).

(анализ средств выразительности.)

(Ответы детей – звук – сама музыка произведения, окружающий мир – песня о паровозе и людях, спешащих на него, интонация – движения, волнения и т.д. )

С названием было проще понимать музыку.

(прослушивание, анализ текста, начальная работа над новой песней)

Не было бы  песен, опер. Музыка стала бы скучной, непонятной. Она потеряла бы содержание, была бы однообразной. Не возникло бы многих замечательных произведений. Композиторы потеряли бы вдохновение.

Звук, интонация, окружающий мир.

(беглый опрос детей)

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

5 КЛАСС. "ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ С ЛИТЕРАТУРОЙ"

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ СЕРГЕЕВА, КРИТСКАЯ...

5 класс разработка урока Что роднит музыку с литературой

Урок музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской...

5 класс - Урок № 1 - Что роднит музыку с литературой

Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературыЗадачи урока Образовательные:·         создать проблемную ситуацию через поиск ответов на ...

5 класс. Что роднит музыку с литературой.

5 класс. Что роднит музыку с литературой....

План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?"

План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?" по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д....