История русской духовной музыки XX века.
методическая разработка по музыке по теме

Миненкова Елена Юрьевна

Материал рекомендуется для использования во внеурочной работе, на уроке музыки с целью приобщения школьников к шедеврам русской духовной музыки. 

В конспекте рассказывается о судьбе хорового искусства на рубеже 19 и начала 20 веков, о таких гениях, как П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, П.Г. Чесноков, Г.В. Свиридов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Возрождение русской духовной музыки

Слайд 1. Сегодня мне хочется поговорить с вами о духовной музыке ХХ века. Это время тяжелое, неоднозначное, наполненное страданиями, кровью. Это время тяжелых испытаний – революций, двух мировых войн. Но парадоксально, XX век – это взлет культуры и искусства, в том числе и музыкального, пришедший к великим художественным достижениям.

Слайд 2 Видео Приидите поклонимся…

Стихотворение: Майков Аполлон «Когда гоним тоской неутолимой».

Слайд 3 В 17-18 веках на духовную музыку сильное влияние оказала европейская музыка, в частности немецкая и итальянская. Древние русские церковные традиции были практически утрачены, знаменный распев сохранялся лишь в монастырях. Ещё в XVII веке старинные знаменные распевы стали сменяться модными барочными мелодиями, а в XIX веке в некоторых столичных храмах православные молитвы исполняли на мотивы итальянских опер.

Слайд 4 Новый этап в развитии русской духовной музыки начался с появлением сочинений Петра Ильича Чайковского. В 1879 году он пишет «Литургию Святого Иоанна Златоуста». Литургия - главное христианское богослужение, цикл духовных песнопений. Литургия задумывалась не как концертное сочинение, а как часть церковной службы.

Слайд 5 Молитву «Отче наш» исполнит Государственный камерный хор Министерства культуры России. Дирижёр - Валерий Полянский

Слайд 6 Первое открытое исполнение Литургии состоялось 18 декабря 1880 года в собрании Русского музыкального общества в Москве в Колонном зале Дворянского (Благородного) собрания, и получило неоднозначную оценку. Публика не привыкла слушать в концертном зале произведение, которое раньше могло звучать только в стенах церкви. Чайковский проложил дорогу духовной музыки на концертную эстраду.

В основу Литургии Чайковский положил древние традиции знаменного пения, обрамив его средствами современной ему гармонии. Чайковский по праву гордился тем, что первым среди русских музыкантов своей эпохи «потрудился для восстановления первобытного характера и строя нашей церковной музыки».

Слайд 7 Традиции, заложенные Чайковским, получили продолжение в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова. Область духовной музыки привлекала композитора с первых лет творческой деятельности.

Сергей Васильевич подходил к сочинению церковной музыки как к сложнейшему творческому заданию, ощущая необходимость следовать определенным традициям, сложившимся в сфере духовного творчества.

С началом Первой мировой войны все планы Рахманинова, уже европейски признанного композитора, находящегося в расцвете таланта, изменились. Прекратились зарубежные гастроли, резко сократились и поездки по стране. События, происходящие в мире, тревога за судьбу родины побуждают его обратиться к корням русской музыкальной культуры — старинным церковным напевам, знаменному пению. В конце первого года войны, Рахманинов пишет Всенощное бдение, завершенное им в начале 1915 года. Первое исполнение «Всенощного бдения» было осуществлено Синодальным хором под управлением Н. Данилина. Публика восторженно приняла новое произведение Рахманинова.

Слайд 8 Сейчас мы услышим произведение из Всенощного бдения «Богородице, Дево, радуйся» в исполнении Московского камерного хора, дирижер Владимир Минин.  

Слайд 9 Сложилась традиция исполнять «Всенощное бдение» Рахманинова и «Литургию» Чайковского в дни смерти композиторов ведущими церковными хорами в храмах России. Однако после Октябрьской революции 1917 года новая власть начала борьбу со всеми религиозными проявлениями, и «Всенощное бдение» было надолго запрещено. С 60 по 90 годы это произведение не исполняли ни в одном концертном зале страны. Люди приходили в храмы, чтобы услышать то, что считают запрещенным искусством. Каждый год в апрельские дни в день празднования преподобного Иоанна Лествечника, которое почти совпадает с днем рождения и кончины композитора, в старинном храме Богородицы Всех Скорбящих Радость звучит Всенощное бдение Рахманинова. Эту традицию возродил митрополит Волоколамский Иларион Алфеев, председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, дипломат, оратор, богослов, писатель, телеведущий, еще и композитор, он окончил Московскую консерваторию. Именно митрополит Иларион воссоздал при своем храме Московский Синодальный хор в 90-х годах 20 века, он сочиняет духовную музыку, которая исполняется по всему миру, пишет книги.

Слайд 10 Послушаем что митрополит Илларион говорит о Всенощном бдении С.В. Рахманова.

Слайд 11 События Новейшей истории, начала XX в. стали трагическими для России и Русской Церкви и духовной музыки. Нет числа разоренным и оскверненным храмам, зверски убитых священников, насильственно убитых верующих людей, кощунственному поруганию святых икон и разграблению веками собираемых народных святынь, разрушению многовековых традиций.

Особой неистовой жестокостью в отношении к народу и Церкви отмечены 20-30-е годы XX в.  

Хоровая музыка, как искусство было одним из первых запрещено советской властью, и все образование в этой области было разгромлено. Композиторы терпели гонения и притеснения. Это самая первая была террористическая акция Советской власти против русского народа. Уничтожается Синодальное училище, Хоровая академия.

Слайд 12 Один из величайших гениев, скромный и невероятно глубокий мыслящий человек, композитор духовной музыки, регент, профессор Московской консерватории Павел Григорьевич Чесноков, написавший более 500 произведений для хора, был уволен с хоровой кафедры консерватории, ему запретили сочинять духовную музыку, запретили служить в храме регентом. Этот гений остался без куска хлеба, он умер от голода в 1944 году. Но он не отрекся от дела всей его жизни – от сочинения духовной музыки.

Слайд 13 Сейчас мы услышим песнопение Да исправится молитва моя П.Г. Чеснокова, которое звучит в храмах в дни Великого поста, в исполнении мужского хора Валаамского монастыря и солистки Елены Груздевой, руководителя детского ансамбля на Валааме.

Лишь в конце 20 века происходит возрождение приходов и монастырей, снятие негласных запретов на участие светских певцов в церковном пении, издание грампластинок и кассет с церковными песнопениями, опыты по восстановлению древнерусских напевов — все это привело к тому, что церковное пение получило в конце XX века наибольшее развитие.

Слайд 14 Еще один мыслитель, композитор, который большую часть своей жизни посвятил возрождению хорового искусства в России был Г.В. Свиридов. Характерной чертой в его хоровом творчестве стало чуткое внимательное обращение к слову.

В 20 веке возрождаются и хоровые коллективы, например: Хор мальчиков и юношей Хорового училища имени А.В.Свешникова, которые возрождают традиции мужского хора Государевых певчих дьяков.

В их исполнении прозвучит произведение Свиридова «Странное рождество видевше»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История русской духовной музыки. ХХ век.

Слайд 3

Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893) «Литургия Святого Иоанна Златоуста» (1879)

Слайд 4

Здание Благородного собрания Москвы

Слайд 5

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Слайд 6

Митрополит Волоколамский Иларион Алфеев председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, дипломат, оратор, композитор, богослов, писатель, телеведущий...

Слайд 7

Гонения на церковь 20-30-е годы XX в.

Слайд 8

Павел Григорьевич Чесноков (1877 -1944) - русский композитор, хоровой дирижер , автор широко исполняемых духовных композиций

Слайд 9

Возрождение хоровой музыки конец ХХ века Георгий Васильевич Свиридов (1915 -1998) советский и российский композитор, пианист.

Слайд 10

«Странное Рождество видевше » Хор мальчиков и юношей Хорового училища имени А.В.Свешникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская духовная музыка в детском хоре.

История, исследования, анализ....

"Святитель Игнатий Брянчанинов и русская духовная музыка 19-20 веков"

В этой работе подробно рассказывается о влиянии Святителя Игнатия Брянчанинова на композиторов русской школы, в частности на М. Глинку, а через него на Мусоргского, Чайковского, Рахманинова и т.д...

Влияние творчества А.Л.Веделя на развитие русской духовной музыки

Краткий обзор творчества композитора, значение церкви в музыкальной культуре, краткая аннотация произведения  "Покаяния отверзи ми двери"А.Л.Веделя....

Русская духовная музыка

Русская духовная музыка...

Истоки русской духовной музыки

Данный материал может быть использован как сценарий внеклассного мероприятия или урока музыки по теме "Русская духовная музыка".Основная цель – приобщение к многовековой духовной культуре русского нар...

Русская духовная музыка. Православные песнопения

Что такое молитва.  Что такое стихира. Что такое величание......

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ "РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ"

Предлагаю  методическую разработку урока в 6 классе по программе Критской, Сергеевой....