5 КЛАСС. "ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ С ЛИТЕРАТУРОЙ"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ СЕРГЕЕВА, КРИТСКАЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ С ЛИТЕРАТУРОЙ | 17.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Что роднить музыку с литературой»
Цель: выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения.
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальный и литературный материал.
ХОД УРОКА
- Орг. момент
- Слово учителя.
Ребята, сегодня тема нашего урока – «Что роднит музыку с литературой»
Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства - музыки и литературы.
На протяжении четырёх лет мы тесно знакомились с жанром, который включает в себя эту связь. Назовите, о чём я говорю.
ДЕТИ.
Это «песня».
УЧИТЕЛЬ.
Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы.
Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?
ДЕТИ.
В песне останется одна мелодия.
УЧИТЕЛЬ.
Эту мелодию мы можем с вами исполнить?
ДЕТИ.
Да, сможем. Голосом.
УЧИТЕЛЬ.
Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».
СЛУШАНИЕ ВОКАЛИЗА.
УЧИТЕЛЬ.
Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.
А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?
ДЕТИ.
Останется один только текст, т. е. – стихотворение.
УЧИТЕЛЬ.
Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».
УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ВСЛУХ БАСНЮ
Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта*, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы*;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
УЧИТЕЛЬ.
Назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.
(Дети называют слова: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.)
УЧИТЕЛЬ.
А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.
Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни, романсы и т.д.
Вот и сейчас я вам предоставляю возможность насладиться песней композитора А Арутюнова, на слова Семернина «Песня про чудака».
УЧИТЕЛЬ ИСПОЛНЯЕТ ПЕСНЮ
РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ
В нашем классе, между прочим, есть чудак.
Рассмешить его не можем мы никак.
Комедия в кино- смеются все давно,
Он скучает. И твердит одно:
ПРИПЕВ
«Не смешно ничуть – обычная игра,
И потом чуть-чуть серьёзней быть пора!»
Нас вожатый в воскресенье в цирк водил.
Рыжий клоун на арене всех смешил.
Его огромный зал улыбками встречал.
Все смеялись. А чудак молчал.
ПРИПЕВ.
Раз к нему на день рожденья мы пришли.
И подарок в день осенний принесли.
Коробку на порог поставили у ног,
А в коробке маленький щенок.
ПРИПЕВ
И под лай щенка
улыбку чудака увидал наш класс,
пожалуй, в первый раз.
Ха-ха, хи-хи, весёлые стихи.
Знают все давно ,
Смеяться не грешно.
- ИТОГ.
УЧИТЕЛЬ.
Сегодня на примере музыкальных и литературных произведений мы убедились, что связь двух видов искусства музыки и литературы очень важна.
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учебник. Стр.6-9, басню Крылова «Квартет» -наизусть, принести на следующий урок любое литературное произведение, где очень часто встречаются слова, относящиеся к музыке.
УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
5 класс разработка урока Что роднит музыку с литературой
Урок музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской...
Что роднит музыку и литературу. 5 класс
Конспект урока соответствуе ФГОС....
5 класс - Урок № 1 - Что роднит музыку с литературой
Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературыЗадачи урока Образовательные:· создать проблемную ситуацию через поиск ответов на ...
5 класс. Что роднит музыку с литературой.
5 класс. Что роднит музыку с литературой....
Дополнительный информационный материал для 5 класса, раздел "Что роднит музыку и литературу?", тема урока: "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
Информационный материал...
План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?"
План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?" по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д....